Что такое время?

 Что такое время? Вот, пожалуй этот вопрос можно отнести к разряду важных. Почему? Может ли человек, являясь существом по определению конечным, в полной мере ощутить, что такое время? Не является ли это вопрошание бессмысленной тратой времени? Время мы можем чувствовать. Оно предстаёт нам в виде бесчисленных потерь, несбывшихся надежд, борьбы со старостью. Оно постоянно настигает нас в виде печальных воспоминаний. Человек, по существу своему, является памятью. Другой вопрос, какая это память - ностальгическая или механическая, нужная исключительно для выживания в нашей действительности, но не несущая за собой никакой ценностной нагрузки для конкретного человека, как то знание номера своей квартиры и т.д. Таким образом, мы выступаем как время. По сути, мы являемся домом времени, местом где оно имеет бытие. Если память имеет два модуса, то выходит и время в человеке осуществляется в разных формах. И важно заметить, что механическое время необходимо усваивается человеком в процессе социализации, и несёт на себе отпечаток объективной культуры, можно сказать оно общее для определённой группы людей. От конкретно взятого человека оно не зависит. Ностальгическое время это опыт, пережитый отдельным человеком и неповторяющийся в опыте других людей. Оно не имеет протяжённости при воспоминании, а воплощается в некоторых сгустках впечатлений, охватывающих всё человеческое существо. Они своего рода выступают как "узелки" вечности. Механическое время не имеет за собой такой возможности, так как не несёт в себе ценностной подоплёки. Оно по существу своему не принадлежит человеку. Оно исторично. Здесь можно выявить обособленность отдельного человека от исторического процесса, чуждость подлинного, ностальгического, имеющего основание в вечности времени - времени механическому. Если мы можем быть показаны как время, а время делиться на индивидуальное и историческое, то мы можем быть либо механизмами своей истории, либо строителями своей жизни. Другой вопрос, что невозможно строить свою жизнь отдельно от исторического процесса. История противостоит человеку в реализации его идей, планов. Необходимо примирение. Нужно, чтобы история стала домом подлинного времени. В бесконечном научно-техническом прогрессе человек всё больше теряет связь со своей жизнью. Она перестаёт принадлежать ему. Я уверен, что люди жившие без электричества в каком-нибудь XV веке были счастливее «гаек» и «винтиков» современности. Прогресс не гарантирует счастья. Больше – он его отнимает, так как заставляет терять человека связь со своим временем. Это чревато потерей вечности. Вечность – это отсутствие прошлого настоящего и будущего (будущего, как некого проекта  личности, поэтому будущее выступает в качестве иллюзорного маяка). В жизни мы всегда строим планы и пытаемся их осуществить исходя из опыта (прошлого). Для мгновения вечности должно произойти забвение прошлого и будущего. Будущего нет как времени, но оно есть как определитель жизни и выступает в качестве целей. Цели у людей разные и в этом их принципиальное одиночество, выходом из которого я считаю вечность, так как вечности нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Соответственно не одинокими могут быть только люди, имеющие в своём опыте соответствующие переживание. Ярким показателем такого переживания является любовь. Так как наша историческая действительность, по большей части, лишает человека возможности строить свою личную жизнь, соответственно и любви в ней становится меньше, если речь идёт не о полном её забвении в жизни.
Любовь не обладает длительностью, продолжительность во времени. Её «длительность» заключается в том, что субъект вспоминает то экстатическое чувство любви-мгновения, однажды охватившего его существо и подарившее ему мгновение вечности. Как же соотнести объективную физическую конечность человека, с которой мы встречаемся, видя смерть другого, с той концепцией вечности, к которой мы пришли?  Не является ли любовь возможностью преодоления конечности? Можно предположить, что любовь оставляет след на скрижалях бытия – она становится частью вселенной – мы становимся частью вселенной, пропадает противоречие с миром. Наша конечность дарит нам возможность любить. И не только… Это касается всех экзистенциальных основ человеческого существования.  Подлинная, насыщенная событиями, жизнь возможна только при ясном осознавании смерти.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →