Самосуд

САМОСУД


"Жизнь - это битва с троллем
в пещере души пустой,
творчество - это воля
суд вершить над собой…"

Х. Ибсен
(пер. П. Мамонов)



Внимание, внимание! Всем, всем, всем! Прочитай и передай товарищу, партнёру, коллеге, начальнику, однополчанину, соседу, родителям, детям, одноклассникам, учителям, любовницам и бой-френдам, собутыльнику и сокамернику, недругу и другу, прохожему и постороннему, просто человеку. К тебе обращается
-- учреждение срочного интеллектуального реагирования --
-- революционная ячейка передовой скучающей части общества --
-- клуб по производственным интересам во время обеденного перерыва --
-- лобное место здравомыслящей  русской словесности --
«САМОСУД»!
Это поэзия, проза, любые литературные сочинения, игра, психологический практикум и литературные бесчинства, а также придирки, хула, стёб, критика, отзывы, рецензии, суд, пародирование, обструкция, глумление, пытки и безжалостное линчевание литературных сочинений, а также лоботомия и оперативное хирургическое вмешательство.
* Производится всеми, кто считает себя умнее, или вправе судить автора.
* Здесь никого не хвалят и не ругают просто так, здесь говорят то, что думают, если такая способность не атрофировалась.
* Лекарства, лавры, забвение авторы прописывают себе сами, здесь предлагается только соприкосновение с реальностью.
* Глупые, заведомо оскорбительные, неадекватные, неоправданные суждения не принимаются. Так же как и всякий бред или мусор.
* «Нравится» - «не нравится» (без аргументации) - это тоже мусор.
* Вы всегда найдёте тех, кто вас похвалит, здесь те, кто скажет вам правду.
* Это способ выживания здоровой, интересной, нескучной, сильной, настоящей литературы.
* Это возможность избавиться от стереотипных иллюзий по поводу искусства, творчества, своего эго.
* Это нужно не всем, некоторым просто противопоказано.
* Это непримиримая война с графоманством! И в себе и в других! По всей строгости здравого смысла, вкуса и правды!
* Это игра - попробуй раздолбать.
* Это игра - попробуй сочини здорово.
* Это раздолбайская компания тех, кто пытается сочинять здорово.
* Антидепрессарий это.
* Анатомический театр души и мозга.
* Обижаются - дураки.
* Мнения типа "сам дурак" – неконструктивны.
* Жизнь на этом не кончается!
* Аминь. Всем хорошего настроения.

Правила игры «Самосуд» :
1. Сочини гениально.
2. Представь своё произведение.
3. Выскажись по поводу произведений других авторов, если есть что сказать.
4. Восприми критику с пользой для себя и сочини ещё лучше.
5. Никаких ограничений ни по каким признакам – только талант, который сам за себя отвечает своим произведением, только искренние, взвешенные, толковые и остроумные мнения, только гениальные и шедевральные произведения!

Наверное, для чересчур щепетильных в вопросах стиля читателей, следует оговориться, что всё это – не лишено юмора, иронии, самоиронии, пародийности и самопародийности, парадоксов, и, даже, так не любимых нами абсурда и романтики. Администрация клуба «Самосуд», признавая за каждым автором свободу самовыражения, старается следовать принципам этой свободы, даже, если где-то это расходится с самими административными принципами, в данном случае – мы предлагаем отнестись к нам как к целостному литературному произведению, достоинства которого мы и предлагаем вниманию читателя, которые могли бы показаться сомнительными, если расценивать содержание разрозненно.
Тема наша – альтернативный взгляд на современную литературу как процесс, вышедший за рамки традиционных изданий – книг, журналов, официальных литературных объединений, академических школ.
Когда-то, давным-давно, когда не было ещё никаких изданий, писательских союзов, филологических факультетов, литература рождалась на улицах, в песнях, речах, театрализованных действах.
Сегодня, благодаря Интернету, в том числе, мы можем наблюдать обратное движение творческих сил, неудовлетворённое форматом писательских союзов, выходящее за рамки филологических школ, не находящее себе места на страницах печати. Конечно, проще всего было бы откреститься от этого явления, остаться в своём привычном мирке традиционных вкусов, стилей и жанров. Если бы не одно НО. Количество пишущих на просторах Интернета уже столь велико, что традиция ощущает себя не просто в меньшинстве, а возникает закономерный вопрос – куда мы идём, куда движется литература, где сегодня происходит самое главное, самое интересное в области языка, речи?
Насколько серьёзен, правомерен этот процесс стихийного лавинообразного творчества, насколько он жизнеспособен, прогрессивен, необратим, каково его влияние на литературу традиционную, каковы его особенности, признаки? Чтобы прикоснуться к этой теме мы не стали собирать мнения уважаемых критиков, литераторов, мы не созвали культурологический совет, не занялись статистикой и исследованиями. Мы пытаемся дать слово самим авторам. Мы пробуем сделать невозможное – сыграть в игру – попытаться вернуть этих, безусловно одарённых и талантливых личностей на свет и посмотреть, что из этого выйдет. Для этого мы не проводили опросов и не создавали реестров. Мы выбрали подход, показавшийся нам интересным, субъективно, как и всё, что вокруг, но ответственно, как всё, что делается у нас. Это – «Самосуд».
Авторы «Самосуда» представляют себя сами и сами говорят за себя. Пусть читателей не удивляют их имена. Мы вступаем на их территорию и вместе побываем в их мире, который, может быть, нисколько и не отличается от нашего.
Название клуба – не случайно. Слова великого скандинавского писателя, вынесенные в эпиграф  – это один из непреложных законов искусства. Только способность самого художника осознавать себя, своё место в мире, постигать своё дарование,  достоинства и недостатки своего таланта, делает его художником, а не случайным самородком-однодневкой, позволяет ему развиваться, совершенствоваться, искать, находить, чувствовать творческий голод и творческое удовлетворение, создавать произведения искусства, жить в пространстве искусства и претендовать на вечность.

Вместо запоздалого предуведомления. Необходимо объясниться. Выяснить отношения, «выйти поговорить».
Оружие выбирает читатель. Первый выстрел за публикой. Все трупы на совести авторов «Самосуда». Пленных не берём, не сдаёмся, не отступаем, но и победить никого не хотим.
Безусловно, удобно и комфортно расположившись в литературе, мы и не думали идти на компромиссы, ограничиваться рамками, подстраиваться под формат. Поэтому и закономерно то состояние шока, в которое, скорее всего, повергнут прилежный читатель, познакомившись с нами. Тем не менее, это не совсем та реакция,  на которую мы обычно рассчитываем в своей естественной среде. Всё-таки разница в способах выражения и возможностях восприятия, взаимодействия здесь у всех нас и Вас существенна. Поэтому имеет смысл расставить кое-какие точки над i.
Всё художественное движение клуба «Самосуд» заключается в размещении литературных произведений и их обсуждении под определённым углом зрения. Наша особенность – возможность одновременного взаимодействия, автора и читателя, т. е. «прямого эфира». Сам формат этих обсуждений, несмотря на письменную форму, на самом деле ближе к разговорному языку, нежели к эпистолярному жанру.
Если Вы читаете о нас впервые, то сегодня у нас с Вами и у каждого из нас с самим собой – первое совместное заседание клуба, первый консилиум, первая вечеря в новом формате. Поэтому мы решили не выдавать на-гора сразу всю деятельность нашего Учреждения, жалея неподготовленного читателя, и предлагаем познакомиться лишь с основами нашей работы, борьбы, игры... Это наш крик. Обращён он к тем, для кого почивание на лаврах своего графоманства или мнений ближайших друзей и родственников – недостаточно, тем, кто хочет справедливого возмездия за свои попытки заниматься литературным трудом и подлинным творчеством.
Это главное в нашей работе, что выгодно отличает нас от всех. Мы не стараемся хвалить, хотя никогда не отказываемся от восторгов по поводу того, где они уместны. Мы позволяем себе ругать, придираться, разносить в пух и в прах, линчевать, приговаривать и пророчить. Не без интеллигентности, насколько это нам свойственно, не без юмора, не без корректности. Чисто литературной критикой, даже в самом жёстком её варианте «Самосуд» назвать нельзя. Приходится пользоваться также публицистическими, философскими, театральными, игровыми, религиозными, психиатрическими, юмористическими методами, чтобы возыметь должное воздействие на авторов, чьи заблуждения относительно себя или собственных произведений переходят всякие мыслимые границы, или, наоборот, чья гениальность требует горючего, лекарств, пинков, а также сексуальных ласк и прочих возбуждающих средств.
Сегодня мы только знакомимся. Сегодня – лишь несколько слов, прошедших все круги «Самосуда» из разделочной «Нормально», программа деятельности из пантеона «Миссия», несколько своевременных мыслей из кунсткамеры «Патологии», несколько фрагментов из «Принципов Нормальной литературы», являющихся основой для аргументации в хирургической «Катехезис», лишь несколько выстрелов из тира «Приёмная».
Запасайтесь терпением. Вам предстоит пройти через многое. Отчёты, накладные,  расходные ведомости, квитанции об оплате, бюллетени, выписки анализов, истории болезней, диагнозы, загадки, анекдоты, кроссворды, афоризмы, поговорки, прибаутки, нескладушки, побрякушки… Вам предстоит самим определить – что же такое современная русская литература.
Так что же такое «Самосуд»? Это уровень зрелости автора, способность его распорядиться своей силой, своим даром.

http://vkontakte.ru/club11706160

Ооо Игнатий, Санкт-Петербург, 2010 г.


Рецензии