36. Заметки на полях сражений 876-900

                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет



876. Как известно, в России есть две степени отсутствия денег: «денег нет» и «денег нет совсем». Многие из нас на свой шкуре испытали первую степень, но практически все морально созрели для второй…

877. Все люди – рабы. Одни – добровольцы, другие – по принуждению. Добровольное рабство приятнее – если ты почувствуешь себя рабом-добровольцем, то будешь более счастлив.

Все верующие считают себя рабами божьими и от этого не страдают. Они верят в то, что сами для себя придумали, понятия не имея о том, что всё за них уже давно придумали хитрые попы.

878. Знаменитые братья Жюль и Эдмон Гонкуры однажды сказали: «Движение живых существ всего мира сводится к непрерывной циркуляции навоза…»

879. Очень люблю перечитывать словари Даля и Ожегова. Столько интересного узнаёшь о русском языке! Вот, например, покойного на Руси называют усопший (измененная форма от усохший). Это забавно уже само по себе, но ещё забавнее и гениальнее звучит краткая форма: усоп. Кстати, в словаре С.И. Ожегова в примере, раскрывающем значение этого слова, написано следующее: «Почтить память усопшего (сущ.)». Не забавно ли, что «усопший» для русского языка – существительное, то есть всё ещё существующее?

880. Философ Блисс Карман (ударение на первый слог) как-то сказал, что самое прекрасное в природе – это отсутствие человека.

881. В конце концов, чтО в мире не фрагментарно – в мире, наполненном обломками храмов, идей, судеб?

Почему фрагментарность? Потому что она лучше всего соответствует хаотичности, изменчивости, незавершённости, неустойчивости мира.

Те, кто знают, чего хотят, плохо выражают себя: у них есть цель, а, следовательно, и идеология. Мне же близок человек без свойств – без стандартов, без готового платья-униформы, без программы, без цели, формула которого «Не знаю, чего хочу!» Ибо когда знаешь, быть крови…

882. Великому художнику дано право высшей судебной инстанции. Он не должен зависеть от интереса к нему. Только то общество, которое обеспечивает художнику условия для полной и безусловной реализации, может считать себя передовым.

883. Люди к единой цели
разным путём стремятся.
Так почему же я должен
быть непременно твёрдым?

Это сказал один умный китаец Цюй Юань ещё в IV веке до нашей эры…

884. Восстаёт лишь тот, кто не в состоянии приспособиться, приноровиться, гнуть шею, пресмыкаться, лизать, юродствовать, лицемерить, лгать.

Слава не умеющим приспособиться! Они и есть культура…

885. Чтобы жить в наше время, не умирая, в 20, 30, 40, чтобы не стать мизантропом, неврастеником, психопатом, чтобы не выйти с оружием на улицу и не палить в прохожих, чтобы всё вытерпеть и продолжать любить, чтобы во что-то верить среди океана лжи и суесловия, чтобы сохранить хоть какие-то остатки идеалов, чтобы благоговеть перед жизнью, чтобы не превратиться в  э в р и м е н а, не спиться, не опуститься на дно – надо либо иметь вместо нервов стальные тросы, либо поселиться в башке из слоновой кости, плюя на всё, либо превратиться в циника, либо стать таким, как Швейцер, Сахаров, мать Тереза.

Видите, сколько вариантов…

886. Самое здравое рассуждение о любви я нашёл у некоего Шекспира в его пьесе «Ромео и Джульетта». Главная героиня там возмущается на предмет того, что на кой чёрт вообще нужны имена, мол, какое отношение они имеют к любимому человеку? А ведь верно!

887. Открою небольшую завесу в тайне написания романа «Русская кочерга». Его первые слова – разумеется, эпиграф:

To my own soul
I dedicate the true
work of my life*…

* Моей собственной душе посвящаю я правдивый труд своей жизни – англ.

888. Зло – в полуобразованности. Мудрецу не нужен закон, у него есть разум, говорили в древности.

А полуобразованность – это то, что библия назвала словом «хам». Хам –  человек, чуть хвативший просвещения. Настолько, чтобы не нарушить табу, но не настолько, чтобы своим умом и опытом дойти до правильных истин.

889. Сколько человечество себя помнит, столько и толкует о скором конце света. И, как правило, относит его в самое близкое будущее, а себя полагает живущим до скончания века. И, кстати, именно этим и объясняет ущербность своей морали и разложение нравственности. Мол, что вы хотите, ведь конец света не за горами!

А раньше, когда до конца света было далеко, все мы демонстрировали высокую нравственность и, соответственно, высокую мораль? Отнюдь! Возьмите пресловутые 10 заповедей, большинство из которых, конечно, уже утратили актуальность. Сотворение кумиров, конечно, мало кого касается, но – не убий! но – не укради! Казалось бы, за тысячи-то лет можно было привыкнуть к запретам? Чёрта с два!

А то, что пророчат так настырно конец света, так это просто от эгоцентризма, от  я ч е с т в а: я – самый важный в галактике, мне страшнее всего! А не будет меня – так наверняка же конец света и наступит.

Впрочем, есть ещё одна мысль на этот счёт: а что, если он уже был, этот конец света, а мы его просто не заметили?..

890. Однажды в интервью Эйнштейну прозвучал вопрос о том, что бы он спросил у Ньютона, если бы встретил его: о боге, вечности или о физике. «Конечно, о физике», ответил Эйнштейн, «потому что о боге и вечности уже известно буквально всё…»

891. Частенько называю библию забавной сказкой для умственно отсталых детей пожилого возраста. Почему? Например, в т.н. «ветхом» завете в сцене создания мира я, к своему удивлению, вообще не обнаружил даже упоминания о динозаврах! А потом с ещё большим удивлением узнал, что история нашей Земли, сотворенная т.н. богом, насчитывает всего 6000 лет, тогда как именно динозавры жили на ней немного пораньше – всего-то за 65 миллионов лет до рождения всех нас с вами…

892. Сила человека – в колебаниях, а не в решении, ибо колебание означает альтернативу, а решение – смертный приговор.

893. У Александра Грина есть интересный рассказ «Выступ скалы». Интересный не в том смысле, что напичкан, как и все другие его произведения, некоей романтической мистикой, а неожиданной мыслью о смерти. Цитирую по журналу «Огонёк» № 8 за 1917 год:

«Смерть, как небытие, - исчезновение сознание – представляется нелепым, неразгаданным фокусом, любопытным, пожалуй, как объект умственных упражнений, но находящимся всецело за гранью нашего понимания. Почему матчевое дерево, забывая об этом, растёт, одевается парусами, броется с волнами и ветром?»

Написано после Гоголя, Чехова, и при жизни ещё Аверченко!

894. Хемингуэй говорил, что несправедливость выковывает писателя, как выковывают меч.

895. Из одной работы философа Шарля-Луи Монтескье:

«- Отец мой, - сказал я ему. – что это за толстые книги, занимающие всю сторону библиотеки?
- Это всё истолкования Священного писания, - ответил он.
- Как их много, - воскликнул я, - значит, Священное писание было когда-то весьма непонятно, а теперь стало совершенно ясно? А остаются ли ещё какие-то сомнения? Есть ли ещё в нём спорные места?
- Боже мой! Ещё бы не есть! – отвечал отец. – Там, что ни строчка, спорное место…»

Это из книги «Опыт о вкусе», датированной 1753 годом!

896. Не знаю, чем милая, славная, тёплая кошка не угодила таинственным авторам библии, но знайте факт: только этого домашнего зверька ни разу не упоминает эта весёлая книжка без картинок…

897. «Звёздный час» - пожалуй, не пустая присказка. Просто у кого-то он когда-то обязательно наступает, а другие так и живут всю жизнь по часам обыкновенным.

Помните, была такая Орлеанская дева – Жанна д'Арк? Думаете, её за девственность, к тому же довольно сомнительную, причислили к лику святых? Или за победы, которые сейчас убедительно опровергнуты историками?

А за что же? А за костёр! Вот как взошла она на костёр, тут-то и пробил её звёздный час!

898. Знаете ли вы, что сезам, о котором так часто упоминают арабские сказки (помните: «Сезам, откройся!»), это всего лишь индийский кунжут?

899. Положить на сердце – ещё не означает впустить внутрь. Наше сердце закрыто, и многие вещи, полежав на нём, соскальзывают в тенистый полумрак забвения.

Но бывают секунды, когда сердце приоткрывается, и оказавшееся сверху, даже случайно, даже невпопад, опускается внутрь, превращаясь в эмоциональную истину, непреложный закон наших взглядов.

«Нравится – не нравится», «люблю – ненавижу» предшествуют оценке разума: по существу, решение уже вынесено, и мозг только подыскивает обоснования. А чтобы в сердце опустились правильные понятия, нужно постоянно о них помнить…

900. Судя по количеству молитв, прочитанных в один и тот же адрес за всю историю человечества, т.н. бог – это всего лишь одно большое вселенское ухо…


Рецензии
877. Мораль: хочешь немного счастья - добровольно сдайся.
879. А ещё - опочивший.
880.Тогда самое разумное - надо слиться с природой, как ты в своём стихотворении "В соединении с природой".
881. Почему фрагментарность? Больше живого, человечного. И стихи такие люблю. И импрессионисты тоже "фрагментарные".
883, 884. Из двух таких разных пунктов вынесла - не приспосабливаться, но оставаться умной, фрагментарной то бишь)
886. Верно. Не имя главное. Хотя оно так прирастает...
887. Наверное,она (душа!) одна из главных героев романа?
896. Ну, кошка не любит слушаться, она сама по себе.
899. А если всё-таки неслучайно? А если сердце чувствует? Кто же принимает решение - сердце или случай? Или они заодно на подсознательном уровне действуют.
Привет, Владимир!

Анастасия Ястребкова   26.04.2010 00:04     Заявить о нарушении
Редко встретишь такое внимательное чтение.
Но в тебе я никогда не сомневался. Привет.

Философский Саксаул   26.04.2010 05:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.