Правила Техники Безопасности Авторов и Арбитров

Господа, друзья и недруги, если таковые есть, давно хотел составить инструкцию по технике безопасности на поэтических конкурсах, и в том числе вообще на просторах интернета. И вот составил.

Данные правила я предлагаю не для того, чтобы кого-то заставить их соблюдать, или к чему-то обязать, а для повышения Самоосознания, Саморегуляции, повышения эмоциональной безопасности всех участников, а так же для развития конструктивного общения.


Пункт 1. Помните, где вы находитесь. Будьте в контакте с реальностью, а не с фантазиями про неё.


Поэтические конкурсы на Стихире — непрофессиональные, и проводятся в основном непрофессионалами. В данном случае Кубок, Чемпионат, Блиц и др. Это не означает, что они низкого качества, я думаю что порою качество любительских конкурсов выше профессиональных. Но это так же означает, что не стоит ждать друг от друга идеальной критики, абсолютной деликатности всегда и везде. Тем более не стоит ожидать, что вас обязательно поймут, обласкают или утешат, похвалят или признают гением.


Каковы бы ни были умными, образованными участники дискуссии — мы все люди, мы все можем ошибаться или неточно высказываться. И даже если мы высказались точно — нас всегда могут неправильно понять. Я бы даже сказал — нас обязательно кто-нибудь неправильно поймёт. Это нормально, это человеческий фактор.


Работа арбитров и рецензентов на любительском конкурсе особенно на первых этапах — это большой по объёму труд. И каждый арбитр и рецензент пишет настолько подробно, доступно, эмоционально, деликатно и профессионально — НАСКОЛЬКО СЕЙЧАС В СОСТОЯНИИ. А состояние зависит от количества личных сил, опыта, наличия времени и т.д.


Рекомендация 1 по Пункту 1: Конструктивное общение зависит от усилий ОБЕИХ СТОРОН.


Не спешите обижаться, возмущаться и требовать, если вам покажется что вас обидели, оскорбили, не поняли и т.д. Сначала выясните — правильно ли вы поняли написанное про ваш текст или про вас. Узнайте, что имел ввиду написавший рецензию, прежде чем делать какие-то выводы. Возможно, на развёрнутый ответ просто не хватило времени. Возможно, пишущий счёл, что какие-то моменты очевидны и про них можно не писать.


Если вас обидели, а вы смолчали — нет шансов исправить ситуацию. Если вы не прикладываете усилий к созданию нормальной дискуссии — то дискуссия не состоится.


Рекомендация 2 по Пункту 1: Не верьте в «ОЧЕВИДНОСТЬ» - поясняйте детали.


Если вы обижаетесь, возмущаетесь или хотите что-то требовать — пожалуйста. Только делайте это ясно и конкретно.. Например: «Меня обидела Ваша фраза …, потому что....»


Если вы ясно указали причину возмущения — у собеседника есть возможность ответить вам, исправиться или уточнить. Если вы его оскорбляете сами — шансов быть понятым очень мало.


Если вы требуете извинения за оскорбление — указывайте, что именно вы считаете оскорблением — это далеко не всегда очевидно.
Пункт 2. Рекомендации рецензентам и арбитрам.


Балланс критики и поддержки. Критика нормально усваивается лишь в том случае, если её не больше, чем похвалы, поддержки и одобрительных замечаний. Это психологический закон. А во многих случаях поддержка нужна гораздо больше чем критика. Особенно для аудитории начинающих авторов, ранимых и неуверенных в себе (даже если с виду они - сама стойкость, смелость, духовность и т.д.) Более того, корректное грамотное одобрение даже порою полезнее для развития творчества, чем критика.
Критика тем безопаснее и полезнее, чем она конкретнее. Фразы «полная фигня» или «не понравилось» - это вообще не критика, если за ними не стоит расшифровка — что конкретно фигня, или что конкретно не понравилось. Полезно так же пояснять, почему та или иная «ошибка» «портит текст», чем именно, как воздействует на читателя. Почему тот или иной технический приём к месту или не к месту. Если рецензент затрудняется объяснить своё отношение — лучше так и написать — «не могу сформулировать», тогда это высказывание останется личной реакцией и будет относительно безопасно для автора.
Сами по себе роли «участника конкурса» и «арбитра-рецензента» делит аудиторию на Оценщиков и Оцениваемых. Что, в свою очередь провоцирует подсознательные ассоциации с ролями Родителей и Детей. Эти роли обязательно притягивают за собою Ролевые Конфликты. Это происходит бессознательно, и чем сильнее эмоциональная травма участника или рецензента, тем больше шансов воспроизвести ролевые конфликты в рамках конкурса. Единственный способ не свалиться в иррациональные реакции — придерживаться конкретных тем, деталей обсуждения, не переходить на личности. Если рецензент остаётся в рамках своей «профессии», сохраняя сочувствие, слушая свои эмоциональные отклики — он может «остаться в седле». Наилучшая позиция — Живого Взрослого, а не «учителя» или «воспитателя».


Пункт 3. Для тех авторов, кто прочитал Пункт 2. - Никто никому ничего не обязан!


Возвращаемся к Рекомендациям 1 и 2. Если вам кажется, что Рецензент был недостаточно ясен, конкретен, деликатен — не говорите ему, что он «должен» или «обязан», или что он «безграмотен и бездуховен». ПОПРОСИТЕ пояснить, конкретизировать. Это не значит, что рецензент обязательно сделает это, но шансов при этом гораздо больше. Если вам не хватило поддержки и одобрения — попросите выделить сильные места текста или достоинства автора. Я лично очень приветствую, если участник конкурса ЗАРАНЕЕ, зная, что ему тяжело даётся критика, просит ограничиться только положительными высказываниями. Это очень взрослое поведение, и очень бережное и чуткое к себе.


Данная инструкция наверняка не идеальна. А так же не идеален её автор.
С уважением ко всем, Вячеслав Ильин. ( Psyna)

http://stihi.ru/avtor/psyna
www.psy-nature.ru


Рецензии
Вячеслав!
.
"хорошее" правило ТБ (техники безопасности, а не мое) есть только одно - всем не раскрывать рот, а арбитрам не выставлять никаких оценок.
.
И иначе - всегда найдется кто-то обиженный.
.
Сам факт соревнования - уже конфликтогенен.
Неизбежно.
Как и факт написания отзывов.
Даже самый суперблагостный отзыв может вызвать возмущение.
Даже у автора
.
Мне кажутся странными попытки сохранить атмосферу приятельского застолья в подобных случаях.
(впрочем, и застолья не так редко сопровождаются конфликтами - даже когда никаких объективных причин нет)
.
Куда разумнее объяснить участникам, что всякого рода разборки и обиды - неизбежны.
Что если вступаешь в игру - нужно "уметь проигрывать".
Что ожидать, а тем более, требовать "дружеского" отношения от соперников и арбитров - просто глупо.
Что вступая в полемику, нужно уметь удерживаться в теме, не переходя на левые вещи (любимое занятие "обиженных" - начинать выяснять как там сам арбитр или критик пишет стихи, и какие ляпы он сам допускал). И тем более - не переводить все в плоскость личных оскорблений.
И что для воспитанного человека никакая "грубость" рецензента по поводу стихов не оправдывает перехода через эту грань.
.
Все это - элементарные вещи.
Вы, Вячеслав, как я понимаю, ратуете за создание и поддержание какой-то особой атмосферы, "приятной" для высокообидчивых авторов.
Путем изменения в первую очередь поведения арбитров и рецензентов.
Я - в первую голову за изменения установок участников.
За ориентацию не на модель приятной светской беседы, а на модель сражения по правилам. Где неизбежны синяки, шишки и обижухи, временами, может, и перехлесты.
На модель, где приобретаются не только чисто стихотворные навыки, но и навыки ремесленного общения, которое вовсе не является политесным и щадящим. Тренировка психологической устойчивости, умения не сваливаться в обжухи и злопамятность из-за того, что кто-то весьма низко оценил твои достижения.
Тренировка умения не обижаться на указания ошибок итд.
Качества отнюдь не вредные не только для стихиры.
.
Грубо говоря, Вы призываете всячески избегать и глушить.
Я - к тому, чтобы правильно относиться.
.
Можно всячески избегать свежего ветра и сквозняков, а можно закаляться.
Не зря народ придумал - за битого двух небитых дают.
Любая серьезная деятельность содержит кучу депремирующих моментов.
И можно всячески стараться обходить и смягчать их, а можно научиться стойко переносить и адекватно реагировать. И скорректировать свои установки и притязания.
.
Я вовсе не говорю, что мои предпочтения идеальны.
Но они имею место быть, хотя и редки для стихиры.
.
Я полагаю, что в Вашем подходе отсутствует главное - фундамент.
Без ясного целеполагания, без ясного представления о том на КОГО это рассчитано и ДЛЯ ЧЕГО делается - ничего интересного и не может получиться.
.
С уважением
п.с.
"...просит ограничиться только положительными высказываниями."
Это меня весьма позабавило - Вы же психолог!

Тимофей Бондаренко   17.05.2011 10:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.