Из сб. Ах, любвизмы мои - разлюбвизмы
(цикл из восьми поэтических признаний)
ЭПИГРАФ – Отрывок из повести «СОКРОВИЩА АРАЛКУМА»:
Из жизни уходит загадочность «Незнакомки» Блока. Женщины становятся «витринами», сообщая о наличии того или иного преимущества перед другими «витринами». Они гордо несут соблазнительный бюст, тонкую талию, длинные стройные ноги и другие привлекательные части своей внешности.
«ПАСТОРАЛЬ»
Напевный есенинский стих,
Забытое Богом селенье…
И ветер в дубраве затих,
И ивы склонились в моленье.
Пастух звонко щёлкал кнутом,
Гоня непослушное стадо,
Над прудом сутулился дом,
Дымок, запах яблок из сада…
Чириканье звонкое птиц,
Кукушки прощальные слёзы.
И кажется - мир без границ,
И лето не сменят морозы …
А вечером стрёкот цикад,
Поющих об осени близкой,
Твой юный, мечтательный взгляд,
Ты веришь, что станешь артисткой.
Ты хочешь сердца покорять,
Ты будешь богатой и светской,
Твой принц не устал тебя ждать,
Твердишь ты с упрямством
по-детски.
Спокойный и тихий пейзаж
И мы в том нескошенном поле
Лежим и мечтаем про пляж,
Про яхту, бегущую в море.
Я их вспоминаю ни раз -
Тех дней чистоту и невинность.
Я думаю часто о нас:
Что если б тогда? …
Впрочем, это наивность.
*****
«ЕЩЁ ВЧЕРА…»
(городской романс)
Роняя листья, закружилась осень:
Ещё вчера зелёные деревья
Покрыла за ночь желтизна, как проседь,
Умчалось лето - в этом нет сомненья.
Ещё вчера кричали в поле птицы,
Готовя стаи к долгому полёту,
Им не нужны ни визы ни границы, -
Я слышал журавлей прощальный клёкот.
Ещё вчера мы верили в удачу,
Так беззаботно, весело шутили…
Прикосновенье губ твоих горячих,
Мы подчинялись страсти, мы любили.
Ещё вчера казалось всё возможным,
Ещё вчера ты пела под гитару…
Сегодня я уже тобою брошен -
Ты мне не пара, я тебе не пара.
Сегодня буду пить я, как сапожник,
Я в карты проиграю честь и славу -
Всё по тому, что я любви заложник,
Жить без тебя я не имею права.
Мне сердце рвёт цыганская гитара,
Кленовый красный лист горит, как искра…
Ты мне не пара, я тебе не пара,
Хотя ещё вчера мы были близки.
*****
«ПОДРАЖАНИЕ РОБЕРТУ БЁРНСУ»
(баллада)
Мы встречались с тобой на закате, друг мой,
Мы встречались с тобой на закате,
Я шептала: «Пойдём же скорее домой,
Ты не будешь жалеть о награде».
Мы прощались с тобой на рассвете, друг мой,
Мы прощались с тобой на рассвете,
Жарким летом и хмурой холодной зимой,
Чтоб нам в след не смотрели соседи.
Мы решили с тобой наши судьбы связать,
Мы решили связать наши жизни,
Чтобы вместе смеяться и вместе страдать
В дни торжеств и в дни скорби отчизны.
Но подул сильный ветер, вдруг ветер подул,
Он принёс запах пота и крови,
Протрубили гонцы, что нас враг обманул,
И судьба вновь нахмурила брови.
Ты пошёл защищать короля, милый друг,
Ты ушёл защищать королевство, -
Через год среди вдов и скорбящих подруг,
Заняла я почётное место.
Ты погиб и остался в далёкой стране,
Ты в чужой стороне похоронен,
И дрожат полуночные свечи в окне -
Мы почтим и оплачем героев.
Мы проплакали год, целый, год мой родной,
Я просила и солнце, и звёзды,
Чтоб нашёл ты дорогу, вернулся домой,
Но молить и просить было поздно.
Время может душевные раны лечить,
Время вытрет и высушит слёзы…
Я тебя постаралась мой милый забыть,
В прошлой жизни оставить все грёзы.
Я встречаюсь с другим на закате, друг мой,
Я прощаюсь с другим на рассвете,
Жарким летом и хмурой холодной зимой,
Чтобы вслед не шептались соседи.
*****
«НЕ ПОВЫШАЯ ТОН»
Ты в письмах часто пишешь про дожди,
Про стаи птиц покинувших отчизну,
Гадалка нагадала, жди - не жди,
Что радость в жизни переходит в тризну.
Отшелестел уставший листопад,
Гортанным криком откричали птицы…
Мы встретились с тобою невпопад
И невпопад задумали проститься.
Тебя дорога манит на восток,
Мой путь лежит по-прежнему на запад,
И в эсмээс сухая проза строк
Напоминает мне казенный рапорт.
Нам не сгорать, как свечи, при луне,
Не засыпать под птичий шум восхода.
И дело не в тебе и не во мне, -
Нельзя войти в одну и ту же воду.
Мы говорим, не повышая тон,
В любой разлуке виноваты оба.
В сердцах застывших поминальный звон,
Не торжества, не ревности, не злобы.
*****
MIDDLE – Отрывок из повести «СОКРОВИЩА АРАЛКУМА»:
На кусочек времени из моей бесполезной жизни я почувствовал себя счастливым, растворяясь в тепле её только проснувшегося нежного тела. И я сказал на родном ей языке: «Мен сени севамян». Слова, которые звучат прекрасно во всех странах мира: «Я тебя люблю».
- С сегодняшнего дня переходи на «гурбек».
Она поняла мой намёк на предстоящую свадьбу и улыбнулась. В прежние времена невест в Каракалпакстане сажали перед свадьбой на месячную диету – дыни «гурбек» и лепёшки. По словам стариков, помнящих этот обычай, к свадьбе невесты были стройны, как молодые деревца, быстры, как лани, и белокожи, как только выпавший снег.
«НАД ОЗЕРОМ …»
Над озером звучит церковный хор,
Поют акафист в деревенской церкви,
Так много лет прошло с тех юных пор,
Как у ручья срывали ветки вербы.
Когда шептали мы: «Христос воскрес»
И в губы троекратно целовались,
Я слыл в округе первым из повес,
Но всех забыл, и мы вдвоём остались.
Гуляли в поле, рвали первоцвет,
И трели соловья для нас звучали,
Встречали вместе на реке рассвет,
Цветы сирени нас с тобой венчали.
Но видел я тоску в твоих глазах,
Ты всё хотела покорять столицы.
Тебе в любви я клялся даже в снах
И от тебя любви мечтал добиться.
Ты возвратилась через много лет:
Вход заколочен и забиты окна,
Лишь соловей всё также шлёт привет,
И так же сено под дождями мокнет.
*****
«ДАЛЬНОБОЙЩИЦА»
Кто-то захотел вынуть сердце,
Кто захотел плюнуть в душу…
Ты стоишь у трактирной дверцы
Всем ветрам, всем дождям послушна.
Что забыла в краю замёрзшем
Между льдом и густым туманом,
Между пиво-водочным ёршем
И иглою самообмана?
Не за тем собиралась в город,
На прощанье целуя маму,
Что б слеза катилась за ворот,
Превратив мечту в мелодраму.
Ты всегда была в школе первой,
О любви стихи сочиняла…
А теперь разболтались нервы,
Жизнь мечтаешь начать сначала.
Воспеваю мадонн дороги:
Вас тверские, брянские девы,
Вас, споткнувшихся на пороге,
Дочерей согрешившей Евы.
*****
«НОЧНОЙ РАЗГОВОР»
Лоб приник к стеклу оконному:
Одиноко месяц светит.
Ночи линии иконные
Разметал повсюду ветер.
Фонарей ряды нестройные
Потерялись в переулках.
«Си-ля-соль»,- рояль расстроенный,
Где-то жалуется гулко.
Танец света - танец сказочный,
Тают, оплывая свечи.
Улыбнётесь вы и скажите,
Что и наш роман не вечен,
Что сгорает всё во времени,
Расцвести не успевая,
Что ложится тяжким бременем
Наших судеб тайна злая.
Рамки давят, мол, привычные,
И манят другие дали….
Просто мы с тобой обычные,
Просто мы с тобой устали.
*****
«РАНИМЫ»
Я вновь привыкаю бояться любви,
Как в бурю на скалы плывут корабли,
Так наши сердца через мрак непогоды,
Уносят всё дальше в нейтральные воды
Невзгоды, невзгоды, невзгоды…
Нейтральные, значит не я и не ты,
Ничейные, значит сгорели мосты,
Необщность, она разделила дороги.
Неясность пути – в кровь разбитые ноги.
Пороги, пороги, пороги…
Послать вам письмо потянулась рука,
А взгляд в потолок: ни петли, ни крюка.
От боли кричу, но не слышно не звука.
Кровь бьётся в висках, как осенняя скука:
Разлука, разлука, разлука…
Я ночью уехал в последний маршрут,
Часы барахлят, расписания врут.
Зачем я спешил? Поезд катится мимо,
Нейтральность, ничейность - не преодолимы.
Ранимы, ранимы, ранимы…
*****
ПОСТСКРИПТУМ – Отрывок из повести «СОКРОВИЩА АРАЛКУМА»
В наше пресное время никто не хочет разгадывать загадки женской души, которая в среднестатистическом выражении намного содержательнее мужской. Все спешат вскрыть содержимое и узнать обо всём сразу. Только дано ли нам узнать, а главное, понять то, что мы узнали?
Судьба свела меня со Светланой. Я многое знал о ней, но так и не смог постичь загадку её души. Силу её характера, превосходящего в своей целеустремлённости наши, потрёпанные эпохой, хвалёные мужские качества.
END
ВЛАДИМИР БРИСОВ
Свидетельство о публикации №110041904940