Нестор Иванович Махно. Гл 7. Батькины дули
.Штаб отряда был пока что в Гуляйполе,
Отряд быстро в живой силе рос,
Благодаря работе, которую махновцы провели дотоле
Методически, целенаправленно, всерьёз.
Их усилия сейчас приносят результаты -
Вооруженные – вояки многие из них бывалые:
На тачанках и на лошадях сидят крестьянские солдаты,
Их было бы гораздо больше, да жаль оружия пока что мало.
В Гуляйполе Нестор ставит новые задачи:
«Время партизанщины, народных мстителей прошло,
Теперь настало время действовать иначе -
Народными фронтами защищать губернии,
а не отдельное село
Но народный фронт наш будет не на карте линия,
Где указаны названия частей, вооружения, количество людей,
Пунктиры продвижений, ударов стрелки красные и синие,
Чтоб объяснить тупоголовым генералам что на поле деется.
А наша карта - это земля, которая на веки теперь наша,
Наши лесочки и овражки, реки и речушки которые мы знаем,
Где мы пасём свой скот, косим сено, землю пашем
Охотимся и рыбу ловим и коней своих купаем…
Вот она и будет нашей картой, и фронт наш будет не такой -
Не будем мы морить бойцов окопами и постной кашей -
Мы врагов будем ломить и рвать стратегией иной;
Я вижу, что под ними и земля горит, а над ними «череп пляшет"!
Из ночИ. Из утреннего тумана, из полуденного зноя,
В навязанном врагу аду стремительного боя,
Вдруг лёгкие тачанки и всадники лихие появились,
И разгромив врага в ночи, в тумане ,
в мареве степи широкой скрылись?...
Мы не станем защищать себя из своих хат,
Бросая бомбы по врагу из окон собственных и чердаков,
Мы будем в чистом поле из пулемёта их косить и саблями кромсать,
Мы будем их громить из взятых нами - ихних городов?..."
Нестор был поэтом и мечтателем, и он умел на полуфразе объяснить,
И разбудить воображение в живущем на эмоциях народе,
Как надо воевать, чтоб свою землю защитить,
Как надо защищать свою крестьянскую свободу.
На совещанье в Гуляйполе командиров отобрали -
Командующих крупных анархичных сил-
И по решающим участкам разостлали
Откуда разномастный враг особенно грозил.
Штабной отряд Махно… Он в Гуляйполе не сидел,
А вояжировал с боями по восточной Украине,
И не только лёгкие, но и тяжёлые бои имел;
Набираясь опыта военного, напитывая силы.
Так у Синельникова Махновцы с немцами сразились;
Сначала взяли перевес и улучшали положениее…
И сами не заметили, как всё вдруг изменилось
И оказался весь отряд махновцев в плотном окружении?...
В окружении превосходящих сил махновцы защищались.
И не известно, как бы там дела сложились,
Если бы на помощь мелкие, но быстрые отряды не примчались,
Возникнув ,вдруг ,из неоткуда и в тылы немецкие врубились.
Махновцы вырвались из западни и в степи быстро укатили.
Немцы, празднуя викторию, в походные колоны собрались,
Как вдруг! Со всех сторон, из неоткуда, вновь тачанки появились,
И немцы, кто остался жив, сдались.
А в том бою учавствовали тысячные массы войск
Отборных австро-немецких, экспедиционных сил;
Так что можете судить о военных качествах селянства об их геройстве
И особенно о том, каких способностей у них был командир.
Отряд Махно направился к Днепровским островам -
Оружие запрятанное по островам забрать:
Гайдамаки на целую дивизию оружия захоронили там -
Сине-жупанники – когда не захотели против украинцев воевать.
Не далеко от станции Ново-Гупаловка в степи
Махновцы встретили немецких войск два эшелона
И стали переговоры с ними ,как им разойтись вести
К обоюдному согласию тех, кто на тачанках, и кто в погонах
Махновцы предлагали: « вооружение отдайте и катитесь с богом
Лучше если сразу же без остановок до границы»
А немцы возражали: « что для махновцев это будет много»
Поэтому тем и другим пришлось сразиться.
Махновцы на переговорах времени не утеряли даром,
И не успели немцы расчехлить против махновцев пушки,
Как с Ново-Гупаловки набирая скорость под хорошим паром
Их эшелоны стукнули лоб в лоб две старенькие кукушки.
И от удара соскочили с рельс вагоны,
И на них пошли махновцы с криками ура,
И были обезоружены, и выгружены эшелоны
И немчура словно побитые собаки ушли с крестянского двора.
Махно в этом бою, как будто вовсе не имел военных дел,
Так несколько распоряжений дал для этих и для тех -
Сидел в тачанке и величиной с кулак свой дули ел -
Но как дела пошли! В какое дело вылился успех!?...
Оружие с возами под охраной в адрес отослали,
Отряд продолжил путь к днепровским берегам
И не зря, как оказалось, в самом деле там
Винтовок много, много пулемётов,и пушки из воды достали.
Все пушки, пулемёты были в смазке - исправность сохранили;
Патроны и снаряды в ящиках, боеспособными остались,
И махновцы результатами довольны очень были
И многие на радостях,в Днепре, уже холодном, искупались.
И Нестор вспомнил, как он с Марусей-террористкой
С мОста офицерОв в Днипро в прошедшем феврале бросал
И душа ему в который раз шепнула, что дело там было не чистое,
И раков, что наварили мужики в казанках и вёдрах есть не стал.
Около Днепра махновцы сутки простояли:
После работ подводных, чтоб не поболели
У костров обильно самогоном и немецким корном согревались,
Плясали, кто как мог и Таврические песни пели.
И гармошки над Днепром играли и, патефоны дивными мелодиями пели,
И возносилась вольница, словно всполохи костров до неба,
И дУхи предков - Запорожских казаков – на них с Днепра глядели,
И довольны были, что жив казацкий дух, и что горелка пьётся,
и занюхивается хлебом.
Отряд батьки дисциплины настоящей не имел,
Но имел устои Батьки, но не очень строгие -
И в отряде каждый делать, что на ум ему взбредёт не смел,
Ну разве кто нибудь, совсем на голову убогий.
В отрядах позволялось больше чем в запорожских вольностях когда то:
На тачанках самогон был и на закусь сало, брынза, сыр;
Овёс для лошадей и сбижжя разное, и боевой ясыр -
Или взятое, как контрибуция у пана, или у кулака богатого.
Но от имени отряда, лично для себя изъять никто не смел,
Это был, что ни на есть буквально смертный грех,
Горе было всем - любому кто посмел
Попользоваться отрядом для себя – рубали беспощадно всех.
Так два бойца, один из них был другом самого ЩусЯ,
С одной из мельниц взяли контрибуцию в три тысячи рублей,
Зашили себе деньги в шапки, а три дня тому спустя,
У шапок уже не было лихих голов - для прикрытия зимой ушей…
В отряде Батьки не имелось воинских различий или формы,
Там всякий всякого по умениям и по командирству знал,
И подвыпивший махновец это повсеместно было нормой
Скорее трезвый , а не пьющий недоверие у Батьки вызывал
Да и Батько тоже пил не редко гранчаками,
Одним глотком, но крепок головою был и никогда не пропивал ума,
Помнил, кто что говорил и какими именно словами,
И не прокалывался на ,подобных посиделках, сам
А самогон в то время был ядреным от сивушных масел, мутный -
Ну разумеется, что не сравнить по вредности с сегодняшней палёнкой,
И шёл под хрумканье солёных огурцов, хруст квашеной капусты,
И почками никто не маялся, и не болел никто печёнкой.
В двадцатых числах октября, в Киеве опять сменилась власть:
Виниченко и Петлюра надумали на Украине директорию создать -
Народное правительство с социалистическим уклоном
По самым демократическим подходам и канонам.
Махно опять по митингам, ежедневно, по три разА;
На вокзалах, на базарах - где только люди собираются
Раскрывает всем на власть глаза,
И у него не плохо получается.
В Ново-Гупаловке Махно из пулемётов обстреляли
И несколько друзей, что были рядом с Батьком полегло,
И увидев, как забегали махновцы, каратели и посчитали,
Что убит в Ново-Гупаловке ни кто иной, как сам Махно.
И неудержимым было ликование врагов:
Восхваляли офицеров проводивших нападение,
А в Александровских газетах писали вновь и вновь -
Махновцы разбежались, а героев представляют к награжденью.
Махно ответил маршем по именьям, панским и кулацким хуторам,
Конфисковывал тачанки, лошадей и у врагов непримиримых жизни,
Так например именье, ЛЕнца, конфисковано и сожжено до тла,
Это того, которого махновцы предупреждали уже трижды!
Отряд был разделён на две большие половины -
Первая шла впереди и сметала вартовых
Она шла как волна по хуторам и весям, как свинцовая лавина,
Уничтожая скопища отрядов вражьих боевых.
За ними шла вторая половина волною контрибуций и судов,
Волной народного суда и тяжёлой над врагом расправы.
Вторая половина тяжелела от тачанок и возов,
А первая становилась легендарной от военной славы.
И снова степи все, и камыши ,и волчьи норы,
В степи забиты улизнувшими панами,
Бежавшимими от народного восстания с позором
И затаившимися, чтобы переждать народное цунами.
В Лукашево-Образоловско-Рождественском районах
Махновцы прокатились огненным своим катком
И оживали лица у селян, когда с дулею в руке, под черными знамёнами
Узнавали они Батьку своего – живого Нестора Махно.
В Рождественском селе махновцы отдохнуть решили,
Дать отдохнуть коням , отремонтировать тачанки и повозки,
И батьке тут же рождественские селяне доложили
О рождественском попе и о делах его господских.
Как он тайну исповеди нарушая активистов выдавал,
Выспрашивал у бабок глупых о делах мирских
И выдавал карателям - мужей, сынов, соседей их,
А революцию кацапским и жидовским брудом называл.
И агитировал против восстания и против Батьки самого,
На что надеялся христопродавец миром обозлённый?
А судьба и подсекла, как в реке у гребли карася его,
Чтобы зажарить на огне народной воли, раскалённой.
После очных ставок и доказательств по его делам
Батько отдал этого попа на всенародный суд
И обозлённая толпа казнила беспощадно этого попа
На церковной площади руками голыми за несколько минут.
Это был второй священник растерзанный с согласия Махно народом
Первый был в селе Семёновка казнённый за такие же проступки,
Не известно осуждён ли был Махно за это православным богом?... -
В особом неуважении у Нестора Махно были попы и проститутки…
Но после этой казни всенародной попы остепенились
И проповеди их стали религиозно каноническими:
Кесаря они пока отбросили - и только богу и о боговом молились
А значит Нестор богоугодно поощрил религию фактически.
А у Нестора с попами с самого рожденья не сложились отношения,
И божий ли в том промысел , и его немилость?...
А обвинили поп и его овцы не заблудшие младенца в подожжении,
Поповской рясы, что при крещенье Нестора в церкви случилась.
А в общем Нестора под крест церковный не манило,
И на кресты он не крестился, которые вздымались посреди богатых сёл,
И не овечья в нём была, а непонятная самостоятельная сила,
Руководствуясь которой, и только ею ,он по жизни шёл.
Но всё что под луною на земле, то всё от бога
И божий промысел по жизни нас ведёт,
У каждого свой путь духовный и своя кремнистая дорога
И не известно по своей ли воле, или по божьей он по ней идёт!
Свидетельство о публикации №110032101754