Русалочке - Альберт Тьен
Русалочка! душа твоя ждала,
Боялась и заране трепетала
Того, кого бы полюбить могла,
Того, кому бы подарить мечтала
Забывши о себе всю жизнь свою
Лепеча целый век: «Люблю… люблю!»
Ждала и дождалась себе на горе.
Не видя свет без принца своего
Покинула навек родное море
И, в прошлом не жалея ничего,
Свой хвост, спеша за принцем в замок строгий,
На нежные ты поменяла ноги.
2
Безгласная вошла ты во дворец
Всего лишь друг, а вовсе не невеста
Меж скользких глаз и ледяных сердец,
Меж светских сплетниц не имея места;
Там, где язык всегда ценился злой
Была ты безобидной и немой.
Русалочка! ты знала, коль полюбит
Иную принц, а вовсе не тебя,
То он тебя не ведая погубит,
Но ты не испугалась за себя:
Любовь преград не видит и не знает,
Что жизнь иначе всё располагает.
3
И принц не мысля, что тобой спасён
Другой пленился; ты же всё молчала;
Красноречивый взор не понял он,
В котором обо всём ему сказала.
Русалочка! женился на другой
Твой принц – ты стала пеною морской.
Но, уходя, ты их благословила,
Поскольку, милая, в груди своей
Ты сердце благородное носила
Любить умея проще и сильней,
Чем любят люди опытной душою,
Уродуя любовь скупой мечтою.
Свидетельство о публикации №110033103228
А вот сама рифмовка - что называется "для ленивых".
Увы, здесь похвалить не за что.
Я не горячий поклонник "хорошей" рифмы, но здесь с "плохими" рифмами явный перебор.
.
лепЕча - что за странное ударение?
.
Но это - не самое худшее.
Хуже всего - кисельное, многословное косноязычие.
.
"Русалочка! душа твоя ждала,
Боялась и заране трепетала
Того, кого бы полюбить могла,
Того, кому бы подарить мечтала
Забывши о себе всю жизнь свою
Лепеча целый век: «Люблю… люблю!»"
Ну, во первых, не совсем ясно, от чьего имени ведется повествование.
Кто такой ЛирРассказчик?
Кто-то, беседующий с русалкой...
Трепетала - того?!
"Того, кому бы подарить мечтала" - странная конструкция.
Не врубаюсь.
подарить - явно о будущем, а мечтала - в прошедшем времени, т.е еще до встречи.
"Забывши о себе всю жизнь свою" - корявая конструкция.
забыть о себе всю жизнь?
Последняя строка - просто каррикатурна.
Как можно понять из этого словоизвержения, Русалка - была вроде как сексуально-матримонально озабоченная телка.
Ну бывает.
А нарисованная картинка - ужоснах.
Желающая перечеркнуть свою личность телка, которая всю совместную жизнь будет липнуть и бубнить.
(а может - и перечеркивать-то нечего?)
И заранее трепещущая от предвкушения. - Видать, гормоны сильно играют...
.
"Ждала и дождалась себе на горе.
Не видя свет без принца своего
Покинула навек родное море
И, в прошлом не жалея ничего,
Свой хвост, спеша за принцем в замок строгий,
На нежные ты поменяла ноги."
Во-первых - коряво все это сказано.
"не видя свет без принца своего"
А что жалеть-то в прошлом было - если оно из дурацких мечтаний состояло?
"строгость" замка, как и "нежность" ног - стебно звучат.
А поменяние на ходу, по дороге в замок...
Увы, опять словоизвержение. И некачественное.
.
Текст не украшает ничего, кроме заезженных штампов
...
Не вижу смысла тщательно комментировать эту поэму.
Ибо не уверен, что автору это надо и он воспримет это с пользой.
Ибо везеде - одно и то же. Многословный неуклюжий кисель.
.
Остановлюсь на концовке
"Любить умея проще и сильней,
Чем любят люди опытной душою,
Уродуя любовь скупой мечтою."
В чем достоинство простоты - аллах ведает.
И - "проще" чего?
Принц другую(или та принца) полюбил "сложно"?!
А душа у принца "опытная" была?
Ну Казанова, видать.
А насчет уродования "скупой мечтою" - совсем не врубаюсь.
Что там изуродовал принц скупостью мечты?!
И что за мечта у него такая была.
Ужоснах!
.
Стих очень длинный.
Чего не очень умелым поэтам откровенно проитивоказано.
А написан он увы, неумело.
Повторю то, что говорил неоднократно.
Научитесь для начала с короткими стихами управляться.
Если стих длиннее 20 строчек - включайте миналку - почти наверняка в нем что-то не так. Или раскиселено, или попытка запихать в один стих три сюжета.
Если в коротком стихе читатель еще может скрипя сердцем стерпеть несколько огрехов, то в длинном стихе, где все это повторяется вновь и вновь...
Еще раз: диагноз - косноязычно и кисельно.
Стих следует сократить в два раза, выкинуть все необязательное.
И конечно же, выстроить и по смыслу и по стилистике.
А рифмовка - это тоже бы подправить, но только после вышесказанного.
Для начала - сделать текст точным и емким.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 05.04.2010 00:12 Заявить о нарушении
И без того мы голы:
Отныне в рифмы буду брать глаголы.:)
Кстати другой классик, Некрасов, в начале своего творчества старался рифмовать как только можно изысканнее, а по мере взросления стал запросто рифмовать одинаковые части речи. В конце концов рифма нужна для созвучия стихов между собою. И чем она точнее, тем лучше. Это лично моё простое требование к рифме.
Кто такой ЛирРассказчик? - По-моему в данном тексте совершенно не важно кто такой лиррасказчик. Если соблюдать все формальности, то получится не стихо, а документ.
Русалка - была вроде как сексуально-матримонально озабоченная телка - если пользоваться такой терминологией, то Русалка - антитёлка. Будь она тёлкой - ей бы любой сгодился, она бы себе и в море какого-нибудь тюленя нашла. Ан-нет! Любовь, а не озабоченность заставила её выйти из воды на сушу. Представляете какая эволюция за такую короткую жизнь? Какая же она после этого тёлка? Да и с совместной жизнью не заладилось, и не липла она - "всего лишь друг". А бубнить так вовсе было нечем. А по поводу карикатурной строки - она и в самом деле карикатурна, но вспомните Вийона - "И лишь влюблённый не дурак":)) - или дура, ей на ту пору кажется было 15, автору пришлось соответствовать.:))))))
А что жалеть-то в прошлом было - дом родной жалеть в прошлом. Если бы Вам, в силу обстоятельств, пришлось всю оставшуюся жизнь провести в глубинах океанских с акволангом за спиной - жалели бы Вы о суше, о родной хрущёвке?
И о концовке. Не поняли не предыдущий рецензент, не Вы - ладно я накосноязычел, но не до такой же степени. Не о принце ведь речь идёт, а вообще о людях, ЛЮДЯХ. Там даже слово такое есть во мн. ч.- "люди". Перевожу с моего "поэтического" на нормальный - не умеют не фига люди любить, слишком расчётливы, слишком себялюбивы, даже мечтать не фига не умеют, и жертвовать ничем не хотят, разве только тем, что самим не нужно.
Косноязычие - mea culpa, mea maxima culpa
С уважением
Альберт Тьен 05.04.2010 15:07 Заявить о нарушении
В ответе - вы сказали ясно и доступно.
А в стихе - увы, нет.
Давайте забудем про принцев и русалок.
(я кстати так и рецензировал стих - страясь не привлекать того, чего в нем нет - потому и вышла телка).
Так ведь недоумение остается то же самое.
Что за "проще" и чем это лучше "сложнее" итд.
.
По поводу рифмовки.
Я и не говорил, что это первая или вторая беда.
Я вообще-то "демократ" в этом отношении, и редко делаю такие замечания.
.
И видите ли - если бы было за что "прощать", то и здесь на стал бы придираться. Хотя перебор по части "плохих" рифм никак не украшает стих.
.
Ну а по совсем серьезному счету - у Вас есть хоть одно стихо "круто" зарифмованное?
Так, чтобы Вы спокойно могли сказать - "плохо" рифмую не потому, что лучше не могу.
Пушкин имел право так сказать.
А Вы?
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 05.04.2010 16:18 Заявить о нарушении
Воображайте, воля ваша:
Я не намерен вам помочь!:))) К счастью для читателей их у меня немного.:))
Ну а по серьёзному - порылся я в своих опусах: много нового для себя открыл.:) Наверное самое круто зарифмованное вот это http://www.stihi.ru/2007/06/17-2512
Правда в нем полно нелюбимых Вами переносов, а одна строка грешным делом совсем без рифмы осталась:)), но зато остальные вроде бы неплохо зарифмовал.
С уважением
Альберт Тьен 05.04.2010 17:24 Заявить о нарушении
С уважением,
Иоанн Августов 05.04.2010 18:25 Заявить о нарушении
Не кАкого - а каковО
С уважением
Альберт Тьен 05.04.2010 19:19 Заявить о нарушении
Ну как за тридевять земель -!-!-(!)-!
Тебе, товарищ мой, живётся? -!-!-!-!-
Чем занят? каково поётся? -!-!-(!)-!-
Ты не жалеешь, что отсель -(!)-!-!-!
Касательно же рифмы, конечно, никуда без грамматической не уехать, но даже её можно обогатить дополнительными созвучиями. Но это уже самостоятельная история.
С уважением,
Иоанн Августов 05.04.2010 20:18 Заявить о нарушении
С уважением
Альберт Тьен 05.04.2010 20:31 Заявить о нарушении
Не выдержана схема рифмовки, полно бедненьких рифм, где-то рифмы нет.
Более-менее богатые рифмы - увы, грамматические.
Честно говоря - глаз остановить почти не на чем.
Я бы отметил благоговейно-эйнштейна.
Если бы не слышал эту рифму у Высоцкого.
:-)))
н еще А. С., М. Ю -семью - вот это оригинально и звучит хорошо. (вопросы об уместности по содержанию оставляю в стороне)
.
Область рифм - моя стихия
И легко пишу стихи я
Без задержки, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки
Даже к финским скалам бурым
Обращаясь с каламбуром
(Д.Д.Минаев)
.
С уважением
п.с.
А без пиррихиев и спондеев писать можно.
Хотя "трудновато"((с)Ломоносов)
И не всегда необходимо и оправдано.
Тимофей Бондаренко 05.04.2010 21:28 Заявить о нарушении
С уважением,
Иоанн Августов 05.04.2010 22:01 Заявить о нарушении
или это http://www.stihi.ru/2007/05/06-2407
Сразу скажу что не задавался целью наворочено зарифмовать, но рифмы всяко богаче чем в Русалке, кроме этого по каждой ссылке есть ещё свои фишки.
***
Без спондеев писать можно.
Без пиррихиев писать тоже можно, но не нужно. Это против правил языка. Придётся отказаться от слов в которых больше трёх слогов (если говорить о двусложных размерах; в трёхсложниках пиррихий обычно решаемая проблема). Стоит ли идти на такие жертвы? Опыты двухвековой давности показывают что не стоит.
С уважением
Альберт Тьен 06.04.2010 09:30 Заявить о нарушении
С уважением,
Иоанн Августов 06.04.2010 15:30 Заявить о нарушении
С уважением
Иоанн Августов 06.04.2010 15:35 Заявить о нарушении
Не думаю и спорить, что это лучше, чем в "русалке"
Но никак и близко не круто.
.
Давайте посмотрим, например, на "мечту"
Вот более-менее объективные показатели рифмовки.
Средняя звучность 2,7 фонемы
оригинальных рифм - 7%
грамматически однородных - 93%
Для сравнения у Д.Минаева 8 - 100% - 33%
(оригиналность проверялась по электронному рифмовнику - только одна из ваших рифм оказалсь "оригинальной" -и то, по недосмотру: "говорило-спешила")
Покрывает Вас Минаев как бык овцу по всем показателям.
С огромным преимуществом. А ведь у него не просто рифмы, а 100% рифмы-каламбуры.
.
Еще для сравнения: победитель стихирного конкурса на НК (и на мой вкус, отнбдь не гений рифмовки) 2,6 -50% -12 %
Про чисто грамматические рифмы (когда рифмуются только грамматические окончания)- и говорить нечего.
У Ваших "соперников" их нет а у Вас - хватает.
Что у Вас в этом стихе более-менее - так это среднее количество фонем на рифму. Но это так, нормально. Но никак не круто.
А если посмотреть, на чем это набрано - на банальных и грамматических рифмах.
Рифменный ряд
Мечта-красота-суета-маета-черта-духота-немота-пустота
У Вас у самого скулы не сводит?
.
И наконец, звучание рифм зависит не только от концевых звуков самих по себе. Изобилие корявостей в тексте ухудшает звучание рифм.
А в мастерски построенном тексте и самая плохая рифма может звучать нормально.
.
А насчет пиррихиев и спондеев - надо чувствовать, слышать, где они уместны, а где нет. Где сильно корежат, а где - вполне терпимы.
.
Надо развивать поэтический слух.
А в первую очередь - избавляться от косноязычия в стихах.
Ведь в прозе Вы можете выражаться ясно и без коряг.
Скорее всего у Вас это - следствие технических проблем и недостаточно упорной работы над стихами.
А технические проблемы - от недостаточно упорной работы - только так можно "накачать" технику.
Если не секрет - какой вариант "мечты" Вы выложили?
Сколько вариантов одной строки приходилось Вам перебирать в поисках того, что нужно?
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 06.04.2010 17:29 Заявить о нарушении
Еле отыскал черновик Мечты. Переписывалась она четыре раза, следовательно это четвёртый вариант. Некоторые стихи изначально остались неизменными, некоторые прошли через 3-4 апгрейда.
Ну а слух поэтический развивать конечно надо, с этим абсолютно согласен.
С уважением
Альберт Тьен 07.04.2010 10:32 Заявить о нарушении
Скулы сводит вовсе не от "та" самого по себе, а от того, что все они грамматические исключительно. Конечно, на фиксированную рифму можно списать процентов 10 грамматических, но не столько же! Надо подходить к рифме избирательно.
С уважением,
Иоанн Августов 07.04.2010 14:01 Заявить о нарушении
С уважением,
Иоанн Августов 07.04.2010 14:05 Заявить о нарушении
С уважением
Альберт Тьен 07.04.2010 14:44 Заявить о нарушении
С уважением,
Иоанн Августов 07.04.2010 15:19 Заявить о нарушении
С уважением
Альберт Тьен 08.04.2010 08:33 Заявить о нарушении
Вот если бы было 24 :-)))
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 09.04.2010 00:36 Заявить о нарушении
С уажением
Альберт Тьен 09.04.2010 09:41 Заявить о нарушении
Так нарабатывается не каллиграфия, а привычка работать над стихом. Требовательность и привычка не давать себе спуску. И со временем - техника.
В этой цифре нет ничего из ряда вон выходящего.
Мой личный "рекорд" - 26 вариантов.
А для отдельной строчки - 52 варианта.
Нет, строчка на стала замечательной. Просто она перестала "выбиваться" и портить стих и четко улеглась в канву.
А Толстой отдельные места, говорят, по 90 раз переписывал.
Битлз записывали аж до 100 и более вариантов песни...
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 09.04.2010 10:22 Заявить о нарушении
С уважением
Альберт Тьен 09.04.2010 19:45 Заявить о нарушении
Последнее выложенное стихо - 22 вериант...
А "муки" тут не совсем "творческие". По большей части - "технические".
И муками - я бы это не назвал. Поскольку видишь цель, понимаешь, что делаешь и зачем. Это объемная и тяжелвя работа. Но она приносит удовлетворение, когда видишь, что дело движется, и чего достиг.
Ну как в спорте - никто не называет тренировки "муками".
Никто не навал бы муками строительство Эйфелевой башни итд.
Тяжелый труд - неизбежная составляющая любого серьезного дела.
И любого серьезного обучения.
Самые разные выдающиеся люди, от физика до музыканта, в один голос говорят - 1% таланта и 99% труда.
И еще - дело в привычке.
Когда "набьешь руку" - все идет и быстрее и проще, и психологически не давит - понимаешь: дорогу осилит идущий.
То над чем раньше кумекал на бумаге, начинаешь быстро прокручивать в уме.
.
Львиную долю труда и времени тратишь вовсе не на "творческий полет" а на то, чтобы сказать именно то, что хотел, и наилучшим образом.
А иначе - какой смысл генерировать даже самые хорошие идеи и образы - ежели нет желания как следует воплотить это в строчках.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 10.04.2010 00:38 Заявить о нарушении