Константин кедров свет-весть метаметафора

ЛитРоссия

Архив : №47. 23.11.2007
СВЕТ-ВЕСТЬ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ МЕТАМЕТАФОРА
      
     Сначала была метафора тела. «Тысячеликий тысячеглазый Пуруша, только одна четверть твоя на земле, три четверти простираются в небо, твоё дыхание – ветер, твой взгляд – солнце, твоя мысль – луна, твоя кожа – звёздное небо, твои кости – горы». Это Упанишады. Антропокосмизм насчитывает примерно 5000 лет. Это метафора через гиперболу. Человек – Пуруша – разрастается до всего космоса. В XVII веке протопоп Аввакум в страстную пятницу в тюрьме увидит, как распространились руки его и ноги его по всей земле. Потом «весь широк и пространён под небом стал», а потом вместил в себя, небо, звёзды и всю вселенную. Он стал Пурушей. Но это ещё не метаметафора.
     Мысленное разрастание до размеров и масштабов всего зримого мироздания – это антропоксмический путь, макрокосмический.
     Путь теософский – низведение космоса к человеку, проекция зодиака на все части тела. Это астрология Древнего Египта. Светила и созвездия зодиака – части тела Озириса. Сердце – солнце, печень – Луна, фаллос – Скорпион и т.д. Понятно и до боли знакомо. Это теософия и опять же метафора. Теперь речь не о гиперболе, а о литоте. Весь космос уменьшен до объёмов тела и нутра.
     Соединение гиперболы и литоты – метаметафора: человек, разросшийся до космоса; космос, сфокусированный в человека. Свести это воедино удавалось только на религиозно-философском уровне: «Час тоски невыразимой – всё во мне и я во всём» (Ф.Тютчев). Такой голографический пантеизм не является метаметафорой. Он слишком умозрителен и лишён телесной осязаемости.
     Чтобы совместить литоту с гиперболой, достаточно всего-то навсего ощутить относительность внутреннего и внешнего. Если бесконечно малая частичка, мячик в океане, вывернется наизнанку, она вместит в себя весь океан, весь космос, все мироздание. Если всё мироздание вывернется внутрь, оно станет самой минимальной частицей. Совместив внутренне-внешнее выворачивание с выворачиванием внешне-внутренним, мы могли бы стать всей вселенной, а вселенная, став нами, вместилась бы в нас. Человек становится местом встречи двух бесконечностей.
      
      
     Человек – это изнанка неба
     Небо – это изнанка человека

      
     Этот процесс я назвал «инсайдаут». А человека в состоянии инсайдаута я назвал Homo Cosmicus.
     Но инсайдаут меняет не только пространство, но и время человека. Вывернутое наизнанку время – это прошлое и будущее, устремлённое в настоящее. И одновременно настоящее, вывернутое в прошлое и в будущее. Проще говоря, это вечность. Мгновение – вечность, а вечность – мгновение.
      
      
     Сколько бы ни было лет у Вселенной,
     у человека времени больше.

      
     Инсайдаут тела есть оргазм, зачатие, роды, когда внутреннее становится внешним, а внешнее вбирается внутрь. Однако духовный инсайдаут – метаметафора – существует сам по себе. В инсайдауте человек рождает космос и одновременно космос рождает этого человека. В результате на свет появляется Homo Cosmicus, который внешне не отличается от Homo Sapiens, но только внешне. Внутренне он объемлет собой весь космос и в то же время вмещает его в себе. Он живёт каждое мгновение вечно и в то же время уже давно пережил свою смерть.
     Моя первая встреча с метаметафорой произошла в тот момент, когда в 1957 году были написаны эти строки поэмы «Бесконечная»:
      
      
     Никогда не приближусь к тебе
     ближе чем цветок приближается к солнцу

      
     Метаметафора – это бесконечное приближение цветка к солнцу и не менее бесконечное приближение солнца к цветку… Вернее, их бесконечное сближение – это просто метафора. Метаметафора – это встреча цветка и солнца.
     Если не предвестием, то предчувствием метаметафоры были строки Ломоносова из «Размышлений о Божьем величии»: «Открылась бездна звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна».
     Зримая бесконечность – это уже не метафора, а метаметафора. Ведь до этого (вернее, до Коперника) миллионы умных поэтов смотрели в небо, но бесконечности там не видели.
     Забавно, что, разбив уютные хрустальные сферы Птолемея вокруг земли, человечество не полетело в бездну вверх тормашками (кстати, что такое эти тормашки?), а преспокойно продолжало обживать свой земной мир. Лишь к XVIII веку накопилась метафизическая смелость, позволившая поэтам воспарить с дымом над костром Джордано Бруно, давно отпылавшим.
     Для взгляда бесконечность не существует. Он всегда упирается в горизонт. А горизонтом, как известно, «называется воображаемая линия». Как только воображаемая линия перестала воображать или воображаться, рухнула берлинская, она же китайская космическая стена. «Лавой беги, человечество, конницу звуков взнуздав», – восклицает звездослов Хлебников.
     Но и оттуда, из космоса, ринулась к нам батыева бесконечность. Одни всадники, как нейтрино, не имеющее массы покоя, проскакали насквозь, не заметив нас. Другие рассыпались на когорты кварков, лептонов и воображаемых частиц-миров – планкионов, фридмонов и максимонов. Уже метаметафора! Уже поэзия. Впрочем, довольно физики и космологии. Кто всё-таки первый создал метаметафору? Похоже, что до 1960 года таковых не было (если было, я только обрадуюсь, но, похоже, что не было). Хотя, что я говорю, ведь уже был «Чёрный квадрат» Малевича и «Скрипка» Пикассо. И мой двоюродный дет Павел Челищев, покинув мир в 1957 году, уже оставил нам свои «внутренние ландшафты» и ангелические перспективы. Возможно, до него окольными путями, через Сергея Булгакова, дошли труды Павла Флоренского об обратной перспективе. Но, похоже, что независимо друг от друга два Павла совершили одно открытие.
     Метаметафора – это обратная перспектива в слове.
     Сначала я называл её двумя терминами: метафора эпохи Эйнштейна (так было на вечере Парщикова, Ерёменко, Жданова в ЦДРИ, который я провёл в 1975 году), а в своем кругу мы называли её мистериальной метафорой. Весной 1983 года ко мне в Переделкино приехали Парщиков и Свиблова и с ними финский славист Юкка Малинен. Стоя на крылечке флигеля в Доме творчества, где мы Еленой Кацюбой соседствовали с Новеллой Матвеевой, я по внезапному наитию предложил заменить развёрнутые определения одним словом – метаметафора.
     – Подумают, что это метафора в квадрате, – сказал кто-то.
     – Ну и пусть подумают.
     – Трудно будет произнести это мета-мета-мета…
     – Ничего, привыкнут, – ответил я.
     Прошло 23 года, и привыкли. С лёгкостью произносят.
     Итак, метаметафора в живописи возникла как обратная перспектива, а в слове воплотилась в 1960-м. Сам термин родился весной, в апреле 1983-го в Переделкино. Но дело вовсе не в хронологии. Ведь и «Троицу» Рублёва можно к обратной перспективе пристегнуть, и «Божественную комедию» Данте, как гениально это сделал Павел Флоренский.
     На самом деле, до 20-го века метаметафора присутствовала в культуре так же, как символ существовал задолго до символизма. Но правильно восклицал Андрей Белый: «Если у Шекспира символизм, то зачем тогда символизм?» Всё присутствовало, всё было, но не всё доминировало.
     Разница между обратной перспективой и метаметафорой весьма существенная. В обратной перспективе мир выворачивается наизнанку навстречу взору. В метаметафоре взор выворачивается наизнанку навстречу миру.
      
      
     Червь, вывернувшись наизнанку чревом,
     в себе вмещает яблоко и древо.

      
     Выворачивание, или инсайдаут в звуке – это анаграмма и палиндром, вместе – палиндронавтика.
     У меня это получилось в 76-м году в анаграммно-палиндромическом «До-потопном Ев-Ангел-Ие».
      
      
     Свет – весть
     Весть – свет
     Свет – весть
     Свет есть
     Свет – смерть
     Смерть – свет
     Свет – весть
     Свет есть
     Смерть мертва
     Атома немота
     ТОТ стал ЭТОТ

      
     Это, если хотите, человеческое эхо из бездны, «свет-весть». То, что в моей поэме «Астраль» выявлено анаграммой «звезда везде», опять же эхо на анаграмму Ломоносова «звезд – бездн».
     Томимый предчувствием метаметафоры царь Давид восклицал: «Бездна бездну призывает». Мой великий друг и учитель, ученик Флоренского, имяславец, тайный схимник в миру Алексей Фёдорович Лосев говорил, что только охваченное и ограниченное бесконечно. Безграничная бесконечность – глупость. То, что не может охватить себя, не может быть бесконечным. Метаметафора – объятая бесконечность. «Бог не есть Слово, но Слово – Бог», – утверждал Лосев. Поэзия не есть метаметафора, но метаметафора – поэзия.
      
      
     Метаметафора – амфора нового смысла,
     как паровоз в одной лошадиной силе…
     Правильнее сказать – «зеркальный паровоз»:
     Зеркальный паровоз шёл
     с четырёх сторон…

      
     – Хватит, – сказал Андрей Вознесенский, прочитав эти строки, – уже всё вижу!
     Если вы можете поместить себя в центр ленты Мёбиуса или в горловину бутылки Клейна, вы уже в эпицентре метаметафоры. В лабиринте бесконечная вселенная ограничена, а каждая вещь во вселенной бесконечна. Например, море и небо ограничены чреслами, а чресла бесконечны, как небо и море:
      
      
     Крест из моря-горы
     Крест из моря-небес
     Солнцелунный мерцающий крест
     Крест из ночи и дня
     сквозь тебя и меня
     двух друг в друга врастающих чресл.

      
     В тексте «Конь окон» окно и конь состоят из анаграммы окн – кон, там же – икона.
      
      
     На коне оконном
     на окне иконном
     скачи, конь голубых окон
     Ты окна разверз за карниз
     Ты звон, вонзающий ввысь
     оскал голубой
     Весь я – рама другого
     небесного окна голубого

      
     Бродского возмутила метаметафора Вознесенского «Чайка – плавки бога». Он не понял, что парящая чайка создаёт зримые очертания бесконечного тела невидимого Бога. Бродский никогда не понимал, что такое метафора. Он был тер-а-тер (земля землёй), как говорят французы, а по-нашему заземлённый. У Вознесенского «земля качается в авоське меридианов и широт», «стонет в аквариумном стекле небо, приваренное к земле». Это близко к метаметафоре, очень близко. Но метаметафора требует геометрии Римана или Лобачевского, проще говоря, ей присущ визуальный (зрительный), и смысловой, и звуковой сюр.
      
      
     Ларинголог заглядывает в глаза
     Сад ослеп
     Обнажённые рёбра
     белым плугом врезаются в почву
     Сад проросший плугами
     Мертвящая пустошь ребёнка

      
     Бесконечность, уходящая в глубь смысловой воронки строки и слова – это метаметафора.
      
      
     Я язычник языка
     Я янычар чар
     Язык мой немой
     не мой

      
     Слова вкладываются друг в друга, большее исходит из меньшего, а меньшее охватывает собою большее.
      
      
     Так взасос устремляется море к луне
     Так взасос пьёт священник из чаши церковной
     Так младенец причмокивает во сне
     жертвой будущей обескровлен

      
     Формула метаметафоры внешне проста. Она дана в моей докторской диссертации:
      
      
     МИР Я
     ———– = ————
     Я МИР

      
     Однако в итоге Я МИРА, но Я Я. Проще говоря, в метаметафоре Я Я. Ещё уместнее были бы здесь формулы теоремы выворачивания из топологии (не путать с патологией), но язык высшей математики слишком холоден. Поэзия ютится в школьной арифметике, согретой сопением над простейшей задачкой без малейшей надежды её решить. В этом смысле метаметафора может обойтись вообще без математики, но не без геометрии Римана, поскольку это зрение ангелов.
      
      
     Дирижёр бабочки тянет ввысь нити
     Он то отражается то сияет
     Бабочка зеркальна и он зеркален
     Кто кого поймает – никто не знает

      
     Поэзии может обойтись без метаметафоры, но метаметафора без поэзии не бывает.
      
      
     В человеке есть оранжевость
     но нету нутра
     он летит как колодезный журавль
     вокруг тела
     и хотя каждый раз возвращается
     под углом на круги своя
     в нем небесное опережает земное
     чем выше взлёт
     тем больше глубина
     можно пунктиром продолжить путь
     за предел предела

      
     Однажды я попытался представить жизнь без метаметафоры и понял, что такая жизнь просто не существует.

Константин КЕДРОВ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      


Рецензии
Тормашки - та часть тела, за которую тормошат, т. е. подмышки. Но это к слову.
Если принять то, что вы изложили, то создатель метеметафоры - У.Блейк: "... в одном мгновении - бесконечность, и небо в чашечке цветка". Модно привести и др. примеры.
Всё новое есть хорошо "забитое" старое.
С уважением,

Виталий Карпов   26.10.2015 10:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.