Цитаты о Жорж Санд из произведений и моё посвящени

Писательница
Дата рождения: 1 июля 1804
Место рождения: Париж, Франция
Дата смерти: 8 июня 1876 (71 год)
Место смерти: Ноан, Франция


ВАЛЕНТИНА  ЭФЕНДИЕВА
ЛУКАВЫЙ АНГЕЛ
           Жорж Санд, посвящается.

Под небом Парижа в былые года,
С улыбкой на смуглом лице,
Красивая женщина, словно звезда,
Сияла как ангел в венце.

Богатых возлюбленных было не счесть,
Но всех затмевала она
Величием духа, в ком доблесть и честь
Красу довершали сполна.

Курила табак, гарцевала легко,
Коня под собой усмирив.
В мечтах улетала она далеко,
Любви не скрывая порыв.

Ночами склонившись над стопкой бумаг
Творила, нежна и чиста.
Пред нею Мюссе – поэтический маг,
Готов исполнять роль шута.

Когда же, уйдя от любовных забот,
Она воспевала тоску,
Казалось, что роза на буквах цветет,
Шипами пронзая строку.

Не только Шопена свободной душой
Смогла обольстить она в миг,
А в общем, любовников список большой…
И каждый – отчаянья крик!
               

                АНДРЕ  МОРУА

                «ЖОРЖ  САНД»

Это имя произошло от  Жюль Сандо (Аврора Дюдеван).
Жорж Санд (фр. George Sand, настоящее имя Amandine Aurore Lucile Dupin — Амандина Аврора Люсиль Дюпен; 1804 — 1876) — французская писательница.

Жорж Санд: «Жизнь – это глубокая река, которая редко затягивается и никогда не заживает. Я очень печальна и очень мрачна, но от этого только я сильнее люблю тех, кто достоин - быть любимым…»

Сенг – Бёв о Жорж Санд:
В ответ на восклицание друга: «О, как хороши письма к Мюссе! У госпожи Санд прекрасна душа!» - он ответил: «Да, прекрасная душа и толстый зад»

Андре Моруа:
«О, могущество человека, который не даётся в  руки».
«Обида и гордость смели страсть»
«Страдание делает человека несправедливым»
«Нас примирили, мы обнялись; с тех пор мы смертельные враги».
«Есть люди, которых терзает жизнь, но и есть и такие, которые терзают сами себя»

«Любовь начинается с больших чувств и кончается маленькими  ссорами. Совместная жизнь группы людей непременно влечёт за собой конфликты. Когда брак и семейная привязанность позволяют преодолеть их, все улаживается. В свободной связи всё рушится; вот почему брак является той единственной связью, которую время укрепляет (А.М.)

«Отношения между детьми и родителями так же трудны и драматичны, как отношения между любовниками.  Ребёнок, вырастая, становится свободным существом и это поражает и раздражает его родителей. Очаровательная игрушка превращается в неприятеля. Такая мать, как Жорж Санд, в ответ на  свою неизменную самоотверженность ожидает повиновения и благоговения. Морис давал ей это. Соланж бунтовала. Мать не терпела в дочери той самой независимости, которой сама когда-то требовала для себя. Разочаровавшись в любви - друг к другу, мать и дочь могут дойти до ненависти». Андре Моруа

«Чем ближе к вышке, тем виднее задница мартышки».
«Мёртвых – в землю, живых – за стол».
«Человек таков, каким создал его Господь, а порой и много хуже» (Сервантес).
«Мёртвые живым глаза открывают» - гласит народная мудрость.
«Чувствительные люди обладают инстинктом».
«Там, где нет любви, там нет женщины»… (Андре  Моруа)
«Мои мечты были всегда слишком возвышенными, я не могла снизойти до грубых физических вожделений. И я не заметила, как произошёл во мне  полный разрыв между телом и духом…» (Д.С.) (Ж.С.)

«Нотации только ожесточают сердце страдающего человека, а сердечное рукопожатие – самое утешение» (Д.С.) (Ж.С.)

«Друзья прощают нам, если мы несчастны, скучны, разорены или надоедливы; они прощают нам всё, кроме потери нашей репутации в глазах общества…» (Д.С.) ( О  Ж.С.)

Мария Дорваль – великая романтическая актриса….» Она была больше, чем красива, она была очаровательна; и всё же она была красива, но так очаровательна, что красота была уже лишней. (А.М.)

Ж.С.: «Женщины ничего бы не требовали, если  бы они были любимы, как им этого хочется. Но с ними обходятся дурно; их упрекают в идиотизме, до которого их доводят; презирают их невежество: Высмеивают их знания. В любви с ними обращаются, как с куртизанками; в супружеском союзе – как со служанками.
Их не любят – ими пользуются; их эксплуатируют и надеются таким образом подчинить их закону верности».

«На самом же деле дружба между этими женщинами была уже невозможна. Они слишком много сказали, слишком много написали друг другу. Каждая из них знала, что думает о ней её соперница и противник. Порыв откровенности не прощается. Он оставляет в душе другого осадок, беспокойства, вызванного слишком ясным, жестоким приговором, который может вновь повториться.
В дружбе должны быть взаимная уверенность и уважение; даже притворное приятнее в дружбе, чем суровая искренность. Часть, впрочем, являющаяся лишь проявлением плохого настроения  и злобы» - (Андре Моруа о Жорж Санд и Марии
Д, Агу, любовнице Листа).

«Вдвоём привидение не увидишь».
«Учёные умствуют, храбрые действуют».
«Не место вороне в царских покоях» - Испанские поговорки из уст матери Франческо Гойи.

«…она нуждалась в поддержке,  ( о Ж.С.).

«… раздражённая узостью интересов… она верила в мир поэзии, красноречия и учтивости. Она не знала, что гений всегда одинок и что не существует духовной иерархии, единогласно принятой лучшими из людей». (О Ж. С. – А.М.)

«Женщины считают невиновным всё, на что они решаются» (Жубер).

«Она была искренней, т.к. её мораль (а каждый человек создаёт свою мораль) состояла в том, что всякая страсть священна, с оговоркой, что не следует принадлежать одновременно нескольким мужчинам».
. Сент-Бёв в письме к Санд отмечал: Широкая публика, требующая в читальном зале, чтобы ей дали какую-нибудь книгу, откажется от этого романа. Но зато он будет высоко оценен теми, кто увидит в нём самое живое выражение вечных помыслов человечества… Быть женщиной, ещё не достигшей и тридцати лет, по внешнему виду которой даже нельзя понять, когда она успела исследовать такие бездонные глубины; нести это знание в себе, знание, от которого у нас вылезли бы волосы и поседели виски, — нести с лёгкостью, непринуждённостью, сохраняя такую сдержанность в выражениях, — вот чем прежде всего я любуюсь в вас; право, сударыня, вы чрезвычайно сильная, редкостная натура…
«И в этот раз она опять захотела вести общее хозяйство, стать для любимого человека заботливой хозяйкой, сестрой милосердия и особенно – матерью не меньше, чем любовницей».
Послание Гюго на похороны Жорж Санд – «Я оплакиваю мёртвую и приветствую
бессмертную… Разве мы её потеряли? Нет. Великие люди исчезают, но не рассыпаются в прах. Больше того: можно было бы сказать, что они воскресают. Став невидимыми под одной внешностью, они становятся видимыми под другой. Величественное преображение. Человеческий образ – это покров. Он прикрывает истинное божественное лицо, которое есть мысль. Жорж Санд была мыслью; она вне плоти, и вот она свободна; она умерла, и вот она жива. Открылась богиня…

Жорж Санд: «Для жизни важнее натура, чем ум и величие». «Всякая несправедливость, отнятая дружба, остаются неизменным, в сердце не заблудившем, оскорблением. Это сердце выше самолюбия; оно умеет ждать возврата справедливости и привязанности.

Жорж Санд Флоберу: Не всё ли равно, что у тебя сто тысяч врагов, раз тебя любят два-три хороших человека.

Дюма-сын:  «Отсутствие воспитания, продолжающее даже в зрелом возрасте, очень похоже на отсутствие сердца».

«Начало всегда приятно, - сказал Гёте, - именно на пороге надо останавливаться».

«О, сколько бывает между любовниками  такого, о чём судить могут лишь они одни» (Ж.С.)

«Разве нас увлекает чувственность? Нет, это жажда чего-то совсем иного. Это мучительное желание найти истинную любовь, которая всегда манит и исчезает» (Мари Дорваль)

«Будучи, ненаходчивой в разговоре, она становилась очень живой и остроумной в письмах».  «…потребность абсолютного» (у Жорж Санд).

«Если любовник не был божеством, которого она жаждала, он становился идолом, которого  надо было свергнуть с пьедестала». (А.М. о Ж.С.)

«На Аврору, апатичную в повседневной жизни, в решающие минуты нападали приступы внезапного гнева и бешенной вспыльчивости».

Жорж Санд: «Грусть не вредна для нас, она не даёт нам черстветь».

Андре Моруа: «Человек недостаточно умён, чтобы дать определение бога; и он не может утверждать того, что не может определить».

«Несмотря на всё, что я перенёс, становясь старше и мудрее, я прихожу к мысли, что всё в жизни – благо» - Софокл.

Жорж Санд: «Меня интересует научная классификация; я почти педагог. Я люблю обиловать и наряжать детей: я почти служанка. Я очень рассеяна; я почти идиотка… Пресвятая  литература для меня всегда на втором месте. Всегда я любила кого-нибудь больше, чем её, а мою семью – больше, чем этого кого-то…»

Из письма Флоберу – Андре Моруа …многочисленность – это многообразие».

Она с удовольствием присвоила бы это изречение:
«Действительно, необыкновенный человек – это самый обыкновенный человек». Шить, готовить, стирать – ничто не пугало её, но она хотела это делать для любимого человека!»

«Я доказала ему, что не хочу быть бременем для кого-либо, а хочу быть подругой – желанной, любимой…»

«…писать кратко… это было как раз то, к чему Ж.С. чувствовала себя совершенно неспособной».

«Я не понимала, как можно начать в рамках ограниченного пространства, и когда надо было уже кончать, и для меня это было невыносимой пыткой» (работа Ж.С. в «Фигаро»).

«Почти всех, кто её окружал, она считала посредственностью, но была ли она сама лучше? Она знала больше, чем они, в ней было больше искреннего благочестия. Но, может быть, она ошибалась в отношении себя? (А.М. о Ж.С.)

Жорж Санд: «Счастье  зависит от самого человека, только надо умело взяться за это: иметь простые вкусы, известное мужество, некоторую самоотверженность, любовь к труду и прежде всего – чистую совестью,  а значит – счастье не призрак, теперь я в этом уверена; с помощью опыта и размышления можно много достигнуть; волей и терпением можно даже укрепить своё здоровье… Будем же принимать жизнь такой, какая она есть, и будем благодарны за неё …»

Жорж Санд: «Доброта, которая обычно делает человека проницательнее и уравновешеннее, во мне проявилась, как бурная стихия, как неудержимый поток, стремящийся разлиться. Стоило только мне почувствовать жалость к кому-нибудь, как я уже была взята целиком. Я так слепо стремилась скорей сделать добро, что это чаще всего оборачивалось злом! Проверяя себя, я вижу, что у меня были только две страсти в жизни – материнство и дружба».

Открытая ссора – считала Жорж Санд, - лучше, чем злословие за спиной»

«Веселье, - говорит Ж.С. – лучшая гигиена тела и души». Она верит в весёлость так же, как в здоровье, как в доброту. Она хочет его безмерно, как говорит её друг Флобер.

«Вынеся из своего супружеского опыта отвращение к любви естественной», она надеялась найти спасение в великой платонической любви» (А.М. о Ж.С.)

«Я любила эти сладострастные  страдания, на которых меня обрекала моя тайная борьба» (Ж.С.)

«…У неё не было никакой другой болезни, кроме острого желания любви» (Она была уверена, что близка к смерти, а …) – у Ж.С.

«Зрелище желания ей было настолько же сладостным, настолько было тягостным обладание»
« И в самом  деле, она (о Ж.С.) всё более и более находила удовольствие в том, чтобы возбуждать желания, которые никак не собиралась удовлетворять».

«Я добра… У меня бывают ужасные вспышки гнева». (Ж.С.)

Флобер: « Мужчины всегда будут считать, что самое важное в жизни – наслаждение.
Женщина для всех нас – это ступень к бесконечности. Это не благородно, но такова истинная сущность самца…»

Жорж Санд – Флоберу: «Нет, я не католичка, но меня возмущает мерзость. По-моему, когда безобразный старик покупает девушек, тут нет ни любви, ни Киприды, ни устремления, ни бесконечности, ни самца, ни самки, а есть нечто противоестественное, потому что не желание толкает молодую девушку в объятья старого урода; Там же, где нет свободы и взаимности, есть посягательство на святую природу…».

А.М. о Ж.С.: В других она любила ещё  молодость, но в себе обожала старость – это счастливый возраст, когда можно быть только другом, матерью и бабушкой».

Жорж Санд и Флобер обсуждали судьбу Сент-Бёва, который в старости оставался по натуре распутником и был «в отчаянии оттого, что не может посещать рощи Киприды». Санд бранила его: Он сожалеет о том, что менее всего заслуживает сожаления, если понимать, как понимает он».
Флобер был более терпим: «Отец Беев не иезуит, не девственник, а вы так к нему суровы!... мужчины всегда будут  считать…(и).

«… Ему удалось её убедить, что для неё тоже может существовать любовь, и удовлетворяющая чувственность, и опьяняющая душу». (Проспер Мериме – Ж.С.)

«К его великому удивлению, он обнаружил, что она стыдлива, что ей недостаёт спасительной ловкости, как по неопытности, так и в силу  гордости». (Просп. М. о Ж.С.)

«Взыскательные любовники хотят, чтобы идол бал немым, тогда он их никогда не разочарует».  (Андре Моруа) (Клятва пьяницы!)

«Истина – это любовь к совершенствованию, а совершенствование – это вечная пытка  духа - обуздать материю» (Ж.С.)

«Идея вечного возвращения жизни – т.е. метемпсихоз всего человечества».

«Но я где-то читала такую мысль: для того чтобы любовь супругов была совершенна, надо иметь одинаковые принципы при несхожих вкусах - …»(Ж.С.)

Флобер – Жорж Санд: «Прекрасно стремление, а не воздержание. Иначе пришлось бы проклясть плоть, как это делают католики. И бог знает, куда бы это завело! Выдающиеся натуры, которые именно и хороши, прежде всего, щедры и, не задумываясь, растрачивают себя. Надо смеяться, плакать, любить,  работать, наслаждаться и страдать – словом, быть в постоянном возбуждении. Вот мне кажется в чём заключается истинно человеческое».

Жорж Санд – сыну Морису: «Брак без любви – это пожизненная каторга… Недавно ты сказал, что не считаешь себя способным к любви навсегда и не отвечаешь за свою верность в браке. В таком случае не женись, потому что ты будешь рогоносцем, и вполне заслужившим это. Рядом с тобой окажется или запутанная жертва, или ревнивая фурия, или дура, которую ты будешь презирать. Когда любишь, то всегда убеждён, что будешь верен. Ты можешь ошибаться, но всё-таки веришь в это и даёшь клятву от чистого сердца; и пока ты уверен в своей вере – ты счастлив.
Если такая исключительная любовь невозможна на всю жизнь (это мне ещё не доказано), по крайней мере живёшь какое-то время в радостной уверенности, что она возможна… Я буду спокойна в тот день, когда увижу тебя уверенным в себе.

« Желание, конечно, ниже любви и, может, даже не является путём к любви» (Ален).

Дневник Дидье: В её душе что-то жестокое; ей нравится мучить д.лей, она довольна, когда причиняет людям страдание. Сердце в ней нет, она послушна только своему воображению, только она руководит ею…» (о Ж.С.).

«…если бы я смогла  подчиняться какому-нибудь мужчине,  я была бы спасена, ибо свобода гложет и убивает меня…» - (Ж.С.) Но если бы она могла подчиняться какому-нибудь мужчине, она не была бы Жорж Санд.

«… она думала, что любящие её мужчины будут становиться  такими, какими ей бы хотелось их видеть, что она сможет внушить им возвышенное и таинственное представление о любви, жившее в ней самой. Она была Стекло; та же неопытность и легковерие, то же пылкое и боязливое ожидание будущего».

Андре Моруа: Жорж Санд, как Гёте, была против того, чтобы культивировать скорбь. «Минуя могилы, - вперёд!» - под таким девизом она могла бы подписаться.

Эжен Ламберт – о Жорж Санд: Никто не может так любить, как она! Но и никто не разбивает так быстро свою прежнюю любовь…»

Андре Моруа: «Жорж Санд искала идеальную любовь: она не нашла её; она не жалеет о том, что желала этого. Она продолжает думать, что женщина должна в любви желать всего или ничего. Она надеялась на идеальную республику, она увидела крах своей мечты. Она не жалеет о том, что мечтала, она ещё верит, что в человеке, несмотря на мгновения низости, есть громадные запасы величия и что лучше говорить ему о его свободе, чем о его рабстве» Она подтверждает зло; она сохраняет веру в добро… Несмотря на все её ошибки, старея, она идёт к ясности духа, к которой каждый из нас должен стремиться».

«Любовь не ласкова, не откровенна: любовь подозрительна, нетерпима, беспокойна и ревнива. Какое разочарование!» (А.М.)

«У человека есть свойство – пренебрегать тем, что ему предлагают, и гневаться за тем, в чём ему отказывают». (А.М.)

«Что такое любовь?» - спросила Ж.С. у Сент – Бёва; Он ей отвечал: «Это слёзы! Вы плачете – вы любите!»

«Даже самая мысль о сближении без любви гнусна. Женщины, которые ценою близости добивается власти над мужем, нисколько не лучше проституток, продающихся за хлеб, и куртизанок, продающихся за роскошь» - Ж.С.

« …она думает, что женщина не может одеваться как вещь» (А. М. о Ж.С.).

«Я не знаю, какими словами объяснить мою холодность, какое-то несовершенство моей натуры. Я не умею выражать свои чувства. По-видимому,  что-то парализует мой мозг, что-то мешает моим ощущениям найти форму выражения» (Ж.С.).

«В их близости вышло недовольство… Она исчерпала всю радость до того, как испытала её..» - (Жюль Сандро – о Ж.С.).

Жорж Санд – Сент –Бёву: «Я ясно вижу, что моя ошибка, моё несчастье заключается в ненасытной гордыне, сгубившей меня»..

« … оба, и он,  и она, были больны худшим из безумств: коликами абсолюта. От разрыва к разрыву, от примирения к примирению их умирающая любовь переживала резкие скачки, которые были всего лишь конвульсиями агонии» (Ж.С. и Альфред Мюссе).

«Видишь ли, чем дальше, тем больше я понимаю, что сильно любить можно лишь того, кого не уважаешь». – Мари Дорваль (актриса).

Андре Моруа: «Опасный возраст переживают те женщины, которые не жили жизнью женщины. Когда их тело начинает стареть, в них просыпается сожаления о пропущенном времени, и это приводит их к разным формам безумия».

Андре Моруа: «Такова в лучшие дни позиция Жорж Санд на пороге её пятидесятилетия. Она хотела бы, чтобы побудительной причиной её поступков была не страсть, а доброта. Это свойство было у неё всегда, но иногда её заглушали вспышки её неистовой натуры. Она была доброй рывками, а впредь она хочет быть такой всегда. Она считает свои искания законченными. Не то чтобы она смирилась, но последствия её бурных страстей внушили ей отвращение к этим страстям. Она хотела бы в дальнейшем бороться только за счастье других, не ненавидя никого, не питая злобы ни к кому.
Это душевное состояние не будет постоянным. Старость не отличается от всей предыдущей жизни: у неё есть взлёты и падения. У Ж.С.будут рецидивы, она будет раздражаться, желать, раскаиваться, проявлять слабость и несправедливость, желая быть последовательной, она не только прощает себе прошлое, но и с чистой совестью преображает его, чтобы оно было достойным приятного его решения – быть милосердной».

«Поверим в прогресс: поверим в бога с сегодняшнего дня. Чувство ведёт нас к этому. Вера – это необычное возбуждение, энтузиазм, состояние духовного величия – эти чувства надо беречь в себе, как сокровище, а не разменивать на своём пути на медяки, на пустые слова, на ложные, псевдонаучные разглагольствования…
«Предоставьте  действовать времени и науке. Это дело веков – понять деяния Бога во вселенной. Человек ещё ничего не знает: он не может доказать, что бога нет; он тем более не может доказать, что бог есть. Уже то хорошо, что нельзя отрицать бога безоговорочно. Удовлетворимся пока этим… Поверим, несмотря ни на что, и скажем: «Я верю!» Это ещё не значит «Я утверждаю!»; скажем: «Я надеюсь». Объединимся в этом понятии, в этом пожелании, этой мечте, что для того, чтобы быть милосердным, необходимо надеяться и верить так же, как чтобы иметь свободу и равенство – нужно братство».

«О  да, всё погибнет, весь мир – сновидение, а счастья крупицу найдёшь по пути, - уж коль эту розу случится найти, как ветер отнимет в мгновенье» (Альфред Мюссе).

«Да, любовь проходит, как все человеческие страсти и как сами люди» (Мюссе).

«Где двое или трое собраны во имя моё, там я посреди них» (Иисус).
«Значит, надо искать других и молиться с ними»…

Слой друзей обновляется так же медленно, но неизбежно, как пласты перегноя. Один умирает, а другой ускользает из нашего  мира, третий проникает в него, приводя с собой новую смену» (А.М.).

Чтобы понять, какую власть она (Дорваль) имеет надо мной, надо бы знать, до какой степени она не похожа на меня… Она! Бог вложил в неё редкий дар — умение выражать свои чувства… Эта женщина, такая прекрасная, такая простая, ничему не училась: она всё отгадывает… <…> И когда эта хрупкая женщина появляется на сцене со своей будто надломленной фигурой, со своей небрежной походкой, с печальным и проникновенным взглядом, тогда знаете, что мне представляется?… Мне кажется, что я вижу свою душу… (Ж.С.)
«Нации только ожесточают сердце страдающего человека, а сердечное рукопожатие – самое красноречивое утешение (Ж.С.)»

«Кому смелости не хватает, тому и порох с дробью не поможет».

«Дурак тот, кто, глядясь в зеркало, его клянёт» (поговорка в Парме).

«…Андре Моруа о Жорж Санд: «Вот её главная жалоба; этот крик, прозвучавший в дни её молодости, пройдёт через всё её творчество: во имя какой-то справедливости – человеческой или божественной – можно требовать от женщины верности, которую мужчина считает ненужной и смешной, когда речь идёт о нём самом? Почему женщина должна быть целомудренной, если мужчина – ловелас, грубиян и распутник?»  - Жорж Санд.

«В нашем обществе, при наших предрассудках и наших нравах чем больше мужчина известен своими любовными похождениями, тем приветливее его встречают. Особенно в провинции: того, кто много  пил и распутничал называют компанейским человеком, и этим всё сказано… Не таково положение женщины, обвинённой в  адюльтере… Женщина должна быть всегда честна. Если она неверна мужу, то она заклеймена и унижена; она обесчещена в глазах своих детей; она подлежит позорящему наказанию, тюрьме». Андре Моруа: Она видит только одно средство: избавится от несправедливостей, нарушающих брак, - это свободу расторгнуть и видоизменить супружеский союз».
]. В течение пятнадцати лет Санд поддерживала Леру, в том числе и материально. Под влиянием Леру Санд написала романы «Спиридион» (в соавторстве с Леру) и «Семь струн лиры». В 1848 году , уйдя из консервативного издания «Ревю де Дё Монд» она основала вместе с Луи Виардо и Леру газету «Ревю Эндепендент». Санд опубликовала в ней свои романы «Орас», «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт». Она оказывала поддержку поэтам из пролетарской среды — Савиньену Лапуэнту, Шарлю Магю, Шарлю Понси и пропагандировала их творчество («Диалоги о поэзии пролетариев», 1842). В её новых романах («Странствующий подмастерье», «Мельник из Анжибо») добродетель пролетариев противопоставлялась «эгоизму знатных богачей».
«Когда человеческое существо, будь то мужчина или женщина, возвышается до понимания совершенной любви, ему больше невозможно и, скажем лучше, ему больше не позволено возвращаться к прошлому, т.е. к чисто животным отношениям». (Ж.С.).
Шопен уехал в ноябре 1846 года, поначалу он и Жорж обменивались письмами. К окончательному разрыву Шопена подтолкнула дочь Санд. Соланж, поссорившись с матерью, приехала в Париж и настроила Шопена против неё.…она нененавидит свою мать, клевещет на неё, чернит её самые святые побуждения, оскверняет ужасными речами родной дом! Вам нравится слушать всё это и даже, может быть, верить этому. Я не буду вступать в подобную борьбу, меня это приводит в ужас. Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком. Жорж Санд — Фредерику Шопену [23].
Андре Моруа: «Физическая близость, если она не сопровождается большим чувством, ей кажется преступной и кощунственной, будь это даже в браке. Женщина должна иметь право уклониться от этого:
« Я считаю смертным грехом не только обман чувств в любовных делах, но также и заблуждение, будто чувства при неполноценных любовных отношениях могли бы появиться в последствии. Я повторяю: по-моему или нужно любить всем своим существом, или жить в полном целомудрии» (Ж.С.).


Андре Моруа: В её глазах ошибка, грех не в том, чтобы переменить любовника и уйти к тому, кого любишь, а в том, чтобы отдаваться нелюбимому человеку, будь то это даже муж».

Жорж Санд скончалась 8 июня 1876 г. в Ноане. Узнав о её кончине, Гюго написал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!»


Рецензии