Не верю в смерть Елены Шварц

                Елена Шварц, петербургский поэт и прозаик,
                ушла из жизни 11 марта 2010 года.         

Не верю в смерть Елены Шварц. О нет!
Узнав – бросаюсь щупать Интернет,
где в опечатках сайтов самопальных,
как обечайки, выгнуты печальной
восьмеркой, что всего лишь бесконечность,
лежат стихи. В них детская беспечность
рисует линии волнистые: земля-
полоска, океан и небо. Полно.
До косточки обглодана стезя
поэтова, когда не стало полдня,
лишь Серый День… Он нашим был, истаяв,
совсем скелет, но так в объятье смел
и сладостен, что всей Родена статуй
армаде в прах рассыпаться велел.
Так и пришла, поэтово оружье
точимое веками бросив оземь,
доспехи прочь, до жил обглоданная осень,
сказав лишь то, что лишь и было нужно,
и все – о  н е й.
Не смей, не смей,
немой припев,
оплакивать смерть маленькой Елены,
когда стихов ее, истлев,
падут последние пелены.

                12 марта 2010 года
___________________________________________

      Жизнь — это темная прореха,
      И только нитью золотою
      Отмечены души движенья.
      То она прыгает чрез пропасть,
      То прямо в бездну оборвется.

      От всей парчовой, всей багряной
      Судьбы богатой остается
      Висящая во тьме над нами
      Одна изнанка — с золотыми
      Бессмысленными узелками.

                Елена Шварц

Стихи Елены в Инете:
http://magazines.russ.ru/znamia/2001/8/shvarc.html
http://modernpoetry.rema.su/main/shvartz_locia_nochi.html
http://infoart.udm.ru/magazine/nlo/n35/shvarch.htm
http://modernpoetry.rema.su/main/shvartz_na_povorote.html
последних дней стихи:
http://www.newkamera.de/shwarz/escwarz_11.html




Из книги прозы Елены Шварц «Определение в дурную погоду»
       
        Маленькое эссе
       
        ПОЭТИКА ЖИВОГО (allegro moderato)
       
        Прежде всего – стихотворение (любое поэтическое произведение) должно иметь множество смыслов. В Индии (во времена Калидасы) их насчитывали девять. Их может быть и больше, и последние из них уже вне языка, непереводимы и неведомы самому поэту, но если первые два-три верны и глубоки, то такими же будут и остальные. Автору даже не обязательно догадываться о них, но для читателя они, как покрывала Саломеи, спадают один за другим, и все же последние остаются томяще-недостижимы. Чем вдохновеннее поэт, тем глубже тайные смыслы укореняются в бесконечности. Причем, конечно, в поэзии "смыслы" не есть некие рациональные конструкции, а, скорее, музыкально-пластические и разумные образования, кружащиеся вокруг непостижимого ядра, вроде колец Сатурна.
        Из этого следует, что, в сущности, стихотворение подобно живому существу, тоже состоящему из многих частей. (Да оно и есть живое существо. Вообще, "мертвое" или "живое" есть главный эстетический критерий.) Оно живет своей жизнью даже тогда, когда умирает язык, на котором оно создано. Может быть, оно есть некое маленькое божество, не антропоморфичное, как и сам Господь. (Хотя и сказано: "сотворил Бог человека по образу и подобию", но дальше – "чтобы он владычествовал" – только в этом смысле подобного Богу, а никак не внешним видом и устройством.) Стихи подобны живой конструкции, зданию: они обладают внутренним пространством, где можно гулять, можно внутри них бегать, летать или спать.
        Внутренняя форма стихов может быть предельно простой – как вздох (или выдох). Это труднее всего, таких во всей мировой поэзии считанные, потому что это не выдумаешь. Нарочно не изобретешь и ничего не накрутишь. Или – противоположность – сложная барочная форма, венец которой "визьон-приключение" (термин мой). Когда поэт впадает в некое сверхнатуральное состояние, ему является видение, и дальше оно творит само себя, приключается. Поворачивает куда хочет. Это две мои любимые формы, в сущности они близки. Всякое творчество "синэргизм" в смысле сотворчества двух сил – разума и вдохновения (говоря грубо), в этих случаях второе преобладает.
        Они суть посредники между разумом и сверхразумом. Стихотворение как некое орудие, инструмент, с помощью которого добывается знание, не могущее быть обретенным иным путем (там, где логика и философия бессильны). Оно запускается в небеса или куда угодно: под кору дерева, под кожу, и, повинуясь уже не воле своего создателя, а собственной внутренней логике и музыке, прихотливо впиваясь в предмет изучения, добывает образ.
        Образ часто непонятен автору. Когда-то я сочинила стихотворение "Зверь-цветок", о человеке расцветающем, из которого вдруг выросли разные цветы. И только недавно меня осенило, что это есть образ расцветающего жезла Ааронова (который в ковчеге расцвел миндалем) – и знак избранничества.
        И поскольку стихотворение живо, постольку оно вибрирует. Это выражается не только в звучании, в игре ритмов, в их перебивах, но, скорее, в столкновении предметов или существ, упомянутых в них, в смысловом контрапункте. Например, в стихотворении О. Мандельштама "Щегол" возникает напряжение при столкновении невольно домысливаемых воронежских степных пространств, вертикали дерева и двух энергетийных точек – глаза щегла и глаза поэта, вибрация их переглядывания. "До чего ты человековит" – мог бы сказать и щегол (в ответ на: "до чего ты щегловит" поэта). Все стихотворение напролет щегол сидит, всматриваясь в человека, человек стоит, всматриваясь в птичий глаз, – и вдруг – в самом конце: "в обе стороны он смотрит – в обе, не посмотрит – улетел" (в обе стороны – в два мира) – вдруг вспархивает, трепет крыльев.
        Где есть борьба смыслов, там и столкновение звука. Поэзия есть способ достичь нематериального (духовного) средствами полуматериальными. Во что одето стихотворение, сразу видно, из какой семьи, на какие средства, так в стихотворении Тютчева (моем любимом) "Вот иду я вдоль большой дороги" в начале стихотворения, когда еще тлеет надежда в ответ на вопрос: "видишь ли меня" – преобладают "д", к концу оглушающиеся в "т" – преткновение, безнадежность. Все это стихотворение слабая надежда и – увы! – отчаянье. Этими "т" дан скрытый и безнадежный ответ. Такие простые стихи вообще самые томящие и загадочные.
        И все же для меня предпочтительнее сложная и ломаемая, перебивчатая музыка стихов (похожая на музыку начала века, но не впадающая в звуковой распад совсем новейшей). Западная поэзия не смогла найти такую и тупо и покорно, как овца, побрела на бойню верлибра (плохой прозы). Другая крайность – искусственный классицизм. Мое предпочтение – грань между гармонией и додекафонией. Я мечтала найти такой ритм, чтобы он менялся с каждым изменением хода мысли, с каждым новым чувством или ощущением.
        Чем сильнее собственная музыка поэзии, тем меньше она годится для пения. Поэзия отделилась не только от распева внешнего, но и от внешней религии. Она сама в себе и музыка и вера. Поэтическая индивидуальность оставляет свой след в каждом слоге, слове, строчке, это как национальность или возраст.
        Когда-то Пиндар уснул на горе Геликон, родной Музам, и превратился в улей, изо рта его вылетели пчелы. Проснувшись, он стал сочинять стихи. Когда я проснусь, стихи разлетятся, как пчелы, кто куда, гудя и играя, и вполне заменят меня.
       
        1996
        Санкт-Петербург


Рецензии
Галина! А я очень хорошо помню Елену Шварц.
Её и Виктора Кривулина. Вот так мне запомнились они- люди неотсюда, не из этого времени.
Спасибо за публикацию!
Нашла еще ссылку http://www.newkamera.de/shwarz/escwarz_11.html

С уважением.

Елена Ительсон   18.05.2011 22:24     Заявить о нарушении
Лена, даже не смею говорить спасибо за ссылку на предсмертные стихи Елены. Мне страшно их читать, я только пролетела, комок к горлу. Потом.
Это был такой поэт и такой человек, нездешний, да...
Как и Виктор Кривулин, на могилу которого я часто хожу, она на Смоленском, возле моего дома. Когда умер В.К., его кошка (он был страшным кошатником) недею кричала, как ребенок.
Они оба были, хоть и "славными авторами", но практически изгоями в отнивелированной плоской среде поэтических тусовок позднего Петербурга.
Эх, что говорить! Бог забирает себе лучших.
Вот я сегодня предалась эгоистическим мрачным мыслям, с которыми часто нет сил бороться, насильно заставила себя включить комп-р, и эта ваша ссылка, как зов и приказ: не сдаваться, хоть ради их памяти. В них жила сама несгибаемость поэзии.
Я плачу.
Публикатора этих стихов я видела на вечере памяти в музее Достоевского, и тогда еще подумала - если есть справедливость в этой несправедливой смерти, то она в том, что у ее одра служил он...

Галина Докса   18.05.2011 23:08   Заявить о нарушении
Галина! Погодите сдаваться! Мы еще не о всех написали.
Страшно, что стихи и впрямь почти перед Смертью написанные.
Галина! А вот про В.Кривулина и меня вот что расскажу (не тайна, но мистика).
Много лет назад позвал меня С.Г.Стратановский на свой вечер в одну из Библиотек.
(С.Г.Стратановский-в 90-е -единственный, кто взялся отрецензировать мои стихи. Для меня же самой.Я была вне лит.процесса)
И вот пришла я в эту Библиотеку.И был очень сильный Вечер стихов (я почти никуда не хожу, но туда пошла).Зима. Я хромая. С палкой. Почти не ходящая.
Вечер окончился.И я потеряла шапку(символ).И искали мы ее вместе с В.Кривулиным.
Он ведь там тоже был.
И нашли страшную шапку.
И тогда -оба хромые -сели в лифт.
Я понимаю, что это вовсе не воспоминания. Но...
Символы. Шапка. Потерянная. И наши 2 хромоты.
Я была страшно застенчива. И потому молчала, пока мы ехали в лифте(это было не в РНБ, не в БАН).
На улице было многоснежье, как этой зимой.
Я ехала и думала- вот эти люди живут в стране Поэзии.Туда я определила и С.Г.Стратановского.
А в стране Поэзии - вечное солнце
-------------------------------------------------
Галина! Я нашла много ссылок о Е.Шварц.
----------------------------------------------
Времена меняются. Люди дуреют в вакууме. И сейчас смогут оценить Поэзию Е.Шварц.
С уважением.


Елена Ительсон   18.05.2011 23:47   Заявить о нарушении
Галина! В прошлом году я написала вот этот стих.
Не только об Е.Шварц.
Ставлю ссылку.
http://www.stihi.ru/2011/01/03/7210

С уважением.

Елена Ительсон   19.05.2011 07:03   Заявить о нарушении
Лена, спасибо. Воспинание ваше о В.К. очень личное, но много говорит о нем, как о человеке. Человек сверхординарный. Я не была знакома лично, но бывала на вечерах, говорила, слышала его чтение... Страновский - эпоха, знаю его поэзию плохо, опоздала к ней, немного не моего плана.
Елену Шварц не забудут, и очень хорошо, что поэзии ее все больше в Интернете. У нее остались молодын друзья, чтобы жить и помнить.
Стихи ваши обязательно почитаю вечером, сейчас никак....

Галина Докса   19.05.2011 12:18   Заявить о нарушении
за опечатки простите, с утра руки деревянные...

Галина Докса   19.05.2011 12:30   Заявить о нарушении
Галина! Здравствуйте! Опечатки в примечаниях не исправляются.
У меня вопрос: Сделать ли обзор материалов о Е.Шварц?
А эссе я пишу о С.Стратановском. Уже пишу. С зимы.
Когда Вы мне помогли в моём несчастье.
Спасибо!

Елена Ительсон   19.05.2011 12:44   Заявить о нарушении
Лена, ну как я могу тут советовать. Если есть силы, вдохновение для этого - конечно, надо писать....

Галина Докса   19.05.2011 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.