П. Бажов. Великий Полоз. Часть 7
Рождение Вольги столь чудесное, как и его зачатие (но мы помним, что речь идёт о змеях, как о тотемных существах):
А и на небе просветил светлый месяц,
А в Киеве родился могучий богатырь,
Как бы молодой Волх Всеславович:
Подрожала сыра земля,
Стряслося славное царство Индейское,
А и синее море сколыбалося
Для ради рождения богатырского
Молода Волха Всеславьвича;
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.
А и будет Волх в полтора часа,
Волх говорит, как гром гремит:
"А и гой еси, сударыня матушка,
Молода Марфа Васильевна!
А не пеленай во пелену червчатую,
А не поясай во поесья шёлковые,-
пеленай меня, матушка,
В крепки латы булатные,
А на буйну голову клади злат щелом,
По праву руку - палицу,
А и тяжку палицу свинцовую,
А весом та палица в триста пуд".
А и будет Волх семи годов,
Отддавала матушка его грамоте учиться,
А грамота Волху в наук пошла;
Посадила его уж пером писать,
Письмо ему в наук пошло,
А и будет Волх десяти годов,
Втапоры поучился Волх ко премудростям:
А и первой мудрости учился
Обёртываться ясным соколом;
А и другой-то мудрости учился он, Волх,
Обёртываться серым волком;
А и третьей мудрости-то учился Волх
Обёртываться гнедым туром - золотые рога...
(Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым, СПб, 2000, с. 73)
Существенными здесь являются несколько моментов.
Это упоминание Индейского царства. Случайно это или нет? Я думаю, что здесь содержится аспект смутных воспоминаний о стародавней гиперборейской эпохе, когда племена ариев двигались и соприкасались с другими племенами. Но есть и такая точка зрения, раньше у русских было было распространено слово "инде", что значило там, вдалеке. И конец своего царства они и называли так, потом это слово перешло на Индию.
Ещё один момент. Русский героический эпос всегда подчёркивает значение МАТЕРИ, об отце говорится или вскользь или очень СКУПО.
Этот факт был отмечен ещё в 19 веке, и усмотрели в этом отголосок матриархальных отношений. То есть происхождение этих былин имеет очень далёкие корни.
Вы помните, что при матриархате был характерен групповой брак.
Возьмите сказки о Белоснежке и семи гномах или о Мёртвой царевне - здесь есть явный намёк на групповой брак,
И ТОЛЬКО ПОЯВЛЕНИЕ ПРЕКРАСНОГО ПРИНЦА СИМВОЛИЗИРУЕТ ПЕРЕХОД К МОНОГАМНОМУ БРАКУ.
М. Ланг отмечает сходство сюжета рождения о Вольге со сказаниями ацтеков, в частности, о боге войны Уицилопочтли (Коробко Н.И. Сказания об урочищах Оврученского уезда и былины о Вольге Святославиче, Известия отделения русского языка и словестности, 1908, т.13 кн.1 с 292-328).
Мать будущего бога - Коатликукуэ забеременела от "оперённого волана". За этот грех её решили убить, но будущий бог предотвратил убийство матери, родился чудесным образом в полном вооружении и к моменту появления убийц расправился с ними.
ОБЩИЙ СЮЖЕТ РАЗВИТИЯ И ЗАЧАТИЯ, РОЖДЕНИЯ ГОВОРИТ ОБ ОБЩЕМ ИСТОЧНИКЕ СЮЖЕТОВ ПОДОБНОГО РОДА.
Сходные сюжеты о боге Виракоче, девушке Мариятте в "Колывале" и т.д.
ГЛАВНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ БЫЛИН ЯВЛЯЕТСЯ ОБОРОТНИЧЕСТВО ГЕРОЕВ.
Они меняют облик и превращаются и в животное, и в рыбу и в птицу. Помните, символ Христа - две рыбы?
Но если взглянуть на превращения сквозь буддийские воззрения то:
АВАТОР ВОЛЬГИ ПРОЧИТЫВАЕТСЯ, КАК ПЕРЕРОЖДЕНИЕ ДУШИ, ОБЛАЧЁННОЙ В ТОТЕМНУЮ ОБОЛОЧКУ.
Отсюда следует, что буддийские основоположения коренятся в доиндоевропейском и индоевропейских мировозрениях.
Буддийская философия во многом восприняла предшествующие представления.
Царевич ШАКЬЯМУНИ В СВОИХ ПРОШЛЫХ ПЕРЕРОЖДЕНИЯХ, ДО ТОГО КАК СТАТЬ БУДДОЙ, НЕСКОЛЬКО
РАЗ СТАНОВИЛСЯ НАГОМ,
С НАГАМИ СВЯЗАН И ДРУГОЙ БУДДИЙСКИЙ АПОСТОЛ - НАГАРДЖУН,
чья жизнь относится ко 2-4 векам новой эры. Согласно традиции он жил вначале в Индии, затем ушёл в Гималаи. Он воспринял не только мудрость нагов, но и получил один из
ГЛАВНЫХ ТЕКСТОВ БУДДИЙСКОГО КАНОНА - АЛМАЗНУЮ СУТРУ, КОТОРУЮ ДАЛ НА ХРАНЕНИЕ НАГАМ САМ БУДДА.
Само имя пророка значит "ЗМЕЙ-ДЕРЕВО".
А какая параллель с Бажовым, спросите Вы. В древнетибетском трактате "Жизнь Нагарджуны" рассказыается о пропаже двух мальчиков под землёй. Под землёй царь пригласил к ним учителей и один согласился учиться, он стал нагом и получил прозвище - Нагарджуна.
Схожий сюжет в рассказе Бажова "Две ящерки", подробностей тут, конечно больше, в общем расписана райская жизнь. Но властвует там женщина - Хозяйка Медной горы и выпускает прищельца она всегда за бескорыстие, и условие одно выдвигает - НЕ ОБОРЧИВАТЬСЯ НАЗАД. Аид, кстати, Орфею выставил тоже это условие.
Также в "саге об Инглендах" описывается превращение бога Одина.
В далёком прошлом превращения занимали важное значение в жизни людей, в настояще время они почти сошли на нет.
НО ОНИ ЕСТЬ!
ЭТО НООСФЕРНЫЙ ЭФФЕКТ.
О физическом перемещении тела речи нет. Оно всегда остаётся на месте.
ПУТЕШЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ДУША ИЛИ СОЗНАНИЕ, "РАСТВОРЯЮЩЕЕСЯ" НА КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ В
ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ И ЧЕРПАЮЩЕЕ ИЗ НООСФЕРЫ ИНФОРМАЦИЮ, ДОСТУПНУЮ ТОЛЬКО В
КРИТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ.
Это распространяется на человеческую душу (психею) - структуру локального порядка, то есть привязанную к конкретному индивиду, но подчиняющуюся общим закономерностям.
После смерти человека она покидает тело и 9 дней пребывает вблизи него, продолжая жить полусамостоятельной жизнью, а через 40 дней
СЛИВАЕТСЯ С ОБЩИМ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫМ ПОЛЕМ ВСЕЛЕННОЙ.
В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ НООСФЕРА ОТЧАСТИ И ЕСТЬ ТОТ ФЕНОМЕН, ЧТО В РЕЛИГИИ, ФИЛОСОФИИ И
БОГОСЛОВИИ ПРИНЯТО ИМЕНОВАТЬ ДУХОМ - БЕЗЛИЧНОСТНЫМ НАЧАЛОМ, ОХВАТЫВАЮЩИМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
СОЦИУМ ВО ВСЕХ ЕГО АНТРОПНЫХ, ПСИХИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ АСПЕКТАХ.
С ним непосредственно соотносятся, подпитываются наполняются индивидуальные души людей, покидающие их через 40 дней и навсегда сливающищиеся с энергоинформационным полем.
НООСФЕРА ПРИВЯЗАНА К ОПРЕДЕЛЁННЫМ ПЛАНЕТАРНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ.
НО В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ИМЕЕТСЯ НЕКОТОРАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, РАЗЛИТАЯ ПО ВСЕЙ БЕСКОНЕЧНОЙ
ВСЕЛЕННОЙ И ПОКА ИМЕНУЕМАЯ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫМ ПОЛЕМ, А В ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ -
МИРОВОЙ ДУШИ.
Вот такие параллели сказов и мировых событий.
Свидетельство о публикации №110031101006
Обратив внимание читателя на древние верования в перевоплощение, автор, в отличие от упомянутой первой линии повествования, подкреплённой ссылками и именами, начинает линию «ноосферного эффекта». Исчезают признаки исследования и вырываются на простор страницы собственные представления об «энергоинформационном поле» - от единичной структуры – человека, до Вселенной. Остаётся за кадром Бажов и его литературные образы, «Повесть о Петре и Февронии», учение Будды и параллели между индийскими и индейскими воззрениями. Зато появляются термины наших дней без чёткого их определения:
энергоинформационное поле как «некоторая физическая реальность», ноосфера – «отчасти Дух», 9 и 40 дней после смерти, некие «критические состояния», в которых можно черпать информацию из ноосферы. Однако, термины – поле, информация, критическое состояния и др. - возникли в наши дни. Их связь с неолитическими верованиями и воззрениями, отраженными в эпосах и сказах, - это тема для отделного серьёзного исследования. В концовке данного эссе места для анализа этой связи явно не хватило.
С уважением
Сергей
:))
Сергей Таллако 12.03.2010 23:54 Заявить о нарушении
Спасибо , Ваши замечания очень ценны.
Чувалова Татьяна 13.03.2010 07:35 Заявить о нарушении
Больше говорить на эту тему не стану.
С уважением.
Сергей
Сергей Таллако 14.03.2010 08:27 Заявить о нарушении
С весенним настроением.
Чувалова Татьяна 14.03.2010 08:36 Заявить о нарушении
:)))
Сергей Таллако 20.03.2010 03:20 Заявить о нарушении
Чувалова Татьяна 20.03.2010 17:43 Заявить о нарушении