по бабушкиным воспоминаниям

На юру ветряк веселый спорил с ветром – кто кого.
На помол съезжались села под гармошку – с ветерком.
От церквушки зимовенской до белянских родников
пахло пасочкой воскресной и молитвенным бим-бом.
Но  полезли из-за леса  грозовые пластуны.
Утро ухнуло обрезом и война  во полстраны
входит кожаной гражданкой с красным бантиком  во лбу,
с трехлинейкой и нагайкой, со стеной ОГПУ.
Дух такой революцьонный, что ни хаты с краю нет.
Вмиг –  покрытые соломой,  загибаются в огне.
Без разбору – стар ли, млад ли – стройся в стадные ряды.
У расстрельной у команды ни денька на передых.
Яр за яром, лог за логом, слой за слоем – до краев.
Добивать голодомором  веселей, пустивши кровь.
Треск ружейно-револьверный неохотно поутих.
(Надо же кому-то зверя накормить и напоить..)
Там, где правилось злодейство, где царил бесовский лик,
из крапив месили тесто, из полов хлеба пекли.
Мамо, хлібця, їсти, мамо  –  молят детские глаза.
Мать из младшенького Вани наварила холодца.
 - Їжте, дітоньки, уволю. Це вам Боженька послав.
(Не знайшла і щіпки солі, хоч обігла півсела.)
Попоїли? то й лягайте, помолітесь на Творця.
Ти ходи зі мною, Галю,  до сараю... по дровця.
- Йой! скорій дивіться, мамо! -  то ж Іванкові штанці!
А чому вони криваві?.. мамо, що у вас в руці?..
Ангелами станут в небе в райских пагодах витать.
Умирать голодной смертью не притерпятся и там.
А по вымершей деревне душегубицу ведут
два детины здоровенных с красным бантиком во лбу.
Тех и этих божья птичка отпевает в бурьянах.
Это всё моя отчизна, это Родина моя.


Рецензии
Здравствуй, тезка! Прочитал - и оказался в непростой и неоднозначной ситуации. Здесь больше от репортажа или истрической справки,чем от стихов. Не потому, что слаба поэтическая составляющая. А потому, что наповал разит голый факт. Автор решил очень непростую задачу: написал безупречное изложение голого факта традиционным для поэзии языком. За этим стоит тонкость, огромное чувство такта и мастерское владение словом. Я думаю,мало кому, даже из талантливых поэтов, под силу достойно провести подобный эксперимент. Автору это удалось. Текст ценный и нужный в рамках культуры в целом. Но если рассматривать его в более узкой рамке поэзии и судить по правилам поэзии, то это удар ниже пояса. При этом я отдаю себе отчет в том, что, например, Маяковский тоже в свое время бил ниже пояса. А в результате, с его тяжелой ноги, изменились правила на ринге.

Юрий Пахомов   02.12.2010 15:25     Заявить о нарушении
Да, эту "историческую справку, репортаж" можно было, конечно, и не облекать в некую поэтическую форму, а просто прозой попробовать передать ощущение послевкусия после услышанного. А слышал я эту историю будучи совсем юным, и вот только по прошествии многих лет стал всё чаще рифмовать кое что, что никак не покидает мою память...
Не считаю, что этот текст представляет какую-либо художественную иже культурную ценность. Но также считаю, что никаких правил поэзии нет и быть не может, потому что эта дама свободная, страстная и своенравная и каких-либо правил, рамок, границ и прочих ограничений не признает и не приемлет.
Сердечно благодарю Вас за отзыв!

Будет время и желание, приглашаю Вас почитать еще одну из моих вещей, но уже по воспоминаниям моей мамы и в прозе:)

http://www.stihi.ru/2004/02/02-93

Чигринов Юрий   02.12.2010 20:04   Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий. Зашел, прочитал. Как я и предполагал, в прозе такие страшные эпизоды воспринимаются "как должное" и не озадачивают спорными моментами формы. Теперь, право, не знаю, что правильнее. То ли подвергать осмыслению и размышлению все без разбора. То ли есть моменты, в которые приличнее просто отдаться факту и не заниматься посторонними делами.

Юрий Пахомов   15.12.2010 11:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.