Гениальность и Талант

(Не философский взгляд на то, что такое гениальность и что такое талант).

Современные философы так путано выражаются, что только они могут понять, что написали.

На мой взгляд, ГЕНИАЛЬНОСТЬ это (реализованный в какой либо области) «Божий дар» или набор генов позволяющих нетрадиционно смотреть  на все что окружает нас. Примером может служить Н. Коперник, который на основании своих наблюдений сумел сделать вывод, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Гениальность может проявиться как во многих областях (Леонардо да Винчи) так и в какой-либо одной.

Потенциальных гениев гораздо больше, чем гениев реализовавших свои возможности. Реализует или нет потенциальный гений свои возможности, зависит от воспитания, образования, жизненных условий, случая.

ТАЛАНТ, на мой взгляд, это выдающиеся способности к обучению и умение применять и развивать полученные знания.

В качестве примера по данному вопросу можно привести Моцарта и Сальери. Моцарта считают гением, так как он имел «Божий дар», который смог реализовать в своих музыкальных произведениях. А Сальери был талантлив но, несмотря на выдающиеся способности и заслуги в области музыки не сумел создать гениальных произведений, так как не имел «Божьего дара».

Наше современное образование и воспитание детей может способствовать развитию таланта, но не способствует развитию потенциальной гениальности, так как направленно на получение знаний и (в лучшем случае) возможности их применения. А для помощи потенциальным гениям (кроме знаний) необходимо в первую очередь развивать мышление (в том числе нетрадиционное), любознательность, фантазию.


P. S. Все это написано на основании личного жизненного опыта без использования научных трактатов и справочных материалов.
Это мое первое прозаическое произведение.
Буду, благодарен за конструктивную критику.

23.03.2010г.
_________________________________

Фото из Интернета.
_________________________________


Рецензии
Игорь, здравствуйте.

Цитата: "Когда-то, очень давно с 1988 по 1990, в «Студенческом меридиане» печаталась статья о таланте и творчестве Игоря Акимова и Виктора Клименко. На мой взгляд, это самый сильный труд в области психологии. Если Вы считаете себя творческим человеком или понимающим творчество, то обязательно прочтите…"

http://lab-1m.ru/interesting/ (http://archive.is/WPmty — веб-архив)

Цитирую определения и наиважнейшее из работы (целее будет):

===

Талант — это человеческая способность оригинально решать известные задачи.

Что здесь самое существенное?

Талант не открывает новых задач; задача, за которую он взялся, уже была известна (и даже решена) до него; но он решил её не так, как другие, а по-своему, оригинально. И этого достаточно, чтобы утверждать: задачу решил талантливый человек.

---

Гений — это человеческая способность чувствовать проблемы и решать их просто.

Там задачи — здесь проблемы.

Задачи — вокруг нас; проблемы — внутри, в душе.

Проблема — целина, которую первым из людей вспахивает гений. Нет задач, которые решаются впервые. Задача — это грядка на поле, вспаханном гением; и даже если гений не думал о ней, в его решении она присутствует.

---

Талант действует, чтобы преодолеть неудобство; гений — чтобы преодолеть боль.

Продукт деятельности таланта — оригинальность; продукт деятельности гения — простота.

Оригинальность свежа до повторения; простота свежа навсегда.

Примеры решения проблем: рычаг, клин, колесо.

---

// Про три этажа жизни — ссылкой на главу (ибо нужно всё цитировать): http://lab-1m.ru/interesting/talant/k15.html (http://archive.is/qDkVG — веб-архив)

---

// Частично (очень частично! там много! полностью — по ссылке выше) разговор с поэтом и Нобелевским лауреатом (Бродский? в книге не сказано).

Нашим собеседником оказался знаменитый поэт; кстати — Нобелевский лауреат и человек компетентный. Он сказал, что для него Бог суть некая сверхсила, созидающая чудо. Поэт изобразил это на листе бумаги в виде формулы:

Бог — сверхсила — чудо.

"...три неизвестных.

Первое — Бог. ...
Второе — сверхсила. ...
Наконец, третье — чудо. ...

И вот вывод. Три неизвестных. В одном уравнении. А уравнение с тремя неизвестными, как вы помните из алгебры, которую изучали в 5-м классе — неразрешимо!"

"Какова же мораль?" — спросили мы.

"... Приписывая Богу то, что сегодня не в силах понять, мы поворачиваемся спиной к проблеме...".

"Но можно всю жизнь простоять лицом к проблеме и не решить её, — возразили мы. ... Нужно по меньшей мере проблему увидеть!"

"Ваше "по меньшей мере" — это самое главное в творчестве! — засмеялся поэт. ... Ведь талант — это зрячий в стране слепых!"

...

"... Бог вмешивается позже (его могут позвать, но может и сам явиться) — в процессе работы. ... чем это не чудо?"

"Очень похоже. Хотя этому чуду есть вполне земное объяснение и название: прорыв в новое качество".

"Вот именно! — обрадовался поэт, очевидно, приятно удивлённый, что имеет дело не с идиотами. — И мастер, знающий свое дело ... — разве он хоть на миг опустится до мысли о чуде? Он знает всё о своей работе. И если благодарит Господа, то не за помощь, а за судьбу".

...

"... Свершение может произойти мгновенно, легким мановением, практически без затраты труда, и обыватель именно это и видит. Но знаменитое "чуть-чуть", поднимающее ремесло до искусства, не существует само по себе. Оно венчает 1) огромный, 2) целеустремлённый, 3) самостоятельный, 4) мудрый труд. Иначе говоря: талантливую работу нельзя исполнить случайно (а это есть вмешательство Бога)".

...

Собственно говоря, мы уже получили от него ответ, но решили воспользоваться оказией (ведь не каждый день общаешься с гением!), чтобы узнать его мнение, где начинается талант, в чем его отличие от совершенного ремесла. Ведь именно этот зазор (пропасть!?) по общепризнанной версии и заполняет Бог.

Поэт понял нас слёту.

"Ремесленник видит только форму, поэтому и думает только о ней, — сказал он. — Оттого и результат жалок: ремесленник может "создавать" только копии. Талантливый же человек может не владеть техникой ремесла (это — наживное; под силу любому), зато, взглянув на скорлупу, он сразу понимает, что внутри должно быть ядро ореха".

---

МЕМОРАНДУМ // частично; полностью: http://lab-1m.ru/interesting/talant/k46.html (http://archive.is/XzipT — веб-архив)

1. Механизм таланта есть в каждом.
2. Механизм таланта не стареет.
3. Механизм таланта универсален.
4. Механизм таланта включается самопроизвольно.
5. Талант не ищет задач — они находят его сами.
6. Механизм таланта решает задачи только оригинально.
7. Механизм гения отличается от механизма таланта только уровнем ЭПК: у таланта ЭПК в норме, у гения — оптимально. // про ЭПК: http://lab-1m.ru/interesting/talant/k08.html (http://archive.is/C9g30 — веб-архив)
8. Гений не ищет проблем — они вызревают в нем сами. Если проблема пришла извне — это всего лишь задача.
9. Гений решает проблемы (все они — в области неизведанного) легко и просто.
... // всего 16 пунктов

===

Сергей.

Сергей Николаев-Смирнов   21.08.2017 22:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.