Др. Арнольд Франк. Мессианское движение в Германии
Перевод статьи Джона Дюринга из вестника «Новый друг Сиона».
С разрешения издателя: Гаральда Фёльша.
Пастор Др. Арнольд Франк родился 6 марта 1859 года в местечке Шуя (Венгрия), его отец был уважаемым деревенским судьей. Родители Арнольда были набожными евреями, давшими своим восьми сыновьям хорошее еврейское воспитание.
Дальние страны всегда притягивали молодого Арнольда с огромной силой. Когда ему исполнилось 17, он покинул родину и перебрался в Гамбург, где устроился на работу в Барукс Банке.
Однажды, в ресторане, где Арнольд обедал, к нему за столик подсел одинокий вдовец и пригласил его к себе домой послушать пение канареек. Арнольд Франк благодарно принял это приглашение. Позже они часто прогуливались вместе.
Вдовец оказался убежденным христианином и членом Иерусалимской церкви в Гамбурге. Иногда он приглашал Арнольда на богослужения. Так молодой человек впервые попал в евангелическую церковь, поразившую его своей простотой и напоминавшую ему синагогу.
Вскоре Арнольд стал регулярно посещать богослужения и библейские часы, а также усердно изучать Новый Завет у себя дома.
Наконец Господь открылся Арнольду через Евангелие от Луки, 4, 16-21:
„16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.“
24 июня 1877 года Арнольд Франк принял Христа как своего личного Избавителя и Спасителя, совершив святое крещение, которое проводил тогдашний пастор Иерусалимской церкви Др. Д.К.Астон.
Супруги Астон видели в молодом человеке полезного служителя для Иисуса и верили в его призвание для служения в распространении Евангелия.
С этой целью Арнольд Франк стал посещать гимназию в Гамбурге, после чего в 1879 году отправился в Белфаст, Северную Ирландию для изучения теологии и провел там 5 1/2 счастливых лет, а затем получил сан священника.
В 1884 году он приобрел британское гражданство. В том же году он был призван на служение в качестве пастора Иерусалимской церкви в Гамбурге, где с Божьего благословения активно работал вплоть до 1938 года.
В январе 1885 года он женился на дочери пастора из Белфаста, Элле Луизе Кингхан, чей родительский дом был центром его духовной жизни и в котором, будучи еще студентом, он был частным гостем. Жена пастора Астона была подругой матери Эллы и благодаря этой дружбе Арнольда часто приглашали в гости к Кингханам.
Вот цитаты из статей различных авторов об Арнольде Франке:
Пастор Х.Вебер, Гамбург:
«Он (пастор Франк) начал благословенное дело, при этом основной упор в его деятельности делался на миссионерское свидетельство среди евреев. Его удивительная способность соединять в себе любовь к Иисусу и благородный такт, позволили ему, будучи пастором и миссионером, посещать дома знатных светских евреев Гамбурга. Совсем другого рода работа велась среди переселенцев, которые вследствие преследования евреев на востоке приезжали в Гамбург, с целью затем перебраться в Америку, и ожидали свои корабли в залах для переселенцев. Здесь пастор Франк организовал точки по выдаче горячей пищи, которые сопровождались раздачей христианской литературы на различных языках этих восточных стран, а также на иврите и на идиш. Имеются свидетельства, что во время этих длительных путешествий на кораблях розданные брошюры оказывали на людей огромное влияние, так что, прибыв в Новый Свет, некоторые их них внутренне уже были готовы начать новую жизнь. – На протяжении многих десятилетий особое значение имела работа миссионерского дома «Иерусалим». На нём была надпись: «… Мы нашли того, о Котором писали Моисей в законе и пророки…» (Иоанна, 1, 45).
Евреи, в основном молодые люди, находившиеся в странствии, а также в духовном поиске, что касается веры, приезжали туда и получали возможность работать в мастерских этого дома, а также ежедневно участвовали в занятиях по изучению Старого и Нового Завета, проводимых пастором Франком. Любая стремительная и лишь внешне проявляющаяся христианизация, была для пастора Франка неприемлема. Не редко с помощью объяснения 53-ей главы книги пророка Исайи или рассказов о страданиях Иисуса, он добивался того, что ученики решительно продвигались вперед. О том, насколько эта с виду неприметная работа миссионерского дома «Иерусалим» была плодотворной, как по количеству, так и по интенсивности воздействия, можно судить уже по тому факту, что 50 человек из всех обучавшихся впоследствии сами стали пасторами, миссионерами или же проповедниками в общинах.
Далеко за пределами Гамбурга – вплоть до Восточной Пруссии, Южной Германии и Дании – распространялся информационный бюллетень «Друг Сиона», издававшийся пастором Франком с 1899 года. От других журналов, направленных на евангелизацию евреев, он отличался наглядным, легко доступным изложением сути, при этом, не теряя библейской глубины содержания. В каждом номере по возможности размещалась фотография и история жизни какого-либо еврея, принявшего христианство. Таким образом, бюллетень постоянно достигал своего читателя, как среди христиан, так и среди евреев. Так, например, одна берлинская подписчица каждый раз клала «Друга Сиона» на стол одному своему квартиранту - еврею, изучавшему химию. Каждый раз он, не глядя, выбрасывал журнал в мусорное ведро, и так продолжалось до тех пор, пока однажды, он не увидел на обложке фотографию своего друга. Поначалу, прочитав историю жизни этого человека, он был повергнут в шок, но в конце концов разыскал пастора Франка, ставшего впоследствии его наставником в изучении христианской веры.
В своем неутомимом поиске путей к сердцам евреев пастор Франк наткнулся на одну проблему, которая беспокоила его душу – это сложность проникновения в еврейский женский мир, в особенности в его образованные круги; но, выявив проблему, он воспринял ее как поручение свыше - показать любовь Иисуса через служение милосердия больным людям. Для этого Миссия должна была объединить свои усилия с Диаконией.
Так в «Друге Сиона» (1905) появился призыв «Огромное желание нашей Миссии: и это уже давно наше серьезное желание - основать Дом для евангелических служителей по уходу за больными, чтобы иметь возможность посылать их для оказания помощи в еврейские семьи». – Сначала диаконисы разместились в доме, расположенном в еврейском квартале. В 1913 году они переехали в «диаконический и лечебный центр Иерусалим», построенный рядом с возведенной еще в предыдущем году новой Иерусалимской церковью. Так что, в то время как вся остальная часть церкви располагалась в середине, с левой стороны находились «сыны Сиона» (ученики миссионерского дома), а с правой – «Дочери Сиона» (диаконисы).
Больница дала возможность пациентам из евреев быть принятыми на лечение, а еврейским врачам - направлять туда своих больных. Диаконисы направили домоуправительниц для миссионерского дома и санитарок для еврейской частной клиники в Хайфе, в Израиле, а также для английского миссионерского отделения в Хайфе. – Это было время расцвета Миссии. Тогда же в книжной форме появились свидетельства христиан Израиля о жизни и деятельности пастора Франка, а также его статьи о вере и проповеди. Во время проведения миссионерских сборов и конференций пастор Франк и его работники рассказывали о том, что делает Бог среди множества израильтян.
В разгар этого цветения ворвался 1933 год и то, что за ним последовало. Неожиданным образом работа становилась все более преследуемой, и за счет этого все более важной. Пастор Франк организовал регулярные «еврейские мессианские вечера», на которых сразу около 250 христиан еврейского происхождения, обездоленных внутренне и подвергнутых угрозе извне, получили любовь, тепло и утешение через Слово Божье. Будучи Президентом «Еврейского Христианского Альянса», а также другом – отцом для огромного количества христиан их евреев во множестве стран, пастор Франк, мог помочь и в личных нуждах и в вопросах эмиграции. –
Тогда же последовали удары: 38-ой выпуск (1936) «Друга Сиона» вышел с новым титульным листом, на котором стояла надпись, явно бросавшаяся в глаза: Бог хочет помочь всем. В этом же году бюллетень был запрещен. В прощальном письме издатель еще раз публично заявил о своем служении Израилю и о надеждах в отношении Израиля: «Немало евреев и христиан из евреев посещают наши богослужения, библейские и молитвенные часы. Ко мне обращаются многие христиане не арийского происхождения со всех уголков Германии, находящиеся в невыразимом душевном отчаянии и охваченные страхом перед внешней опасностью. Моя обязанность, служить им всеми моими силами, осушить их слезы и указать на Иисуса, нашего Утешителя и Помощника. – Это абсолютно очевидно и неоспоримо, что Бог исполнит Свои обетования, данные Израилю. Он приведет евреев в Палестину. – Кто сомневается с ясном Божьем Слове, в особенности как это истолковано и утверждается в Римлянах 11, тому нет нужды выстраивать и новые Божьи обетования, потому что тогда рушатся всяческие духовные опоры.»
В конце концов, полицией был закрыт и миссионерский дом и в ту пору 79-и летний «свидетель из народа Израиля» был арестован. В 1938 году ему удалось бежать в Ирландию и таким образом вырваться из рук убийц. В следующем году опять же с помощью полиции была закрыта и сама церковь, а община распущена. От всего служения остался лишь диаконистский и лечебный центр (это произошло скорее всего потому, что благодаря дальновидности пастора Франка в 1933 году диаконистический дом «Иерусалим» перешел в юрисдикцию диаконистического дома Берн в Швейцарии, примечание Д.Дюринга).
После войны стало очевидно, что детище пастора Др.Франка стало своеобразным «залогом доверия». Благодаря Божьему слову в изменившееся время и в измененной форме оно положило новое начало другой стороне ужасной пропасти. Выжившие сотрудники миссионерского дома и «еврейских христианских вечеров» вернулись домой: из безопасных мест, с принудительных работ, из лагерей, внутренне - израненные и неуверенные, внешне - без средств к существованию. Но они проявили доверие, продолжая надеяться, что «Иерусалим» в Гамбурге является тем местом, где они будут поняты. Братья и сестры из Ирландии, Англии, Америки и Швеции доверили «Иерусалиму» свои пожертвования, которые они в течение 12 лет собирали для нуждающихся и преследуемых христиан. Это было суровое, но прекрасное время: выжившие сообщали о множестве перенесенных ими страданий; но при этом трогательной и полной смущения была их благодарность за малейший знак любви и понимания. В Бевензене, в Люнебургер Хайде с подачи Международного Еврейского Христианского Альянса и диаконического дома Берн возник детский дом Иерусалим, в котором и по сей день получают пристанище преимущественно дети из еврейских христианских семей (из Гамбурга, а также Берлина, Баварии и т.д.) Однако почтенный отец этого детища впервые посетил его лишь в 1950 году, а затем еще два раза. Тот факт, что в 1953 году он мог присутствовать на повторном открытии основанной им, а в 1942 году разрушенной Иерусалимской церкви, было знаком Божьей благодати, которая словно радуга после потопа перебрасывает мостик между прошлым и будущим.
В день, когда пастор Франк в 1952 году во время своего второго послевоенного визита в Гамбург представлял новую руководительницу диаконического дома Иерусалим для вступления в должность, он сказал диаконисам слово об их служении: «Творец сейчас здесь и он призывает тебя. Какая же это великая честь…!» Мы могли бы перефразировать эти слова в отношении благословенного отца из народа Израиля и его труда так: «Какая же это большая честь для церкви Христа, служить ее Господу среди его братьев по плоти, среди древнего Божьего народа. (Из «Мир на Израиля» - август 1957 года).»
Харкурт Самуель, О.Б.Е.: «Среди еврейских христиан во всем мире нет имени более любимого, чем Арнольд Франк. Не мало, включая и тех, которые занимают высокое положение и оказывают огромное влияние, видят в нем своего духовного отца; некоторые их них иммигрировали с Востока на Запад через Гамбург, где они встретили пастора Франка и благодаря ему нашли своего Спасителя. Благодаря им и их работе его дело продолжает воплощаться в жизнь.
Др.Франк был участником первой конференции Международного Еврейского Христианского Альянса в 1925 году и помогал в работе руководства Альянса с самого начала. Он организовал Еврейский Христианский Альянс Германии, вскоре ставший самым большим и самым влиятельным национальным Альянсом.
Несмотря на то, что в момент прихода к власти Гитлера и начала преследования евреев и христиан из евреев, он был уже в преклонном возрасте, пастор Франк приложил все свои силы для спасения и оказания помощи по эмиграции многим мужчинам и женщинам. Помимо тех, кто благодарен пастору Франку за свою духовную жизнь, есть многие, кто обязан ему и жизнью физической. С 1933 по 1938 года неустанно проводил он эту «работу милосердия» вплоть до того часа, когда сам был арестован и отправлен в концентрационный лагерь. Поскольку пастор Франк имел английское гражданство, английские власти активно вступились в его защиту, в результате чего он был выпущен, но вынужден покинуть Германию.
В течение многих лет пастор Франк был Вице-президентом Международного Еврейского Христианского Альянса и его Президентом с 1937 по 1947 годы. В связи со своим преклонным возрастом он высказал пожелание, чтобы его полномочия перенял кто-нибудь более молодой. С тех пор он был почетным Президентом. Будучи Президентом пастор Франк чувствовал на себе ответственность за то, чтобы вдохновлять и руководить различными комитетами, а через них членами Альянса всего мира. И это у него успешно получалось благодаря его богатому опыту и огромной любви к Господу и своим братьям. Он был истинным отцом в Господе для многих людей. Мы от всего сердца благодарим Бога за него.» (Из юбилейного сборника, посвященного пастору Арнольду Франку, 1959 год).
Проповедник-миссионер Пауль Рад об Арнольде Франке: « Он был человеком Библии. – Он проповедовал любовь Бога в Иисусе Христе. – Он постоянно указывал на необходимость нового рождения. – Он искал чести Спасителя. – Он был молитвенником. – Он был душепопечителем.»
Г.Г.Уберрайх-Моффат: «Когда на одном из заседаний Правления церкви было выдвинуто предложение выбрать в Правление одного богатого человека, принадлежащего к общине, пастор Франк отклонил его, аргументируя так: Деньги не должны быть решающими; нехорошо, делать что-то ради денег; этим мы можем навредить нашей общине.»
Сестра Елизабет Вайдеман: «Пастор Франк был для нас - сестер настоящим отцом, который с неизменным дружелюбием учил, предостерегал, порицал и хвалил. Мне особенно запомнился один наш разговор, это был 1920 год. Пастор Франк спросил меня: «… заметила ли ты, что сестры – не ангелы, даже если больные их так называют? Чепец и одежда еще не делают человека ангелом; да и Господь вовсе не желает, чтобы вы ими были. Твои начальницы не ангелы, да и ты тоже; но своей жизнью и ты можешь засвидетельствовать своим сестрам и пациентам любовь Божью в твоем Спасителе Иисусе Христе. Именно к этому ты призвана, как пишет Апостол Павел, что вы должны быть письмом Христовым, написанным Духом Бога живого, читаемым всеми людьми!»
Принципал Дэви: « В 1938 году, несмотря на то, что Др.Франк был британским гражданином, он был арестован и брошен в тюрьму, а затем отправлен в конц.лагерь. Благодаря вмешательству британского Правительства его заключение длилось всего лишь 9 дней и он мог снять с тебя арестантскую одежду и отправляться домой. Однако же его положение оставалось сложным и опасным. Однажды к нему пришел один немецкий полицейский, его друг, и сказал, чтобы он срочно покинул Германию, потому что полиции поручено снова арестовать его.»
«Новый Друг Сиона» (4/1963): «В качестве признания заслуг перед Германией 30 марта 1963 года Президентом ФРГ г-ну пастору Арнольду Франку был вручен Крест за заслуги 1-ого класса Ордена за заслуги ФРГ.»
«Новый Друг Сиона» (1/1963): «В Белфасте, в Северной Ирландии, недавно крестились четверо евреев. Они признали Иисуса как своего Спасителя и открыли для себя путь ко Христу благодаря пастору Др. Арнольду Франку, находящемуся в возрасте 104 лет. Каждое покаяние – это чудо Божьей милости. Что же в данном случае большее чудо: покаяние четверых или 104-ёх летнее «средство», с помощью которого Господь его совершил? Пастор Франк все еще постоянно активно работает для Царствия Божьего, в особенности во спасение еврейских братьев и сестер. Время от времени мы получаем от него новые статьи и ценные предложения, за которые мы ему очень благодарны. Читатели нашего журнала каждый раз убеждаются в благословении, которое они получают через статьи Др. Арнольда Франка и его проповеди. Да будет прославлен Господь!»
* * *
6 марта 1965, т.е. еще совсем недавно, пастор Др. Арнольд Франк, отпраздновал свое 106-и-летие. На следующий день он заболел и 20 марта Спаситель забрал его к себе в свою Славу.
Его кончина – бесконечно огромная потеря для несчетного количества людей во всех уголках земли, но мы благодарим Господа за его жизнь и его дела. Благодаря ему уверовал и я, он крестил меня 15 января 1928 года в Иерусалимской церкви.
Моя утрата особенно велика, потому что я потерял не только своего духовного отца и по отечески заботливого друга, но и лучшего советника в служении в Божьем слове. Даже в своем самом преклонном возрасте он постоянно писал мне, ободрял в работе, говорил, что он в «Новом друге Сиона» и в нашем английском журнале «Good News» считает хорошим, и даже очень хорошим, а что нет. Постоянно поддерживал меня своими верными молитвами.
Три наших бюллетеня – Новый друг Сиона, Good News и Goeie Nuus будут выпускаться и дальше. В них мы продолжим публиковать молитвы и проповеди пастора Франка на трех языках во множестве стран, да проявятся благословения в сердцах евреев и не евреев, белых и цветных. Дай Бог!
Джон Дюринг
Свидетельство о публикации №110040606198