Андрею Тарковскому

               



Благодарю Вас, Андрей Арсеньевич,
За Ваше витание в облаках,
За безысходность дождя рассеянную,
В веках стоящую и в веках,

За то, что Вы Сталкером -- были сами,
За то, что Вы снимали -- стихами,
За то, что ни с кем Вы не шли след в след.
За то, что ДВЕРЬ Вы показали,
А КОМНАТУ -- нет.

За всё, чего я не умею выразить,
И что сказали Вы за меня,
За почву, на которой я выросла --
Из ностальгии, крови, и сна,

За то, что меня растворяет "Зеркало"...
За -- неприступную элитарность
Ваших концепций и вечных мерок,
Взятых -- в отцовских тетрадях старых --

Отчасти. Отчасти -- в смертном Гении,
Или в важнейших счастья вещах.
Благодарю Вас, Андрей Арсеньевич,
В столь неумелых, ненужных словах,

Мне не дано никакого права
На благодарность -- то право равных.
Разве я виновата в этом? --
За то, что приколота к Вашим экранам
Как птица -- брошенным в землю стилетом,
БЛАГОДАРЮ.

                1990


Рецензии
Просто чудо, Марина.
Хотя во многом с Вами не согласен, прежде всего насчет "элитарности" Тарковского.
Имхо, фильмы его подчеркнуто, нарочито просты, - в противовес традициям тех лет. Но быть вне традиции- не значит быть элитарным (элитарность - ругательство в моем словаре).
Если не верите, прочитайте сначала "Пикник на обочине" с "Гадкими лебедями", потом "Машину желаний" (сценарий первого, смытого "Сталкера"), ну а потом в ...дцатый раз сам фильм.
(Я сам "Сталкер" посмотрел раз 30 в разных окраинных московских кинотеатрах только в первый год после его выхода - 5 человек в зале, билетерши предупреждают, что фильм "темный" и "сложный").
Просто его фильмы - хроника наших душ, выложенная на экран.
Тарковский - именно от кино художник, не в сюжетах дело, не в музыке, не в морали, не в идеологии, наконец, а в умении визуализировать.
Искусство кино в чистом виде, больше такого нет.
Прошу извинить за пространный комментарий. сергей.

Сергей Колосов 63   01.08.2012 15:15     Заявить о нарушении
Доброе время суток, Сергей. Я давно и благодарно слежу за тем, к а к Вы меня читаете, просто жизнь отучила от поспешных выводов, и очень рада, что представился случай так поговорить. Кстати, стихотворению этому около 20 лет, но с тех пор я не изменилась, хотя жизнь била ключом:)) Никогда не считайте элитарность и снобизм ругательствами, простота и демократичность - прекрасные качества для жизни и общения с окружающими, для творчества они смертельны в самом прямом смысле - ЗАТОПЧУТ. Особенно в современном мире. Знаю не понаслышке. С Андреем Тарковским, кстати, по воспоминаниям современников, было невозможно общаться, он в упор не видел никого кроме себя. От кино, я думаю, он поэт.
Я не знакома с Вами лично. Возможно, Вы человек, общающийся с определённым, нормальным кругом начитанных, интеллигентных людей. Я бывшая москвичка из интеллигентной семьи и знаю, что это такое. Но когда Вы выходите в мир... Ужас, жесть, как сейчас говорят. Люди не хотят знать ничего, кроме денег и своих проблем, они не читают, авторитет сейчас - блатной термин, ну и т. д. Кто сейчас знает, кто такой Бахыт Кенжеев? А - кто такой Набоков?
Несколько лет уже я работаю над серьёзной прозой. Частью это - жизнь и размышления, частью - эдакий сюр от литературы, и большОй частью она - о Денисе Новикове. Это великий и страшно незаслуженно забытый поэт, его уже нет, ему было 37. Я имела честь быть с ним мельком знакомой. В интернете его нет, поищите книги, хотя они дикая библиографическая редкость. Так сложилась моя непростая жизнь, что я около 15 лет была в информационном вакууме, а когда очухалась, обнаружила, что мир ничего не читает и знать не желает. И читают и знают именно единицы. ЭЛИТА. Достав книгу Дениса Новикова "Самопал" с огромным трудом и почитав выходные данные, я слегка обалдела, хотя и предполагала такое, тиражи подобных авторов (Ахмадулина, Карабчиевский, Соснора, Бахыт Кенжеев,...) в РОССИИ - ДО 1000 ЭКЗЕМПЛЯРОВ!!! Таким тиражом издаются в Израиле, где один миллион русскоговорящих на всю страну!!!
Это означает катастрофу литературы, дай Бог, чтоб не навсегда, но это надо принимать как данность, как свершившийся факт. И те, кто сегодня читает, это элита, в лучшем смысле этого слова, и те, кто собой в этом качестве гордятся, снобы, и это прекрасно. Культура агонизирует, то, что с нами происходит, описано у Рэя Бредбери, в восьмидеятых годах прошлого века это было фантастикой, Вы перечитайте. А начало 19-го века, символисты и их "башня из слоновой кости"?
Я элитарна. Я читаю, понимаю, помню, декламирую наизусть и меня интересует литература и творчество. Творчество и чудотворство. К сожалению или к счастью, в современном мире это так.
Рада Вас читать. Удачи Вам!
М.

Марина Ямит Зарецкая   17.08.2012 02:01   Заявить о нарушении
Марина, спасибо огромное Вам за Ваши замечания. Чтобы ответить по существу, мне нужно какое-то время, ОК? Сергей, с наилучшими пожеланиями.

Сергей Колосов 63   17.08.2012 11:58   Заявить о нарушении
Жду с интересом!

Марина Ямит Зарецкая   22.08.2012 23:24   Заявить о нарушении
Добрый день, Марина.
Вот какие-то мысли об элитарности - неэлитарности.
В принципе принимая все Ваши аргументы, тем не менее, не соглашусь с Вашими выводами. Дело в том, что если мы начинаем называть элитой обычную нормальную интеллигенцию, мы невольно следуем общей тенденции снижения критериев. А следовать ей (для меня) позорно. Ты можешь называться элитой не когда ты читаешь (смотришь) Набокова с Тарковским, а когда ты и есть Набоков (Тарковский). Тогда можно и долю снобизма себе позволить, но это уже и не снобизм будет, т.к. (не знаю, как это в словаре) в моем понимании снобизм основан на мнимом превосходстве (или когда небольшое превосходство подчеркивается и раздувается).
Гете за меня (цитирую по памяти, это из Фауста, где-то в начале. Фауст проводит алхимические опыты и вызвал некоего духа):
Фауст: Дух... Всем равен я тебе!
Дух: Ты равен тем, кого ты презираешь. Не мне.
Что до культуры, мне кажется, она вне опасности. Ей ста человек достаточно для нормального существования. Вот за людей, которых от культуры искусственно изолируют, обидно.
Удач Вам и хорошего настроения. Сергей.

Сергей Колосов 63   29.08.2012 15:36   Заявить о нарушении
Как ни парадоксально, и с этим полностью согласна. Дело в том, что снижение критериев, к сожалению, и в России, и в мире, ощутимо и видно воочию. Что касается "когда ты и есть Набоков", у нас, людей, пишущих - затрёпанное понятие, т. к. пишет - каждый графоман, - читай - обладающих Даром, - самый главный и актуальный вопрос, скажем так, насколько ты Набоков.
Каждый - творящий постоянно решает этот вопрос - я допишу Вам.

Марина Ямит Зарецкая   06.09.2012 11:51   Заявить о нарушении
Искра Божья - тяжёлая и драгоценная штука. Вы представьте себя обладателем, скажем, бриллианта Кохинор, законным обладателем. Ну и? Богаче Вы не станете - пойди его продай, да и надо ли продавать - большой вопрос. Проблем у Вас прибавится - украсть его много желающих, надо охранять. Славы и веса в обществе тоже прибавится (а богаче материально Вы пока не стали), надо оправдывать статус. Вполне возможно, у Вас нет жилки деловика или импрессарио, и Вы из веса в обществе не умеете извлечь блага............. и т. д.
Вот что такое Дар.
У меня-то с ним, Даром, вообще интересно. Я Вам попыт аюсь вкратце проиллюстрировать. Длинная странная мистическая история, в которую ухитрилось вылиться моё элементарное знакомство с Денисом Новиковым, заставляет меня предположить, что немножко от его Дара - это и есть мой Дар, с которым я не родилась. (Подробнее эта история описана в моей прозе "Рим на земле", первый кусок выйдет в свет вот-вот, осенью, в Израиле, затем я думаю публиковать его в России при посредстве Прозы.ру).
Серьёзно объяснять всё это можно разве что апостолу Петру, отличающемуся либеральностью психиатру или хорошему знахарю, такие, кстати, говорили мне пару раз, что это возможно (знахари). Поэтому основному читателю я как бы не рекомендую воспринимать это всерьёз, ещё и потому, что кормлюсь бизнесом и мне невыгодно прослыть сумасшедшей.
(Данте говорил - иди своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно).
Но понимаете...
Дар приносит тебе славу, любимую и желанную.
Дар крутит тебя, как наркомана на ломках.
Я с Даром не родилась. Я боюсь, что я его украла. Есть у меня причины так подумать.
Или же оплатила страданием.
Я не знаю "насколько я Набоков". Вдруг после очередной ситуации из области всей этой мистики я получила относительную известность. Более того, я даже не пытаюсь писать на иврите, языке страны проживания. Я мыслю себя частью русской культуры. В России. Я, москвичка, мечтаю о покорении Москвы, как самая испуганная провинциалка. И тут меня стали переводить на иврит, переводчик - известный художник и поэт в одном лице, владелец израильской книги Гиннеса.
Поймите мою растерянность. Я тут не при чём. Возможно, я пишу чушь.
Кохинор в моей руке я не находила. Я не ювелир, я не умею его огранить.
Вот такое ощущение элитарности.
А снобизм является снобизмом только если он оправдан (с моей точки зрения), если же нет, это не снобизм, а чванство недалёкого хама.
УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ1

Марина Ямит Зарецкая   07.09.2012 00:22   Заявить о нарушении