Старинный русский романс

Ольге Демченко
Старинный русский романс
Поверь
"Ветерок чуть колышет листочки,
Знойным жаром объята земля;
Аромат разливают цветочки;
Где-то ласточки песня слышна.
(Неаполитанская песня).
А пока Вам, Оленька, приветливо улыбается синий апрель, щебечут птицы, весенний ветерок ласкает любовью; и в каждой былиночке пробуждается мечта.
Как прекрасно песенное счастье, подаренное небом.
Самое лучшее, самое любимое - старинный русский романс.
***
"Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою рвётся нить,
Только раз в холодный серый вечер
Мне так хочется любить!"
(русский романс).

Романс - удивительное явление национальной песенной культуры, чисто русское явление.
Особенно ярко судьба русского старинного романса отразилась в творческой биографии, легендарной Изабеллы Юрьевой.
Удивительная женщина, прекрасная певица, обходя запреты, пела о глубинных чувствах, их красоте и нежности.
Её романсы радовали человеческие души.
***
"Весна придёт к тебе с мечтами
И ветки, голые теперь,
Опять покроются цветами,
Поверь, поверь, поверь...
(русский романс)

Романс "Последнее письмо" обращено к памяти, что бережно несёт любовь, как изящную, хрупкую, трепетную орхидею.
***
"Я помню всё. Кленовый листопад,
Осенний парк и счастье первой встречи
И над рекой пылающий закат,
И в тишине взволнованные речи."
(русский романс)



В апреле  1964 года состоялся последний концерт Изабеллы Юрьевой. Она ушла со сцены в расцвете сил и славы, чтобы в сердцах почетателей навсегда остаться легендой.
Мария Наровская пела очень долго и успешно.
***
"Я вновь пред тобою, стою, очарован,
И в дивные очи гляжу
И вновь непонятной тоскою взволнован
Я жадных очей не свожу.
Приняв, как святыню, во всем твою волю,
Могу об одном лишь молить,
Чтоб ты мою жизнь,
Мою горькую долю
Заставила вновь полюбить."
Дослушав один романс, я знаю, что Ваша душа тянется к другому.

***

"Проглянет солнца луч свкозь запертые ставни,
А всё еще слегка кружится голова.
В умах ещё звучит наш разговор недавний,
Как струнный перебор, звучат твои слова."
Мария Наровская пела романсы на слова Алексея Николаевича Апухтина.
***
"Ночи безумные, ночи бессоные,
Речи несвязные, взоры усталые
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые."
Или неожиданно старинный романс напоминает нам о коллизиях жизни.
***
"Спокойно и просто мы встретились с вами,
В душе зажила уже старая рана,
Но пропасть разрыва легла между нами -
Мы только знакомы...
Как странно."
На слова и музыку Фомина есть романс на гражданскую тему.

***

"Толпа гостей меня не понимала,
О чём я до рассвета пела ей,
Но ту же песнь упрямо напевала
Я в одинокой комнате своей.
Давно прошли кошмарные те годы,
Как фонари, угасли, отгорев,
И я пою свободному народу
Теперь уже понятный всем напев (мотив)."

И снова погружаемся в грусть, слушая божественную музыку Бориса Фомина.
***

"Никогда ничего не проходит бесследно,
И следам суждено оставаться в груди,
Но когда-нибудь вновь,
Так туманно, так бледно,
Будет всё далеко, будет всё позади."

Среди прекрасных имён выдающихся исполнительниц романсов - красивое имя "Тамары Церетели.
Однажды в её юбилейный вечер Иван Козловский и Георгий Ярон преподнесли певице грампластинку с надписью "Когда Вы поёте - мы молчим!"
Трогательный случай произошёл в Тбилиси, где училась Тамара Церетели.
Приезжие актёры бывшего Александрийского театра ставили пьесу "Нищие духом."
В пьесе надо было петь цыганский романс "Гори, гори, моя звезда".
Спеть его поручили - студентке - Тамаре Церетели, она отлично справилась.
Старинные романсы в трактовке замечательной певицы звучали тепло, задушевно, с неподдельным темпераментом и большим вкусом.
Много и плодотворно писал для Тамары Церетели Борис Прозоровский
***

"Мы странно встретились и странно разойдёмся.
Улыбкой, нежностью роман окончим наш.
И если памятью к прошедшему вернёмся,
То скажем - это был мираж.
Пусть впереди всё призрачно, туманно
Как наших чувств пленительный обман
Мы странно встретились и ты уйдёшь нежданно,
Как в путь уходит караван."

Творческое благополучие Церетели и Прозоровского длилось недолго.
Борьба с романсом привела к свертыванию их совместной концертной деятельности.
Борис Прозоровский был арестован, и сослан в Сибирь.

***

"Уж много дней прошло,
как мы с тобой в разлуке,
Но память о былом ещё во мне жива,
Не ты ли целовал, бледнея, эти руки,
Не ты ли говорил безумные слова?"

Во время Великой Отечественной войны Т.Церетели пела для воинов, после войны объездила с концертами всю страну, возвращаясь домой, в Тбилиси.
Она   благословила   Нани   Бригвадзе   в   её первоначальном пути.
Но все годы в глубине её души звучал романс на слова й музыку Бориса Прозоровского.

***

"Ты смотри, никому не рассказывай.
Что душа лишь тобою полна,
Что тебя я в косыночке газовой
Дожидалась порой у окна
Если любишь меня, не отказывай,
Об одном только помни всегда:
Никому про любовь не рассказывай,
Никому, ничего, никогда."

P.S. Русский романс - незатейливый и трогательный, вобрал в себя всю гамму человеческих чувств - возвышенную любовь и роковые страсти, неизбывную печаль и весёлую удаль,   отчаянное  безрассудство  и  сентиментальную мечтательность...
Русский романс вечен, как вечна любящая и страдающая человеческая душа.
Поклонимся вместе, мой друг, красоте.

С нежностью и любовью Н.Б март 2006


Рецензии