Духовный синергизм науки и религии
2. Каноническое определение веры: "Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых" (Евр 11, 1), - по сути совпадает с классическим определением фундаментальной физики: "Фундаментальная динамическая идея материи, способной благодаря своему движению становиться резервуаром количества движения и энергии, так переплетена с нашими формами мышления, что когда мы усматриваем намек на нее в любой части природы, мы чувствуем, что перед нами открывается путь, который рано или поздно приведет к полному пониманию существа предмета" [Дж. Максвелл].
3. Истина единственна и однобокое ее постижение так или иначе ущербно. Синтез физики и богословия подразумевает одухотворение первой и «офизичивание» второго. Были и есть физики, содействующие синтезу (М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Умов, Дж. Полкинхорн и др.) и давным-давно уже сформулировали богословы основные принципы одухотворения основ естествознания (свв. Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Исаак Сирин, Григорий Палама и др.). Кроме того, сам контекст достоверных эмпирических знаний о человеке и мире ныне настоятельно требует синтеза науки и религии, как гаранта дальнейшего употребления этих знаний не во вред, а во благо человека.
4. Вся полнота Богословия, как Знания о мире и человеке, содержится в Священном Писании (Библия, Коран). Мера понимания сокровенного смысла священных книг прямо зависит от уровня духовно-интеллектуальной зрелости человека: "запечатай книги до конца времени, тогда научатся многие, и умножится ведение" (Дан 12, 4). Распечатать книги можно с помощью ключей разумения, путем их всестороннего научного анализа: "Испытайте Писаний... и та суть свидетелствующая о Мне" (Ин 5, 39). Ключи разумения - это научные принципы перевода образно-символического языка Библии на язык физики: "уразумеет же притчу и темное слово" (Пр 1, 6). Обосновав эти принципы, физика обеспечит себе прорыв в сферу духа: "явится истина, яже без плода бяше дни толики" (3 Езд 6, 28).
5. Деликатность духовной проблематики заключается в том, что изучать ее можно лишь с чистым сердцем, то есть с верой. Для нехристианина (атеиста, иудея, мусульманина) христологический смысл Библии был и будет сокрыт за семью печатями: "Признавая большую историческую и художественную ценность Библии, никакого священного значения ей придать не в состоянии. Не вижу и какой-либо позитивной роли Откровения в познании истины. Здесь между атеистамим и исповедующими религию лежит непроходимая пропасть" [В. Л. Гинзбург, Наука и Жизнь 2000, № 7].
6. Духовность русского человека генетически связана с Библией на церковнославянском языке. Поэтому попытки узнать Истину или актуализировать Православие с помощью синодальной библии на псевдорусском языке, заранее обречены на провал. Ее, конечно, используют фарисеи для решения своих политических задач: "Согласно Ветхому Завету, именно за потомством Иакова-Израиля Иегова закрепил право на Палестину" [А. Алексеев, Наука и Жизнь, № 11, 2002]. Однако, само употребление слова Иегова, которого нет в Славянской Библии, накладывает еще одну фарисейскую печать на духовный смысл Библии.
Свидетельство о публикации №110032605273