Стих Дня. Анарко

 Ироническая поэма "Гоголь-моголь". 

=========================================
1. Первый апрель – никому не верь

День смешной зашёлся в пляске
в шароварах облаках.
Перевёрнуто, как в сказке
солнце ходит на руках.
Ходуном ходили дали,
загудели провода.
Вы такого не видали,
что весна сумела дать.
Перестали с неба падать
манны белой острова -
«равнодевственная радость
в равноденствие пришла»

Все мечтают о весне
флора, фауна и снег
(прошлогодний даже знает,
что родился человек)
в первый, кажется, апрель –
хочешь - верь, хочешь - не верь,
(двести лет назад – кто вспомнит?) –
«мёртвым душам» страшный зверь.
Подождём ещё немного –
скоро будет - «гоголь-моголь».
______________________________
2. Овечки

Мы помним дух овчины – дух родства,
до одури столетьями в заплечье.
От печки пляшем, где пекут слова,
а в чёрном теле черновик овечий.

И пишем на земле-черновике
(поскольку нам бумаги не хватило)
то чёрным червем на зимы песке,
то бренным телом на строке-могиле.

То спичками сгораем в избах снов,
то птицами цветём в садах на ветках.
Овечки свечки ставят из стихов
и улетят потом на крыльях ветхих.

Чернила ночи - это нам февраль,
такой же фиолетовый покойник,
одолженной душе даёт букварь,
зажатый между пальцев  колокольней?

_____________________________
3. Куклы

В глазницах каменных, застыв улыбкой,
гримасы кукол оживают в лицах -
кто этот праведник, что в круге зыбком?
Мне веки поднимите – удивиться.

Там небо, липкой сетью паутины,
в которой нечисть всякая и мерзость,
висит лохмотьями из синей  тины
и синяя душа по небу лезет.
Там смерть-художник инфернальной кистью
рисует души, не озвучив тризной.
И кукла без лица с походкой лисьей
их в сумку собирает для репризы.
_____________________________
4. Синяя душа

Нитка иронии с ноткою
тонкой печали закручена.
Пряжей такой время соткано
было…, да не было лучшего.

Жизнь ты бываешь красивее,
но, если  смертью отравлена,
станешь такая же синяя,
мёртвой душе будешь равная.

А инфернальный художник
выкрасил кровью картины!
Кисти уложены в ножны,
души раскрашены синим.

Кто же тебя там поймёт -
на  «середине днепра»
бьют душу синюю влёт -
не долетишь до утра.

_____________________________
5. Маг

Он маг, не моргающий глазами,
легко и плавно, как голограмма,
то исчезает, то всплывает в сознании,
жонглирует перед нами
словно шарами,
такими нам близкими,
и такими дальними,
круглыми и гладкими
СЛОВАМИ.
 
Язык восковой - в нём ничто не шевелится.
Обёрнуты в мёртвую ткань языка,
фигурки из воска - такие безделицы,
все как неживые, но движутся как
мультяшные, но не рисованы – слеплены,
все куклы, как дети, знакомые нам.
Вон Плюшкин, как плюшка, вон Чичиков – деятель,
чиновник в шинельке в конце панорамы.

_____________________________
6. Послежизнь


Вогнутой линзой в один собираются луч:
жизни красивые
смерти красивые,
жизнь – ядом смерти разбавлена чаще
в синее небо манящая чаша.
Пей и скорее расти её … послежизнь,
синюю.

Редкая птица бывает такой, не ощиплешь когда
перья, лететь бы, лететь ей!
Мёртвой душе фиолетово  скажем,
или по-птичьи - чи-чиково даже.
Нам-то зачем - середина Днепра не беда
для гусей.

Время убить на женитьбу – быстрее перелистать
жизнь? Что-то корриды вроде!
Дети? Нет лучше гостиничный номер в тиши
в Риме…И чтоб никакой там души!
Жить и всё время писать и писать  -
о народе.

Эй, птица-тройка, прости, упаси меня боже…
в синее пламя  неси меня!
Нечисть, собрались, танцуют опять они,
«красную свитку» в Диканьке запрятали…
Только не видят они, что почти уже
Синие.

_____________________________
7. Инфернальный художник

Он инфернальный художник, рисующий кукол:
лица в гримасы оденет - и куклы ожили.
Клочья подобий людских он сшивает - не спутал?
Чей это хвост из-под фрака - не очень фальшивый?

Души  живые, что мёртвые, разве -  для счёта.
Леший их знает, живут для чего - под запором.
Бес-басаврюк  всех одарит потом из болота,
Кто на цветы кровь прольёт – чью-то душу  заморит.

Он серым волком всё кружит по жизни юдоли,
как говорится «галопом пошёл по Европам»
Или мгновение вдруг остановит - не то ли?
Пишет, всё пишет и… снова летит - автостопом.

Ведьмины кольца рисует и  ищет живую,
Душу, но только не ловится, как ты, ни целься.
Русской душе всё равно. Долетит - будь, что будет!
До середины Днепра или только за церковь.
_____________________________
8. Феникс

Холодею, холодею. Только лёд внутри один.
Вот издал себе идею, вот извольте – господин!
Надо жечь. И не вините. Писано - затем сожжён,
чтоб воскреснуть в новом  виде,  словно феникс над огнём…
Согревает пламя-идол. Жжёт  мой мозг, источник дум.
Я успею, я же вижу, тело дряхло, но не ум.
Эта зябкость вся - от дрожи,  от не прожитой любви.
Нетерпение, похоже, поднимается внутри…

Было прожито, ну, что же, манит чернозёма пасть…
Всё кибитка моё ложе, а Россия - та же страсть

_____________________________
9. Примирение

Примирение с жизнью -
вот к чему  дОлжно готовить народ.
Водворение в душу   стройности и порядка.
А смущение и расстройство - путь, прямо скажем, не тот,
Что народ успокоит и  порадует.

До чего же они легко и свободно переплелись
Словно пальцы двух рук - также друг друга помнят.
Это в сети иронии муха  попала печаль и … вся жизнь -
вся  то жизнь её жужжанием  переполнена.

А тот дуб лукоморный -
всё смотрит на мир из-под сини подоблачной.
Он взирает на белые хатки, к холмам  что прилеплены,
как грибы -  кругами они растут, ободочками,
и колечками, точно круги ведьмины.

Этот кот на цепи, тот, что вправо и влево готов -
такой ласковый и совсем не гадкий.
Отпустите его – не надо нам цепных котов,
пускай ходит  сам по себе по дорожке гладкой.

_____________________________
10. Манекен

Кто я - не моргающий  глазами манекен, в  бесплодных поисках истин,
увидевший всю нашу презренность – где та межа, глубИны где  ничтожества?
Не лишенный внутри себя  всякого разума и всякого смысла!
Не стану же я в руки к чёрту бежать, невежество своё, множа сам.

О, боже, как грустна Россия!
Воскликнул гений, не заметив,
что это выдумка моя.
Неужто,  в демонизме сила,
неужто, вы ещё, как дети,
неужто, пошлость вам не яд?
_____________________________
11. Матрёшка

Откроешь форточку матрёшки,
а там лицо, ещё лицо…
как на ходулях - длинных ножках
свиные рыла подлецов:
В коробочку запрячут душу
заманят вас в «манилов» сад
или собакой будут слушать
и уведут в сабачий ад.
Собака превратится в кошку
и ведьму. Чёртик-басаврюк
весь синий как мертвец в окошко
заглянет, скажет - я твой друг.
Вот золота мешок и шея
младенца - режь и ты богат,
забудешь всё потом, идея
весьма хорошая… Свят-свят!
И тянут сотни рук мохнатых
то к папоротнику-цветку,
то в пруд к утопленнице Ганне -
прекрасной панночке ведут.
А панночка встаёт из гроба,
и гроб летит под образа,
и Вий смеётся - смотрит в оба,
а ты - не смей глядеть назад!

____________________________
12.  Народ

Хатки белёные, чистые между холмами
лепятся. Полдень такой упоительный. Лето.

Вот кому души отбеливать - исстари знали,
и белокаменной Русь называли поэты.

Кони там – птицы. И, кто на коне - тот и весел,
любят на тройках летать, тоже выдумал кто-то!

Ночью русалки на свет выползают, развесят -
прелести... кто послабей того - в омуте топят.

Омут любви – это слово и в песнях и в сказках.
С нечистью дружат - там ведьмы летают на ступах.

Ехал на ярмарку знатный мужик и Параска,
хлеба продать, жениха поискать - чёрт  попутал:

и хоть резвился, людей всё пугал свиным рылом -
девка нашла жениха, а мужик распродался.

А для другой (черевички царицы просила) -
с чёртом  Вакула-жених прямо в Питер подался.

Знает царица народ – черевички уступит,
лишь бы любовью своею Россию укутать.

За просвещенье она, но чтоб верили тупо,
да примирились бы с жизнью, а это не купишь.


_____________________________
13. Чудеса

Восковая мозаика слов -
фантастический элемент!
Разлетелись по воздуху крылья листков
просто белые, в них ничего уже нет.
Кто-то палочкой помешал -
дьявол это или провидец?
И со дна, где когда-то была душа
поднялись чудеса,  раньше мною не видимые…

_______________________________


Рецензии
Замечания по тексту.

Ну и пусть не поэма.. Венок раздумий... так даже интереснее.

№ 1.
"Перевёрнуто, как в сказке \солнце ходит на руках" - переверните шар. Или блин. Изменения заметны? И как у него отличить руки от ног?. То есть образ-то красивый... но к данному объекту вряд ли применимый.

"Вы такого не видали,\что весна сумела дать" - мне стыдно... это я один такой похабник?

"Перестали с неба падать\ манны белой острова -
«равнодевственная радость\ в равноденствие пришла» - как не пытаюсь, не могу уловить связи между первой и второй частью... Если только глубинно-сакральная? И падающие с неба острова... пусть даже манны... страшновато... ещё приложит...

"Все мечтают о весне\ флора, фауна и снег" - чудесно))) мне очень нравится.

"(прошлогодний даже знает,\ что родился человек)" - ну... пускай. Для зачина и оживления действия.

Дальше ирония как-то ненавязчиво сменилась прибаутками. Сказочное (формат - для взрослых) начало закончилось, читатель переведён на "детский" уровень общения.... Не оттого ли, что человек - только родился? Но читатель-то, слава Б-гу, уже дорос до знания имени классика...
И вот тут - ну совершенно неожиданно - на читателя обрушивается концовка. "Мааама! - кричит расслабившаяся от возврата в детство душа читателя, - "страшно!!!" Из кого это сейчас... взбивать начнут?
Если же это предупреждение о том, что читателя ждёт связка разноплановых стихотворений - то зря Вы его предупредили... Читатель пошёл пугливый, с ленцой.... сбежит ведь.... ну если только очень сырые яйца любит - тогда конечно да... я вот - так очень люблю. Да и горло что-то пересохло... Только без сахара пожалуйста.

Матвей Багров   03.04.2010 10:39     Заявить о нарушении
Матвей, здорово разобрал.
У меня детали теряются из-за большого текста.
Великоват все-таки. (((

Галина Ольховик   03.04.2010 12:08   Заявить о нарушении
галина, присоединяйтесь)))
берите кусок "поэмы" и потрошите по технике)))

так можно всю технику разобрать.. а в одиночку все это разгрести невозможно...
матвей герой...
может, на троих сообразим?

Старый Мудрый Акан   03.04.2010 12:22   Заявить о нарушении
второй я уже почти закончил)))

Матвей Багров   03.04.2010 13:33   Заявить о нарушении
№ 2.

Если первая часть настроила читателя на полухармсовский лад - то вторая - вполне в духе Гоголя - резко погружает в философскую полынью. Причём - опять же в духе Гоголя - мрачно-ипохондрическую. Очень интересный поворот событий.

"Мы помним дух овчины – дух родства,\ до одури столетьями в заплечье." - ассоциации на слово "дух" очень опасны... Но это проблема читателя больше))). И похоже, что заплечные столетия всё же надо отделить препинаком. Интригует отсылка на "заплечных дел мастеров".

"От печки пляшем, где пекут слова,\ а в чёрном теле черновик овечий" - тот же вопрос -как связаны две части предложения?
Первая часть очень хороша. А вот вторая - ну не улавливаю смысла. и слова - красивые. значимые такие. с философским подтекстом. но в связке... что за чёрное тела возле печки? И что такое овечий черновик? Про чистовик уже даже боюсь подумать...

Второй катрен. Впечатляет. Земля-черновик особенно.
Зримо и мрачно. Преддверие сюра. но вот "на строке" - как-то не так согласовано... пишут строку... и "бренное тело" уж очень... эээ... плакатное словосочетание... Да и писать на земле по зову сердца или осознанной небходимости - это круто... а вот если бумагу всю извели не пойми на что... грустно за природу...

Третий хорош. Овечки вызывают грусть и умилительную жалость своими свечечками и ветхими крылышками.. Единственно что - спичка так мала по сравнению с избой... мало кто заметит вспышку... если только и изба полыхнёт... но похоже не полыхнула...

Четвёртый катрен. К сожалению, после третьего не смотрится необходимым. И вообще он подвисает. Не связан с остальными. И по сути своей - набор многоплановых слов без появления внятного смысла при их сочетании. Конкретно - почему именно февраль? Чья душа и у кого покойник её...того? И зачем? Себе? Или она вообще левая? Ну про букварь не будем... глаголом жечь и так далее.. набат.. колокол... идея ясна...
но - букварь зажать между пальцев... не самая тонкая книжечка... да и колокольня... не слишком ли пафосно для учебника начальной школы... не знаю даже. А уж как с этим со всем чернила... да ешё ночи...
нет, не уговаривайте - без этого катрена было бы интереснее.
Только покойника конечно надо оставить. Без него и сюр не сюр прям...

Матвей Багров   03.04.2010 13:54   Заявить о нарушении
поправка.
Про февраль понял. да и про душу - но в общем плане.

Матвей Багров   03.04.2010 16:04   Заявить о нарушении
Вот это мне нравится. Матвей, жду продолжения.
Солнце ходит на руках - потому, что весна, оно низко, но уже чувствуется. Летом оно больше на ногах ходит.
Перистали с неба падать манны белой острова - гипербола (в духе Гоголя)
Она относится как к снегу так и к самой манне (хотя и раньше её не очень-то падало). Далее про "гоголь-моголь" это шуточное название поэмы о Гоголе, классике, как вы поняли.

Анар Лизари   03.04.2010 18:36   Заявить о нарушении
Да там февраль - фиолетовый покойник - намёк на "чернила" и "плачь" - ну кто этим сравнением не баловался. Тем более далее всё о "мёртвых душах". Так что этот катрен не висит. Висит букварь, зажатый между пальцев колоколен? По-моему нужная вещь для прочтения Гоголя.Как без них?

Анар Лизари   03.04.2010 18:45   Заявить о нарушении
Овечки - это мы и есть пишущая братия.

Анар Лизари   03.04.2010 18:47   Заявить о нарушении
"От печки пляшем, где пекут слова,\ а в чёрном теле черновик овечий"
В начале было СЛОВО, от него пляшем, но истина откуда нам может быть известна, если всю жизнь мы во тьме (чёрном теле).

Анар Лизари   03.04.2010 19:03   Заявить о нарушении
"Бренное тело" - штамп, согласен. Но сочетании со "строкой могилой", мне кажется не плохо звучит (ИМХО) но подумаю. Во всяком случае читатели отмечали, что это удачное сочетание.

Анар Лизари   03.04.2010 19:08   Заявить о нарушении
Смысл №2 "Овечки" в том, что пишется (даже классиками) не есть истина в конечной инстанции. Это всё черновик. И сам Гоголь в конце жизни понял, что нельзя ни какими написаниями поэм воспитать народ.Поэтому он поступил иначе - сжёг уже готовую к печати книгу. Этим, он считал, что больше сделал для потомков. Об этом далее.

Анар Лизари   03.04.2010 19:19   Заявить о нарушении
"Мы помним дух овчины – дух родства,\ до одури столетьями в заплечье"
Мы приросли к истории народа своего, его культуре, да же к тому, что было столетья назад (за плечами) Может слово "до одури" смущает.
Но если понимать, что мы иногда черезчур увлечены этим духом и не хотим видеть ничего нового?

Анар Лизари   03.04.2010 19:35   Заявить о нарушении
Матвей, спосибо. На что мог ответил. Остальные замечания принимаю. Особенно про (весна хотела дать)Действительно, можно всякое подумать, хотя предполагалось, что весна родила Гоголя. И "равнодевственная радость в равноденствие пришла" - такой каламбурчик - изобретение автора.
Это такой намёк на то, что весна и мы радуемся все этому событию!
Будет желание продолжить разбор - пожалуйста.
:))

Анар Лизари   03.04.2010 20:36   Заявить о нарушении
Приветствую, Анар!

желание-то оно да... но возможности -сами видите)))
В принципе смысл просматривается и без объяснений - я пытался показать, как это всё видится посторонним восприятием)) Ведь не каждый читатель сможет получить подробные разъянения автора))))

каламбурчик сам по себе хорош))) но падающий остров... пусть снега... - страаашно))

а вообще - надеюсь классик возрадовался в свём посмертии...

если есть терпение - продолжение следует))

Матвей Багров   03.04.2010 21:22   Заявить о нарушении
Матвей. Если у Вас будет желание - продолжим. Далее, надеюсь ещё интереснее будет. С праздником Вас и спасибо за труд.:))

Анарко   04.04.2010 08:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.