К 10-летию сайта стихи. ру
Когда-то на заре человечества в пещере, освещенной бликами затухающего костра, наш далёкий предок царапал на стене сцены охоты. Его соплеменник, подремывая, бормотал что-то несвязное, ритмическое, иногда постукивая по камню обглоданной костью...
Эти перволюди были не самыми удачливыми охотниками (те, другие, более сильные и ловкие, притомившись, давно спали или занимались продолжением рода), а у этих была тонкая душа и им тоже хотелось...и зрелищ, и хлеба, и немножко женщин. Вот они и искали способ хоть как-то самоутвердиться и стать нужными своей стае, так же, как и те – другие.
Прошли годы...
И вот уже по дорогам бредут певцы и поэты, музыканты развлекают публику на площадях, художники расписывают храмы.
Эти люди – профессионалы. Они кормятся своим ремеслом. И часто халтура или неудачно брошенное слово может стоить им жизни. В порядке вещей забросать поэта камнями или гнилыми яйцами. Овсистать, избить артиста или скомороха. Вот вам и приз зрительских симпатий, редакторский отбор, цензура и критика.
Само искусство трансформировалось в более жесткие (классические) формы. В поэзии возникают понятия: размер, рифма, стопа, ну и так далее.
Я бы сказал, что к концу 19 века все виды искусства каким-то образом «закостенели».
Двадцатый век взломал привычные «закостенелые» формы. Русский авангард, импрессионизм, сюрреализм и многое другие...измы, Шестакович, Шнитке, джаз, блюз, Апполинер, Маяковский, Бродский...
Самые смелые экспериментаторы все равно опирались на базовые законы музыки, живописи, стихосложения.
Можно разрушить весь мир до основания и на его обломках построить новый, но нельзя разрушить само основание.
Казимир Малевич пришёл к своему «Черному квадрату» не сразу. Он более 30 лет разрабатывал теорию супрематизма. Писал книги, чертил схемы, работал с цветом и формой. (а ведь есть еще и «Красный квадрат», который его не устроил.) Это, скорее, философия, чем живопись.
Владимир Маяковский громил стих, строфу, форму. Одни его «флейты водосточных труб» стоят многого! Но оставался в рамках. Иначе это была бы не поэзия.
Даже беспредметники следуют определенным канонам и нужно быть грамотным живописцем, музыкантом, литератором, чтобы создать произведение искусства, а не мазню, какофонию или нечленораздельный бред.
Прогресс набирал обороты.
Инженер дал в руки человеку искусства микрофон, усилитель, магнитофон и телекамеру, и, наконец! – компьютер! Искусство пошло в массы. Кажущаяся простота рисования «квадратов» создала иллюзию того, что любая домохозяйка сможет сделать подобное с такой же лёгкостью, с какой она может управлять государством.
Прошло еще совсем немного времени и мы “on line”…
И вот тогда эти «домохозяйки» кинулись в интернет. Именно бытовая неудовлетворенность, неуверенность в собственных силах, усталость развернула тысячи затурканных жизнью людей лицом к мониторам, и они, как за крысоловом, устремились в этот иллюзорный мир, где анонимность и безнаказанность даёт возможность показать себя таким, каким всегда мечталось... И не нужно быть «большим ученым», чтобы понять, кто на самом деле этот крутой парень – косноязычный партиот – взывающий о любви к Родине, но трусливо смывающий все критические замечания, вплоть до ссылок на Гражданский Кодекс собственной страны. Посупок подстать мелкому воришке, вырывающему из Уголовного Кодекса странички с непонравившимися ему статьями.
Или любвеобильная поэтесса, заносящая десятки усомнившихся в её гениальности оппонентов в «черный список» и подтирающая после себя весь флуд на страницах этих усомнившихся...
Массовость, общедоступность, бесконтрольность, безнаказанность, пренебрежение правилами стихосложения, неуважение к грамматике и стилистике языка вернули нас к костру в полутёмной пещере и привели к тому, что наши тексты не что иное, как те же царапины на её стенах. И манеру поведения мы копируем с тех самых её обитателей.
Такое же желание самоутвердиться, любой ценой залезть на вершину рейтинга, создать себе виртуальный образ белого и пушистого, соответствующего нашему представлению об идеале. Мы точно так же собираемся в стаи, пытаясь шумом и криками отпугнуть врага-критика. Точно так же, как у павловских собачек выделялась слюна, когда зажигался свет, у наших «поэтов» наступает стиховыделение при воздействии внешнего раздражителя (пришёл ушёл полюбил бросил зима весна пасха новый год день влюблённых день защитников отечества .) В кинематографе это называлось «комедией положения» - споткнулся, упал мордой в торт – смешно!
Да и цели, преследуемые авторами, далеки от желания создать литературные произведения.
Ну а теперь, собственно, о портале Стихи.ру. За десять лет существования портала в полной мере использована идея, осуществлённая в шестидесятых создателями КВН: дать выплеснуться народному, массовому творчеству, выпустить пар, создать вокруг себя шум и trafic - четверть миллиона авторов! За годы советской власти, годы жестокого отбора и контроля за любой печатной, тиражируемой продукцией, накопился огромный «творческий» потенциал, который и был использован.
Вот уже пару лет все изменения, «улучшения» направлены только на увеличение trafic'а. И ничего, что система правил несовершенна, а Договор ставит автора в зависимое, унизительное положение, и не созданы условия для продвижения настоящего творчества – не страшно! Вот говорят о сайте: «Частный, они что хотят, то и делают - хозяин-барин». Ну и на здоровье! Не стоит забывать о том, что интернет, и сайт Стихи.ру в частности, это только инструмент.
Когда вас не устраивает топор, вы берёте в руки рубанок, не так ли? Если на сайте не созданы условия для продвижения настоящей поэзии, то не удивительно, что сильные авторы покидают сайт (серьёзные критики и издатели все равно сюда уже давно не заходят). А таким авторам нечего бояться – их примут везде!
Не имеет значения, что они чем-то нарушили правила и усилиями мусорщиков вытеснены с сайта. Пусть этого боятся пришедшие сюда общительные бездари – ни один существующий литературный сайт не примет их «творения». Вот уже открыто раздаются призывы: «Оставте сайт таким бездарям, как мы». И не скроет существующего положения дымовая завеса из «Положения об авторских правах», вступление в союз поэтов интернета, празднование Дня Поэзии в доме литераторов... И почему именно в доме литераторов? Почему не в спортзале? Заставили бы авторов побегать в мешках, а победителей бы наградили званиями «суперпоэтов». Ведь именно так работает стихирский «инструментарий».
Видимо, правомерны были пренебрежительные высказывания в адрес сетевой литературы на прошлогоднем Дне Поэзии. Таковы, на мой взгляд, итоги десятилетней деятельности сайта....
А жаль!
(картинка с Главной Страницы сайта)
Свидетельство о публикации №110032201009