Детям о Боге невеяно катехизисом Андрея Кураева

Вот и написал диакон Кураев катехизис для нашего подрастающего поколения. И слова-то ведь всё какие хорошие: «Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей». Но есть и недостатки. Например, упустил он, почему-то, сказать о главном в религиозной идее – о смирении перед властью и Церковью. А ещё считаю, что об истории есть необходимость немного пошире рассказать. Или такой вот ещё недочёт: забывает он отмечать заслуги властей наших по второму Крещению Руси, которое в посткоммунистический период нашей истории началось, возблагодарить их за это. И решил я восполнить все эти недочёты, написал свой катехизис по катехизису Кураева.

– * –

Каждый человек должен когда-то задаться вопросами: кто я? что это за общность, народ, частицей которого и я являюсь? что нас всех объединяет? каковы традиции этого народа? и множество других вопросов, которые задаёт себе человек, входящий в этот мир.

Все мы живём в прекрасной стране, которую в давние времена основали наши предки. Были они тогда язычниками, верили во всяких языческих богов, делали и ставили идолы, молились им, поклонялись. Простой народ верил в овинников и домовых, подношения им приносил, чтобы умилостивить их, защиту испросить от напастей всяких. Но язычество не даёт, не может давать понимания того, что есть истинные ценности.

Андрей Кураев, из его катехизиса: «Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония».

Вожди русского народа (в те времена они назывались князьями) были озабочены тем, чтобы объединить различные княжества в единое государство, способное отражать набеги каких-либо врагов на нашу Святую землю. Князья видели, что в соседних государствах уже давно нет язычества, многообразия всяческих божков. И задумали они тоже, по примеру соседей единобожие на Руси ввести. Тогда это была ещё Киевская Русь.

«Рассказ от Гордея», фрагмент из книги «Одна треть», Виктор Шмаков: «Так вот, для главной-то княжеской власти, оказывается, плохо, когда много богов, чуть ли не у каждого свой. Надо, чтобы один на всех был, чтобы всякая верховная власть как бы от него и шла. Тогда всех прочих князей и людишек всех можно подчинять не столько силой, дружиной своей, сколько помощью божьей. Так-то даже и понадёжнее будет. А тут посланники всякие – из неметчины, из Византии, магометане. Всяк своего бога предлагает. Чуть было магометанского бога не приняли. Володимир-то, князь киевский, как магометанин какой, сразу со многими жёнами жил, не три ли десятка детей с ними нажил. Но отвергли – запрет на бражничество у них прописан. Из прочих остановились на византийском – богатством и роскошью богослужения поражены были».

И вот в 6496 году от сотворения мира, или в 988 году от Рождества Христова, Киевский князь Владимир Святославич принял крещение от присланного из Константинополя духовенства.

А с богами-то, которым и сами князья молились, и все их предки, как теперь поступить следует? Перун был главный из них. Привязали деревянного идола к конскому хвосту, двенадцать мужей его плетьми стегали, приволокли на берег и «вринуша в Днепр».

Андрей Кураев: «Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва. ...Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... ...Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще – о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость».

И вот стала теперь Русь христианской. Но в отличие, например, от христиан-католиков, только мы и есть истинные христиане, хотя и на многие сотни лет позднее христианами стали.

Андрей Кураев: «Слово православие означает это умение правильно славить Бога, то есть молиться».

Стали теперь наши предки для нового своего Бога дома строить – храмы и церкви. Молиться в них стали, просить у Бога «прибавления ума и любви», и чтобы Бог «чаще давал ощутить человеку Свою близость». Простой народ особенно полюбил церковные ритуалы. Священные же книги не читал, и по причине того, что большей частью неграмотным был, да и зачем – отцы их духовные, священники и так им всё, что нужно объясняли и рассказывали.

Андрей Кураев: «Сложность чтения Библии еще и в том, что в древних рукописях не было ни пробелов между словами, ни знаков препинания, ни различий между заглавными и маленькими буквами. Кроме того, древнееврейский текст записывал только согласные буквы. Читатель сам должен догадываться, какие гласные буквы куда надо вставить. Например, в Библии говорится, что у пророка Моисея от лица исходили «крн». Если прочитать «каран» – получится слово лучи, свет. Если вставить другие гласные буквы – получится «керен» – рога. Из-за того, что некоторые читатели ошибочно избрали второй вариант, нередко на картинах Моисей изображается с рогами».

Конечно, мой юный друг, ты можешь сказать, что как же, мол, так: Библию называют «святым писанием» и «духовным учением», а там даже и в таких-то мелочах непонятицы и противоречия. Так, может, мол, там и заповеди все вовсе не так поняты?

Не волнуйся, дружок. Изучением и толкованием Текста занимаются тысячи лет многие тысячи людей. Толкование религиозных текстов – это целое искусство. Есть даже наука такая – герменевтика, или экзегетика. Наука эта о принципах толкования Текста. Уже многое из Святых Писаний богословами изучено и нам растолковано. А теперь вот стараниями новых властей нашей с вами Отчизны, будут введены учёные степени – кандидат и доктор теологических наук. Их стараниями и с Божьей помощью мы ещё всё правильнее будем знать, учёные богословы расскажут нам, как надо понимать и трактовать Библию.

Вы спросите: а что такое теология? Вот как говорит об этом специалист по религии и религиоведению, доктор философских наук, доцент Марианна Шахнович: «Коротко можно сказать, что теология – это учение о Боге, опирающееся на Священное писание (той или иной теистической религии)».

Видите, Библия и в научном мире называется Священным писанием. Это так во истину и есть – Священное писание. Все это начинают осознавать – благодарение за это властям нашим. И вы, отроки, должны любить нашу власть, смиренными пред нею быть.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение», (Послание к римлянам, 13:1-4).

Но вернёмся к нашему разговору о науке теологии, о правильном понимании и толковании Священных Писаний, о разнице, какова есть между людьми воцерковлёнными и светскими.

Андрей Кураев: «И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре».

То есть, не лгать лишь для того, чтобы среди людей лжи стало меньше? Нет, не это для нас с вами главное. А главное в том будет, что для Бога это мы стараемся, чтобы увидел Он, что ты вот взял, и не соврал, хотя и хотел, хоть и нужно тебе зачем-то это было. Вот и будет во славу Богу этот твой хороший поступок – отказ ото лжи, хотя бы и от маленькой. И возрадуется Господь на небесах такому твоему богопочитанию.

Все хорошие дела мы во славу Господа делать должны, и молиться мы Ему должны неустанно. А если кто мешать в этом нам будет, возненавидеть мы того должны, будь то хоть мать ваша, хоть отец. «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником», Евангелие от Луки, 14:26. Если же кто помогать нам будет в этом богоугодном деле, того возлюбим мы, как самого себя.

ВРЕЗКА. Молитву Богу можно хоть по несколько раз в день посылать с помощью SMS (набрать слова «Молитва Богу») по телефону +7-777-40-777-40. Надо только не забывать напомнить родителям о своевременном пополнении счёта у вашего сотового оператора.

========================================

«Основы православной культуры» Андрея Кураева здесь

Вариант «катехизиса» от Виктора Шмакова – это, конечно, шутка, пародия. Но шутка эта невесёлая, грустная. Ведь это с нашего молчаливого согласия будут теперь для детей, для ребёнка, ученика 4-го класса утверждать допустимость по жизни лжи. Лжи взрослыми между собой, властями – народу (а в ответ – от народа властям), взрослыми – детям, да ещё и с провозглашением этой лжи Высшей Истиной. Самое страшное то, что детям с 10 лет будет утверждаться, что Ложь – это Правда. Дело даже не в том, что они все прямо-таки религиозную ложь за правду воспримут. Вряд ли это будет в очень уж массовом количестве. Но вот именно утверждение взрослыми и их учителями допустимости лжи (даже в духовной сфере, что уж говорить о лжи вообще по жизни?) – это и есть самое страшное.

Меня спрашивают: «А как Вы представляете безо лжи преподавание, например, истории?». 1. Такой подход в полемике нелогичен, и некорректен. Вам говорят, что убивать – преступление, а вы в ответ – а как же, например, необходимая самооборона, война? 2. Преподавать историю безо лжи можно. Но если её преподавать по такому же принципу, и в тех же целях, что и вводимое преподавание "Закона божьего", то, конечно, это будет сплошная ложь. 3. В истории много "белых пятен", появившихся в большей степени именно по причинам лжи, подлости, преступлений правителей. Здесь могут быть сложности. Но и в этом нет проблем, если руководствоваться заповедью "не лги", которой, кстати, по вполне объяснимым причинам в Библии нет. ("Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" – это, понятно, несколько иная заповедь.) Не может преподаватель дать точных данных – так и должен сказать, и объяснить, почему здесь пробел в нашей истории. Это полная аналогия с тем, что если наука не может пока сказать всего об эволюции, о Космосе, Вселенной, так это не значит, что пробел в этих знаниях, надо восполнять сказкой, выдуманной тысячи лет назад.

Религия была, есть, и будет. И попы будут вещать свои «истины». Но правильней было бы, если бы поп вообще в общество ничего не вещал. Есть у него храм, церковь, куда приходят те, кому религия нужна – вот и вся твоя аудитория. Но чтобы так было, надо чтобы неверующие в религиозных богов чётче и жёстче ставили вопрос о нераспространении религиозной лжи за пределы церкви. Катехизис Андрея Кураева по которому будут преподавать в школах "Закон Божий" – это нарушение всех мыслимых норм современного общества. Наши власти возвращают наше общество на 100 лет назад.

«Пока нас окружает ложь, на свете возможно всё», Жюль Мишле.


Рецензии
Спасибо, Татьяна, за поздравления!
И вас, как говорится, тем же, и по тому же месту! :))
Спасибо, что не забываете, хорошие вещи мне подкидываете.
Но этот стих уже есть у меня в приложении к электронной версии моей "Одной трети".
Правда, смотрю - в нём есть некоторые доработки, сейчас спишусь с Людмилой, уточню, видимо, придётся заменить текст на новый вариант.
С уважением,


Виктор Шмаков   02.05.2010 19:08     Заявить о нарушении
// Да, народ наш действительно готов верить всему, что исходит из СМИ... //

Так то-то и оно, что СМИ лишь это транслируют.
История-то эта давняя, я про неё несколько десятков лет назад слыхал.
Вот только как это смогли такую мистификацию организовать?

Виктор Шмаков   06.05.2010 21:15   Заявить о нарушении
Конечно мистификация, только там больше "технической" стороны, какой-нибудь "химии", а в случае с Зоей - свидетели и их показания, хотя, понятно, при желании и это можно устроить.
А насчёт схождения благодатного огня, насколько мне известно, так это только православная церковь упрямо упирается, а вообще-то это гласно объявляется, что всего лишь ритуал, нет там никакого чуда.

Виктор Шмаков   07.05.2010 07:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →