Корикова П. Н. Родословная. 1 часть

               
              Родословная - от земли деревни  Кориковой, составленная  и прожитая моей деревней и моими предками, посвященная их памяти.
Составила и прожила Корикова  П.Н., 2009 год.               
                Предисловие
 
Это рассказ о том, что происходило в те далекие времена 16, 17, 18, 19 веках в нашем крае, как жили крестьяне деревни Кориковой. Он повествует данные факты, взятые из различных источников, документов, рассказов очевидцев,  а также воспоминания мои личные. Автор, потомок тех предков, которые прожили эту жизнь во время крепостного права, революции, гражданской и отечественной войны. А также о жизни деревни после военное время. И как нам детям войны, приходилось жить, работать и учиться в те тяжелые времена. Мы были, лишены  детства, свою радость  жизни находили, в работе, в общении с природой и со всем укладом жизни, которая была в те времена. От нее веяло спокойствием, добротой окружающих, и какой-то самостоятельностью в своих действиях. Работала с 6 лет с родителями, в основном на лошадях. Чувствовала, что это кому-то нужно, что я помогаю своей семье, вместе со старшими сестрами. Жили впроголодь, но было нам спокойно и весело. Могли, в свободное время, от работы и поиграть, побегать,  купаться,  покататься, с Сарапьеновой горы, на салазках. Сходить к взрослой молодежи на вечерки, смотреть, как они танцуют кадриль.
Но также успевали, и читать книги. Моя первая книга в начальных классах была В. Бианки «Рики тики тави», а позднее  мне запомнилась книга «Стожары» автора не помню, мы все зачитывались этой книгой. Там говорилось, о жизни деревни во время Великой отечественной войны, о школьниках живущих и работающих в деревне, в те времена. Но почему-то ее потом запретили и не стали давать ее  нам читать.
 Этот рассказ я посвящаю памяти предкам деревни Кориковой и их потомкам.
               
 
                Глава 1
             История возникновения деревни Кориковой.

 Основателем деревни  Корюковой, был переселенец  Корюков Степан в период с 1623 по 1698 год, по старому исчислению 7131 лета. (Сведения взятые, со слов Злыгостева Николая Григорьевича  в Российском,   Государственном архиве города Москвы). Первопроходцами были крестьяне, прибывшие из северорусских волостей Великого Устюга, Тотьмы, Двинского уезда.
  А вот, что упоминается в сметных списках Сибирского приказа 1678 года. В списках, в которых  имеются сведения, о первых поселенцах в Куларовскую волость, здесь и упоминается имя сына Корюкова. «… живет в деревне  Напушнятке своим двором, владеет землей, по доступной подъячего Ивана Мишагина, у него братья: Мишка 15 лет, Ивашко 13 лет, Афонька 7лет…». ( Сведенья взяты из книги  П.П. Семеновым – Тян-Шанским, 1т. 150,151, 153).               
  А 1698 году деревня стала называться Кориковой, это было записано в Метрической книге записей Тобольского государственного архива.
 Из материала из средневекового исторического источника Востока и Запада, это  книга  «Путешествия царства Сибирского», говорилось. «По указу великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича самодержца Российского,  был отправлен в путешествия  Николай Спафарий, лета 7183 в 3-й день. Текст воспроизведен по изданию книги: «Путешествия чрез Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая, русского посланника Николая Спафария в 1675 году».               
  Вот некоторые выдержки  из записей, его путешествия по реке Иртыш.                «…Поехали во 2-й день на трех дощаниках рекой Иртыш из Тоболска в вечерни в неделю. И приехали в татарские юрты Кускун, от Тоболска 5 верст, и в той деревне ночевали для того, что ожидали служилых людей, покамест те собирались из Тобольска. А поехали из той деревни маия в 3-й день в 4-м часу дня чрез Арезайский волок  и  Тоболска до Демьянского ямы. Ехали на лодках, до юрт Аремзянских гребцы были Тоболские, а  в юртах Аремзянских переменяются и гребут уже Аремзянские татары…».
 Дальше идет описание  деревней и расстояния, между ними.
 Правый берег:
- деревня Реткина, русская, от Тобольска 7 верст;
- деревня Смирни, русская, от деревни Реткино верста;
- деревня Ильина, русская от деревни Смирни 2 версты;
 Левый берег:
- одна русская Осипа Никифорова;
-  другая  Ескалбинская, татарская  расположена на Ескалбинском острове на реке Иртыш от Тоболска 10 верст;
- деревня Корикова, русская от деревни Ескалбинской 2 версты;
- деревня Монастырская, русская, от деревни Кориковой полверсты;
- деревня Беломоя, русская, от деревни Монастырской верста;
- деревня Плеханова, русская, от деревни Беломой с четверть версты или меньше.
 - погост Кугаевской 2 деревни русские в полуверсте, а называют их Кугаевскими ж.
 - деревня Егонская, русская, от погоста 2 версты (правый берег), а напротив той деревни на другой стороне юрт Абызов …».                Список деревней и юрт реки Иртыша, продолжен и по реке Оби. Дальше идет описание описания  исследования экспедицией  реки Иртыш и Оби с  ее притоками.                Выдержки из раздела книги, « В описании славные реки Иртыша».             « …Река Иртыш у древних и нынешних греческих и латинских земнописателей неведомо есть, для того, что вершина ее истечения из Камени и степью чрез непроходимых мест, где они и слухом не слыхали, какие реки есть, и какие люди живут…».  «…озеро Кизылбаш ходу 9 дней возле реки Иртыша. И сквозь то озеро прошла река Иртыш и не мешается с озером и опять за озеро течет своим течением. А в том озере вода пресная, зеленая, и рыбы много и зверей. А в нем, есть зверь некоторый незнакомый, который ловит лебедей и гусей и иныя  птицы, будто крокодил; и мошно бы и крокодилом бытии, только нихто не ведает; а калмыцки языком именуют то озеро Кизылбаш, и в давних годах близ того озера плыли из Тоболска и сыскали слюду, однакожде была худа и для того промыслу не учинили…».
 «… Река Иртыш имя руское не имеет, для того что Иртыш именуется  по татарски, а не по руски; и не токмо Иртыш не имеет имя руское, но и Тобол, и Тура, и иныя сибирские реки именуются и от руских людей тем именем, которым именовались прежде взятия Сибири от иноземцев – от татар или остяков…».                «… А город Тобольск построен на Иртыше на высоком месте, на яру, и место зело красивое, и множество церквей божьих, и  дворов, и людей живут в верхнем городе; а также под горой посад великий, в котором живут множество русских людей и татар …». Так в первоисточниках написано о наших деревнях, по реке Иртыш и о городе Тобольске.

                Глава П.

 Появление деревни относится к 16 и началу 17 века. Деревня  Корикова, которая располагалась на левом берегу Иртыша, в 20 километрах от города  Тобольска и входила в Кугаевскую волость. В деревне Кориковой  числилось: в 1869 году,  33 двора, проживало 194 жителя; в 1904 году, 55 дворов, проживало 321 житель; в 1912 году, 60 дворов и 348 жителей.                В деревне действовали, школа грамотности и часовня  во имя Петра и Павла, которая находилась на берегу Иртыша, на месте бани Федора Тимофеевича, напротив усадьбы Голошубина Ивана Платоновича. Кроме того, здесь находились усадьбы, Громовых, Марьи Клубы. Деревня наша в то время относилась к крупному населенному пункту. Все эти дома, которые находились на берегу, свалило в реку, вследствие подмыва берега  Иртыша, сохранилась только усадьба многодетного Федора Тимофеевича.                В Кугаевскую волость, кроме Кориковой,  входили следующие близлежащие деревни: Беломоина, Гришегор, Голошубина (Шамай), Кугаево, Редикорова, Семейкина, Атаманова, Брянцева, Костерина, Чернятка, Абызова и др.
 Моя бабушка Авдотья и мой дедушка Спиридон (даты рождения неизвестны), по линии мамы Александры Спиридоновны Кориковой жили в те времена в деревне Кориковой. Жили, богато имели свои угодья, покосы, лесные массивы, свой песок по берегу реки Иртыша  вплоть до Демьянской ямы. Сдавали в аренду эти места за определенную плату. Нанимали рабочую силу (батраков). Имели свою  рыболовецкую бригаду, торговали рыбой. Одно из озер Заболотья было зарыблено белой рыбой (нельмой). Содержали табун лошадей, стадо коров и др. мелкую живность. Жили большой, дружной семьей в пятистенном доме, было 5 дочерей и 3 сына. Моих теток было две Александры и две Настасьи. Проживали они и после Великой Октябрьской революции, Великой отечественной войны и после военное время.
 Мои тети и дяди и их дети:
- Корикова  Федосья Спиридоновна была старшая дочь в 1930 году выслана  на Север и в 1932 году там и погибла, у нее остались дети Андрей и Шура. 
- Корикова Настасья Спиридоновна проживала в деревне Защитиной, ее дети Настя, Вася, Таисия;
- Корикова Анастасия Спиридоновна, проживала в городе Тобольске, ее дети:  Гриша, Александра, Нина;
- Корикова Александра Спиридоновна моя мама, проживала в деревне Кориковой ее дети:  Алексей, Нина от первого брака и от второго брака Зина, Анна, Рая,  Полина;
- Корикова Александра Спиридоновна, проживала в деревне Редькино ее дети:  Ефрем, Елизавета, Михаил, Надежда, Анна;
- Кориков Николай Спиридонович, проживал деревне Овсянниково его дети: Андриан, Ефросинья, Нина, Костя, Ксения;
- Кориков Семен Спиридонович проживал в деревне Трениной их дети: Евдокия, Нина, Николай;
- Кориков Яков Спиридонович проживал в деревне Ломаево их дети: Александра, Таисия, Анна, Поля;
Составление родословной  затруднено, так как многие родственники потеряли связи между собой и находятся в неизвестности и есть то, они неподдерживают  между  собой связи, видно  такое уж  наступило  время.
 А моя бабушка Авдотья и мой дедушка Спиридон, для них были родителями. Бабушку и дедушку убили, когда они ехали на двух лошадях на свадьбу на Яр (это район деревни Ушаровой), между Гришегором и деревне Новоселовой. Там в лесу на них напали, ограбили и убили, забрав лошадей, скрылись. Это было во время царствования царя Николая П. Бабушку Авдотью и деда Спиридона похоронили на Кугаевском погосте, сейчас  Кугаевский погост, так же как и церковь рождества Христова, построенная в Кугаево 1798 году, заброшенная. Хотя эта церковь была очень популярная в те времена, жители близ лежащих деревень, в религиозные праздники, под колокольный звон съезжались сюда со всех деревень, в том числе и из деревни Кориковой на церковную службу.
 Дедушкой и бабушкой был построен в деревне  новый большой дом, но не успели, переехать в него он у них сгорел, это было в летнее время. Причиной пожара стал уголь, который выпал, из печки, а рядом лежала стружка, она и послужила причиной пожара. Лето, в этом году было очень   жаркое, кроме того, в  это время, 12 июня 1900 года в лесу, в окрестностях деревни Кориковой, был большой пожар горел лес и торфяники.    
 Третий новый дом, построенный ими же, сейчас стоит, в деревне Кориковой в нем последнее время проживала дочь Александры Спиридоновны и Николая Андреевича, т.е. моя сестра - Навильникова Зинаида Николаевна и ее муж Навильников Роман Егорович, с их детьми Александром и Алексеем
.
                Глава Ш

 Земли, в деревне Кориковой, для жителей не хватало. Деревня была, большая. В связи с нехваткой земли, приходилось, населению часто вступать в конфликты с соседями. Так как с одной стороны река Иртыш, а с другой стороны непроходимые болота, которые не давали расширить угодья. Часто были наводнения, паводковые воды и население затопляемых деревень Беломоина, Кугаево, Редикорова и др. Пригоняли свой скот на наши пастбища. Даже кладбище, в войну 1941 году, при большом наводнении было затоплено. При затоплении Кориковского кладбища, покойников население затопляемых деревень, в этот период, привозили хоронить в Корикову. Хоронили на временном кладбище, на Увале у речки Черной, за бывшей свинофермой, в последнее время, там находилось фермерское хозяйство. А сейчас это место позабыто и позаброшено.
Также, население нашей деревни занимали угодья за рекой, в районе деревни Весниной (по старому она называлась Ильиной). Ежегодно люди выезжали, во время лета, на Низовские покосы (это район деревень Костерина, Брянцево и юрт Абызовских).  Кроме того, при нехватке земли жители деревни захватывали и другие земли.
 Так  возник конфликт из-за деревни Дубрава, после исчезновения ее, между деревней Кориковой  и Эскалбинскими юртами.
    Эскалбинские татары во главе с Абдрахманом Абдразаковым и Розиевым Камалетдином, просили Городскую управу отдать им эти земли на вечное пользование. В защиту нашей деревни Кориковой  выступал представитель деревни Кориков Семен Иванович. Семен Иванович Кориков, со слов сестры Анны, сидел в тюрьме с Михаилом Калиным, Всесоюзным старостой.
 На разрешение этого конфликта землепользование землей был послан топограф, в документе говорилось; «Открытый лист на 1910 года № 4850, выдан из Тобольского губернаторского управления,  где говорилось: «направляется топограф низшего оклада Тобольского отряда  Хруцкой, оказать ему  помощь обывательской и земской подводой, для межевания деревень данной местности…». В результате  граница между Кориковой и Эскалбинскими юртами стал Черный колок
.
                Глава 1У

Со слов родителей, папе было 19 лет, а маме было 26, она старше папы на 7 лет, они помнили и рассказывали  о восстании 1918 году в Тобольской каторжной тюрьме, а также о Западно-Сибирском восстании или кулацком - эсеровском мятеже 31 января 1921 года.  Часть узников и участников восстания сбежали и прятались в лесах, ночевали в банях,возможно от них и пострадали моя бабушка Авдотья и дедушка Спиридон. Часто нас пугали таким выражением вот придет «банный» и вас заберет.                Они также рассказывала о Колчаке, как войска, шли через нашу деревню. Со слов мамы,  они силой отбирали у жителей деревенские подводы и заставляли их до определенного населенного пункта сопровождать, если кто сопротивлялся, они убивали. Жители деревни их очень боялись, так они продвигались на север. А затем за ними шли войска РККА (революционного комитета красной Армии). Когда Колчак стал отступать, то обратно они бежали уже отбирали лошадей и не возвращали. При отступлении был бой на поскотине и там же был зарыт при отступлении пулемет Колчака. Рассказывала, случай, как забежал в дом «красный большевик,  обвешанный бомбами (гранатами), прося, подводу для преследования Колчака, со слов мамы  они были, добрее и не грозили расстрелом …».    
 В апреле 1921 месяце вышло Постановление правительства, объявлен НЭП (новая экономическая политика), тогда продразверстка была заменена продналогом – твердым заданием. Выполнив, продналог крестьяне могли продавать остатки на рынке. Крестьянам стало легче жить, кто честно работал, те окрепли и стали богаче и превратились в класс, названный кулаками.
 Отсюда созрело, решение ускоренными темпами, стали создавать колхозы. Советская власть установилась в деревне  в период 1919-1920 годах, после Октябрьской революции.
 В период коллективизации, крестьяне деревни Кориковой вступали в колхоз неохотно, особенно те, кто имел материальную основу и жил как говориться зажиточно.
 В 1926 году, на собрании бедноты деревни, в протоколе № 9 от 4 апреля по 3 ноября в колхоз вступило  152 человека.
 Членами собрания были избраны:
- Кориков Петр Алексеевич;
- Кориков Семен Иванович.
 Колхоз стал называться «Новая жизнь», Овсянниковского сельского совета, Уральской области.
 30 января 1930 года вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б), которое утвердило мероприятия по ликвидации хозяйств в районе и сплошную коллективизация. И в январе, в самые холода, начали раскулачивать и остальное население. В Постановления сказано всех кулаков разделили на три категории:
- первая, не просто богатые, а наиболее авторитетные, способные на сопротивление предписывалось ликвидировать, т.е. расстрелять, остальных отправить в лагерь;
- вторая, самая массовая, те кто хорошо работал и жил зажиточно, У них должны были все имущество конфисковать, а хозяев вместе с семьями выслать в отдаленные северные районы страны;
- Третья категория – крестьяне, которые не были богатые, но жили в достатке и не проявляли активности. Их предполагалось выселять не на Север, а за пределы колхоза в этом же районе. 
 В 1932 году  Кориковой,Овсянниковского  с/ совета, Уральской области, сельского совета были раскулачены многодетные колхозники, которые жили, согласно данным архива, своим трудом, и являлись в семье единственным трудоспособным. К ним можно отнести:
Голошубина Ивана Платоновича и его жена Екатерину и их детей: Алексея, Августы, Анны, Клавы, Марии, Александра, Тамары, Михаила. Он считался кулаком, батрачкой у них работала 5 лет Анна Александровна Корикова. Сначала нянькой, кухаркой и прачкой. Зимой возила дрова из лесу. За лето 1923 года она получила 4 пуда ржаной муки. (Северянин,1924,№37, С.З.). 
 Корикова Ефима Алексеевича, с 1888 года рождения, жена Зинаида Ивановна, 1887 года рождения, их дети: Аграфена Ефимовна, с 1910 года, Анатолий Ефимович 1924 года, Иван Ефимович 1925 года рождения, Раиса Ефимовна 1928 года, Евгения Ефимовна, Виктор Ефимович. Вся семья проживала в деревне Кориковой, колхоза «Новая жизнь».
 В семье было 5 едоков, трудоспособных один.
 Сельская налоговая комиссия, по индивидуальному обложению данного хозяйства от 27 марта 1933года, в протоколе    заседания комитета бедноты сельского совета, признала, что он относится к разряду кулаков и  вынесли решение. В документах было сказано:
Слушали: дело о выявлении кулацких хозяйств, для обложения с/хозяйственным налогом за 1932 год.
 И постановили: хозяйство Кориковым Е.А. нажито на источники доходов от торговли 1924 году в скрытой форме. Он имел срочных батраков, и  жил на доходы от торговли:
- обложить сельскохозяйственным налогом в индивидуальном порядке за 1932 год;
- конфисковать имущество;
- вычистить из колхоза.
 Руководили комиссией: член городской управы Н.Беломоин,  председатель с /совета Кориков Петр Васильевич, председатель колхоза Голошубин Афанасий Алексеевич и  член колхоза Кориков Илья Яковлевич.
 Имущество было все изъято: к ним относились предметы обихода, домашняя утварь, скот, зерно, картофель и т.д. на сумму 2004 рубля.
 Затем они  обжаловали  и в карточке учета заявлений и жалоб от 21 июня 1933 года написано. За  не подтверждением  материала, дело прекратить.
 Мало того рок преследования семьи на этом не окончен, по неизвестным причинам Ефим Алексеевич 22 ноября 1937 года был арестован и приговорен Омским УНКВД 5 декабря 1937 года к высшей мере наказания и расстрелян на территории Тобольской тюрьмы 14 декабря 1937 года. Место захоронения в городе Тобольске. Реабелитирован,4 января 1958 года. Вот такая судьба простого крестьянина, который жил и кормил своим трудом свою многодетную семью.
 Такая же судьба выпала и на бедного, многодетного, неграмотного колхозника Корикова Дмитрия Алексеевича родился 1887 году в деревне Кориковой, Тобольского района. Арестован он 24 ноября 1937 года, причиной стало одна фраза, которая и явилось причиной ареста. Во время уборки  урожая капусты на колхозном поле, загороди, так называлось поле, где работала бригада овощеводов. Он, срубая кочаны капусты «сказал это я рублю головы коммунистам…». Кто то донес об этом власти и он был арестован.
 Приговорен он, тройкой Омского УНКВД 5 декабря 1937 года к высшей мере наказания, расстрелян на территории Тобольской тюрьмы 14 декабря 1937 года. Место захоронения город Тобольск. У него остались братья Иван Алексеевич (большой) 1915 года, Иван Алексеевич (малый) 1918 года, и дочь Анна Алексеевна.
 Его дети:
- Корикова Прасковья Дмитриевна 1926 года;
- Кориков Петр Дмитриевич 1929 года;
 Точно также было сфабриковано дело Корикова Федора Кирилловича под № 68, с 1881 года, родился в деревне Кориковой, Овсянниковский с/ совет, Уральской области, и его жены Кориковой Марии Васильевны 1882 года рождения.
 Протокол составлен 24 марта 1933 года  сельской налоговой комиссией, в нем говорилось, представление материала собрания актива подтвердить и как хозяйство кулака обложить сельскохозяйственным налогом за 1932 год в индивидуальном порядке. Установить 100% нормы дохода. 
 Постановление: районной налоговой комиссии от 26 марта 1933 года.
 С материалом актива бедноты и решением СНК (сельской налоговой комиссии) ознакомлены и вынесли решение
 Кориков Ф.К. в 1926-1927-1928 годах, занимался торговлей рыбой, мукой и др. товарами. Держал срочных батраков до 1929 года.  В данный момент живет на источники, ранее приобретенные нетрудовых доходов;
- обложить 100% налогом
- конфисковать имущество;
- вычистить из колхоза.
 Имущество их конфисковали. Представителями комиссии Тобольского района, Уральской области в нее входили:
-  Н. Беломоин представитель районной управы;
- Кориков Петр Васильевич, председатель с/совета;
- Кориков Николай Иванович, член колхоза;
- Кориков Кузьма Алексеевич, член колхоза.
 Имущество все было конфисковано, 24 марта 1933 года: скот, предметы ухода, зерновые, овощи, земельные угодья  и т.д.
 Хотя их сын Кориков Василий Федорович, 1908 рождения, служил в рядах РККА (революционного комитета Красной Армии), воинская часть в/ч, п/я №36.
Затем в карточке учета заявлений и жалоб от 21 июня 1933 года, при обжаловании  истцом, вынесено решение: индивидуальное обложение с Корикова Ф.К. - снять. Кроме их сына Василия у них были дети:
-Мария Кирилловна;
- Виктор Кириллович (погиб);
- Александр Кириллович;
-  Александра Кирилловна.
 Так своим Постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) от 30января 1930 года и И.В.Сталин нанесли удар по крестьянину в деревне.
               
                Глава. У

 В те годы в деревне появились спецпереселенцы, которые были сосланы из других мест. Одним из них был Пустовалов Иван Александрович, 1912 года рождения. Его поселили у Татьяны Тихоновны, дом которой стоял в конце деревни. В колхозе он стал, работать шорником шил, хомуты, шлеи, узды и ремонтировал старую сбрую. Для колхозников по заказу шил сапоги из выделанных  шкур крупного рогатого скота, свиней (хром). Биографические данные его не известны. В деревне его деревенские  жители называли его Иван Пустовет, он носил длинную меховую шубу (борчатку) любил выпить. И после ссылки он уехал из деревни, дальнейшая судьба неизвестна.   
 Переселенцы Смирнова Евдокия Ивановна и Смирнов Селиверст бакенщик жили на берегу Иртыша в казенном домике. После смерти мужа, она стала жить у Брянцевой Зои Степановны, 1921 года рождения  и Брянцева Степана  Ильича, 1918 года рождения, работала  няней, и помогала воспитывать  их детей. Судьба ее интересна тем, что после войны, примерно в 1945 – 1946 году  в июне месяце она ушла в лес за вениками или грибами и заблудилась в лесу. А нашли ее, только через 53 дня, охотники на Овсянниковских  зыбунах, где она сделала уже третий шалаш (с ее слов), где медведь уже сделал тропу вокруг шалаша. Когда ее привезли в деревню, в это время была, жатва жали рожь. Вся деревня сбежалась смотреть ее, она была очень истощена, ее охотники несли ее на носилках,  через все болота. А прожила она после этого еще  до 80 лет. А также было много переселенцев из нашего района, которых выслали в нашу деревню.
   Одновременно по реке Иртыш на баржах везли людей - переселенцев речным транспортом, так появились временные деревни по одной, и по две семьи, которые вскоре исчезли: это деревни, Дубрава, Монастырская, Плеханова, Чернятка и другие. Их высаживали на берегу и заставляли самим строиться, чтоб успеть до морозов люди возводили жилье. За ними следили надзорные органы  Тобольской  управы.
 По рассказам моих родителей отца Николая Андреевича и мамы Кориковой Александры Спиридоновны, людей везли также мимо деревни на повозках, обозы были большие. В зимнее время полураздетых, голодных, но останавливаться не разрешали в деревне, проезжали мимо. Мама, и другие жители деревни выходили к грунту (тракт) бросали им в повозки хлеб кто, что мог иногда охранники разрешали остановиться, но не выходить из повозки, тогда  жители их кормили и сами  плакали.
 Мои родители отец Кориков Николай Андреевич 1900 года рождения и моя мать Корикова Александра Спиридоновна 1893 года рождения, она родилась в деревне Тренино  (по историческим записям эта деревня  называлась деревней Осипа Никифорова).
 Во время войны и после ее, в нашей деревне было две бригады и конный двор, тоже был разделен на две бригады. В одной половине лошади одной первой бригады, улицы Питерской. В другой половине лошади второй бригады, улицы Вершины. А еще была улица Комлина, это берег Иртыша.
  Со слов сестры Анны первый комбайн пришел в деревню перед войной в 1939 году, она в это время работала, помощником воспитателя в садике ей было 13 лет, а моя мама воспитателем. Узнав, что пришел комбайн убирать хлеб, все бросили работу и  прибежали смотреть, как работает комбайн, а дети бежали за комбайном и радовались. До этого хлеб убирали конной косилкой и жаткой, а также и серпом. Снопы возили на ток (гумно), а там обмолачивали молотилкой. В это время сестру Зину отправили учиться в Соколовку на комбайнера.
Мой отец был не грамотный, по документам государственного архива умел расписываться, это сказано в книге учета колхозников. В ней на 1 декабря 1949 года написано, что он работает рыбаком, жена Александра Спиридоновна  рядовая колхозница, неграмотная. Дочь Корикова Полинария  Николаевна учиться во втором классе. В хозяйстве имеется одна корова и теленок. Остальные дети живут самостоятельно, т.е. отдельно от семьи своим хозяйством.               
 Помню мой отец, вместе с Федором Кирилловичем Кориковым  рыбачили на реке Иртыш, а в зимний период на озерах Заболотья. Федор Кириллович и Андрей Кириллович (мой дедушка) родные братья. Мой отец приходился племянником Федору Кирилловичу. Кроме того, у папы были три брата и одна сестра:
 - Кориков Михаил Андреевич, был узником концлагеря в Германии. Был избит там шомполами, эти глубокие шрамы остались на нем на всю его жизнь. Вернулся в деревню, а затем переехал жить в город Тобольск, стал работать в Доме отдыха баянистом.
- Кориков Григорий Андреевич;
- Кориков  Петр Андреевич;               
- Корюкова Прасковья Андреевна 1923 года, образование 7 классов, работала счетным работником, проживала в г. Тобольске.
  У мамы Александры Спиридоновны это был второй брак. А первый брак был с Кориковым  Федором Ефремовичем, который погиб в гражданскую войну в 1914 году, у него была сестра Парасковья Ефремовна, и их  дяди Алексей Никифорович, Родион Никифорович.

                Глава. У
 
      Период жизни деревни после Великой Отечественной Войны.

 При установлении Советской власти,  наша деревня,  стала относиться  к Овсяниковскому  сельскому Совету. А в те  последние годы, примерно 1952 году, ее снова отнесли  к Кугаевскому с/совету. В 1953 года умер, И.В.Сталин колхоз стал, назывался именем члена правительства Кагановича.  Председателем колхоза был в то время Богданов Николай Иванович, а  его жена Вера Николаевна, была нашим классным руководителем в школе. В это время  нас школьников, перевели в Кугаевскую среднюю школу, а наши старшеклассники, стали учиться в Овсянниково.
 В это время с войны стали возвращаться фронтовики. Мой отец  Кориков Николай Андреевич, вернулся в июне 1945 года. По возвращению на другой день сразу же приступил к работе в колхозе. С начало он работал на полевых работах, а затем его назначили, рыбаком ему было 45 лет. Он работал под руководством своего дяди Федора Кирилловича, которому в это время было 64 года. Отца моего назначили башлыком в рыболовецкую бригаду, это значит держать невод вовремя сплава (стоять на пяти). Завозили большой невод и от Черного колка, захватывали реку неводом и подтягивали его к берегу у деревни, а папа должен сдерживать его пятой приспособлением из дерева и отступать, приближаясь к деревне. Это была большая физическая работа. Затем добытую рыбу сажали в большой садок, большой ящик, который стоял в реке, после эту рыбу колхоз увозил в деревню Тренино сдавать на продажу или выполнять план сдачи. В обеденный перерыв на берегу варили уху из рыбы, в большом котле (колтошиха) по пол язя на человека. А мы деревенские дети, был голод,  бежали к берегу с блюдами и ложками. Если после оставалась уха нас кормили, а не которые рыбаки свой обед отдавали  домой семье.
 Возвратился с фронта Кориков Александр Дмитриевич, жена его тетка Любава, жили рядом с нами, помню, были очень хорошие люди честные и трудолюбивые люди. Его назначили работать на ток машинистом, через его руки проходил весь колхозный хлеб,  можно  было видеть его на току день и ночь в любую погоду. Это оживленное место было в деревне Кориковой, туда же в свое свободное время крестьяне шли помогать колхозу во время уборки урожая.
 Кладовщиком в деревне была  Корикова Мария Федоровна, она выдавала хлеб на трудодни и вела учет материальных ценностей  колхоза. У нее была мама (или свекровь), бабка Аграфена. Звали мы все  ее «крапивушка» она всегда на реку ходила с пучком крапивы, чтобы выгнать нас малышей из воды, увидев, ее на горе мы выскакивали, из реки хватали белье и бежали кто куда. Она была всегда наблюдателем за нами в деревне, когда деревня пустела во время уборки урожая или  во время сенокоса. Она ходила за водой на реку всегда босиком, до самого ледостава, чтоб зачерпнуть воду ведрами из реки.
  В период войны появился в деревне племенной жеребец Морозко серый в яблоках очень высокий и красивый. Как он появился, я не знаю, со слов старожилов, его якобы  сослали из Москвы (или прятали в Сибири). Одновременно был выслан мальчик Толя Толстиков, его поселили в бедняцкой семье на краю деревни у Татьяны Тихоновной, у которой были сыновья Миша и Иван. Он якобы был сыном генерала Толстикова, об этом мы узнали, когда за ним приехали родственники из Москвы. Но Толи уже не было, он умер, так как у него был туберкулез легких в открытой форме. Как сейчас помню, он ходил до самого снега босиком, зиму сидел дома. Мама часто отправляла меня с продуктами  хлебом, картошкой отнести им еды. Потом ему жители отдали обувь, он  носил то, что отдавали одновременно на его ногах можно увидеть сапог и ботинок. В период войны брали  лошадей на фронт и часто их прятали в лесу, в том числе и Морозко. Зина мне давала возможность, иногда, съездить на нем на водопой, на реку Иртыш.               
Мой отец Кориков Николай Андреевич был из бедняков. А мама была из богатых семью, их семью  раскулачили и сослали. Мама вышла замуж на него, чтоб ее  не выслали в ссылку. 
  Период жизни деревни Кориковой  после Великой Отечественной войны,
 Резко изменилась жизнь деревни после смерти И.В.Сталина. В  этот день 1953 года, по радио пришло сообщение о смерти Сталина. Я в это время была в классе, ждали начало урока. Но вдруг пришла Вера Николаевна, наш классный  руководитель, заплаканная и сообщила о смерти И.В.Сталина.
 Продолжение  рассказа во второй части.

 Примечание над  рассказом работала автор Корикова Полинария Николаевна.
 В подготовке материала помогали мои дети:
Кориков В.В. и Русанова  Н.В.
 Рассказы очевидцев: моей сестры Редикульцевой А.Н., а также Редикульцевой Р.Е. и  Корикова И.В., г. Тобольск, Тюменской области, 2010 год.
 
 


Рецензии
А теперь душегуба называют эффективным менеджером. 104 000 000 загубленных жизней за период правления ульянова-джугашвили.

Сергей Сорокас   04.08.2015 18:47     Заявить о нарушении
Хоть как его не называпй сущность его не меняется.

Вячеслав Кориков   06.08.2015 10:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.