Духовность как творческий потенциал человека
Духовность человека связали с его творческими способностями и показали, что ход духовной эволюции определяется динамикой и уровнем духовно-интеллектуального потенциала (ДИП) культуры, который суммирует в себе творческую деятельность исторических личностей. На примере культуры Европы установили, что ДИП чувствителен к внешним факторам социальной и физической природы.
Ключевые слова: эволюция, творчество, демография, духовность, интеллект, солнечная активность, северное сияние, невербальное мышление, культура.
Эволюция человека и человечества имеет свои закономерности и объективные показатели, в рамках которых менялись и меняются культурные особенности цивилизаций. Главными показателями являются: число людей на Земле и уровень сложности продуктов разумной деятельности человека используемых во благо.
Созидательная деятельность человечества лежит в основе процесса формирования и развития ноосферы, определяя его направленность от простого к сложному [1]. Одновременно совершенствуются умственные способности человека-разумного (homo sapiens) и возрастает продуктивность его эвристической деятельности, определяющей скорость процесса сапиентации человечества [2]. Поскольку число людей, обладающих творческими способностями в той или иной области культуры (наука, техника, искусство) напрямую не зависит от общего числа людей и существенно различается в разных культурах, ход эволюции или сапиентации имеет скачкообразный характер. В работе [2] показано, что в течение ХХ века сапиентация человечества замедлилась, в то время как рост его численности резко ускорился (Рис 1), что характеризует человечество как биологическую систему, не способную контролировать свою репродуктивную функцию.
Рис 1. Графики роста численности населения Земли (кривая 1) и продуктивности творческой деятельности человечества, суммирующий количества открытий, изобретений, идей на каждый момент времени (кривая 2) из [2].
Любая система живых организмов, живя за счет энергии Солнца, вносит свой вклад в энергетику биосферы. К примеру, система растений преобразует лучистую энергию Солнца в энергию питательных продуктов, за счет которой живут системы животных, включая систему человечества. В системе человечества в процессе эволюции развилась уникальная способность расходовать жизненную энергию не только на продление своего физического существования, но и на созидание нового смысла (информации). Данной способности отвечает внутренняя потребность человека в творчестве и физиологический механизм перехода организма в состояние вдохновения: «Потребности толкают меня изнутри; ценности, напротив, притягивают меня извне» [3].
Продуктивность созидательного процесса определяется мерой таланта творца, суммирующей в себе природные задатки, знания, интуицию и целевую мотивацию умственной работы. Весь комплекс психофизических процессов, отвечающий за творческую активность ума, можно определить как духовность человека.
Данное определение духовности обобщает существующее в психологии представление о «духовных способностях» [4, 5]. Они рассматриваются как высшая степень проявления творческих способностей в контексте развития оригинальных качеств личности. При этом под сферой духовной деятельности человека понимается, прежде всего, познание человеком своей сущности, смысла и цели жизни, законов бытия и путей его совершенствования. Духовные творения, это, прежде всего творения, относящиеся к самому человеку и осмыслению его роли в эволюции мира. Реализация духовных способностей позволяет человеку в полной мере осуществить свое предназначение в мире. В процессе познавательно-созидательной деятельности людей выстраивается духовная вертикаль человеческого бытия, и координаты духовных способностей творческих личностей определяют границы пространства сознания и меру его духовной свободы [6].
Такая формализация духовности и духовных способностей позволяет адекватно оценивать степень разумности человека и меру зрелости его как личности. Человек духовный «перестает быть изолированным индивидуумом, решающим эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, и подключается к созидательной энергии надындивидуальных общностей или высших сил, выходя за свои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне» [3].
Подчеркнем, что данное определение духовности вполне годится и для богословия: Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор 15, 44); преобразуйтеся обновлением ума вашего (Рим 12, 2); да исполнитеся в разуме воли Его, во всяцей премудрости и разуме духовнем, …плодоносяще и возрастающе в разуме Божии (Кол 1, 10).
Суммарная активность творцов-созидателей на каждый момент времени и их вклад в развитие культуры олицетворяют действие духовно-интеллектуального потенциала культуры (ДИП). История показывает, что число и активность творцов, а, значит, и величина ДИП были различными в разных культурах и существенно влияли на уровень развития цивилизаций и время их жизни. Здесь можно упомянуть А. Тойнби, который считал, что для рождения цивилизации, обладающей уникальной культурой, необходимо присутствие в данном обществе творческого меньшинства [7]. По А. Тойнби активные действия данного меньшинства инициирует энергетический импульс, исходящий от окружающей среды и направленный ко всему человечеству.
Очевидно, что «энергетический импульс, исходящий от окружающей среды» А. Тойнби и «созидательная энергия высших сил» Д. Леонтьева подразумевают зависимость ДИП от внешних социальных и физических факторов различной природы [8, 9]. Учитывая роль Солнца в жизни биосферы можно полагать, что на динамике и величине ДИП сказываются изменения солнечной активности (СА), уровень которой определяется числом пятен на Солнце (числа Вольфа). При повышенной СА возмущается магнитное поле Земли, наблюдается северное сияние в Европе южнее северного полярного круга (Рис 2) [10]. Механизм влияния физических факторов на человека до сих пор не ясен, однако накоплено много данных о зависимости поведения живых организмов и различных биосистем от СА [10, 11].
Рис 2. Число полярных сияний (в год) в Европе южнее полярного круга – (а); СА, выраженная в числах Вольфа (число пятен) – (b) из [10].
А.Л. Чижевский, например, установил влияние СА на социальные системы и исторические процессы [11]. Статистический анализ ритма работы 120 поэтов, писателей и композиторов показал наличие подъемов и спадов, причем подъем творческой активности приходится в основном на максимумы СА [12].
Поскольку социальные и физические факторы в конечном итоге активируют творческие способности или дух человека, всю их совокупность можно отнести к внешнему духовному фактору, отвечающему семантике богословского Духа: излию от Духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя (Иоиль 2, 28); Слово Твое исходило и тотчас являлось дело (3 Езд 6, 43).
Таким образом, можно предположить, что ход мировой истории в значительной степени определяется динамикой и уровнем ДИП отдельных цивилизаций и всего человечества в целом. В этом можно убедиться на примере истории Европы. Для адекватного представления динамики уровня ДИП европейской культуры оценили суммарную творческую активность выдающихся деятелей в трех областях – в физике, живописи и музыке. Данный выбор учитывал преобладание невербального (образного) типа мышления у физиков, художников и композиторов. При таком типе мышления ключевую роль в творческом процессе играет правое полушарие мозга, повышенная чувствительность которого к изменениям внешних социальных и физических факторов [4] может лежать в основе влияния данных факторов на уровень ДИП.
Имена физиков взяли из книги [13], дополнив список именами великих астрономов и физиков, участвующих в создании основ современной физики (всего 65 имен [8]). Имена художников (96 имен) и композиторов (81 имен) взяли из книг «100 Великих художников» и «100 Великих композиторов» (см. Таблицу). Сначала построили график распределения по временной шкале отрезков жизни творцов, по которому оценили, какое их число жило в каждый момент времени в период 1450 – 1950 гг. При этом за время активного творчества принимали отрезки жизни от двадцатилетнего возраста до кончины. Распределения физиков, художников и композиторов во времени оказались подобны и их суммарный график показан на Рис 3.
Можно отметить, что плато на кривой 2 (Рис 1) и резкий спад N (ДИП) на Рис 3 в конце XIX и начале ХХ веков как бы иллюстрируют идеи книги О. Шпенглера «Закат Европы» [7].
Рис 3. Распределение по времени суммарного числа великих физиков, художников и композиторов (N).
Из анализа графиков на Рис 2 и Рис 3 следует:
- формирования ДИП европейской культуры началось с 1450-1500 годов одновременно с Реформацией, освободившей духовность человека от опёки церкви;
- ДИП незначительно снижался на ~20% в конце 30-ти летней войны (1618 – 1648 гг.) и на ~10% в ходе Наполеоновских войн (1800 – 1815 гг.);
- снижения ДИП в районе 1700 года и после 1900 гг. при монотонности роста численности населения Европы указывают на отсутствие прямой зависимости ДИП от общего числа людей;
- при отсутствии явного соответствия между величиной ДИП и СА (рис 2b), наблюдается хорошая корреляция между изменениями во времени ДИП и числа солнечных сияний в Европе южнее полярного круга (рис 2а).
Таким образом, можно заключить, что динамика уровня ДИП сложным образом зависит от солнечной активности, и на нее отрицательно влияют: клерикализация науки и системы образования, войны и бесконтрольный рост численности населения. Резкий спад ДИП в начале ХХ века, очевидно, связан с началом «научно-технического прогресса», обусловившим демографический взрыв и деградацию человека-духа до уровня человека-потребителя [7]. Издержки развития общества потребления уже во второй половине ХХ столетия обернулись глобальными экологическими проблемами, главной из которых является разрушение природных экосистем на огромных территориях суши, а также в акваториях полузамкнутых морей и прибрежной океанической зоны [14]. Бедственное состояние экологии и неограниченное потребление мировых ресурсов ведущими странами Запада породили глобальную проблему выживания человечества в целом. Нет сомнений, что единственным способом решения данной проблемы может быть только актуализация духовности человека, что требует переориентацию всей системы народного образования на формирование и развитие творческой личности.
Таблица Выдающиеся художники и композиторы в хронологическом порядке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи соврем. биологии. 1945. Т.18, вып.2; Химическое строение биосферы Земли и её окружения. – М.: Наука, 1965
2. Богданкевич О. В. Лекции по экологии. - М.: 2002, 206 с.
3. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // http://institut.smysl.ru/article/spirit.php
4. Дащинская Т.Н., Холманский А.С. Социология и физиология духовности // 5. Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, -1996. -102 с.
6. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: -1994. -300с.
7. Сапрыкин В.А. Кризис буржуазной культуры ХХ века: проблема выбора человечества // http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_10_kt.html;
8. Холманский А.С. Физические факторы духовной эволюции // Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 8. -Вып. 1. - 2009. - 9. Владимирский Б.М. Космическая погода и глобальные вспышки творческой активности // Ноосферология: наука, образование, практика. Симферополь: Феникс, 2008. С. 306 – 341.
10. Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. –М.: Мысль, -1988, 524 с.
11. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса, Калуга, 1924;
Земное эхо солнечных бурь, -М.: -1976, 376 с.
12. Куприянович Л.И. Биологические ритмы и сон, -М.: -1976, -120 с.
13. Выдающиеся физики мира. Рекомендательный указатель. -М.: 1958, 436 с
14. Данилов-Данильян В., Лосев К., Рейф И. Кризис мировой цивилизации на весах научного подхода // Наука и жизнь. 2005. N9
Свидетельство о публикации №110032605220