***
Опять зима.
Я.Т.
Опять зима, как питерская осень.
И мелкой сеткой сонные дожди.
Опять душа покоя тихо просит.
И вторит эхо: « Счастия не жди».
Не жди напрасно, вот усталость схлынет.
И смертный полог застит вдруг глаза.
Камин у ног погаснет и остынет.
И не нагрянет вешняя гроза.
Там ни звезды и ни креста.
И мутный диск там тени водит.
И жизни миг. И неспроста
Там путник дом свой не находит.
Мысль начинает новый круг:
- Когда –нибудь на этом свете
«Мы будем счастливы, мой друг»*…
За эту жизнь мы все в ответе.
Когда проснёшься на рассвете,
Зажги в окне своём свечу…
Я постою и помолчу.
Я постою и помолчу.
Твой свет помог с пути не сбиться.
У незнакомого крыльца
Помог святой водой напиться
Под трели раннего скворца.
И снова тот же вечный круг:
-Мы будем счастливы , мой друг.
Когда – нибудь, когда- нибудь…
-Ты моё имя не забудь.
Какую ночь мне всё не спится.
Не дай повеситься, иль спиться…
Мы будем счастливы, мой друг.
Мы будем счастливы , мой друг.
* Н. Каржавин
Мой город
Я вернулся в мой город.
Недосказанных слов многоточие.
Не по возрасту молод,
он печалей моих средоточие.
Я иду вдоль каналов,
где мой город назначил мне встречи.
В перезвоне бокалов
он заботы взвалил мне на плечи.
Эта ноша не тяжка -
я его понимаю с полслова.
Сигареты затяжка –
с Петропаловки выстрелы снова.
Всё как прежде готово
ожидания слезою пролиться.
Улыбаются ново
незнакомые, юные лица.
Мойка так же лениво
в оцеплении гранитном плетётся.
Невский так же блудливо
озабочен, в глаза мне смеётся.
Строгий облик мостов
для чеканки готов,
как скупые блокадные сводки.
Сон тревожный хранит
лип столетних на вид
Воронихинский гений - решётки.
До сих пор
в этом городе дышат
злою вольницей люд и стихия:
не смирила Нева
свои прежние нравы лихие
ни под дланью Петра,
ни пред Тем, кто над вечностью выше.
Непрошеная кровь – это « Спас –на - Крови» -
снова эхо той бомбы мы слышим.
Взорван « вечный» Ильич -
пугачевщины бич
монументы святые колышет.
Укрощенными стали
только кони на тихой Фонтанке,
да в Ноябрьские дни
по брусчатке идущие танки.
Запишите в регистры
и сочтите позора пределом –
позабыли магистры
« Ленинградское» Дело.
Память снова взывает
из блокадных ночей не напрасно:
« Стороны при обстреле
эта очень опасна».
.
Коричневый странник
«Вы поблекли. Я странник коричневый весь»*.
Даже память о прежних свиданьях истлела.
Но нежданно вдруг что –то забытое здесь
заставляет меня оглянуться несмело.
Проезжая ваш ветхий, заброшенный дом
в дребезжащем на стыках, старинном трамвае,
в горле чувствую ком, тот горячечный ком.
Почему - я не знаю, не знаю, не знаю.
Я иду средь отчаянно юной толпы.
Ветром невским, холодным простужен.
Я заброшен сюда не капризом судьбы,
Но уже никому здесь не нужен.
Канул сон. Фиолетовый сон.
Вы опять предо мной в бледно – розовом платье.
Я дарю нерасцветший пиона бутон
Торопливым и горьким объятьям.
Вы поблекли. Я странник коричневый весь.
Я странник коричневый весь.
• Леонид Мартынов
Венеция
« Венеция венецианкой
Бросалась с набережной вплавь».
Б. Пастернак
Венеция, я восхищён!
И без тире и междометий
Здесь гениально завершён
Рисунок нескольких столетий.
Изобретение Дожата*.
Каприз судьбы, ума изыск.
Соперник римскому собрату.
И мелочен здесь детский писк.
Здесь так бесстыдна нагота.
И торжествуют базилики.
Со стен глядят святые лики,
И святотатствует толпа.
Венеция в воде по пояс:
Недолговечно ремесло.
Гребец, лениво в волнах роясь,
Вращает медленно весло.
Из века в век. На свет из мрака
Гондолы путь под сводом арок.
Над площадью Святого Марка
Взлетает стая голубей,
Свободе радуясь своей.
Но здесь, из камеры свинцовой
Сластолюбивый Казанова
Вписал язвительное слово
В историю людских страстей,
Играя правдой без затей.
Что слово!? Звук его немеет.
Слова – песок. Их ветр развеет.
Истомлена морскою качкой,
Забросив юбки за бедро,
Венеция роскошной прачкой
Полощет ветхое бельё.
• Дожат – совет дожей
* * *
По ельнику нечастому,
берёзовым стволам
Струится дождик солнечный
с улыбкой пополам.
Клубится запах ягодный,
и дразнит дух грибной.
Я вереском нечесаным
лесной иду тропой.
Пока иду играючи,
захочется кричать
И эхо под вершинами
корзиною поймать.
Валюша, Валя, Валечка.
Ау, ау, ау!
И эхо голосистое в ответ кричит:
«Люблю».
Но эхо как корзиною,
что воду решетом.
Знать, не дарить осину мне
оранжевым листом.
Тревогою охваченный,
жду - дятел застучит.
А эхо где-то рядышком
до времени молчит.
В пути.
Мое временное пристанище,
Мой палаточный городок.
Пепелище мое, пожарище
Неуемных моих тревог.
Где постель мне постелет женщина?
И споткнусь я о чей порог?
Имя чье мне судьбою завещано
На распутье дальних дорог?
Все знакомые, все попутчики.
Разошлись. И из сердца - вон.
И бутылки под лавкой кучкою,
И душа как пустой вагон.
Я с годами стал осторожней,
Но чего-то не доглядел-
Не от пыли дорожной
Рано я поседел.
Портрет Самари
«Все только продолженье бала,
Из света в сумрак переход»*
Рука художника устало
Мазки последние кладёт.
Погас. И снова тих и бледен.
Но красота на полотне.
И кто-то юный будет бредить
Его мечтою по весне.
Он ждал, просил его прихода.
И озарение пришло:
И, засмеявшись над природой,
Вдруг засияло ремесло.
И женщина,
игрою случая,
Роняет свет перед собой.
Не обещая и не мучая,
Зовет его на вечный бой,
Но время тихо гасит свечи.
Тускнеет блеск живых цветов.
Ты не проси любовь навечно,
Он вечность дарит за любовь.
*А. Блок.
Мартовский ветер
Ветер, бабник, озорник-
подол задирает.
Горстью снег за воротник,
хохоча , кидает.
Недотрога за полу
прячет коленки.
Разохотился шутник,
прижимает к стенке.
Криком плачь, кричи,
нету мочи.
Ах, как руки горячи
очень.
Хлещет ярый поцелуй
в щёки.
Разметал из-под платка
локоны.
Вьётся, в ноги набросал
сугробы.
-Как постель тебе со мной,
удобна?
И подушки мягки
и сладки.
А на простыне белой
ни складки.
Закружилась в голове
улица.
Заневестилась девчонка,
зажмурилась.
Ну, какой ухажер
настойчивый.
Ты постой, погоди
потчевать!
И завьюжил хоровод
метелицей.
Захотелось бы уйти-
сущая безделица.
Колодец
Где-то светит мой месяц.
Где-то ветер уносит
Уходящее имя
С этих губ ненасытных.
Позови меня тихо,
Еле слышно, лишь дрогнет
Серебро паутины
В свежескошенном стоге.
И с вечерней звездою
Свет прольётся в колодец
И по влажному срубу
Проиграет свой танец.
В приглушённом сознанье
Звуки словно зависли...
В грациозном качанье
Два ведра с коромыслом.
Откровенье весны.
Склонилось небо. В изголовье
Его измятые снега.
И избы, словно исподлобья,
Глядят на чёрные стога.
И тишина залита в окнах,
Забитых - накрест две доски.
И на горбах дорожных сохнут
Уже проезжие пески.
Но, сбросив сон тревоги зябкой,
Берёзы пьяно, как в гостях,
Пьют, зачерпнув дырявой шапкой,
Туман до одури в корнях.
И их стволы гудят литые.
И тонкая звенит капель.
Как будто воровская дрель
Буравит сейфы золотые.
И откровенье откровенья-
как девственницы нагота.
И просто, как мечта о счастье,
Желанный зов: «Иди, Настасья..»
И детский смех. Весна, весна.
* * *
Светлой памяти
А.А. Собчака.
«Прощай немытая Россия »*.
Моя неласковая мать.
С какою неразумной силой
Ты научилась не прощать.
Но ты прости детей и внуков,
Нежданно посланных судьбой
На бесконечную разлуку
С твоей суровою рукой.
Молчишь, надменно сдвинув брови,
Имперской гордостью тверда.
И чую, снова жаждешь крови
Во имя мира и труда.
Молчишь. Но с гибнущей подлодкой
Что сделать ты тогда могла?
Как с перерезанною глоткой,
На дно Россия залегла.
И из прекрасного далёка
Гляжу в дождливое стекло.
Но если позовёшь до срока
Тревожной птицею в окно,
Я соберусь порой вечерней,
Не торопясь коней загнать,
И как Собчак, гонимый чернью,
К тебе вернусь я помирать.
*М.Ю. Лермонтов.
А.А. Собчак-первый мэр Санкт-Петербурга.
* * *
Как любимой быть хочется женщине.
Как горька по весне метель.
Каждой ночью, кому-то обещанной,
Необъятно пуста постель.
И над той окаянною бабою
Как куражится ночь опять.
Ах, как хочется быть слабою,
Чтоб потом зарыдать!
Или броситься без оглядки
Под откос, под откос, под откос.
Сколько можно играть в прятки?
Или ждать до седых волос?
Чтоб каким-то отчаянным утром—
Без « до завтра», не провожал...
Электричкой, простреленный будто,
Повалился назад вокзал.
Плачет женщина. В белом уборе.
И несвежий начёс под Бриджит*...
Неуёмное бабье горе
В три ручья по щекам бежит.
*Бриджит Бардо - кинозвезда 80-х годов
Песня поздней любви.
Напои меня миром и светом
В бесконечно тревожные дни.
Дай не верить зловещим приметам
И надежду мне снова верни.
В лес из звонких и солнечных сосен
И весёлых прозрачных берёз
Уведи меня поздняя осень
Защити от негаданных слёз.
Этой ночью в ладонях беды,
Словно бога открывший мирянин,
Буду ждать той падучей звезды,
Знак которой невнятен и странен.
Странный знак. Но поверь, мне поверь.
А не - то, как мальчишка, заплачу.
Слышишь? Где-то лесная свирель.
С бубенцом подорожным в придачу.
Ты не слышишь. Я знаю, ты спишь.
Всё спокойно в тебе. Ты любима.
В тихих снах не со мной говоришь.
Дни проносятся суетно мимо...
* * *
Когда читаешь ты стихи,
Душа простительно беспечна.
И наши прежние грехи
Так очевидно безупречны.
И слово дышит божеством
И тайной, еле приоткрытой.
Как раковину, вскрыв ножом,
В ней ожидаешь клад забытый.
И первой строчкою пленён,
Перемолов породы груды,
Булыжник- это явь, не сон
Находишь вместо изумруда.
Псовая охота
Мы - зайцы,
бегущие следом за страхом.
За нами
часть жизни пошедшая прахом.
За нами
деревьев загубленных рощи.
За нами могилы.
(Что может быть проще.)
Мы - зайцы.
И жизнь наша - страх и движенье
в погоне
за тенью, своим отраженьем.
Бежим,
и следы наши мечены кровью.
Бежим
мимо хижин с обрушенной кровлей.
Мы - зайцы,
за нами охотников рота.
И нас
настигает лай псовой охоты.
Кого-то
загнали, порвали на части.
И в пене
бордовой оскалены пасти.
Собак
накормите пред псовой охотой.
Чтоб нас
не травили столь лютой работой.
Честолюбец
Невольник-
прикован к галерам своих вожделений.
Я тайну
поверю свою лишь горбатому камню,
что встал
на пути у ладьи и разбил её в щепы.
А цепи
оставил галерникам, битым кнутами
губительной страсти.
Простите!
Мои палачи и надсмотрщик ретивый.
Напрасен
ваш труд, я устал. Равнодушием смерти
клеймён.
Без борьбы уступаю скамью,
что задами
в занозах натёрта до блеска.
Терпите!
Вот кнут засвистел, и пригнулись плечи
к коленям.
И взмыли над морем протяжные вопли,
как стоны
грешащих запретной и сладкой любовью
на брачной постели.
Пройдите галеры!
С печатью на лбах и в глазах ожидание рая.
Довольно,
достанется досок неструганных всем на занозы.
Не каждому
только тот камень, что встал на пути у галеры.
Черный пролёт.
«.....выходят из окон».
( Из истории болезни).
Если б было, чем дорожить.
А тревогу раздать домам.
По уютным их окнам -глазам
Полоснуть от щеки до щеки.
Захлебнутся в крике звонки.
И ступени под сотнею ног
Задрожат как изломы строк,
И как синею жилкой пульс.
Лишь в последний момент не трусь!
Когда крикнут: «Бери, он наш!»
Вот пролёт и последний этаж.
Сам себе говорю: «Не жить.»
Если б было, чем дорожить...
Этот приговор – наповал.
Но я хлеб у детей не крал.
И не крал я цветы с могил.
И у нищих не крал пальто.
Может, бог бы меня простил,
Если б было за что.
И в смятении, в желтом бреду
Сам не знаю, куда иду.
И на чью-то беду.
И на чью – то беду.
На кого-то такого же
вдруг набреду.
* * *
Я звоню тебе редко.
«Здравствуй,
здравствуй мой друг.
Брось сиреневой веткой
Мне спасательный круг.
Я тону. Наводненье
Всё снесло. Я раздет.
И холодным прозреньем
Мне забрезжил рассвет.
Где-то вскрылись вдруг реки,
Словно вскрыл себе вены.
Посиневшие веки,
Красные стены.
А вода прибывает,
В ней звенит тишина.
И неловко сползает
Ручеёк из окна.
Побежал по паркету,
Обнял чистый листок.
Захлебнулось и лето
Ненаписанных строк.
....... Ты большая, ты умница.
Всё конечно поймёшь.
Наводненье на улице,
На которой живёшь.
А во мне тишина, тишина, тишина.
* * *
Вот земля, наконец.
И последний бросок.
Задыхаясь, пловец
Изнемог, изнемог.
Из - под рук ускользнул
Голый, скользкий гранит.
Вал крутой захлестнул
Заходившийся крик.
Где-то море бескрайней,
Солёной тоской.
Где-то скользкий гранит
И ревущий прибой.
И пловец обессилен
В неравной борьбе.
Море, так почему
Беспощадно ко мне?
Кавказ.
Я с тобою песни забросил.
Всё забыл, что можно забыть.
Мне бы парус и пару вёсел
В акварель осеннюю плыть.
Плыть горами, в глухие ветры.
В медь лесную, под зябкий иней.
Только ночи здесь тёмно- синие,
Да и море другого цвета.
Только море совсем зелёное.
Солнце-рыжей копной волос.
Но я к краю опавших клёнов
Навсегда душою прирос.
Я с тобою песни забросил.
Ничего давно не пою.
С губ твоих молодую осень,
Как вино молодое пью.
Коль на чужбине умереть случится.
«Жизнь приучает нас к мысли о смерти,
Смерть же нас учит, как надобно жить».
И.М.
Я, кажется, уже в дороге.
«И крестным знаменьем мой путь, -
Я говорю высоким слогом, -
Ты осени, не позабудь».
В дороге к истинам бесцельным -
Ни оглянуться, ни вздохнуть.
По ней уже огонь прицельный
Ведут недуги. В этом суть.
Стрелок на время затаится.
Но жду испуганной спиной.
Я не успел ещё проститься
Ни с Родиной и ни с женой.
И где - то в чистом, чистом поле,
Где ветры вольные шумят,
По чьей-то злой иль горькой воле
Меня подстережёт заряд.
Что может быть ничтожней доли,
Чем на чужбине смертный миг?
Какой случиться надо боли,
Чтоб песня изошла на крик!
Кого-то я не спас. Не сделал
Добра. И сына не родил.
Но дерево в соцветье белом
Я возле Дома посадил.
Соло для дорожных столбов.
Мне по-немецки исполняют соло
На спицах ног дорожные столбы.
А русской солью грубого помола
Я здесь солю капусту и грибы.
Отечество, где всё идёт не в лад.
Где нас уже давным - давно забыли.
Там через мой вишнёвый сад
Дорогу в храм чужой сложили.
Предчувствие
Мне кто-то о смерти
твердит неустанно.
И слышать мне это
и страшно и странно.
Иду - предо мною
гранитные выси.
И кто-то крутые
ступени в них высек.
И я подымаюсь,
не видя вершины.
И я задыхаюсь
от вида стремнины.
Внизу, как барханы,
туманы, туманы.
И нет мне возврата.
Как странно, как странно.
* * *
Я здесь только прохожий.
Доведи же меня
До ближайшей прихожей,
Усади у огня.
И я телом бессильным
Прильну к изразцу,
И молитва моя
Понесётся к Творцу.
Алхимия поэзии.
Ах, стихоплёты всех мастей!
Что может быть для вас милей?
С удачной рифмою схлестнуться,
Вертлявой строчкою вернуться.
Иль объявить себя борцом
Со злом - под водку с огурцом,
Под редьку с мёдом, с русским матом…
Чернобылем вдруг мирный атом
Взорвётся. Тяжким, мёртвым рвом -
Оскал смертельный. Но потом
Затянутый болотной ряской,
Вдруг явится из детской сказки
Родена мрамор. В глине вязкой -
Всё мутно. Голос глохнет вещий.
И мысль едва, едва трепещет.
Слова толпятся смрадной тучей
Как вепрь над лужею вонючей…
Но молнии, счастливый случай,
Прорежет огненный заряд.
И барабаны загремят.
И под победный гром оркестра
Рыдает юная невеста:
Жених уходит ратным строем.
Вернётся ли живым домой он?
И тишина. Пропали звуки.
И скрипки плачь, и флейты муки.
Всё смолкло. И тревогой смятый
Застыл партер оглохшей ватой.
Поэт, уйдя в свою обитель,
Готов к сигнальному рожку,
Как зверь к смертельному прыжку.
Дыханье затаите, зритель.
Молчанье – рыцарский обет.
Держите паузу поэт.
Севанский монастырь.
На краю земли , где горы
Чешут гривы облакам,
Смотрит в даль с глухим укором
Бесприютный храм.
Серо небо. Серый камень
И холодный луч.
И глубокий стылый пламень
У подножья круч.
Как слеза прозрачны воды.
Слёз своих не прячь.
Видно здесь собрали годы
Весь сиротский плач.
Слышишь – жаркий вдовий шёпот,
Плат – узлом концы.
И по плитам тонкий цокот
Жертвенной овцы.
Всё - как прежде. Всё - приметы.
Всем открыт ветрам,
На скале стоит раздетый,
Бесприютный храм.
Свидетельство о публикации №110040508775