Венок сонетов
Обременён тщеславьем, дерзкий разум
Во тьме времён пустых пройдя химеры,
Влачил того, кто эталоном меры
Вселенской стал по своему указу.
Спираль развития так явна глазу,
И многократные её примеры
Твердят почаще нам, чем инженеры:
"Минуя, всё вернётся вновь на базу".
Но в реку не войти, увы, нам дважды…
Не свить нам эти "истины" в единой,
Как сжатую – с расслабленной пружиной.
Теперь уже, наверно, спросит каждый:
"А кто же тот профессор "кислых щей",
Изрёкший: "Я есть мера всех вещей"?
2
Изрёкший: "Я есть мера всех вещей"
С блистательной вершины эллинизма,
Он знать не мог пружины механизма*,
Способной всё и всех прогнать взашей.
Что есть подсвечник, если без свечей?..
Он золотой? То – дань дороговизне…
Но свечи вставь, зажги: суть – радость жизни
И глиняный расплещет в тьме ночей.
Всегда, везде два устья, два истока.
Два – минимум, создать который смог
Всё сущее, включая слова слог.
Сказал поэт, ушедший раньше срока,
Что возвышающий обман милей…
Не вырваться из льстящих нам клещей.
---------------------------
* Эта "пружина" - тоталитаризм - свойство всякой части всякого интегративного целого, проявляющееся как её стремление к главенству в целом в статусе его формы; стремление к тождественности целому; стремление быть "первым парнем на деревне".
--------------------------
3
Не вырваться из льстящих нам клещей.
Зачем же биться лбом своим о стену,
Грызть удила, плюясь кровавой пеной,
Споткнувшись, рвать колена до хрящей?
Часть есть субъект; сквозь рюмок звон, мечей
Она объектом тщится стать, "Биг Беном",
Чтоб формой содержанью непременно
Вменить закон – фрагмент своих речей.
Вот эту связь субъекта и объекта,
Взаимовоздействие с рабом царя
Недооценил софист эллин, а зря…
"Пусть после нас потоп…", - хамил так некто;
Жизнь недомыслия полна заразой,
Пока не обнулим мы эту фразу.
4
Пока не обнулим мы эту фразу,
Не одолеть идеи-фикс столпов,
Подобно иглам рвущих плоть шипов,
И ядом лжи, поящих до экстаза.
Но знаю я: уже иссякла фаза
Гомоцентризма; из его оков,
Геоцентризму равных, тьму веков
Раздробит в крохи дуализм алмазом.
Материя с энергией-идеей
Есть минимум, родящий бытие
Всего, что вкупе - мироздание.
А там, где глупость спорит с ахинеей,
Прогресс тупик заполнил до отказу,
Пройдя глад, мор, изжив чуму, проказу…
5
Пройдя глад, мор, изжив чуму, проказу,
Вражды и войн всесветских череду,
Гомоцентризм воспел свою звезду –
Весь мир её пронзили метастазы.
Простой пример, - гламурные показы
На подиуме "звёзд" таят беду,
"Взвинтив" ряд педофилов, с Катманду,
Сквозь Интернет, до Осло, Каламазу…
Любой процесс имеет два этапа:
Есть экстенсивный – рвётся из пределов,
Есть интенсивный – качества рост в целом.
Прошли мы оба; следуя сатрапам,
Лбом ткнулись в складки потных их плащей,
Дойдя до "Шатлов" от луков и пращей.
6
Дойдя до "Шатлов" от луков и пращей,
Мы до сих пор не знаем суть природы:
Нас до сих пор терзают непогоды,
Как прежде мрём от птиц, мошки, мышей…
Религий много, суть одна - клише,
Что формирует дух и плоть народов,
Но нет на свете больших сумасбродов,
Чем вождь их с адским пламенем в душе.
Знай, форма - содержанья доминант,
Диктующий всем прочим элементам
Сожительства их стиль во все моменты.
У всех народов, стран умел вагант
Погонщиком событий быть, вещей...
Мы не ушли от "возрастных прыщей".
7
Мы не ушли от "возрастных прыщей":
В отрочестве застряв злобно-наивном,
Века подряд терзаемся надрывно
Кровопусканьем войн, как от свищей...
Кто, как не я – скупейший казначей
Диалектического дуализма,
Разбивший лоб о твердь агностицизма,
Народу в завтра связку даст ключей?
Без них, кружась в конической спирали -
С витком любым короче всё пробег -
Бредёт во мрак бездумья человек.
Ну, а потом рассеется в астрале,
Как ядра атомов реликтных газов,
Сипя: "Я - царь природы!" раз за разом.
8
Сипя: "Я – царь природы!", раз за разом
На грабли наступаем неизменно,
Как предки, так и мы – чьё тело бренно,
Душа же исковеркана соблазном.
Я повторю страдающим маразмом,
Что содержанье форму чтит степенно
Лишь до поры. Потом взорвёт мгновенно
Всё целое: момент сродни оргазму.
Нет в мире стопроцентных монолитов -
Есть тождество пустое слепоты,
Природа же не терпит пустоты.
И тем печальней участь эрудитов,
Возложивших игриво на невежд
Тягчайший груз несбыточных надежд.
9
Тягчайший груз несбыточных надежд
О благе вечном за пределом жизни,
Себя не подвергая укоризне,
Сколь с рубежа влачить нам на рубеж?
Жизнь не сложней, чем цирковой манеж;
Готовы люди к ней не лучше слизней:
Царь "плющит" конкурентов всех в отчизне,
В сети патриотических мереж.
И так всегда. Пока нет плебисцита,
Всем через суд диктующего быт,
Нулю подобен каждый индивид.
Мысль практикой диктуя паразитам:
"Коню не место позади телеги",
Лелеют люди в виртуальном беге.
10
Лелеют люди в виртуальном беге
Потенциал любого индивида:
Бесценен он сегодня, как Фемида,
Как жизни опыт в предков обереге.
Тот свет, что видим мы с далёкой Веги
Есть факт давно исшедшего флюида.
Так с пращуров хранимая обида
Потоп таит, как половодье в снеге.
И день от дня всё ширятся потоки
Слёз горьких, крови, желчи и соплей;
Не сдержат их ни ладан, ни елей.
Десятка внятных заповедей строки
По-своему трактуют все стратеги
В самодовольстве, в искушённой неге.
11
В самодовольстве, в искушённой неге
Владельцы поприщ, корпораций, стран
Диктуют образ жизни как тиран:
"Рога – вассалам, в виде привилегий".
Со школы вянут юные побеги,
Вся поросль исковеркана от ран:
Сгубил её, витийствуя, баран,
За пазухой держащий том Карнеги.
Гламур, как форма, сгинул за Дали…
Отвратны все "картонные дурилки":
Вреднее водки, чьё сырьё – опилки.
Тяжёлое похмелье у Земли.
Но веселимся, не смыкая вежд,
Усвоив мысль удобную невежд.
12
Усвоив мысль удобную невежд
О соответствии уму богатства,
Мы путь весь для коррупции, пиратства
Ценнейшими устлали из одежд;
Кидая стыд под алчности кортеж,
Своих инстинктов обнажаем гадство.
Но, опрокинув алтари злорадства,
Мораль пробьёт в гомоцентризме брешь.
Гомоцентризма суть - эгоцентризм,
Их не разлить нам в разные сосуды,
Как с целым часть, предательство с Иудой.
Нам лгут, что государство - механизм…
Глаза открой пошире, друг-повеса, -
Мы за деревьями не видим леса.
13
Мы за деревьями не видим леса
И ценим следствие, а не причину,
Движенье полагая за пружину
Сугубо "матерьяльного" процесса.
Тому альтернативой служит месса
Где славим отвергавшего кручину,
Перпетуум толкнувшего машину,
Слепившего Адама глиномеса.
Идея, брат, всегда энергетична;
С материей, борясь, они активно
Друг друга развивают неизбывно.
Действительность всегда суди критично,
Тогда поймёшь бессмысленность прогресса:
Увы, не Бога чтим, а тешим беса.
14
Увы, не Бога чтим, а тешим беса,
Имея лишь благое намеренье;
А если бы смогли, и оперенье
От ангелов стелили под телеса.
Мы все субъекты Бога как процесса;
Процесс же – двустороннее движенье,
Субстанций двух друг в друга превращенье…
Увы, про то не пишет наша пресса.
Страна и общество, как две руки
Единого, единственного тела:
Они друг другу служат ли умело,
Иль рвут всё тело, напрочь, на куски.
И сгинет, вместе с ними тлея разом,
Обременён тщеславьем, дерзкий разум.
15
Обременён тщеславьем дерзкий разум,
Изрёкший: "Я есть мера всех вещей".
Не вырваться из льстящих нам клещей,
Пока не обнулим мы эту фразу.
Пройдя глад, мор, изжив чуму, проказу,
Дойдя до «Шатлов» от луков и пращей,
Мы не ушли от "возрастных прыщей",
Сипя: "Я царь природы!" раз за разом…
Тягчайший груз несбыточных надежд
Лелеют люди в виртуальном беге,
В самодовольстве, в искушённой неге.
Усвоив мысль удобную невежд,
Мы за деревьями не видим леса,
Увы, не Бога чтим, а тешим беса.
(2009г.)
Свидетельство о публикации №110032201488