Сергею Есенину

    Акафист мученику Сергию Рязанскому
Примечания к акафисту тут:
http://www.stihi.ru/2018/05/26/8354

 "Акафист принадлежит к жанрам псалмодики- христианской духовной поэзии, продолжающей традиции ветхозаветных песен псалмов и новозаветных од.
Цель написания акафиста была показать Сергея Александровича с хорошей стороны в противовес лжи, клеветы, хулы и всей другой грязи, обрушивающейся на него при жизни и после смерти. "
 
Кондак 1

Избранный от Небеснаго Царя воспевати о правде Божией народу,
Ныне в лике мучеников предстоиши Царю Славы и молишися за Россию,
Ею же паче Рая Небеснаго возлюбил еси,* и о людех Российстих почитающих тя;
Моли избавитися нам от скорбей и напастей, да зовем ти:
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Икос 1

В день игумена Радонежского родивыйся,
во крещении имя его получивый,*
иерей бо матере твоея рече: Твой сын отмечен Богом.**
Мы же воспеваем ти:
Радуйся, при живой родительнице сиротство познавший,************
Радуйся ,на воспитании у родителей матери бывший,
Радуйся, Российстии монастыри в отрочестве посетивший,***
Радуйся, отцом матери в вере наставляемый,****
Радуйся, службу Божию и пение любивший,*****
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 2
Кормилец престарелым родителем был еси,
всех любовию покрывая,
обидчикам прощение и помощь тайно подавал еси
заповедь Христову исполняя
воспевал еси Богу :Аллилуия.

Икос 2

Благословение имевый стихарь носити
на Божественней службе шестопсалмие возглашал еси гласом своим людем.
дабы слышали слово Божие .
Мы же вопием ти:
Радуйся, псаломщиком служивый,*
Радуйся, до смерти с Библией не разлучавыйся,**
Радуйся, все на память Святое Писание знавый,***
Радуйся, обретший жемчужину родного слова,****
Радуйся, обреченный на заклание за Россию, за Иерусалим сошедший с неба,*****
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 3
Внешностию ангельскою в ярость приводил завистников дара твоего,*
не сокрыл еси талант от Бога данный в землю.
но преумножил его на поприще служения людем Божиим словом.
Мы же удивляющеся дарованию твоему вопием Богови:: Аллилуия.

Икос 3

Любить всех людей призывающий:
преступников, лжецов, страдальцев, праведников
и угнетателей не клеймить позором,
а обнаруживать ласкою жизненные болезни людей…
Что мне блага мирския? - другу своему писавший.*
Мы же наставления твоя читающе вопием ти:
Радуйся, сердцем своим не лгавший,
Радуйся, чистоту души своея покаянием сохранивший.
Радуйся, ночами в молитве к Богу возносивыйся,
Радуйся ,яко свеща на подсвещнике горящая,
Радуйся, освещающий безлиственные души**
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 4
В Царстем Селе пребывая,
в санитарном батальоне воином служил еси.
Сподоблен был явитися пред Царственные мученицы
и им стихи своя читавый.
награжден бысть от земной царицы часами златыми,
Любовию к Небесной Царице наполняемый
воспевал еси: Аллилуия.


Икос 4

Богородицу в стихах воспевающий *
и в покров Ея с рождения веривший **
решил себя узами семейными связати:
Не нашел единственной:
ту в которой тот же свет.
И которой в мире нет.***
Мы же воспеваем ти:
Радуйся, ласки материнския лишенный,
Радуйся, неудачи в семейной жизни терпевый,
Радуйся, Божью Матерь возлюбивый,
Радуйся, в сердце Господа носивый,****
Радуйся, безумием мнимым безумие мира обличил еси,*****
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 5

Всех милуя, и любя тварь бессловесную,
птиц Божиих хлебом в голод напитавший,
и другую тварь Божию жалеющий,
и животныя любляше тя безмерно
чистоту души твоея чувствуя,*
мы же поспеваем Богу:
Аллилуия.



Икос 5
В Феодоровом Соборе на Божественней службе
с семейством царским молился еси о спасении государтва Российскаго, *
ныне с Царственные мученики предстоиши престолу Царя небеснаго.
Мы же чаем тя, молитвенника о душах наших вопием ти:
Радуйся, добродетели своя скрывающий,
Радуйся, со смирением все принимающий,**
Радуйся, душею своею о небесах грустивший,***
Радуйся, к вратам Господним привести себя желавший****
Радуйся, достигший Царствия Небеснаго
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 6

Царю и отечеству на верность присягавый ,*
в декабре года семнадесятого
через осемь лет в той же день палачами терзаемый
воспевал еси Богу: аллилуия.

Икос 6

Смысл жизни своея открывая-
Божьей дудкой называл еси себя, *
мы призванию твоему удивляхуся вопием ти:
Радуйся, жизнь свою за песнь отдавший,**
Радуйся ,не имевший где главу преклонити,
Радуйся ,пиджачных бесов победивший,***
Радуйся, за правду страдавший,
Радуйся, поношения и клеветы не боявшийся,
Радуйся,мучениче Сергие, предивный песнословче.
.

Кондак 7

Путешествовый по странам дальним,
людскому безбожию удивляхуся *
веру во Христа Бога Нашего исповедовал еси, **
и тоскуя по России воспевал Богови песнь: аллилуия.

Икос 7

В лютую годину сорок тысящ иереев убиены быша,*
В лике мучеников пред Царем Небесным предстояще
Ты же другови Александру обретоша слугу Божьего
для молитв погребальных**
.мы же удивляхуся бесстрашию твоему
и вере в жизнь вечную вопием ти:
Радуйся, над могилой друга рыдавший,
Радуйся, где иерея обрести знавший
Радуйся, верящий в жизнь вечную
Радуйся, молитвою друга напутствовавший,
Радуйся, не могущий себя погубити
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.


Кондак 8

Страстьми боримый человек живый бяше,
слезное покаяние Богу ночами приносивый. *
И в стихах перед народом каяся,
воспевал, якоже псаломщик над родимой страной :аллилуия.**

Икос 8

Весь бе в Вышних, не имаши друзи среди людей,
а иному покорися Царству,*
главу златую на плаху возложивый, **
оскорбления, заушения, биения претерпел еси.
Мы же удивляхуся терпению твоему вопием ти:
Радуйся, жертва вечерняя Богу приятная,
Радуйся, яко благая мира сего презрел еси,
Радуйся, Яко богатство нетленное обрел еси,
Радуйся, в лик добропобедных мученик приятый,
Радуйся, аки добрый воин к воинам небесным сопричтенный,
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 9
Всякое наслаждение плотское возненавидев*, Сергие блаженне,
единаго Бога всем сердцем возлюбил еси
яко источника всякия благости,
тем же и Господь тя возлюби
и обильно щедроты своя на тя излия,
да мы к заступлению твоему прибегающе
и скорую помощь от тебе приемлюще
благодарственно вопием: аллилуия.

Икос 9

Ветии многовещаннии не довлеют
глаголати вся подвиги твоя ,благоутробне Сергие,
ибо доброта жития твоего сокрыта была от очес человечестих,
обаче мы любовию к тебе побуждаеми,
дерзаем смиренно хвалити тя пением таковым:
Радуйся, страны нашея благодатное украшение,
Радуйся, любящих и чтущих тя пред Богом ходатаю,
Радуйся, обидимых добрый заступниче
Радуйся, ревновавший о даре пророчестем,*
Радуйся, Иеремии Пророку сопесенниче**
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 10

Буйствовал немало гневом
Богохульныя стихи Демьяна Бедного читавый
и ничтоже сумнящеся написал ответ «евангелисту»,
посрамляя хуления его,
страдания же Христовы величая
в безбожной России воспевал еси Богови: Аллилуия.

Икос 10

Желание имевый умрети под иконами в русской рубашке,
не сподобился еси сего,
за грехи народа тяжкие, за неверие в благодать,*
обагрил еси кровию своею и приял венец мученика
из руки Сына Божия, тем же вопием ти:
Радуйся , не склонивший главы пред палачами,**
Радуйся , в темницех томившийся,
Радуйся , на Голгофу возшедый,***
Радуйся , яко имя твое очищено от скверны,
Радуйся , любимый народом своим,
Радуйся , вся Россия память твою празднует,
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 11

Любовию людскою при жизни озаряемый,
Завистником-Боговидцем нарицаемый,*
гонителями притесняемый.
По убиении твоем, оклеветан быша властителями богохульными
и к самоубийцам тя сопричтоша.
люди же мучеником тя почитающе,
сохраняше в тайне портреты и стихи твоя
воспевая Богу :Аллилуйя.

Икос 11

Воздал Господь отмщение за смерть твою убийцам,
вси страшную гибель прияша и во ад снидоша.*
Мы же память твою празднующи воспеваем:
Радуйся, любимиче всенародный,
Радуйся, поэзии великий Златоуст.
Радуйся, «монах» прозвище имевый,**
Радуйся, за Россию душею болевый,
Радуйся, закланию своему ,***
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.


Кондак 12

Лики мученик за тобой приидоша,
за стихи твоя и песни по темницам терзаемы.
отовсюду гонимые, расстреляны быша.
С тобою в Небесном Царствии воспевают Богови: Аллилуия.

Икос 12
Воине добрый Христов, вся жизнь твоя борение бысть,
каждый день карабкался ты в небо,
каждый день срывался падая в пасть заката, *
мы же грешнии тя почитающе вопием ти:
Радуйся, для Райского сада рано созревший
Радуйся, Господа узревший
Радуйся, венец прияша нетленный
Радуйся, мучителей низложил еси,
Радуйся, сокрушиша демонов немощныя дерзости**
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 13

Светлый ангел земли Россистия бысть;
немолчными усты своими правду возглашающий народу,
земным житием своим страдания претерпевый.
ныне же в Небесном Иерусалиме радуешися
и вопиеши Богу: Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Сей кондак глаголи трижды, затем икос 1 и кондак 1
 


Рецензии
Ака́фист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Честно скажу, жутковато читать это произведение. Сергей Александрович, конечно, прекрасный поэт, но это не делает его святым, это разные вещи.

Мне лично неприятно, что церковное песнопение - очень серьёзная вещь - воспевает кого-то незаслуженно. Ну, я воспринимаю это как святотатство и профанацию такого рода песнопений. Это все равно, что мы сейчас начнём друг с друга иконы писать. Как-то так.

Светлый ангел земли Россистия бысть;
немолчными усты своими правду возглашающий народу,
земным житием своим страдания претерпевый.
ныне же в Небесном Иерусалиме радуешися
и вопиеши Богу: Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Под этим должны очень веские основания быть, что человек именно там находится. Мощное духовное дезориентирование получается в итоге.

То есть, одно дело написать стих или эссе, выражающее такую точку зрения, а это совсем другое. Формы церковного прославления не должны быть так вольно используемы.

Наталья Ковылина   26.05.2018 11:25     Заявить о нарушении
У меня с духовным ориентированием все в порядке, могу Вас заверить.
Форму выражения своих мыслей- я вправе выбирать сама.
" Устав говорит только о Великом акафисте, который читается на утрене праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота 5-й седмицы Великого поста)."
Появление гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресвятей Богородице, имело место лишь на исходе византийской эпохи.

Старший список Акафиста Иисусу Сладчайшему датируется XIII веком; славянский перевод осуществлён в XIV веке, автор гимна неизвестен. Атрибуция иноку Феоктисту Студиту (IX век) — автору канона при этом Акафисте — или митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу (XI век) сомнительна. Существует предположение, что создание Акафиста Иисусу Сладчайшему связано с афонским монашеством конца XIII — начала XIV века, практикой исихазма и трудами преподобных Никифора Афонского (Исихаста) и Григория Синаита. Подтверждением служат древнейшие рукописи греческого подлинника и славянского перевода этого акафиста, найденные в библиотеках афонских монастырей.

Дальнейшее развитие жанра акафиста связано с именами Константинопольских Патриархов Исидора I Вухираса (1341—1349) и Филофея Коккина (1353—1354, 1364—1376). На славянской почве известны семь гимнов Патриарха Исидора, озаглавленных как «Икоси, подобны акафисту, творение Святейшаго Патриарха Новаго Рима, Константина града Кир Исидора». Это акафисты архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю и Чудотворцу Николаю, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолам Петру и Павлу, двенадцати апостолам.

Патриарху Филофею усвояют два акафиста: Всем святым, в составе одноимённой службы (греческий оригинал и церковнославянский перевод), и Живоносному Гробу и Воскресению Господню (церковнославянский перевод, с припевом: «Радуйся, Живоносный Гробе, из негоже Христос воскресе тридневен»). Кроме того, ему принадлежат молитвы, читаемые после Акафиста Иисусу Сладчайшему («Согреших, беззаконновах, неправдовах пред Тобою») и Пресвятой Богородице («Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Пренепорочная»).

В XIV веке был написан акафист, никогда не имевший литургического применения, — переложение Акафиста Пресвятой Богородице ямбическим триметром, сделанное придворным поэтом Мануилом Филом. Последний из известных акафистов византийской эпохи принадлежит Иоанну Евгенику (1-я половина XV века). Это Акафист апостолу Иоанну Богослову.

В греческой Церкви продолжали слагать новые акафисты; большое число текстов было написано гимнографом Герасимом Микраяннанитом.

Жанр акафиста получил широкое распространение в Русской православной церкви в XIX и начале XX веков. По данным Алексея Попова («Православные русские акафисты…»), к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 158 акафистов, около 300 было отвергнуто.

Послереволюционное время гонений было временем акафистов, поскольку акафист можно читать и при отсутствии священника. Как отмечает историк Алексей Беглов, акафисты стали наиболее распространенной формой упрощенных домашних богослужений в СССР, совершаемый в отсутствии священника и вообще людей, знающих богослужебный устав[1]. Акафист имеет небольшой объём, поэтому его легко копировать, к тому же существенная часть акафистов написана на русифицированном варианте церковнославянского языка, и их легко воспринимать на слух. Если в дореволюционную эпоху появление новых акафистов несколько сдерживала цензура, то в XX веке акафисты создавали и распространяли в машинописных копиях очень активно[2].

Новый всплеск акафистографии наблюдается в конце XX — начале XXI века. Ежегодно появляется до 40—50 новых церковнославянских акафистов. Последние обновления на сайте «Акафист»[3] датированы сентябрём 2015 года. Среди наиболее плодовитых авторов — Евгений Храповицкий и Александр Трофимов.

Помимо церковнославянских акафистов, имеется несколько сотен акафистов на других языках: греческом, румынском, сербском, английском, французском, болгарском, украинском, польском, грузинском, русском, чешском, словацком, новогреческом. Общее число оригинальных акафистов на разных языках, по данным священника Максима Плякина, превысило 1800.
Нормативные церковные документы об употреблении акафистов
14 мая 2018 года Священный Синод Русской православной церкви, рассмотрев практику употребления акафистов в Русской православной церкви, постановил[4]:

2. Отметив, что, с одной стороны употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого посты, а с другой — в богослужебной практике используются и иные акафисты, подчеркнуть, что по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им».

Вера Новоселова   26.05.2018 21:17   Заявить о нарушении
Канонический акафист-один, остальное-народное творчество-одобряемое или нет-Церковью, и ее представителями.Безусловно-песнь любви, святым.
Святость же-появляется не в результате-церковной канонизации,что очевидно, а в результате жизни. Безгрешным был только Христос. Остальные святые-грешили все-абсолютно,хоть и по разному, что не мешало им стать святыми в разных рангах, кто мучеником, кто преподобным, кто праведным и.т.д.
Я писала свой акафист-не для церковного прославления, а в противовес тому дерьму, что льется на поэта- и сейчас, вышла уже масса книг о нем, его вере, и светлом образе.В любом случае- вреда от моего творчества никакого- а польза есть.

Вера Новоселова   26.05.2018 21:21   Заявить о нарушении
Примечания к акафисту
http://www.stihi.ru/2018/05/26/8354

Вера Новоселова   26.05.2018 21:28   Заявить о нарушении
Мой акафист упоминается в журнале московской патриархии
http://www.e-vestnik.ru/analytics/hvalebnye_gimny_podvizhnikam._3279/?m=print
Хвалебные гимны подвижникам. Современные особенности акафистного творчества
ЖМП № 6 июнь 2010 / 15 июля 2011 г.

http://www.e-vestnik.ru/analytics/hvalebnye_gimny_podvizhnikam._3279/

священник Феодор Людоговский, диакон Максим Плякин


Вера Новоселова   27.05.2018 23:42   Заявить о нарушении
Да что же в этом-то хорошего?! Это печально...

Наталья Ковылина   28.05.2018 16:33   Заявить о нарушении
При этом гимнографическое почитание несомненных подвижников веры, чье прославление Церковью в будущем вполне вероятно, соседствует с написанием молитвенных текстов в честь людей, святость которых не столь очевидна, а то и прямо отвергается Церковью.

Так, несмотря на резкий отказ Синодальной комиссии по канонизации святых в прославлении иеросхимонаха Сампсона (Сиверса)[11], акафист ему продолжает тиражироваться как в бумажных, так и в электронных публикациях. Созданы акафисты Сергею Есенину (рефрен: «Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче...») и Игорю Талькову (рефрен: «Радуйся, возлюбленное чадо Божие Игоре, о преславнем таинстве Любви Христовой...»).

Цитата из вышеприведённой статьи.

Наталья Ковылина   28.05.2018 17:18   Заявить о нарушении
В принципе, речь о том, что часть этого творчества стихийная, по самочинию, иногда совпадет с последующим прославлением, иногда нет.
Естественно, запретить писать что-либо невозможно, запретить читать, распространять. Я видела икону Иоанна Грозного, и существует довольно много людей, желающие его прославить.

Во всем этом я чувствую большую странность, мягко говоря.

Конечно, не все канонизированные реально святые, не исключено, что кого-то прославили по сиюминутным политическим мотивам, люди есть люди во все времена. Но все же канонизация предполагает серьёзное рассмотрение, анализ, и там есть основание, очень мощный аргумент, а почему мы, собственно, обращаемся к этому человеку, в каком конкретном аспекте даже.

А так это стихийное творчество просто. Давайте, я Вам акафист напишу?))) Шучу, конечно.

Наталья Ковылина   28.05.2018 17:32   Заявить о нарушении
Ага, стихийное, из пальца высосанное...
Каждый судит по себе.
Ваше творчество может быть и такое, мое-обдуманное и выстраданное, в муках-рожденное.
Всего Хорошего.
Что бы писать акафисты-должен быть духовный опыт и умение видеть то, что другим недоступно.

Вера Новоселова   28.05.2018 19:11   Заявить о нарушении
А какой музей Вы имели ввиду? Я знаю, в районе Серпуховской хотели сделать. Потом ещё маленький музей, посвящённый Есенину и Гагарину - его создатели решили, что это два схожих по своей внутренней сути человека. Это на Достоевской.

Наталья Ковылина   28.05.2018 21:59   Заявить о нарушении
http://esenin-museum.ru/contacts Была 10 лет назад, акафист написан 12 лет назад. Если ничего не перевесили, посмотрите, там висят иконы пророков в деисусном написании, если Вы понимаете о чем я, то есть обращение в молитвенной позе, что висит между двумя иконами?

Вера Новоселова   29.05.2018 08:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.