1. Ключи к Пушкину. II-ая часть первого очерка
II. «Полтава».
Мазепа - второй Самозванец.
«История Петра I»
Первый раздел
I. Ключи к “тайному Пушкину”
1.
Этот вопрос будет более подробно рассмотрен нами, наверное, только в последующих работах нашего книжного цикла. Здесь же чрезвычайно коротко о нем можно сказать примерно следующее. Ключи, к «тайному Пушкину», находятся - в самом его грандиозном замысле.
Коротко поясним, сказанное. Дело здесь в том, что Пушкин всегда интересовался, - ещё даже до Лицея! – именно Историей. Интересовался как таковой, разумеется. И всегда интересовался, тоже, разумеется, Историей России. Она была, для нашего Великого поэта, его второй, - после, разумеется, литературы и поэзии! – «могучей страстью». Кстати, это выражение пушкиниста Г. Невелева из его книги «Истина сильнее царя. Это – с одной стороны.
С другой стороны, он после выпуска из Лицея (где тоже интенсивно изучает и Историю!) прочитывает: как девять томов «Истории государства Российского», Н.М. Карамзина, так и: «Записки» и «Наказы» Екатерины II; письма молодого Александра I; "Записки" Воронцовой-Дашковой (позднее, разумеется);и т.д.
Вот именно всё это, в своей совокупности, и заинтересовало, - прямо-таки с неистовостью (то есть именно уже как профессионального историка.)! – молодого Пушкина, уже вышедшим, в 1817 году, из Лицея. В частности, я, во второй книги нашего исследовательского цикла о поэте, в книге «Пушкинские тайнозаписи», обращаю внимание читателя, на то, что Пушкин именно в послелицейские годы прочитывает девять томов «Истории государства Российского», Н.М. Карамзина.
И, через братьев Тургеневых, знакомится, в том же 1818 году, к примеру:
- со строго запрещенными «Записками» Екатерины II;
- тоже строго запрещенным, в то время, произведением А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»;
- с некоторыми письмами, молодого, ещё, Александра I к Лагарпу и к Ланжерону, тоже ходившими, по России, в тайных списках;
- с современниками и, даже, с некоторыми прямыми участниками александровского, 1801 года, переворота; и прочее.
И не только знакомится, но и уезжает 6-го мая 1820 года, в южную ссылку, с тайным замыслом написать – именно современную Историю России. Истории, в которой главной фигурой у него окажется – именно Екатерина II. А сама пушкинская История будет, уже, именно объективной Историей России. Вот этот тайный свой замысел он и начнет реализовывать, - или претворять в жизнь! – даже ещё находясь, в то время, в первой, то есть ещё в южной, ссылке.
А прямое свидетельство-факт, тому, он всего через два года, 2-го августа 1822 года, и создаст, в южной ссылке, свои «Заметки по русской Истории 18-го века».
Тоже через два года с небольшим, то есть уже в декабре 1824 года, поэт приступает к созданию именно своего первого «фундаментального», если здесь можно так выразиться, труда по современной Истории России.
Другими словами, создает - своего сценического “Бориса Годунова”. Где главная фигура, у него, именно Самозванец. И, через это произведение, поэт раскрывает, перед нами, именно первую историческую эпоху по современной Истории России. Что вновь отчетливо указывает, нам, именно на существование у поэта, в его сознании, грандиозного исторического замысла.
Здесь же сразу же выделим, что и сам способ, изобретенный, поэтом, именно для создания и доведения своей Истории России, до читателя, оказался не только оригинальным и, наверное, гениальным, но и – весьма и весьма, в общем-то, необычным. И оказался способом, неожиданным - именно для исследователей его творчества.
Именно из-за своей новизны, неожиданности и необычности самого способа доведения информации исследователи, - уже нескольких поколений! – так и не сумели даже близко подойти – к «тайному Пушкину» (Или, уже открытым текстом, подойти – именно к Пушкину-историку.). К большому сожалению, распознал Пушкина-историка, - через прямое предательство, поэта, Идалией Полетикой! – только царь Николай I. А простейшая суть, - и уже схема! – его, заключена примерно в следующем.
Пушкин именно через вполне определенные художественные произведения и довел, до своих будущих читателей, современную Историю России. Вот в чем главная суть его способа, или метода, доведения своей Истории, России, именно до будущего своего читателя.
Кстати, поэт, чтобы сохранить именно этот способ в тайне и, следовательно, в сохранности, не выдал, его главную тайну, никому. А если бы выдал, то моментально поплатился бы, за это, своей головою. Так что этот способ был изначально нацелен, у поэта, именно на будущих его читателей. Через вскрытие его, разумеется, будущими исследователями его творчества.
Ну а теперь попытаемся: как-то пояснить и объяснить, его, именно вам. И, разумеется, проиллюстрировать, то есть показать, его, тоже именно вам. Что, кстати, не менее важно сейчас. А начнем, все это, с просьбы прочитать указанные, выше, пушкинские «Заметки по русской Истории 18-го века», самостоятельно. Так вы лучше поймете не только «тайного Пушкина», но и его, тоже тайный, замысел по созданию, им, современной Истории России.
Кратко же пушкинские «Заметки…» состоят из двух тем: темы царствования Петра Великого и его «ничтожных наследников»; темы царствований Екатерины II и Павла I. Кстати, «ничтожные наследники» Петра Великого Россию, по Пушкину, не «уронили». А по Екатерине можно сказать следующее: именно она «уронила» Россию, по Пушкину: до нищеты; до вновь образовавшейся, в её царствование, отсталости, России, от Западной Европы; до мощного бунта русского народа против неё. И так далее.
Вот только что выделенные, вам, пушкинские «Заметки…» и являются ключом: как для понимания, нами, «тайного Пушкина», так и для понимания, нами, его тайного замысла по созданию современной Истории России. Ключом, разумеется, смысловым. Или, - более точно! - тематическим. Попытаемся показать, вам, именно его главную суть.
Первое. Именно через эти «Заметки…» Пушкин сразу же выделил, своим будущим читателям (Уже заметим, здесь, ещё в 1822 году.), что главное ядро его Истории России будет, у него, именно царствование Екатерины II. Главное и, подчеркнем, самое важное. Что он и подтвердит потом, через создание своих тайных произведений, именно по этому царствованию.
Второе, не менее важное на данный момент. Через объективную оценку всего царствования Екатерины II в целом, приведшее, Россию, к нищете, к отсталости и к мощному пугачевскому бунту, выделяет, - именно через ярко и специально выраженную, поэтом, враждебность к ней! – что она: прямой враг России; что она пришла к власти – именно через дворцовый переворот. Что, при самой её родословной (Захудалая немецкая принцесса, вышедшая замуж за российского императора. И, потому, не имеющая никаких прав на российский престол.), уже есть, по Пушкину, чистейшей воды – самозванство.
Очень важный вывод поэта-историка. Вывод, который поэт нам развернет, при самом хронологическом раскрытии, им, современной Истории России (Уже обратите своё внимание и на это обстоятельство.):
- и в своем сценическом «Борисе Годунове». Где у него, главная фигура, тоже Самозванец!
- и, потом, в своей тайной «Пиковой даме» (С её, тоже тайным окружением, разумеется.).
Третье, тоже не менее важное. Не случайна, у поэта-историка, и первая тема его «Заметок…», коротко раскрывающая, у Пушкина, Историю царствования Петра Великого и – его «ничтожных наследников». Ибо, следуя именно самому хронологическому ходу русской Истории, он вскроет нам, - практически – в след «Борису Годунову»! – и Историю царствования Петра Великого. Другими словами, вскроет – сразу же после создания своего сценического «Бориса Годунова». Вскроет – через поэму «Полтава». Уже обратите, своё внимание, и на это обстоятельство.
Другими словами, выделяемые, здесь, пушкинские «Заметки по русской Истории 18-го века» – это именно тематические ключи к «тайному Пушкину». Именно через выделяемые, здесь, «Заметки…» и открывается, перед нами, Пушкин-историк. И вскрывается, собственно, сам тайный замысел нашего Гения. Уже просим обратить, внимание, и на это обстоятельство.
2.
Ну а теперь настало время пояснить и объяснить, вам, как Пушкин-историк претворяет этот тайный свой замысел в жизнь. Выделим, крайне опасный, для него, замысел. А главная суть, его, примерно в следующем.
Первоначально поэт через нарушение самого хронологического хода русской Истории, - обратите внимание, уже, и на это обстоятельство! – создает именно выделяемые, здесь, “Заметки…”. И, тем самым, они, стоя в творчестве поэта именно вне хронологии, - и, следовательно, изолированно! – не слишком привлекают к себе внимание как его будущих читателей, так и, особенно, исследователей его творчества. Но являются у поэта, в то же время, его, - как вы уже знаете! - тематическими ключами, открывающими – именно его современную Историю России.
Другими словами, он именно через историческую заметку о царствовании Екатерины II очень точно указывает, нам, что главное ядро его Истории будет именно царствование Екатерины II. Это – с одной стороны.
С другой стороны, как довести, саму современную Историю России, - обратите, внимание, уже и на это! – своему будущему читателю? Как довести, если показ её, через исторические труды, для поэта Пушкина – чрезвычайно опасен и, потому, невозможен? Вот в этих вопросах, собственно, и таится – ответ.
Тайный замысел поэта по доведению, до будущих своих читателей, объективной Истории России заключен, у нашего Гения словесности, в том, что он доводит её, свою современную Историю России, не через исторические труды! Он доводит её, до своих будущих читателей, - через, разумеется, будущих исследователей его творчества! - именно через свои художественные произведения. Вот в чем главный секрет, - и тайный замысел! - нашего Чародея словесности!
И доводит её, - обратите уже внимание и на эту особенность тайного замысла нашего Гения! - именно в хронологической её последовательности. Которую он потом с обязательностью усилит и, даже, несколько “переиначит” (Здесь я имею, в виду, его «Историю Петра I», уже поставленную, нами, именно в хронологический ряд пушкинской Истории России.), - обратите уже внимание и на эту особенность тайного замысла нашего Гения! – именно через создание, им же, своих, уже чисто исторических, трудов.
Таких трудов, как: поэма «Полтава» (с его же «История Петра I») и «История Пугачева». В которой он вновь выделит нам, - обратите внимание уже и на это обстоятельство! – именно мощный бунт русского народа против закрепощения, России, Екатериной-самозванкой и Екатериной – узурпаторшой. Кстати, здесь существует резко выраженный, поэтом-историком, смысловой и идейный контраст:
- между его поэмой «Полтава» (С продолжением, её, именно через «Историю Петра I».), главный смысл, которой, что Россия начинает процветать именно с Петра Великого;
- между его тайной «Пиковой дамы» (С продолжением, её, именно через «Историю Пугачева».), главный смысл которой, что Россия именно в царствование Екатерины II вновь становиться нищей и отсталой страной.
Вот перед вами, собственно, и все главные особенности грандиозного пушкинского исторического замысла по созданию, Гением, именно современной Истории России. Они, как видите уже и сами, не так уж и сложны. Но именно к пониманию как «тайного Пушкина» (то есть Пушкина-историка.), так и его тайного замысла, - со всеми его особенностями и со всей его грандиозностью! – пушкинисты, двух прошлых веков, так и не подошли. Что, конечно, очень и очень жаль.
3.
Остается только подтвердить вам, - и подтвердить, уже, именно в качестве фактов! – как Пушкин претворял, в жизнь, свой грандиозный исторический замысел. Постепенно создавая, именно через него, свою Историю России. Так, к примеру, всего через два с половиной года от выделяемых, здесь, «Заметок…», то есть уже в декабре 1824 года, поэт приступит к созданию своего сценического «Бориса Годунова». И, 7-го ноября 1825 года, завершит создание своей исторической трагедии. Трагедии, в которой, собственно, нет – никаких тайн. Кроме как появления, в России, именно мощного Самозванца.
Не включает в себя тайны и пушкинская поэма «Полтава», уже отражающая, у поэта, вторую, - после «Бориса Годунова» с его Смутным Временем! - эпоху пушкинской современной Истории России. За исключением того, что и в эту историческую эпоху вновь появляется, в России, мощный европейский завоеватель. Второй, по счету (И появляется, разумеется, второй Самозванец! В виде украинского гетмана-изменника Мазепы. Здесь Пушкин ведет нас, по русской Истории, именно через Самозванцев! Это, кстати, самая наиглавнейшая идея всей пушкинской современной Истории России.).
После Смутного Времени, разумеется. Эпох, в которых, - то есть: и в Смутное Время и в эпоху Петра Великого! - Россия, всё же, побеждает. Кстати, поэма «Полтава» и выделяет, у Гения, именно победу русского народа над новым европейским завоевателем. Это, прошу уже обратить внимание и на это обстоятельство, тоже очень в этом произведении А.С. Пушкина.
Исключение, по тайнам, содержит, в себе, только пушкинская лучезарная «Пиковая дама». Другими словами, красивейшая повесть и, потому, знаменитая, на весь Мир. Да как бы стоящая, - поодаль (то есть совсем недалеко и, в то же время, далековато, - по своему смыслу и не по сказочности! - его роман «Капитанская дочка». А их объединяет, между тем, именно Екатерина II.
Не слишком броско, но – именно объединяет. И именно в тайной (Которая – огромна, то есть шести плановая.), а не в лучезарной “Пиковой даме” таится, у поэта-Гения, печальная историческая судьба России. Точнее, наверное, её финал. Главный смысл, которой, покорение России в третью её историческую эпоху, через тайную династическую интригу во главе с Екатериной II, - организованную англичанами и пруссаками с их масонами! - именно тайным Самозванцем.
Видите теперь, какой внезапный логический поворот, - по тайной записи и по самой внезапности и неожиданности! – производит, наш Гений, именно при дальнейшем показе, им, современной Истории России. Не только через художественные произведения, только что выделенные вам, выше, но и через - саму тайность “Пиковой дамы”. Кстати, его фраза “На тайные листы записывал я жизнь” прямо указывает, нам, именно на наличие, в его творчестве, тайных произведений.
Кроме того, он, через такой показ, сразу же и закольцовывает, - с тайной «Пиковой дамой», разумеется! – не только своего «Бориса Годунова». В «Борисе Годунове», в котором, у него, тоже властвует именно Самозванец. Но и закольцовывает, - через нападение, на Россию, то поляков с их Самозванцами, то шведского короля Карла XII (с самозваным Мазепой) в эпоху Петра Великого! – и само хищничество европейских государств по отношению к России. Хищничество, приведшее, англичан и пруссаков, к своеобразному покорению, ими, именно России.
Вот так выглядит пушкинский способ доведения Истории России, до будущего своего читателя, именно через художественные произведения. Как видите уже и сами, он не только прост, - но – гениален! – но и, в общем-то, очень нагляден. И это, как видите уже и сами, сама основа пушкинской Истории России.
Второй раздел
II. Поэма “Полтава” - второй труд историка
1.
Что можно сказать именно об этом историческом труде А.С. Пушкина? Можно сказать, разумеется, многое. Но мы, ограниченные рамками небольшого очерка, дадим вам, всего лишь, несколько выдержек из нашего книжного цикла. Через которые отчетливо просматривается, кстати, и замысел, поэта, по созданию, им, именно его «Истории Петра I». Да и «Пиковой дамы» - тоже. Вот, перед вами, именно первая наша выдержка.
Первая выдержка. «Остается только несколько подправить, пушкинистов, в изложении, ими, процесса создания, поэтом, “Истории Петра I”. Они пишут, к примеру, что “Пушкин приступил к работе над “Историей Петра Великого” в марте 1832-го года. Исследования Пушкина были прекращены работой поэта над “Историей Пугачева”. В апреле 1834 года Пушкин снова возвращается к “Истории Петра I”. А все обстоит здесь, у поэта, несколько иначе. Это можно выразить примерно так.
Первое. Пушкин именно через ходатайство о допуске, его, к работе с архивами, - с целью написания, им, “Истории Петра I”! - прикрывает свое исследование Истории царствований Екатерины II и - Павла I. Прикрывает – своим желанием написать - именно “Историю Петра I”. И по материалам, разумеется, российского архива. Второе. Через создание же самой “Истории Петра I” придает своему второму “фундаментальному” труду - именно историческую “твёрдость” и обоснование.
Потому мы и выделили её, вам, именно уже в “фундаментальный” исторические труды нашего Гения. Кстати, примерно такую же роль играет у поэта, - уже по отношению к его “Пиковой даме”! – и его “История Пугачева”. Так как бунт русского народа, отраженный поэтом, в “Истории Пугачева”, происходит – именно в царствование Екатерины II.
И ещё одно, что хотелось бы обязательно выделить. Ни поэма “Полтава”, ни тайная “Пиковая дама”, к тайности которой обязательно надо было подобрать, будущим исследователям, ещё и ключи, не являлись, у Гения, “полномасштабными Историями”. Этому условию, - тоже только в какой-то мере! - соответствовал, - через свою сценичность и через сам масштаб охвата, Пушкиным, Смутного Времени! – только “Борис Годунов”.
Именно поэтому Пушкин после сверх ускоренного создания, в 1828 году, своей “Полтавы”, поступает следующим образом. Начинает настойчиво добиваться, - через Бенкендорфа на царя! - о допуске, его, к работе в российском архиве и - в архиве Эрмитажа! Настойчиво добиваться с целью создания, им, именно «Истории Петра Великого». Он ею здесь, как вы уже знаете, просто прикрывается. И в этом ему помогает, обратите внимание, именно его поэма “Полтава”. Точнее, помогает выпуск её, поэтом, в свет. И помогает ему, разумеется, самой своей блистательностью. И, разумеется, лучезарностью.
В конце концов, добивается указанного, выше, разрешения. «Демонстративно» (или показательно, что ли), - если здесь можно так выразиться! - в марте 1832 года приступает к созданию, как вы уже знаете, «Истории Петра I». А тайно, то есть незаметно, переходит: как к исследованию царствований Екатерины второй и Павла I, и, потом, к созданию “Истории Пугачева”, являющейся главной особенностью царствования Екатерины II, так и, потом, - то есть тоже почти сразу же! – к созданию своей тайной “Пиковой дамы”.
Таким образом, у него быстро создается, - через создание «Пиковой дамы» и «Истории Пугачева»! – квинтэссенция и главное – именно по царствованиям Екатерины II и - Павла I. Практически здесь же, - и в это же время! - он начинает создавать: как свой дневник за 1833-35 годы, так и свой роман «Капитанская дочка». И опубликовывает – свой роман “Евгений Онегин”.
Роман, в котором он рассматривает, кстати, - через тайную десятую главу романа! – уже четвертую эпоху своей Истории России: историю царствования Александра I. Эпохой, за которой сразу же придет к поэту, - через события 14-го декабря 1825 года! – и история царствования царя-деспота Николая I. А это, в своей общей совокупности, ведь тоже чрезвычайно важно для понимания, нами, именно Пушкина-историка.
И только при создании тайного мощного, уже, задела, - обратите уже внимание и на это! – с апреля 1834 года (и уже до конца своей жизни.) начинает создавать – именно «Историю Петра Великого». Историю, которую рассчитывал «поставить», при её опубликовании, именно вместе со своей «Полтавой». И которая сразу же станет у него, - после её опубликования, разумеется! - именно «полномасштабной Историей» царствования Петра Великого (Поэма «Полтава» начнёт тоже незаметно «перемещаться», у него, уже именно в окружение его «Истории Петра I»).
Вторая выдержка. «Подведение же только что указанных, выше, итогов, - именно по связям пушкинских произведений друг с другом! - начнем, пожалуй, со следующего нашего умозаключения, или вывода, «подключив» потом, - в наши рассуждения и в последующие выводы по связям пушкинских произведений друг с другом! – и пушкинскую поэму «Полтава». Пушкинскую поэму «Полтава» для того, чтобы особо выделить, её, именно во второй «фундаментальный» исторический труд нашего поэта-историка».
Третья выдержка, уже раскрывающая, у меня, очень многое именно по пушкинской поэме «Полтава». Да и по другим произведениям поэта. «Заканчивая же разговор именно о единой системе связей пушкинских тайных произведений, друг с другом, выделим, - в этой системе! – хотя бы следующие её, - весьма значимые, кстати! – компоненты. Компоненты, которые, собственно, и выделяют, её, именно как реальность.
Так первой её смысловой стороной являются, у поэта, именно ключевые её направления, тайно зашифрованные у поэта, - как вы уже знаете! – в его стихотворном введении «У Лукоморья» ко второму изданию его поэмы «Руслан и Людмила».
Ключевые направления (Ключевых слов поэта в стихотворном введении.), с помощью которых сравнительно легко выделяются такие тайные произведения нашего Гения, как, к примеру:
- его «Сказка о царе Салтане»;
- его же «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о золотом петушке»;
- роман «Капитанская дочка» (Через «Сказку об орле и вороне», рассказанную, Гриневу, самим Самозванцем Е. Пугачевым.).
Которые, - то есть все четыре только что названных, выше, тайные произведения поэта! - и связаны, друг с другом:
- то через 30-ть, - и 33-х! - витязей и богатырей;
- то через «дуб зеленый»;
- то через «33 года» в «Сказке об орле и вороне» в его же романе «Капитанская дочка» (И через 1833 год, - и тридцать три дня! - в его тайной “Пиковой дамы”.);
- то через «округлость» моря, называемую, поэтом, «лукоморьем», «море синее кругом».
Кроме того, «История Пугачева», неразрывно связанная, у поэта, с его же, как вы уже знаете, «Капитанской дочкой». А повесть «Пиковая дама» (В которой, как вы уже знаете, тоже тайно фигурирует, у Чародея словесности, именно цифра «33». К примеру: 33 дня действий, происходящих в его «Пиковой даме»!), тайно связано у нашего Гения, - именно через число «33»! - с только что выделенными нами, выше, пушкинскими «Сказками». И, разумеется, с его же романом «Капитанская дочка» и с его же «Историей Пугачева». С «Капитанской дочкой», - и с «Историей Пугачева»! - связана, у поэта, именно через Екатерину II. И так далее.
Второй же, тоже смысловой, стороной выделяемой, здесь, единой системы связи пушкинских произведений друг с другом, является у поэта-стилиста, к примеру, прототипность. Прототипность он тоже очень широко использовал именно для создания своих наиболее тайных произведений. Так он использовал её, к примеру, не только по созданию своих литературных героев и, даже, обстоятельств из жизни реальных и исторических личностей, - часто, как вы уже знаете, их вовсе их не украшающих! - но и даже для создания именно многоплановости своего главного «фундаментального» труда: для создания именно шести плановой «Пиковой дамы».
Кстати, здесь, он, ещё никем не превзойден. Другими словами, его «Пиковая дама» не только оригинальна, но и, по настоящее время, уникальна или – единственна. Подобных пушкинской «Пиковой даме» произведений человеческая мысль еще, даже по настоящее время, не произвела на свет.
Использовал и для того, чтобы тайно поменять содержание и смысловую направленность своего того, или другого, «лучезарного» произведения. И тоже тайно ввести, в их «лучезарность», какой-то новый смысловой оттенок или, даже, совершенно новый смысл. Прототипность - одна из самых главных свойств пушкинских тайных произведений. Свойств, которые поэт широко использовал именно для тайного изменения смыслового содержания многих своих «лучезарных» произведений.
Примеров, здесь, много. Поэтому попытаемся дать вам здесь, - коротко, к сожалению! – хотя бы часть образцов по целеустремленному (или настойчивому, что ли!), - и гениальному, к тому же! - использованию, поэтом, именно прототипности. Начнем показ, их, с выделения - именно прототипной связи, их, друг с другом.
Так, к примеру, такая связь существует у нашего Гения, - через «старуху»! – между его «Сказкой о рыбаке и рыбке» (В которой именно она самозвано захватывает российский престол с помощью «золотой рыбки» или «владычицы морскою», то есть с помощью золота Англии.) и с его же тайной «Пиковой дамой». Повести, в которой, у поэта, тоже «старуха». Старуха, стремящаяся уже у Гения, в его повести, «прокатить, Павла I, мимо престола» («Старуха! – закричал он в ужасе»; - смотрите шестую главу «Пиковой дамы»).
Еще пример по прототипной связи. Через стихотворное посвящение к поэме «Полтава» (И через свою главную героиню, тоже названную поэтом, в «Полтаве», «Марией».), поэт напрямую тайно связывает, свою поэму, с его же романом «Капитанская дочка». Где главная героиня, у него, тоже «Мария». Мария Ивановна, как вы знаете по его роману. Через что тайно делает, «Марию Ивановну», не дочкой «капитана Миронова», а именно Марией Николаевной Волконской. Княгиней, последовавшей, за своим мужем, «на вечное поселение в Сибирь». Точно так же поступила бы и «Мария Ивановна», если бы Екатерина II отправила, пушкинского «Гринева», тоже «на поселение в Сибирь». А поэт выделяет, в романе, и это намерение Екатерины-самозванки.
И ещё один, - на этот раз уже завершающий! - пример именно по прототипной связи. Напрямую связана тайная «Пиковая дама» (Кстати, на неё и выходят, - большей частью своей! – многие тайные произведения нашего Гения. Создавая ей, тем самым, именно центральное положение, её, по отношению к другим, тоже тайным, произведениям нашего Гения.), - через графа Сен-Жермена «Пиковой дамы» (то есть через масонского «серого кардинала», финансируемого и руководимого, как вы уже знаете, англичанами и прусским королем Фридрихом Великим)! – с его же «Сказкой о золотом петушке». В которой, - только что выделенный, выше, «граф»! - уже выступает, у поэта, именно, как вы уже тоже знаете, индийским волшебником или факиром («В сарачинской шапке белой, Весь как лебедь поседелый»). И – так далее. Примеров здесь, ещё раз выделим, достаточно много.
2.
Теперь именно о тайной замене, поэтом, смыслового содержания, - и их смысловой и идейной направленности! – многих его «лучезарных» произведений. И именно за счет тайного использования, поэтом, всех свойств - прототипности. Примеров, здесь, тоже очень много. Но назовем, - в целях сокращения объема нашей заметки! - всего лишь - один из них.
Так Пушкин, - через Заключение его «лучезарной» «Пиковой дамы»! – даёт, в нём, именно развязку судеб его главных героев. Что, разумеется, логично именно для «лучезарного» произведения нашего Гения. Примеры, по этой развязке? Пожалуйста! Усаживает, Германна, в сумасшедший дом. Лизавета Ивановна выходит у него замуж, - в Заключение повести! - именно «за очень любезного молодого человека» (Другими словами, довольно-таки благополучно устраивает, - после вероломного Германна! - свою судьбу.).
«Князь Томский Павел Александрович», у него, тоже благополучен. Он, - за какие-то свои доблести, на воинской службе, - «произведен в ротмистры» и, потому, даже «женится на княжне Полине». Всё, у поэта, вроде бы, - в Заключение повести! - благополучно. Другими словами, завершается, у поэта, счастливо или – со счастливым исходом.
Но как взрывается вдруг, всё, только что указанное, выше, «благополучие». Взрывается, если мы применим, - к выделяемому, здесь, Заключению «Пиковой дамы»! – именно прототипность. Германн специально усаживается поэтом, в сумасшедший дом, потому, что Германн-Павел I, у поэта, «Калигула» и - Тиран.
Который, из-за этого, не только постоянно нарушает Законы, - им же создаваемые! – но и постоянно унижает достоинство людей, его окружающих (Именно этой чертой Павла I, кстати, и воспользовались, потом, англичане и пруссаки для свержения, его, с российского трона и посадки, на него, его сына, Александра I.). Что уже для Власти, по Пушкину, совершенно не приемлемо (Здесь мы наблюдаем прямую прототипную связь, его «Пиковой дамы», именно с его же «Заметками по русской Истории 18-го века».).
Кроме того, через последовательность его знаменитых фраз ”Тройка, семерка, туз! “Тройка, семерка, дама!” (Смотрите заключение “Пиковой дамы”.), ярко показывает, нам (Как вы уже увидите по нашему второму эссе.): и дату александровского, 11-го марта 1801 года, дворцового переворота (Смотрите первую пушкинскую фразу.); и то, что этот переворот устроили русские масоны, - руководимые англичанами и пруссаками! - именно по замыслу ещё живой Екатерины II.
Не безобидным становится у поэта, - за счет именно тайной прототипности за этим предложением поэта! - и его предложение о развязке судьбы «князя Томского»: «Томский произведен в ротмистры и женится на княжне Полине». Ибо оно сразу же взрывается, у поэта, двумя острейшими выпадами, поэта, именно против императора Александра I.
А первый выпад против Александра I напрямую связан, у поэта, с его сатирическим стихотворением, - по отношению, разумеется, к императору Александру первому! - «Воспитанный под барабаном, Наш царь лихим был капитаном» («Ротмистр», в кавалерии, равен именно чину «капитана» у пехотинцев.), что уже является, у поэта, именно острейшим выпадом против него.
А второй выпад – тоже не менее остр и - сатиричен. Ибо поэт тайно женит, императора Александра I, именно на Идалии Полетике. Другими словами, женит, его, именно на даме, держащей первенство по «обслуживанию» Кавалергардского полка.
Не совсем безобидно у поэта, в Заключение «Пиковой дамы», и предложение, касающееся развязки судьбы Лизаветы Ивановны, «бедной воспитанницы у знатной старухи». Воспитаннице, у которой, как вы уже знаете: патрон – сама Екатерина II; свекровь – тоже российская императрица Мария Федоровна, вторая жена императора Павла I. Да и младшая её сестра – тоже шведская королева. Да и сама она, как вы уже знаете, императрица.
А не безобидно оно, у нашего поэта, потому, что Пушкин, скорее всего через российские архивы, - которые он тщательно, как вы уже знаете, исследовал! – определил, что прямо причастна, «бедная воспитанница», именно к заговору, графов Зубовых, против императора Павла I. Потому он и выдает замуж, «бедную воспитанницу», именно за сына графа Платона Зубова. Графа Зубова, с которым, уже старая Екатерина вторая, и грешила, тоже по Пушкину (Смотрите, его дневник, самостоятельно.), в Таврическом дворце.
Кроме того, через это же предложение, Заключения «Пиковой дамы», мы вновь наблюдаем, у поэта, острый и тоже крайне сатиричный выпад, его, против императора Александра I, так как прямо на его глазах его же жена и выходит замуж – именно за сына графа Зубова. А, до этого, она, - тоже на глазах своего мужа! - «крутила любовь» не с кем-нибудь, а именно - с Германном-Пушкиным! Она у поэта, кстати, и екатерининская ищейка, зорко следящая за действиями своего мужа, императора Александра I.
И здесь, - то есть только в одном, примере по изменению, за счет прототипности, смыслового содержания «лучезарного» произведения нашего Гения! - вскрывается, - и изменяется! - у поэта, очень многое. А таких примеров, по пушкинским тайным произведениям, ещё раз выделим, тоже немало.
3.
Следующим, - тоже – существенным! – является у поэта, - как компонент в системе связей, разумеется! – само время создания, поэтом, многих его тайных произведений. Выделим, здесь, хотя бы несколько примеров и по только что названному, выше, компоненту.
Так поэт создает, свою поэму «Полтава», практически в одно время с созданием, им же, стихотворного введения «У Лукоморья» ко второму изданию поэмы «Руслан и Людмила». Которое является у него, как вы уже знаете, - несмотря даже на его небольшой объем! – не только самостоятельным, но и весьма важным (или существенным, что ли) его стихотворным трудом.
После завершения, в октябре 1828 года, своей поэмы «Полтава», практически сразу же приступает, в ноябре этого же года, к работе над своим романом «Евгений Онегин». Что тоже вводит, этот роман, в связь, его, с другими тайными произведениями поэта (Более подробно мы поговорим об этом, наверное, в других работах и статьях нашего книжного цикла.).
Еще пример. Соблюдая новый срок, - выделенный, им, в «Сказке о царе Салтане» через «Тридцать трех богатырей», создает свои самые тайные произведения – именно, как вы уже знаете, в 1833 году. Так именно в 1833 году он создает: свою тайную «Пиковую даму» и «Сказку о рыбаке и рыбке» (Опубликует её, кстати, в 1835 году.).
В этом же году начнет создавать свою повесть «Капитанская дочка» (Завершит создание, её, в 1836 году.) и тесно сопряженную с ней и с его «Пиковой дамой», - и с его самыми крамольными «Сказками» (через Екатерину II, разумеется)! – свою «Историю Пугачева». И так далее.
Следующим, - тоже – мощным и тоже – существенным! - является у поэта, - как компонент в системе связей, разумеется! – использование им, в своих тайных произведениях, биографических и автобиографических подробностей из жизней как выбираемых им, для прототипов, людей, так и из своей жизни.
Так именно через эти подробности у него восьмая глава его романа «Евгения Онегин» мощно связана с его же повестью «Пиковая дама». Эту связь мы выделили и показали вам, кстати, уже в книге «Самодержец и Поэты».
Пестрит биографическими подробностями и дневник поэта за 1833-35 годы. Кстати, именно через них он связан, у поэта, и с его повестью «Пиковая дама». И так далее.
Биографические подробности выполняют, у поэта, и очень важную роль именно в опознании, читателем, прототипа (или личности, скрытой образом его литературного героя.). А это пушкинисты, нам, тоже пока не выделили в своих исследовательских работах, что, конечно, жаль.
Так, к примеру, Екатерина II легко распознается у поэта, в его «Пиковой даме», именно за образом «графини Анны Федотовны». Распознается, к примеру, через такие пушкинские предложения: «…у неё было четверо сыновей…». Легко распознается потому, что Екатерина II имела именно четырех внуков.
Кстати, распознается и по её же внуку, по «князю Александру Павловичу». Князя, которого поэт выводит в повести, как вы уже знаете, через «князя Павла Александровича». Другими словами, он ставит в «Пиковой даме» имя и отчество, названного царя, наоборот!
Еще пример по распознанию, уже связывающий, у поэта, восьмую главу его же романа «Евгений Онегин» с его же «Пиковой дамой». Так тайное присутствие графини Д.Ф. Фикельмон в его восьмой главе «Онегина», за образом замужней (Это, кстати, тоже весьма заметный штрих, дающий указание - именно на прототип.) Татьяны Лариной, легко угадывается, хотя бы через следующую биографическую подробность, выделенную нам, поэтом, через следующие строки восьмой главы его «Онегина»: «К её крыльцу, к стеклянным сеням Он подъезжает каждый день».
Легко угадывается потому, что стекло было ещё большой редкостью в пушкинском Петербурге. И потому, что сени в «салтыковском особняке», в котором размещалось австрийское посольство, действительно были застеклены.
А связь «Пиковой дамы» с его восьмой главой «Евгения Онегина», - и, разумеется, тайное присутствие графини Д.Ф. Фикельмон и в «Пиковой даме»! – определяется хотя бы, - если мы уже поговорили о «стеклянных сенях»! – через следующие строки поэта в повести. К примеру: «Ровно в половине двенадцатого Германн ступил на графинино крыльцо и взошел в ярко освещенные сени». Дарья Федоровна Фикельмон скрыта у поэта, тоже, кстати, за образом «графини Анны Федотовны».
Распознавание прототипа идет у поэта, кстати, и через его, - в общем-то, очень простые (или элементарные, что ли)! – зашифровки, типа: «княжна Полина» (Об этой зашифровке мы более подробно поговорим только в других работах нашего книжного цикла.); «князя Томского Павла Александровича», и т.д.
Есть, у поэта, и более сложные тайные записи. Об одной из них, - кстати, очень оригинальной! - мы более подробно поговорим, - к сожалению, конечно! – тоже только в наших последующих работах.
Вот, собственно, такова роль биографических подробностей. Подробностей, которые широко использовал, наш Чародей словесности, не только для связи своих произведений друг с другом. Но нередко использовал, их, именно для распознавания, читателем, выбранных им, для того или иного литературного героя, прототипа или личности.
На этом мы и закончим, пожалуй, представлять, вам, главные особенности связей пушкинских произведений друг с другом, образующих у поэта, - как вы уже увидели и сами! - даже некую единую систему. И, потому, обратимся к его поэме «Полтава». Поэме, представляющей, у нашего Великого поэта, его второй «фундаментальный» труд именно по, его же, современной Истории России.
4.
Поэма «Полтава». Что можно сказать, о ней, именно как о втором «фундаментальном» труде, нашего поэта-историка. Сказать по историческому труду по воссозданию, им, современной Истории России? Можно сказать, в общем-то, довольно-таки многое. Но мы, ограниченные небольшой заметкой, вновь попытаемся поговорить, о ней, кратко. К сожалению, конечно.
А для этого выделим, в начале нашего разговора о пушкинской поэме, следующую выдержку из одной моей исследовательской работы, в какой-то мере уже выделяющую, у меня, именно этот труд нашего Великого поэта. Вот, эта выдержка, перед вами:
«Пушкин же компенсирует этот недостаток своей трагедии («Бориса Годунова» - пояснение В.Б.), - если здесь возможно такое определение творчества гениального поэта-драматурга! - четким выписыванием механизмов заговоров как в самой трагедии «Борис Годунов», - через заговор князя Шуйского против царя Бориса Годунова, контролируемый хищным Западом, так и через свою поэму «Полтава» (Смотрите, её, самостоятельно.).
На самом же деле это, разумеется, не недостаток пушкинской трагедии, а сознательный «обрыв», поэтом, своей трагедии с целью выделения, в ней, именно торжества Самозванца над Россией. Торжества, которое потом и приведет Россию, - в лице Екатерины второй! - к длительному господству, или владычеству, над ней, именно самозваной ветви «екатерининских царей». О заговоре же Шуйского напомним следующее. Он начинает раскрывать этот заговор - с первой сцены своего сценического произведения.
Чтобы не быть голословным в этом очень важном моменте нашего исследования, дадим вам, - и именно из «Полтавы»! - четкое описание, поэтом, механизма мазеповского, то есть нового, - после князя Шуйского, Самозванца Григория Отрепьева и полячки Марины, разумеется! - заговора, против России, вновь контролируемого, - и исполняемого! – именно хищным Западом:
«Мазепа. Давно замыслили мы дело; Теперь оно кипит у нас. Благое время нам приспело Борьбы великой близок час. Без милой вольности и славы Склоняли долго мы главы Под покровительством Варшавы, Под самовластием Москвы. Но независимой державой Украйне быть уже пора: И знамя вольности кровавой Я поднимаю на Петра. Готовлю все: в переговорах Со мною оба короля; И скоро в смутах, в бранных спорах Быть может, трон воздвигну я. Друзей надежных я имею: Княгиня Дульская и с нею Мой езуит, да нищий сей К концу мой замысел приводят. Чрез руки их ко мне доходят Наказы, письма королей Вот важные тебе признанья» (Смотрите вторую песнь пушкинского романа.).
Кстати, поэма «Полтава», - её тайная сторона! - имеет многочисленные связи не только с пушкинским «Борисом Годуновым», но и – с его тайной «Пиковой дамой». И, даже, с его романом «Капитанская дочка». Тоже, ещё раз выделим, тайным произведением нашего Гения. О них мы более подробно поговорим, наверное, только в других работах нашего книжного цикла. Здесь же пока дадим вам, - из-за перегруженности нашего первого очерка! – три наглядных образца только что выделенной, здесь, связи.
Первый образец только что обозначенной, выше, связи, ещё не выделенный, кстати, даже современными пушкинистами. Он заключен в том, что А.С. Пушкин практически повторно выделяет нам, в поэме «Полтава», - разумеется, совершенно в другой смысловой вариации! – диалог полячки Марины, с изменником-Самозванцем. Как вы помните, данный им, в «Борисе Годунове», в сцене «Ночь. Сад. Фонтан».
Повторно выделяет, только что названный диалог, в начале второй песни «Полтавы». Выделяет через диалог тоже изменника Мазепы - с Марией (Смотрите его, в поэме «Полтава», самостоятельно.). И выделяет его, тоже, кстати, когда, - так же, как и в «Борисе Годунове»! - созревает заговор Мазепы против Петра Великого.
Второй образец только что выделенной, выше, связи связан, у нашего Гения, с его тайной «Пиковой дамой». Он связан через «приход» к Мазепе – Марии-привидения в третьей песни поэмы, тоже с «приходом» к Германну - графини-привидения. Смысловые вариации, здесь, тоже, разумеется, совершенно разные. Однако привидения, - и в поэме «Полтава», и в «Пиковой даме»! – как видите и сами, уже налицо. О главном смысле этих эпизодов мы более подробно поговорим, наверное, только во второй работе нашего книжного цикла.
Третий образец только что выделенной, выше, связи заключен, у нашего Гения, примерно в следующем. Как выяснили совсем ещё недавно пушкинисты, стихотворное посвящение к поэме «Полтава», тайно адресовано, поэтом, Марии Николаевне Волконской. Адресовано: как через смысловое содержание самого выделяемого, здесь, стихотворного посвящения, так и через имя дочери Кочубея, Мария. На самом деле имя дочери Кочубея дано поэтом, в его примечаниях к поэме «Полтава»: «У Кочубея было несколько дочерей; одна из них была замужем за Обидовским, племянником Мазепы. Та, о которой здесь упоминается, называлась Матреной».
О самом же стихотворном посвящении пушкинист Д. Благой пишет следующее: «Эпиграф к поэме взят, поэтом, из поэмы Байрона «Мазепа». В начале Пушкин хотел так же назвать и свою поэму (Пояснение В.Б – хотел назвать так поэму потому, что «окрестил, свой первый исторический труд, «Борисом Годуновым».). Не сразу было дано им и имя героини – Мария (дочь Кочубея на самом деле звалась Матреной); сначала он называет её Натальей, Анной. Предпосланное поэме посвящение написано уже после ее окончания, 27-го октября 1828 года. В рукописи оно сопровождалось «Я люблю это нежное имя», характерно перекликающееся со стихами об умирающем казаке: «И имя нежное Мария Чуть лепетал ещё язык». Установление адресата посвящения вызвало много споров, но к настоящему времени можно считать почти полностью доказанным, что оно обращено к Марии Николаевне Волконской».
Как видите уже и сами, даже по самым кратким образцам, только что преподнесенных вам, выше, прекрасно видны, уже, именно тайные связи пушкинской поэмы «Полтава» как с его «Борисом Годуновым, так и - с его тайной «Пиковой дамой».
Связь поэмы «Полтава» с пушкинской повестью «Капитанская дочка» - будет показана вам, наверное, только во второй работе нашего книжного цикла». Кстати, эта героиня, у нашего Гения, тоже Мария.
И она вовсе не является, у него, дочкой капитана Миронова, а является у поэта, - тайно, разумеется! - тоже княгиней Марией Волконской! Это преподнесли, нам, именно пушкинисты, скрупулезно исследовавшие и пушкинскую повесть «Капитанская дочка».
5.
Чем примечательна, - и заметна! - именно только что приведенная вам, выше, наша выдержка? Да в первую очередь тем, что через свои связи как с «Борисом Годуновым», так и с «Пиковой дамой», пушкинская поэма и органично «вливается» (или входит, вписывается, что, пожалуй, точнее) именно в контекст пушкинской современной Истории России. Это, пожалуй, самое главное о поэме «Полтава» в отношении к ней, разумеется, как ко второму «фундаментальному» историческому труду нашего поэта-историка.
Кроме того, в пушкинской поэме «Полтава», - как, кстати, и в его «Борисе Годунове»! – существует довольно-таки большое количество (Я не побоюсь этого громкого слова.) исторических подробностей. Подробностей, через которые поэт собственно и создает, - как бы здесь выразиться более точно! – саму конкретику и фактальность изображаемой им, в «Полтаве», исторической эпохи Петра Великого.
А ведь у современных литературоведов появился, в настоящее время, и такой термин, как «освещение, через художественную литературу, той, или иной, исторической эпохи».
Или, более кратко, «освещение, через художественную литературу, Истории». Так что наш Чародей словесности использовал, - и в «Борисе Годунове и, соответственно, в «Полтаве»! – и это свойство художественной литературы. Использовал именно для создания - своей Истории России.
Дадим вам, - в качестве наглядности и, разумеется, в качестве факта, доказывающих нашу правоту! - хотя бы несколько примеров именно по пушкинским подробностям.
Так, к примеру, поэт раскрывает нам, причины возникновения мазеповского заговора, не только по внутренним и внешним причинам, условиям и обстоятельствам, но и через такую подробность, как личную обиду, Мазепы, на Петра Великого, унизившего - его достоинство. Раскрывает, к примеру, через строки: «Царь, вспыхнув, чашу уронил И за усы мои седые Меня с угрозой ухватил».
Внутренние же причины, условия и обстоятельства возникновения мазеповского заговора против Петра I, обусловленные и недовольством украинской элиты всесилием Москвы, поэт выделяет, нам, хотя бы через следующую свою строфу: «Украйна глухо волновалась, Давно в ней искра разгоралась. Друзья кровавой старины Народной чаяли войны, Роптали, требуя кичливо, Чтоб гетман узы их расторг, И Карла ждал нетерпеливо Их легкомысленный восторг». Или, тоже, к примеру, через следующую свою строфу: «Так своеволием пылая, Роптала юность удалая, Опасных алча перемен, Забыв отчизны давний плен, Богдана счастливые споры, Святые брани, договоры И славу дедовских времен».
Кстати, почти на этом же «сыграли», на Украине, и так называемые сейчас, в СМИ, «оранжевые», применив для своей победы, «на майдане», не только масштабный подкуп и шантаж украинских избирателей, но и резкое недовольства, украинского народа, криминальной властью Леонида Кучмы.
Как использовали, практически примерно такие же условия и обстоятельства, и грузинские «сотоварищи» М. Саакашвили, устроив в Грузии, по прямой указке США, так называемую, в СМИ, «революцию роз».
А внешние причины, условия и обстоятельства, с помощью которых и созревал, то есть готовился, именно мазеповский заговор, поэт очень точно обрисовывает, к примеру, хотя бы через следующую свою строфу: «Грозу не чуя между тем, Не ужасаемый ничем, Мазепа козни продолжает…» (И так далее. Прочитайте эту пушкинскую строфу, далее, самостоятельно.).
Вот такова, поэма «Полтава», и по историческим подробностям. Как видите уже и сами, и здесь поэт создает, свой второй «фундаментальный» труд по Истории России, именно на исторической конкретике и - фактальности.
Что еще хотелось бы выделить мне, как исследователю, именно из пушкинской поэмы? А в уже завершающей стадии нашего разговора, о пушкинской поэме, мне хотелось выделить, примерно, следующее.
Первое. Если нам вновь вспомнить именно о связях пушкинских произведений друг с другом, то это будет то, что «Полтава» имеет прямую, - на сей раз - композиционную! - связь, у нашего Мастера словесности, именно с его «Пиковой дамой».
Ибо и в поэме «Полтава», - и в повести «Пиковая дама»! - у поэта существуют как реалистические эпизоды с диалогами, в них, как Мазепы с Марией, так и Германна с Анной Федотовной, так и фантастические эпизоды с диалогами-монологами, в них, тех же лиц или героев. А это, ведь, тоже вполне возможный исток возникновения, в сознании поэта, его «Пиковой дамы».
Второе. Пожалуй, самой главной именно по пушкинской поэме «Полтава». А смысл, его, заключен, у меня, примерно в следующем. У поэта Мазепа не только изменник, но и – Самозванец!
Его самозванство поэт выделяет нам, в своей поэме, несколько раз. Выделяет хотя бы через следующие свои строки: «И скоро в смутах, в бранных спорах Быть может, трон воздвигну я». Или, тоже, к примеру, через следующие строки: «Что далеко преступны виды Старик надменный простирал»; «С ним полномощный езуит Мятеж народный утверждает И шаткий трон ему сулит».
А само итоговое умозаключение, - по всем трем «фундаментальным» историческим трудам нашего поэта-историка! - имеет, у меня, примерно следующий смысл.
Пушкинская современная История России идет (или движется, что ли), у поэта-историка, именно через Самозванцев. Торжество Самозванца мы видим, у него, - через первичную концовку его трагедии! - в его «Борисе Годунове». Не только изменника Мазепу, но и Самозванца-Мазепу мы видим, у него, и в его поэме «Полтава».
И уже реальное владычество над Россией, - и черные дела Самозванца, имя которой: Екатерина вторая! – мы видим в его шести плановой «Пиковой даме».
И видим его владычество, кстати, в других его тайных произведениях. Видим в его произведениях, напрямую связанных, Гением, именно с его «Пиковой дамой». Видим, к примеру: в его «Сказке о рыбаке и рыбке», в «Сказке о золотом петушке», в повести «Капитанская дочка» и в его «Истории Пугачева».
Свидетельство о публикации №110040805756
Владимир Блеклов 08.04.2010 21:21 Заявить о нарушении