Некоторые принципы нормальной литературы

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ НОРМАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В этом альбоме изложено всё, что является основой для болтовни в клубе САМОСУД (http://vkontakte.ru/club11706160). Данный материал постоянно пополняется и уточняется учредителями клуба и доступен для обсуждения.


 
§ 1
Длинно – не значит хорошо.

§ 2
Коротко – уже лучше, но не обязательно хорошо.

§ 3
Рифма бывает разная.

§ 4
Без рифмы не всегда лучше.

§ 5
Должен быть смысл.

§ 6
И ещё раз.
Должен быть смысл.
Не банальный, не тривиальный,
не расхожий, не стереотипный,
не примитивный, не надуманный,
не из пальца высосанный.

§ 7
Хорошо бы, чтобы было открытие.

§ 8
Хорошо бы, чтобы было искренне.

§ 9
Хорошо бы, чтобы была история,
реальные факты, детали, персонажи, подробности.

§ 10
Главное – чтобы были образы,
личностное отношение автора.

§ 11
Художник – творец образов.

§ 12
Субъективизм – неотъемлемая составляющая авторства.
Идиотизм – неадекватный субъективизм.
Объективность – симптом гениальности.

§ 13
Возможность прочитать сочинение вслух
свидетельствует о его состоятельности.

§ 14
Ритм – это внутреннее напряжение.

§ 15
Размер – это внешняя форма.

§ 16
Четверостишия, пятистишия, сонет, перекрёстная рифма,
очерёдная рифма, расположение слов на странице
и мн., мн. др. –
это личное дело автора, но это помогает восприятию,
это помогает выявить внешнюю и внутреннюю форму
и даже смысл.

§ 17
Существуют законы восприятия, они же – законы композиции.

§ 18
Существуют жанры.
Басня, ода, эпиграмма, поэма, роман, эссе, зарисовка
и мн., мн. др. – это жанры.
Они формируются углом зрения автора на мир,
его восприятием, выражают природу
внутреннего конфликта произведения.

§ 19
Внутренний конфликт произведения –
это изначальная мотивация автора.
Это не может быть не остро, скучно,
неамбициозно.

§ 20
Подлинным творческим мотивом является
трагичность, неразрешимость
(внутренний конфликт).
Несчастная любовь таковым не является.

§ 21
Ещё раз.
Несчастная любовь не является
подлинным творческим мотивом.

§ 22
Стремление показаться умнее,
блеснуть эрудицией, нагромождение сложных форм
и способов выражения, перегрузка в согласованиях,
рифмах, звукописи – также неприятны, как и при
непосредственном общении людей.
Существует очень мало ситуаций, где б это было уместно.
Простота, прямота и естественность – выигрышнее.
Всё хорошо к месту и времени.

§ 23
Живая речь – она и есть живая.

§ 24
За строчками должен возникать живой, настоящий автор,
даже если он мистификатор.
Признаки живого нормального человека –
ощущения, эмоции, сомнения, боль, радость, юмор,
мысли, мировоззрение.

§ 25
Понятие «лирический герой»
тоже подпадает под определение
живого, нормального человека.
Клинические случаи рассматриваются
в особых учреждениях специалистами.

§ 26
Способность к юмору, иронии, самоиронии
– самый важный способ
поддержания психического здоровья.

§ 27
Как и любое нормальное человеческое общение
немыслимо без юмора, так и литература.
В жизни мы шутим гораздо чаще, чем это замечаем,
ещё больше шутят над нами,
чего мы не замечаем почти вовсе,
но почему-то наедине со своим творением
авторы хранят строгую ханжескую невинность серьёза.

§ 28
Искусство бесполезно.

§ 29
Ещё раз.
Искусство бесполезно.
Тот кто начинает творить, рассчитывая принести
кому-то пользу – по меньшей мере зануда, в худшем случае –
«спаситель человечества», каковыми мнили себя все известные тираны.
Изначально у искусства смысл был в развлечении.
Потом в самоутверждении и обогащении (за счёт продажи и известности).
Потом в сексуальности (у популярного художника больше поклонниц,
больше выбор). Потом в комфорте (чтобы было красиво для глаз, слуха и тела).
Потом появился религиозный смысл («красота спасёт мир»,
«человечество движется к духовному совершенству»).
Потом – медицинский (катарсис, аутотренинг, терапия красотой, творчеством).
Но у всех этих теорий есть гораздо более практические,
рациональные варианты решения проблем.

§ 30
Чрезмерная, навязчивая эксплуатация
каких-то мотивов, состояний,
ощущений, образов, слов, ритмов,
рифм, как и любая эксплуатация
– неприемлема.

§ 31
Депрессивность – хуже уравновешенности.
Но оптимизм хуже пессимизма
Восторженность и фанатизм хуже всего.

§ 32
Впадание в крайности свидетельствует об ограниченности.
Гармония – это и есть нормально.

§ 33
Стилизация – это плохо.

§ 34
Литературной целью автора может быть
выработка своего языка, своего способа, своей формы.
Это подразумевает и техническую оснащённость
и развитость мироощущения, мировоззрения,
масштаб личности.

§ 35
Содержание, темы и идеи не придумываются.
И уж, конечно, не приходят «извне», «свыше».
Они создаются, а ещё лучше, проживаются.
Инструменты творчества – богатое воображение,
ясное сознание, внятное мировоззрение,
острая мотивация, владение технологией,
задор и кураж.

§ 36
Вдохновение от оргазма мало отличается,
но лучше их не путать…

§ 37
Искренне – не значит «плакать в жилетку».

§ 38
Свобода художника – это не отсутствие
авторитетов, умений, образования –
это ощущение творческой потенции.

§ 39
Воображение отличается от фантазии
сознательным отбором.

§ 40
Талант – это масштаб личности.

§ 41
Продуктивность – ничего не значит.

§ 42
Работоспособность – значит почти всё.

§ 43
Результат – единственный критерий творчества.

§ 44
Если сказать стихами труднее, то зачем говорить стихами?

§ 45
Если можешь не писать – то зачем писать?
(ударения правомерны в любом варианте)

§ 46
Жизнь в литературе и жизнь литератора
– могут и не совпадать.
Но тогда зачем?

§ 47
Стихи девушкам нравятся.
Но это ни на что не влияет.

§ 48
Мужчины стихи не любят.
Но это ещё никого не останавливало.

§ 49
Надо твёрдо отдавать себе отчёт в том, зачем.

§ 50
Следует различать образ, символ, знак.
Знак – это обозначение одного через другое.
Символ – это перенос свойств одного на другое.
Образ – это личностное отношение художника
к понятию, событию, предмету, человеку.

§ 51
Человек является тем, чем он занимается.

§ 52
Профессия – это то, чем ты зарабатываешь деньги.

§ 53
Также как существуют такие понятия как
«трезвый ум», «ясность сознания»,
так и «здоровый цинизм»
имеет место быть.

§ 54
Ненормативная лексика, является
неотъемлемой частью творческого процесса.
Это не правило. Это наблюдение.

§ 55
Читатель остаётся с вашим произведением
один на один.
Не страшно?
Хочется что-то подсказать,
объяснить, в чём-то оправдаться?
Раньше думать надо было!

§ 56
Некоторые фразы, рифмы, даже слова
приходится ждать годами.
Это нормально.

§ 57
«ещё раз говорю – нельзя объять необъятное»

§ 58
Нравится – не нравится –
так говорят домохозяйки.
Люди с претензией знают почему, из-за чего, как и т. д.
Т. е. законы и формулы.

§ 59
Художника судят по его законам.

§ 60
Талантливый чудак-мудак – это про гениев

§ 61
Безграмотность -  противна.


§ 62
Вкус - способность человека к различению,
пониманию и оценке.

§ 63
Амбиции – горючее, но не двигатель.

§ 64
Слог – непрофессиональное, но общеупотребительное
понятие для  обобщённой характеристики
размера, рифмы, ритма.
Обычно используется с эпитетами –
«хороший», «лёгкий», «тяжёлый» и др.
Иногда считается,  достаточно одно его наличие.

§ 65
Когда всё возможно
выразить при помощи слов на бумаге
это называется литература.

§ 66
Не говори Бог, пока не перепрыгнешь.

§ 67
Люди разные, а жить-то надо.

§ 68
Сколько дней в году, столько и ночей.

§ 69
Не ищи на солнце пятна.

§ 70
Не во главе, а в голове.

§ 71
Слово не воробей – всё равно в лес смотрит.

§ 72
Творчество – акт познания.
Духовный.

§ 73
Одно из самых главных качеств,
отличающих человека от животного
– потребность в познании.
Реализуется эта потребность
физически (материально) или
на уровне сознания (духовно).
Способы духовного познания
определяют основные виды
духовной деятельности человека.
Религия – способ познания – вера.
Наука – анализ.
Культура – творчество.

§ 74
Литература отличается от других видов искусства
средствами выражения.
В данном случае –
это запечатлённое
(на бумаге, в рукописи, в книге, на сайте)
слово.

§ 75
Искусство – это высшая степень мастерства
в каком-либо виде деятельности.
Искусство в смысле продукта культуры –
это Художественное искусство.

§ 76
Нравственная чистоплотность и гигиена разума
– неплохое подспорье творчеству.

§ 77
Никого не слушать и прислушиваться ко всем –
вполне закономерное авторское противоречие.

§ 78
Развитие творческой личности возникает тогда,
когда не просто есть на кого равняться,
а когда хочется превзойти,
когда не просто не хочется кому-то подражать,
но когда это стыдно.

§ 79
Творец – первый и последний судья своему творчеству.
Вопрос в справедливости, беспристрастности этого суда
и в сторону суровости,
и в сторону снисходительности к себе.

§ 80
Смерть автора как художника
начинается с признания
чьего-либо непререкаемого авторитета.
Имеется в виду
не моральный, не интеллектуальный, не исторический
– а творческий авторитет.

§ 81
На ошибках учатся, но растут на победах.

§ 82
Храбрость и смелость конечно хороши, но
оправданы только при наличии осмысленного замысла.
Трусость автора не имеет никаких оправданий.

§ 83
Поэтом можешь ты не быть…

§ 84
Рифма есть - ума не надо.

§ 85
Искусство - битва идей, а не людей.

§ 86
Творец - вне закона, законы только в аду.

§ 87
Я не Лермонтов, не Пушкин,
Я проклятый рефлексушкин.

§ 88
Уход от конфликта - это жизнь.
Искусство - обострение конфликта.

§ 89
Если ты автор, то что для тебя творчество?
Терапия? Тогда ты доктор.
Улучшение человеческой природы?
Тогда ты  педагог, пророк. Изучение, исследование? Тогда ты учёный.
Политическая или нравственная трибуна? Тогда ты революционер, священник.
Стенографирование, фиксация жизни? Тогда ты летописец, хроникёр.
Вера в силу и значимость накопления духовных ценностей и опыта? Тогда ты идеалист, романтик.
Развлечение себя или других? Тогда ты артист, клоун. 
Рефлексия? Тогда ты неудачник.
Попытка эгоистического воздействия на чувства и сознание других? Тогда ты тиран.
Игра разума? Тогда ты зануда и циник.

§ 90
Поэзия - это лучшие слова в лучшем порядке.

§ 91
Поэзия - это абсолютный уровень языка.

§ 92
Язык - волшебство.
Посредством слов, набора звуков, букв, знаков мы передаем огромное количество информации, глубокие чувства, сложные образы, пробуждаем воспоминания, мечты, эмоции, побуждаем к действию, ласке, агрессии, взываем к совести, вызываем сочувствие или жалость, обижаем, поддерживаем. Изменяем реальность.
Литература, как совершеннейшая и при том независимая и универсальная форма языка, как самодостаточная форма культуры – самостоятельно и целенаправленно реализует все эти функции, в отличии от повседневного языка, который спонтанен, часто случаен, зависим от носителя, слушателя и контекста, литература, раз созданная автором, в дальнейшем существует сама по себе.
Великое волшебство литературы - в её цели, способах и средствах ее существования и осуществления.
Поэтому автор - в полном смысле слова - волшебник.

§ 93
Если язык - это то главное, что отличает человека от животных, то поэзия, как самая сложная, точная, ясная форма языка - самая высшая форма человеческой деятельности, соответственно поэт - совершеннейшее существо.

§ 94
Личность - это сложное психологическое,  социальное и цивилизационное явление, обладающее признаками, свойствами и качествами новой, отдельной, другой цивилизации.

§ 95
Идеал может случиться с каждым.

§ 96
Где носки, там и трусы.

§ 97
Если ты не пишешь - ты не существуешь.

§ 98
Если говорить о мистике, религии, их роли в культуре.
Тут такое соображение.
Память людей, их мысли о тебе, о твоих поступках, делах,
твоём творчестве – это и есть в некотором смысле
жизнь вечная.
Своей жизнью, делами, творчеством – ты влияешь на неё.
А это мотивация.

§ 99
Стихи - звено цепи времени, речи, цивилизации.
Т. е. должно сойтись, совпасть,
чтобы замкнулось, состоялась эта цепь.
Это задача.

§ 100
Если человек исправит все свои недостатки,
от него ничего не останется.

§ 101
Даже от худших привычек отказываешься
с сожалением.

§ 102
Человек - результат времени.
Писатель - оружие времени.
Поэт - остриё времени.

§ 103
Находиться на острие времени, чувствовать его –
это такое же важное качество творца, как ремесло, вкус,
глубина, юмор, искренность, самобытность,
зрелость, честность, скромность, гордость.

§ 104
Бог, любовь, вечность - это такие переменные,
на которые ссылаются тогда,
когда точных данных нет
и сказать-то собственно нечего...

§ 105
Человек привык себя спрашивать: кто я?
Там ученый, американец, шофер, еврей, иммигрант...
А надо бы всё время себя спрашивать: не говно ли я?

§ 106
Развитие - это готовность позволить реальности
каждое мгновение становится новой.

§ 107
Интересно, что такое время,
как оно течёт для тебя, для других.
Интересно, что такое пространство,
как далеко оно простирается, из чего оно, где ты в нём.
Интересно, каковы границы себя,
что внутри этих границ, что за их пределами.
Интересно, что такое то, чем ты мыслишь,
чувствуешь, помнишь, знаешь, ищешь, как это происходит.
Интересно, можно ли освободиться ото всего этого,
надо ли…

§ 108
Некоторые мыслят, думают,
некоторые философствуют, соображают, разумеют,
некоторые мнят, чают,
некоторые знают, видят,
кто-то кумекает, мерекает, мозгует,
кто-то полагает,
кто-то считает, помышляет…

§ 109
Звездное небо над головой
и моральный закон внутри нас
непостижимы.

§ 110
Невозможно не любить мир, который создаешь сам.

§ 111
Взаимодействие с языком
происходит на нескольких стадиях
- постижение языка (узнавание, обучение),
- употребление языка
(общение, информирование, идентификация и др.),
- открытие в языке новых сторон,
смыслов, значений, законов,
- создание новых черт, слов, способов, нового языка.
Занятие литературой предполагает
одновременное нахождение во всех стадиях.

§ 112
Ценности, основываясь на которых стоит жить
- немногочисленны.
Материальные – стремиться к комфорту.
Этические – не делать зла.
Интеллектуальные – узнавать, помнить, развиваться.
Художественные – создавать новое, импровизировать.
Социальные – свобода индивидуальности.

§ 113
Рай – бесконечность импровизации.
Ад – абсолютная несвобода.

§ 114
Сила – духовна.
Когда чувствуешь в себе силу –
твоё тело неизменно в размерах и координатах.

§ 115
Сила – то, что стремится к равновесию,
она направлена на уничтожение
источника причины, выводящей из равновесия
тело, систему, структуру, дух.

§ 116
Этика порождает эстетику.
Т. е. понимание того,
что красиво, а что некрасиво
возможно только после понимания того,
что плохо, а что хорошо.

§ 117
Литература – это игра.
Игра автора с читателем в язык.
Игра возникает тогда, когда возникают правила игры.
Бывает индуктивная игра –
когда правила складываются, меняются по ходу игры.

§ 118
Лингвистические апокрифы:
Любовь – «любое».
Счастье – «сейчас тебе!»
Дверь – «до веры» – доверие.
Истина – «естина» – то, что есть».
Слово – «словить».

§ 119
Также как театр – это визуализация
для тех, кто всего этого, не видит в жизни,
так и литература – это фиксация словом
того, что и так происходит вокруг.

§ 120
Любовь, уединение,
Поэзия, нетление.

§ 121
Тоннельное зрение –
это субъективный взгляд на мир
под воздействием социальных, культурных,
исторических, ситуативных стереотипов.
Обычный способ, с помощью которого
обычный человек воспринимает мир.
Художник – тот, кто способен выйти
из тоннельного зрения в сторону
художественного образа.

§ 122
Свобода возможна только
в зависимости от чего-либо.

§ 123
Важно - слышать всё, что тебе говорят.
Главное - никого не надо слушать.

§ 124
Только сам автор является единственным
и полноправным судьёй своего произведения –
решение изменить, сохранить или сжечь –
примет только он.

§ 125
Опубликование (тем или иным способом)
– это и есть добровольное соглашение
на любые инсинуации (хвалы, хулы)
публикой своего творения.

§ 126
Ненормативная лексика
является неотъемлемой частью
творческого процесса.
Читатели, краснеющие от слова «жопа»,
уже пошли на ***.

§ 127
Зачем бояться шуток, иронии или юмора?
Лучше бояться лени, трусости и прочей бездарности.

§ 128
Способности – это то, с чем рождается каждый из нас.
Родители, обстоятельства жизни, физиологические
особенности помогают или мешают нам развивать
свои способности.
В большинстве случаев это психическая проблема.
Способности развиваются до уровня таланта
только у очень упорных, уверенных,
целеустремлённых людей, сознательно выбравших
свой путь, у сильных личностей.
Отсюда несколько выводов:
Талант – это масштаб личности,
Личность – это воля, целеполагание и целеустремлённость,
а в противовес этому
Бездарность – это слабость, трусость, тупость, хамство.

§ 129
У хорошего автора ничего лишнего не бывает

§ 130
Игра - вид непродуктивной деятельности, где основной
мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом,
но и с самим процессом деятельности.
- ситуация, в к-рой участники ставят перед собой
противоположные задачи и, находясь в условиях
неопределенности, выбирают оптимальное решение.
- разновидность физической и интеллектуальной деятельности,
лишенная прямой практической целесообразности и
представляющая индивиду возможность самореализации,
выходящей за рамки его актуальных социальных ролей.
- деятельность, производимая ради сопряженного с ней
удовольствия, независимо от полезной цели, противоположна
работе, труду. Источником И. является потребность нашего тела,
психики, эмоций, сознания в движении, в проявлении
накапливающихся запасов сил и энергии.

§ 131
Что свойственно всем играм?
– любой из потенциальных признаков
оказывается неприложимым к некоторым видам игр.
Соперничество? — его нет в пасьянсе.
Победа и поражение? — его нет на сцене.
Удача? — её нет в шахматах.
Скорость? – её нет в гольфе.
Ловкость? – её нет в «гляделках».
Развлечение — тоже не всегда имеет место.

§ 132
Хорошая шутка — это продукт, имеющий
такую же эстетическую ценность, как любое
произведение художественного искусства.
Записанная шутка – явление литературы.

§ 133
Языковая игра (устная или письменная) —
это в первую очередь игра слов.
На обыгрывании лексической многозначности
или омонимии построен основной, самый
распространенный вид языковой игры —
каламбур. Также для языковой игры используются
(пусть не в равной степени) ресурсы всех языковых
уровней - фонетика, графика, словообразование,
орфография, морфология, синтаксис, стилистика, смысл…
В полноценной литературе, в зависимости от её вида –
это ещё и издательская форма, объём, жанр, рифма,
ритм, слог, эклектика или синтез оных.
Здесь игровой процесс происходит в области книги, абзаца,
предложения, строфы, строки, слова, звука, буквы, цифры.

§ 134
10% - вдохновение, 90% - труд, работа сочинителя,
заключающаяся в том, чтобы донести до читателя
продукт вдохновения самым лучшим образом
(может первозданным, но донести, не запутать,
не растерять, не ослабить).

§ 135
Вдохновение…
Это азарт, кураж, душевный подъём, полёт,
высшая степень увлечённости, воодушевление,
просветление, прозорливость,
оргазм наконец...

§ 136
Человек называющий себя поэтом ....
Смешно? Смешно....
"Я поэт, зовусь я Цветик"...
Это такое понятие интересное, загадочное, странное…
Как самоназвание оно сатирически разрушает
своего носителя и существует только в виде
эпитета или ярлыка со стороны, по прошествии
времени, м. б. даже жизни....
Увы....
Не профессия это, как, например, писатель,
а лишь способ осознавания мира, вариант чувства...

§ 137
....Литература наша (а это общество, в котором она рождается, литераторы, критика)
последние лет 70 находится в рабстве титанов - Пушкина, Толстого, Тургенева,
Есенина, Маяковского - большинства тех, кого проходят в школах.
Это последствия системы образования, политической системы, централизации
идей, общества, стадности, ментальности…
Рабство это духовное, профессиональное, стилистическое, концептуальное.
Всем кажется, что писать надо только так, можно лишь так. Или - наоборот –
лишь бы не так. Отсюда и банальности и чужой слог, и стереотипные подражанья,
школьный стиль, и наив, и глупый серьёз. Отсюда и ожидания чтобы было «так»,
отсюда и неприятие, непонимание иных путей, способов, мыслей. Люди не знают,
где реальность, пребывают в мире иллюзий, разучились  искать свои пути, не следят
за современной литературой, не знают, что было в 30-е, 50-е, 70-е, 80-е годы,
что и как пишут сейчас. Люди считают, что литература должна быть привита от
насмешек и юмора как религия, что это якобы что-то "чистое, неземное", что не
должно соответствовать жизни, реалиям, естественному процессу человеческой жизни,
живому общению людей. Люди боятся общаться, быть искренними, лёгкими, боятся
узнавать жизнь, иметь собственное мнение, быть индивидуалистами, идти против всех,
дальше всех. Люди боятся смеяться над собой (не ехидничать, а очищаться смехом),
смеяться и смешить, шутить. Люди мрачны и серьёзны, забиты жизнью,
проблемами, неврозами и одиночеством....

§ 138
Юмор...
Когда мы смеёмся? Когда кто-то упал... Это не правило, но закономерность.
Юмор и сатира очень близки. Юмор всегда на границе боли, злобы, гнева,
ненависти, страдания, отчаяния. Это уникальный психологический и
общественный инструмент саморегуляции, снятия напряжения. Поэтому сопливый,
безобидный, причёсанный юмор практически не работает. Не следует путать юмор
и радость. Наша дорогая ортодоксальная церковь, кстати, именно так и делит
человеческий смех - юмор осуждает, радость превозносит. Что в корне неверно и
поверхностно. Радость и юмор разные вещи, но одинаково необходимые.
Если радость, смех - психическая реакция, то юмор, ирония - психологический
инструмент. На юмор реакция может быть и другая - понимание, уважение,
раздражение, обида. Тут главное - не переходить границы, не путать цели.
Если цель юмора - вызвать смех, доставить радость - ничего плохого нет.
Это как и сам смех может быть добрым, а может и нет... Юмор тем острее, тем глубже,
чем больше искренность, честность, правдивость отношения к миру, вещам, понятиям,
людям, с самим собой, чем безжалостней, беспощаднее самоирония.
Без самоиронии юмор невозможен. Нельзя пошутить, не умея смеяться над собой.
А над кем – над собой? Чем на самом деле ты живёшь, чем занята твоя душа, что болит,
за что мучает совесть, от чего экстаз? Сам знаешь это? Можешь себе в этом признаться?
Можешь об этом поведать? Не боишься, не стесняешься? Стихотворение, литература
- это всего лишь форма, средство, способ (хорошо бы чтобы тоже был на уровне,
соответствовал) разговора, общения. О чём ты хочешь говорить? С кем? Кого хочешь
заинтересовать, увлечь? Чем? Как? Юмор – не даст быть занудным, навязчивым,
многословным, поможет быть ясным, точным, выразительгным, скажет что-то
собеседнику о тебе и твоём уме, твоей душе, твоём характере больше, чем что либо.

§ 139
Можно быть безграмотным в письме,
а можно – в мыслях.

§ 140
Попытка выразить себя всего в одном слове –
это тоже самое, что тюнинговать, тонировать,
форсировать, обвешать бацацирками
свою машину.
Безвкусно, пошло и напоказ.
Хорошо ещё, если у тебя порш, а если копейка?

§ 141
Писатель становится писателем, а поэт поэтом,
когда начинает творить не на уровне текста,
а на уровне языка.

§ 142
Поэзия - это волшебство и вера.
Когда пишешь, с ужасом или радостью
содрогаешься - что же от этого
(от того, что пишешь), из этого, из-за этого
будет с тобой, с близкими, с людьми,
с городом, с пространством, со временем.
Это ж ответственность.
Но это и сила.
Но это и свобода.

§ 143
Здесь могли бы быть ваши понты…

§ 144
Рифма есть - ума не надо.

§ 145

Книгу, которую не хочется перечитать,
не стоило читать и в первый раз.

§ 146
Работу должен выполнять специалист,
а творчеством должен заниматься творческий человек.
Творчество – это один из способов познания.
Потребность в познании – определяющая в нас человека
наша особенность.

§ 147
Совершенство недостижимо
и порадовать поголовно всех - не получится.

§ 148
Всегда найдутся те, кто похвалит

§ 149
За строителями - глаз да глаз.

§ 150
Баня……….
Парная………………………...
В снег………

§ 151
Sic transit gloria mundi.

§ 152
Memento more.

§ 153
Наш народ какой-то вялый.
Западнее - поактивнее.
Все чего-то делают, стараются,
друг другу показывают, оценивают –
работа кипит.

§ 154
Бред вызывает жалость,
вздор напрягает,
глупость умиляет,
идиотизм раздражает,
дебилизм оставляет равнодушным.

§ 155
Самому думать надо.

§ 156
Выкидывая старые игрушки –
чувствуешь себя палачом.

§ 157
«Перед жаждой опохмелки
все проблемы слишком мелки».

§ 158
Люди произошли от обезьян.
По крайней мере, их большая часть…

§ 159
Большинство же тех,
кто все-таки от обезьян ушёл,
ушли очень недалеко…

§ 160
Если утром выбежать на улицу и часик-другой
походить пешком, то напридумывать можно столько,
что потом до вечера не разберешь.

§ 161
Жизнь есть творческий акт по реализации своих желаний.

§ 162
Любая ситуация - источник знания
и возможность работы над собой.

§ 163
Из двух зол всегда выбирай то,
которое не пробовал раньше.

§ 164
Всегда ввязывайся в истории.

§ 165
Искусство – оно ревниво.
Ты от него лишь на шаг, а оно от тебя уже на десять.

§ 166
Кто придумал - получает рупь.
Кто произвёл - получает десять.
Кто продал - получает сто.

§ 167
Промолчи, и сатана восторжествует.

§ 168
Недостаток у танка ровно один:
через триплексы ни хрена не видно, куда едешь.
Но когда ты едешь на танке,
это не очень сильный недостаток.
Так и гении…….

§ 169
Спасись сам, и вокруг тебя спасутся другие.
Полюби себя,
чтобы знать, как полюбить ближнего своего

§ 170
Двор, армия, тюрьма –
первобытные социальные сообщества.
Слово там редкость, потому и на вес золота.

§ 171
Быть довольным тем, что есть, можно очень недолго.
Нормально быть в работе и поиске.
Победив одну цель, назначаешь следующую.
Да, это непросто. Да, иногда промежутки длятся годами.
Но жизнь - она развлечение для серьёзных парней.
А для остальных - наоборот.

§ 172
Точка зрения, будто верующий более счастлив,
чем атеист, столь же абсурдна,
как распространённое убеждение,
будто пьяный счастливее трезвого.

§ 173
Не верь, не бойся, не проси –
это закон тюрьмы, если кто не знает,
а также совдепа, чиновников и быдла.
В христианстве, например – всё наоборот.
Абсолютно.
И это тоже перебор….

§ 174
Следует взять в толк,
что настоящий творец - он как ребёнок.
Он не "рожает в муках". Он резвится,
горстями и жменями расшвыривая
вокруг себя творческие идеи.
И делает он это на радость себе и окружающим.
При чём сам творец получает удовольствие
от творчества значительно больше,
чем потребители оного.

§ 175
Существует клонирование, формат,
компиляция, плагиат, стиль, копия.
Это всё существенная разница.

§ 176
Если есть сомнения делать что-то или не делать –
лучше не делать.
Если нельзя, но очень хочется – то можно.
Если можно что-то улучшить – нужно.

§ 177
Неожиданное –
это создание нового, а не разрушение привычного.

§ 178
Автора, который не умеет находить простых решений,
нельзя выпускать к людям. Разумеется, минимализм —
не единственно возможная концепция.
Но оригинальность ради оригинальности
не стоит ломаного гроша.
Потому что «оригинальное» пополнит
кладбище смысла на следующий день после рождения.

§ 179
Для некоторых цель жизни – выделиться в стаде,
для некоторых – в истории,
для совсем некоторых –
вырасти в собственных глазах.

§ 180
Можно писать что угодно и как угодно.
В любом случае немедленно обнаружатся те,
которые поймут всё с точностью до наоборот,
и те, которые найдут то, чего и в помине не было.

§ 181
В вопросе Бога и религии есть много аспектов –
социальный (управление массами),
психологический (управление собой),
этический (мотивированность понятий добра-зла, хорошо-плохо),
эстетический (мотивированность понятия красоты),
философский (совершенствование мысли),
этнический (образование и различение народов),
исторический (становление государств),
когнитивный (механизм, законы и принцип мышления),
мифологический (создание среды для воображения),
культурологический (создание культурного пространства),
генезисный (теория происхождения),
эволюционный (теория развития),
вуайеристический (проблема фобии одиночества)
и т. д...

§ 182
Настоящий мастер не суетится,
а занимается тем, что ему интересно.

§ 183
То, что рассчитано на всех или обо всех –
на самом деле неинтересно никому.
То, что про кого-то одного – интересно всем.

§ 184
Для некоторых умные - это другие,
выделяющиеся цветом штанов, причёски и маникюром.

§ 185
Воткнуть пылающий факел знаний в задницу невежеству.

§ 186
Можно не прилагать усилий,
а просто вести себя правильно.

§ 187
Если в течение дня ничему не научился,
считай этот день потерянным.

§ 188
Спать надо ложиться, когда не можешь не спать.
А вставать – только когда захочешь встать.
В крайнем случае – когда уже пора снова ложиться…
Будильники, удары скалкой и звонки злобных начальников
не считаются.

§ 189
Лучше избегать всего,
что может быть превратно истолковано.
Это лучшая защита от дураков.
Лучше, чем пытаться что-то объяснить.
Особенно уже после банкета.

§ 190
Законов в творчестве нет. Не было и не будет.
Законы мастерства, ремесла, профессии – незыблемы.

§ 191
Простота хуже воровства.
Когда «чёрт ногу сломит» - ещё хуже.
Лучше логики и эстетики может быть только смысл и юмор.
Но грамотность лучше всего.
Это всё при условии наличия фантазии.

§ 192
Если образование – то академическое,
если работа – то высокооплачиваемая,
если озорство – то от души,
если творчество – то гениальное.

§ 193
Здоровый цинизм –
это хирургическое вмешательство
на последней стадии развития
язвы тупости, опухоли наивности,
аппендицита восторженности.

§ 194
Литература, воспринимаемая через чтение, т. е. глазами – неотделима от графики, а иногда и живописи.
Существуют рукописные способы графической выразительности текста и типографские.
Типографские графические приемы можно условно разделить на формальные и неформальные.
Первые применяются в серьезных газетах, журналах и книгах. Вторые — где придётся.
Употребление неформальных приемов на традиционных носителях может значительно разнообразить
жизнь.
Но при этом усложнит восприятие текста в элементарных случаях, требующих строгости, краткости,
деликатности.
Академический подход тоже предполагает сухость передачи информации, а не эмоции.
Сегодня в текстах применяются только два знака, определяющие эмоции — вопросительный
и восклицательный. Многоточие, применяемое в качестве знака растерянности или барабанной дроби,
с натяжкой можно считать обозначением настроения. Также используется всего несколько способов
графического выражения самого текста – тип и размер шрифта, заголовки, кернинг, расположение строчек
в зависимости друг от друга и от центра страницы, отступов, абзацев, полей. Такие средства как цвет
шрифта, выделение, фон, курсив, подчёркивание, зачёркивание, расположение относительно вертикальной
оси, горизонтальной оси, по дугам и окружности, комбинирование этих приёмов в одной книге, на одной
странице, строке, в одном слове – практически не используются.
Смайлики также незаслуженно считаются второсортным выразительным приемом :-(
Но отсутствие неформальных средств графической выразительности текста пока всё-таки свидетельствует
о наличии вкуса.
И их употребление ни в коей мере не может служить заменой остроумию и умению передавать смысл.

§ 195
Автора легко парализовать вопросом:
«А что если читатель умнее тебя?»

§ 196
Сопереживание - это отклик, эмпатия, идентификация,
децентрация, которые лежат в основе способности
к пониманию других людей,
формированию представлений о себе
и о другом человеке как уникальных личностях,
что является фундаментом психологических законов
восприятия, восприятия творчества в том числе.

§ 197
Давайте, в конце концов, определимся,
что называть поэзией!!!!!!!

§ 198
Поэзия?
— это потребность везде и всегда, километрами
и тоннами общаться в рифму?
— это что-то исключительно невинное, светлое, безобидное,
романтическое, лирическое, сентиментальное,
о птичках, о цветочках?
— это что-то грустное, занудное, о несчастной любви,
о томлении, страдании, печали?
— это что-то эмоциональное, чувственное, не подвластное
 аналитическому мышлению, противоположность ему?
— это что-то высокопарное, пафосное,
торжественное, одиозное, громогласное?
— это что-то технически безупречное,
высокотехнологичное, изощрённое,
утончённое, звукописное, сложноритмичное?
— или это всё-таки искренность, естественность
и здравый рассудок, выраженные метко, точно,
неожиданно, остроумно, грамотно?

§ 199
Всё зависит от цели, которой добивается автор,
и способов, которые он для этого использует.
Хочет, чтобы все видели, что он литератор,
писатель, поэт – везде будет навязывать
свои произведения, рифмы, метафоры,
хочет прослыть красивым и романтичным –
будет писать о красоте, хочет к себе жалости –
о страданиях, хочет казаться чувственным –
будет писать об эмоциях и ощущениях,
хочет быть больше себя самого – будет пафос,
хочет быть специалистом – будет изощряться в технике.
Надо только помнить, что неверно избранный способ
достижения цели, может приводить к цели прямо
противоположной, а «казаться», «хотеть» –
совсем не то, что «быть», «на самом деле являться».

§ 200
Нет ничего лучше для автора, как умение
обратиться к уму и сердцу читателя.
Искренне, естественно, метко, точно,
неожиданно, остроумно и грамотно.

§ 201
Единица смысла должна быть интеллектуально
калорийной. Хорошая идея, интересная мысль,
новый прием — единицы смысла.
Бульварный стотомник считается единицей смысла,
но не по единице за страницу, а весь целиком.
У нормального автора всё единицы смысла —
идея, тема, содержание, форма, название,
рифма, расположение на странице,
шрифт, обложка, нестандартный ход в верстке,
остроумный способ переплёта страниц...
Тема, идея произведения, отдельные мысли, фразы
могут стоить и тысячи единиц.
Безграмотность, ошибка – сразу минус тысяча…

§ 202
Творчество является решением задач,
реализацией замысла,
а не сомнамбулическим потоком
откровений.
Автор, который считает, что творчество —
это когда надо сделать красиво, просто
не понимает смысла своего занятия.
Только читатель имеет право считать наоборот.
Иногда сделать красиво —
это и есть задача, замысел.

§ 203
Крайне простой подход к своей работе —
само произведение не надо обсуждать,
оно является решением поставленной задачи.
Обсуждать можно только одно: решена задача или нет.

§ 204
Один из самых эффективных
литературных приёмов —
придумывание неудобных, непонятных
и запутанных решений.
Любой человек, решивший воспользоваться
описанным приёмом, приблизится
к идеалу очень быстро.
Главное — не забыть поменять всё
ещё раз наоборот.
Многие авторы, к сожалению,
забывают про это…

§ 205
Если автор рассчитывает
на отсутствие юмора или цинизма у читателя,
то зря....

§ 206
Мы говорим сами с собою на логосе,
на родном языке, в данном случае по-русски,
проговариваем свои мысли, ругаемся,
выражаем эмоции на нём,
но думаем, придумываем идеи, образы как-то иначе...

§ 207
С чем себя отождествить – в целом –
с телом, или с душою, мозгом,
сознанием, самоосознанием,
с чем больше?

§ 208
Каждый из нас чувствует, что способен
мысленно охватить весь мир, но,
так как его опыт подсказывает ему,
что это невозможно, он даже не пытается.

§ 209
Вы или крест снимите, или трусы наденьте…

§ 210
О смысле.
Можно взять банальную тему, даже хрестоматийное «про любовь»,
но вложить туда своё что-то надо...?
Вы увидели или вспомнили что-то, подумали о чём-то и что?
Например.
Вам от этого захотелось жить, это придало энергии (- оптимизм)?
Вы решили, что нужно умереть, не пережив
воспоминания (- пессимизм)?
Вы посмеялись над своей сентиментальностью (- ирония)?
Вы решили, что воспоминания - хорошее средство
для появления аппетита перед обедом (- юмор)?
Вы поняли, что вспоминая, становитесь крепче,
очищаетесь, обновляетесь (- психология)?
Вы задумались о том, что воспоминания, они настолько ярки
в воображении, что мало чем отличаются от реальности,
что время не меняется, что все события в жизни
одновременны (- философия)?

§ 211
Поэт - это миссия в языке, в речи.

§ 212
Если можно пересказать обычными словами то,
что хотелось рассказать - зачем писать стихи?
А если только стихами, но при этом
всё равно ничего не понятно –
зачем вобще рассказывать?
Для конструкции букв и слов?
Для музыки звуков?
Музыка - это иной вид искусства.
Конструктор из слов – это извращение.

§ 213
Нужно довести страницу до состояния,
когда вопросы появляться не будут.
Тогда можно будет считать,
что потраченное время проведено с пользой.

§ 214
Цицерон, высмеивая Цезаря,
называл его по-гречески Autophidias ,
что означало: «человек, который сам
себе ваяет памятник»... Ave!

§ 215
Никого не надо побеждать.
Ни с кем не надо сравниваться.
Можно быть собой.
Можно самому.

§ 216
Юмор –
универсальный психологический инструмент,
свидетельствующий о наличии мозга,
доброты и вкуса.
Не существует ситуаций,
когда бы он был неприменим.

§ 217
Не дискредитируйте себя как автор,
многословно доказывая,
что ваше произведение шедевр.
Если оно шедевр - что ему помешает?
Если нет - так и шут с ним,
оправдания будут жалки.

§ 218
Наличие цели у автора по отношению
к произведению - это уже смысл.
А смысл сам по себе предполагает цель,
без этого невозможен.
Если смысл - бесцельность, то даже тут цель –
разрушение всякой цели.
Такова особенность сознания и
обусловленного им поведения человека.

§ 219
Вопрос типа "а что ты тут хотел сказать?"
подразумевает не немедленный подробнейший
ответ на 3-х листах, а то, что автор задумается,
хотел ли он что сказать, сказал ли, так ли сказал,
о том ли.
Это к тому, что читатель не обязан понять то,
что хотел сказать автор, и, чаще всего,
вины читателя в этом как раз и нет...

§ 220
Give humor a chance!

§ 221
Равнодушие, безразличие
и отрешённость, созерцание.
Это не одно и тоже.
Но и разница не велика…

§ 222
Быть литератором –
это значит быть над схваткой.
Или литература –
это такое же оружие, как и любое другое?
Некоторый мало-мальски здравый уровень
развития мозгов предполагает философский,
а не агрессивный подход к любой проблеме.

§ 223
Болеть сердцем можно обо всём,
но говорить всё-таки лучше о том, что знаешь…

§ 224
Лучше в юности жить сердцем и быть радикалом,
в зрелости – по расчёту и быть консервативным,
в старости – для удовольствия и быть сумасшедшим,
чем наоборот…

§ 225
Хотелось бы
- свободности и лёгкости в форме, не чувствовать зависимость от
иллюзии того, "какие у кого были или должны быть стихи",
- разнообразия в форме, преодоление скудости средств, способов
выразительности, ритма, рифмы, размера,
- грамотности выражений, слов, рифмы, т. е. не школьной
грамотности, а той любви к языку, букве, звуку, которая не
позволяет сказать, срифмовать криво,
- глубины, т. е. серьёза отношения к теме, к себе, как к автору,
к читателю, не менторства, не занудства, а того, последнего, что
человек оставляет за душой, не стесняясь, не пряча, прямо
смотря в глаза людям, себе, миру, Богу...
- игры, радости, юмора, остроумия, веселия, иронии, самоиронии,
чтобы общение со словом, со смыслом, с собой, с читателем не было
скучным, унылым, сугубо информационным.

§ 226
Граница между прозой и поэзией зыбка. Поэзия всё-таки более
формалистична, более афористична, более ёмка. Проза более
повествовательна, разговорна, сюжетна. Это как правило, но
это не правила…
Дело в некоей конструкции, системе, благодаря которым
создаётся отдельное произведение - откуда ничего не убавить,
куда ничего не прибавить. Для поэзии это более жёсткие рамки,
более высокие требования к самобытности, к оригинальности,
как и в афоризме, пословице, поговорке…
Может слово и льётся, свободно легко, но то, что возникает –
это далеко не обязательно поэзия, вполне может оказаться
прозаическая форма…
Многое тут зависит от содержания, которое пропускается через
себя, ты при этом выворачиваешься наизнанку и выговариваешься
так, как можешь это сделать только ты... Где-то тут качество и
отличие поэзии, т. к. проза вынуждена не останавливаться,
идти дальше по канве сюжета…

§ 227
...Странно. Мы живые люди. Мы любим, надеемся,
печалимся, радуемся, гневаемся, ждём, отчаиваемся,
думаем, придумываем, пробуем. Это создаёт нашу
личность, это наш опыт. В общении с людьми мы
делимся именно опытом, причём стараемся сделать
это нескучно, незанудно, развлечь, увлечь собеседника
мыслью, заинтересовать... Почему в литературе можно
иначе? Невозможно!

§ 228
Не может не писать - графоман.
Писатель, поэт, художник, композитор - это как раз тот,
кто может не писать. И очень подолгу. К сожалению.
Или к счастью, потому что за это время он растёт, ищет,
чтобы не превратиться в графомана, подельщика.

§ 229
Проблема самореализации автора извечна,
и решить её - и есть задача,
а если решить её не удаётся,
то к кому, как не к себе вопросы?

§ 230
Признак живого – реакция,
признак здорового - адекватная реакция,
признак разумного - способность учиться.
[признак потенции - эрекция]

§ 231
Языковые радости:
Ь между двумя Т – «заметьте»…

§ 232
Название, жанр - имеют большущее значение,
иногда это 50% смысла, иногда и больше.
Почему б это не указть?
Почему б об этом не подумать?
Что, Пушкин для выпендрёжа
под "Онегиным" писал "роман",
а Гоголь под "Душами" - "поэма"?

§ 233
Из президентов надо выбирать умных.
Из умных – порядочных.
Из порядочных - твердых.
Из твердых - веселых.
Из писателей надо выбирать веселых.
Из веселых - талантливых.
Из талантливых - умных.
Из умных - кратких.
Из друзей надо выбирать веселых.
Из веселых - верных.
Из верных - умных.
Из умных - честных и долгоживущих.
Из жен надо выбирать веселых.
Из веселых - красивых.
Из красивых - умных.
Из умных - нежных и терпеливых.

§ 234
Что естественно - то гениально.

§ 235
Когда непонятно - это очень обидно.
За себя.
Но за автора больше.

§ 236
Как и в жизни плаксивость убога,
так и тут - несимпатична ни в каком жанре,
ни в каком случае. вот и всё.
В нормальном понимании поэзия является
не рефлексией и носовым платком, а одним
из важнейших инструментов познания,
духовного постижения реальности,
самоосознания, языкового и речевого
проникновения в тайны мироздания и
в процессы происходящие ежемгновенно
с нами и нашим сознанием.

§ 237
Не ищи себе кумиров - врагов наживёшь.

§ 238
...читателя не выбирают...

§ 239
Когда человеку интересно, его ничто не остановит.
Тайна и интрига только разжигают азарт.
Проблема прогресса цивилизации –
что информация всё доступнее и интерес угасает...
Потребность и способность интересоваться иссякает.

§ 240
Увы, но Бог, как оказалось, тоже не совершенство......

§ 241
Думать - способ существования.
Не думать – тоже способ. Но грустный.

§ 242
Невольно мы постоянно в своих стремлениях опережаем себя, своё саморазвитие.
Оно же требует от нас очень тяжёлых потуг самопознания и самовоспитания.
Опережение себя, иллюзия восхождения на более высокий уровень - процесс
субъективный и ни к чему не приводящий. Случайность удач или "попаданий"
одинаково распределена на всех, и ею не стоит восхищаться всуе. Этой
случайностью многие спекулируют. Более того, "случайные штучки" - результат
субъективного восприятия, которое вряд ли кто разделит в силу собственной же
субъективности восприятия этих "штучек". Как таковой сверхзадачей искусства
является невозможное сделать возможным, субъективное сделать объективным.
Эти вещи по своей природе, a priori, невозможны в дольнем мире. Только в
искусстве, можно достичь (!) некоторого положительного результата. Но
достигается это путём самовоспитания, самообразования, самосовершенствования.
А что мы видим? Не зная о самом себе ничего, человек пытается подражать
космическому. Находясь под впечатлением достижений других, он воображает, что
это всё просто, и в итоге лишь слабо-слабо подражает им, не более того.
Никогда не заменить талант, т. е. труд свой своим пафосом.

§ 243
Слабоумие – это порок.

§ 244
Счастливые - те, кто полагают и достигают реальные цели.

§ 245
От хороших стихов - становишься богаче,
от плохих – заболеваешь.
Можно не стремиться к богатству,
но опасаться заразиться – разумно.

§ 246
Если что-то из стихотворения запоминается,
если, тем более,
запоминается целиком –
это свидетельство
качественной и небездарной авторской работы.

§ 247
Графоман от таланта отличается тем,
что работает для впечатления о себе,
а талант – для себя, для своего развития.

§ 248
Вопрос происхождения жизни гораздо менее актуален,
чем вопрос происхождения сознания.

§ 249
Можно из себя выдавливать раба,
а можно закачивать в себя титана…

§ 250
Читатель всегда неправ.

§ 251
Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре.

§ 252
У Бога нет религии.

§ 253
Не влезай в авторский замысел, а то убьёт.

§ 254
Наследие цивилизации передаётся из рук в руки,
каждое поколение взрослеет заново,
в муках и сомнениях воспринимая опыт предыдущих,
и не всегда это получается…

§ 255
Думать – вредно.
Не думать - опасно,
особенно для окружающих.

§ 256
Женская логика вещь занимательная и интересная,
но в практическом смысле бесполезная.

§ 257
Иногда возникает мысль,
что человек создавался только для мозга –
он не сможет столько пробежать, поднять, прыгнуть,
сколько сможет думать.
Эти возможности различны в тысячи раз.
Какой-нибудь наш далёкий потомок
будет только думать, есть через трубочки,
висеть в невесомости с закрытыми глазами,
внутренним взором охватывая
всё сущее, присное и вечное.

§ 258
Ампутация юмора, хотя бы на короткий срок –
смертельно для автора как автора.

§ 259
Пародия – (греч. parodia, буквально – пение наизнанку), в литературе и (реже) в музыкальном и
изобразительном искусстве – комическое подражание художественному произведению или группе
произведений. Обычно П. строится на нарочитом несоответствии смысловых, стилистических и
тематических планов художественной формы и художественного содержания.
Два классических типа П. (иногда выделяемые в особые жанры)
– бурлеска, низкий предмет, излагаемый высоким стилем,
– травестия, высокий предмет, излагаемый низким стилем.
Есть особый тип интеллектуальной пародии, где тонко обыгрывается вызывающая недоумение или
насмешку мысль автора. Есть тип абсурдистской П., когда, чтобы выразить предмет осмеяния,
намерение автора пародируемого произведения доводится до абсурда. Тип П., где внимание
сосредотачивается не на пародируемом произведении, а на личности автора по своему назначению
стыкуется с эпиграммой.
Пародироваться может поэтика конкретного произведения автора, жанра, целого литературного
направления, целого идейного миросозерцания. По характеру комизма П. может быть юмористической и
сатирической, со многими переходными ступенями.
Героями пародии выступают не люди, не животные, а литературные произведения, стили, жанры. Для
чтения, а тем более написания пародии нужна определенная эрудиция, культура, а самое главное – нужно
овладеть художественным языком жанра. Чтобы понимать пародию, надо тоже вступить с этим жанром в
условное соглашение, надо выработать навык двойного зрения. Этот навык полезен не только для П.:
двойное зрение – вообще важный элемент искусства быть читателем и зрителем. Чтение П. – хорошая
тренировка читательского и зрительского мастерства.
Умелый читатель не должен полностью избавляться от наивно-непосредственного восприятия.
На какое-то время надо поверить, что перед нами серьезное произведение, – даже если нам прямо
объявлено, что это пародия. Это нужно для того, чтобы отчетливо отпечатать в своем сознании первый
план – буквальный план П.
Но за этим, явным и буквальным, планом П. неизменно скрывается второй – замысел автора П.
Целью П. является отнюдь не всегда одно определенное произведение.
Пародия, как и искусство в целом, тяготеет к обобщению.

§ 260
Когда критик говорит о творчестве –
это всё равно, что евнух говорит о любви.

§ 261
Художественная критика –
это отдельная область культуры,
это тоже творчество,
она способна сама становиться искусством,
в ней также есть таланты и графоманы.

§ 262
Если кто скажет, что бездна тянет его в нее броситься,
то это значит: он сильный, стоит у края и удерживается.
Слабого бездна не тянет и отбрасывает
на покойные безопасные берега.
Бездна - испытание силы всему живому,
той силы, которую нельзя ничем заменить.

§ 263
Если за диваном оказались оба носка –
это не потеря, это "на чёрный день".

§ 264
Найти образ
подлинный, правдивый, естественный, неожиданный, свой,
выразить в нём своё отношение (иметь это отношение) –
вот задача художника,
а не разукрашивание ни к чему не обязывающими словечками.

§ 265
Проблема лирики – добиться волшебства –
чтобы эти двое (влюблённые, он и она) были вместе.
Но эта проблема стихами не решаема,
как ни верь в язык и слово,
поэтому и усилия на это тратить – пустое...
Но вот эта вера в слово,
эта трагическая вера в волшебство –
это та почва,
на которой вырастает художественное искусство.

§ 266
Бог - фигура фигуральная
Как и любовь, впрочем.
Тот, кто при написании текста
этого не понимает и в эти слова
не вкладывает какой-нибудь
свой подтекст – в явном проигрыше…

§ 267
Радости языка, поэзия быта –
«лыко вязать»,
«читать морали».

§ 268
Смысл – это содержание, идея, конечная цель, ценность, чего-либо.

§ 269
Не путать бесцельность и бесполезность.
У автора есть цели и смысл,
ради которых он что-то делает,
когда же этой целью, смыслом
является принесение какой-то пользы –
это уже не художественное искусство,
а педагогика, миссионерство, медицина, бизнес…

§ 270
Поиск смысла - это и есть процесс творчества,
иначе, зная все ноты, композиторы
фигачили бы свои симфонии круглые сутки,
живописцы переводили краски, а поэты
задолбали бы всех, разговаривая рифмами.
В том-то и дело, что художник ищет смысл,
мотив, цель, и только когда находит,
начинает нащупывать – начинает что-то делать,
пробовать, проверять, лишнее,
мешающее его замыслу – отбрасывать.
А у графомана – как раз наоборот –
этот отбор минимален.
И смысл у него единственный –
раз и навсегда найденный –
казаться художником, имитировать творчество.

§ 271
Автор - вкладывает в своё произведение именно тот объём,
который каждый зритель, читатель
воспринимает в частях, частностях, индивидуально и субъективно,
по отдельности, или, в зависимости от уровня своего восприятия –
целиком. Вплоть до ассоциаций и фотографически переданных образов.
Читатель представляет себе именно то место,
которое описал писатель, во всех красках, запахах и звуках...
Это-то и есть волшебство, чудо и тайна.
Если хотите – это код образного языка сознания.
Талант писателя –
это умение передать с помощью своего ремесла эти образы,
т. е. владение этим кодом.

§ 272
Есть три тайны, к которым подошло наше человечество,
как к границе своего развития.
Эти все тайны связаны с кодированием, с совокупностью,
репертуаром символов, знаков, сигналов, правил,
способов структурирования.
Первая тайна – код ДНК, назначение генов расшифровали уже,  механизм взаимодействия постигли, но причины, по которым
это всё начинает работать, как оно образовалось, как контролирует себя,
зачем, как это можно моделировать, репродуцировать – ?
Вторая – код передачи информационных электрических
сигналов нейронами в мозговых системах. То, что принципы
работы здесь как у компьютеров - понятно,
то, что не двоичная система – тоже, но какая –?
Третья – код передачи образов, мыслей, эмоций,
психофизических состояний с помощью звуков, изображений, слов...
Тут всё наоборот - мы можем этим пользоваться, можем этому учиться,
но механизм нам непостижим.

§ 273
Творчество – это интерес.
Не больше, но и не меньше.

§ 274
Рифма есть - ума не надо.

§ 275
Всякого только что родившегося младенца следует
старательно омыть, и давши ему отдохнуть от первых
впечатлений, сильно высечь со словами
"не пиши, не пиши, не пиши!"
Если же не смотря на такую экзекуцию оный младенец
станет проявлять писательские наклонности, то следует
попробовать ласку. Если же и ласка не поможет,
то махните на младенца рукой,
писательский зуд не излечим.

§ 276
Искусство не должно приносить
ни пользы, ни денег, ни новых заказов —
одну только чистую радость.

§ 276
Назвавшись художником или музыкантом - ты претендуешь на определённое место в социуме, на востребованность, на реализацию.
Если ты музицируешь или рисуешь - тебя автоматически называют музыкантом или поэтом. А назвавшись поэтом - ты претендуешь только на место в истории, что уже смешно и никакого уважения не вызывает. Тебя же поэтом не назовут до тех пор, пока это не станет более чем очевидно.
А в чём эта очевидность? В известности, в тиражах, в качестве, в образе жизни, в интересах и в мировоззрении. При чём только во всём вместе, а не по отдельности.....

§ 277
Воля к смыслу - человеческий феномен,
только животное не бывает озабочено
смыслом своего существования.
Человек нуждается не в разрядке напряжения
любой ценой, но в возбуждении потенциального
смысла, который он должен реализовать
Возможность осуществить смысл всегда уникальна,
и человек, который может ее реализовать,
всегда неповторим.

§ 278
Правительство должно быть таким,
чтобы люди могли не бояться друг друга.

§ 279
Оценка с помощью типов, категорий, стандартов,
штампов, стереотипов упрощает задачу тому,
кто оценивает, поскольку она освобождает человека
от ответственности за это оценочное суждение.

§ 280
Истинно человеческое начинается в человеке там,
где он обретает свободу
противостоять зависимости от себя.

§ 281
Уникальный смысл сегодня –
это универсальная ценность завтра.
Таким способом творятся религии
и создаются ценности.

§ 282
Любая узкоспециализированная литература – ущербна.

§ 283
Специфически человеческое проявление –
не только ставить вопрос о смысле жизни,
но и ставить под вопрос существование этого смысла.

§ 284
Карфаген должен быть разрушен?

§ 285
Деление литературы на православную, авангардную,
философскую, публицистическую, юмористическую,
даже детскую - ущербно и убого.
Возможна только хорошая литература и вся остальная.
А хороший автор в хорошей литературе выразит
и своё мировоззрение, и свои взгляды на мир, Бога,
Вселенную, придумает свою религию, да всё что угодно!

§ 286
Носки выживают по одному.

§ 287
Практика – это когда все работает, но ничего не понятно.
Теория – это когда все понятно, но ничего не работает.
Но иногда теория совмещается с практикой,
тогда... ничего не работает и ничего не понятно.

§ 288
Осуществление смысла
всегда включает в себя принятие решения.

§ 289
Простота - залог здоровья.

§ 290
У атеистов член на 3 см. длиннее, чем у верующих.

§ 291
Как 23 февральнётся, так и восьмимартнется.

§ 292
Самоактуализация - это следствие человеческой жизни.

§ 293
Лишь в той мере, в какой человеку удается
осуществить смысл, который он находит
во внешнем мире,
он осуществляет и себя.

§ 294
То, что переносит в прошлое - воспоминания,
то, что уносит в - будущее мечты.
То, что болит или радует – настоящее.

§ 295
Цель психотерапии - исцеление души,
цель религии - спасение души,
цель искусства – дать жизнь душе,
пространство для жизни, пищу, воздух…

§ 296
Нельзя стремиться к стремлению,
чтобы обнаружить стремление к смыслу,
необходимо выявить сам смысл – какой он, в чём.

§ 297
Свобода – это ответственность,
всё остальное – тирания или произвол.

§ 298
Пафосная внешность - пустая сущность.

§ 299
Человек не для того здесь,
чтобы наблюдать и отражать,
он здесь для того,
чтобы предоставлять себя,
проявлять себя, отдавать себя.

§ 300
Православие головного мозга
особо тяжело протекает у женщин и детей.

§ 301
Прерогатива человека - быть виновным,
 на его же ответственности лежит и преодоление вины.

§ 302
Жизнь делится на два этапа
сначала нет ума, потом - здоровья.

§ 303
Жизнь уходит, так быстро,
как будто ей с нами не интересно.

§ 304
Самый сложный шаг,
шаг отделяющий нас от привычного.

§ 305
Побуждения и инстинкты толкают,
а основания и смыслы притягивают.

§ 306
Найти смысл жизни - это счастье,
найти счастье в жизни - это смысл.

§ 307
Жизнь - не те дни, что прошли, а те, что остались.

§ 308
Вначале подумай, а потом помолчи.

§ 309
Нельзя подтверждать что-либо,
если не дана предварительно свобода это
отрицать.

§ 310
Если человек не хочет бегать по утрам,
его ничто не остановит.

§ 311
То, что недостойно пародии, недостойно уже ничего.
Здоровое, вечное пародий не боится и благосклонно к ним.
Невозможно быть выше пародии.
Неудачная пародия - не пародия.
Хорошая пародия всегда подчеркнет достоинства
произведения, но, в отличии от панегерика,
она замечает недостатки. Нужно отличать пародию
от пасквиля, хулы, оскорбления. Они вдохновлены злобой,
завистью, их оружие ложь и грязь.
Пародия может, редко, но может быть несмешной,
но глупее произведения - никогда.
Грубость - не самое тонкое и остроумное средство
выразительности в пародии, но зато быстродействующее.
Способность пародии
быть самостоятельным произведением - высший пилотаж.

§ 312
Духовное – это и есть свобода в человеке.
Духовная личность – это то в человеке,
что всегда может проявить волю, возразить,
не согласиться, иметь отдельную точку зрения!

§ 313
Почему, когда расстегнётся молния на куртке –
застёгиваешь её спокойно, а если обнаружишь,
что – на ширинке – спохватываешься, дёргаешься,
пытаешься отвернуться, согнуться…
Так можно и тик заработать.
Как от этого избавиться?

§ 314
Человек свободен изначально,
т. к. он сам волен отречься от своей свободы
и искать оправдания несвободе.

§ 315
Смысл объективен постольку,
поскольку его можно "найти", но нельзя "дать".

§ 316
Не ищи сходства,
ищи различия.

§ 317
Дураков на свете, конечно, немало,
но теоретически можно их избежать,
однако расставлены они так грамотно,
что встречаются на каждом шагу.

§ 318
Истинный параноик знает,
что если всё хорошо,
значит всё хорошо замаскировано.

§ 319
Нельзя случайно ошибиться.
Можно случайно поступить так,
как ты того на самом деле хочешь.

§ 320
Если к килограмму дерьма добавить килограмм повидла,
выйдет два килограмма дерьма.

§ 321
Инстанция, перед которой мы несем ответственность –
это совесть.
Если диалог с совестью - это настоящий диалог,
а не просто разговор с самим собой, то встает вопрос,
является ли совесть все-таки последней
или же лишь предпоследней инстанцией
перед тем, чему человечество дало имя – Бог?

§ 322
Писатели чем-то похожи на покойников:
они любят, когда о них либо говорят хорошо,
либо ничего не говорят.

§ 323
Знание некоторых принципов
легко возмещает незнание некоторых фактов.

§ 324
Правда – изобретение маньяков:
и уши режет и глаза колет.

§ 325
Наиболее радикальный вызов самому себе,
на который способен человек – 
это фундаментальная возможность человека
выбрать самоубийство, эта его свобода решать,
быть ли ему вообще  –
выделяют человека из всех других существ,
этим человеческий способ бытия
отличается от существования животных.

§ 326
Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла.

§ 327
Духовность, свобода и ответственность —
это три экзистенциала человеческого существования.

§ 328
Страдание своей целью имеет
уберечь человека от апатии, от духовного окоченения.

§ 329
Совесть может ошибаться.

§ 330
Совесть – может быть и есть
способность человека находить смысл.

§ 331
В мире не существует более действенной помощи
для выживания даже в самых ужасных условиях,
чем знание, что твоя жизнь имеет смысл.

§ 332
Жизнь либо имеет смысл,
и в таком случае смысл не может исчезнуть ни от чего,
что может случиться.
Либо она не имеет смысла –
но тогда это тоже не зависит от происходящих событий,
поэтому разглагольствования о смысле жизни –
бессмысленны, они лишь тренируют мозг и дух.

§ 333
Не тот дурак, что дурак, а тот, что с инициативой.

§ 334
Один из способов, как не быть одиноким –
заболеть шизофренией –
т. е. раздвоением личности.

§ 335
Сознание ищет выхода - не просто общения,
а союза, понимания,
сексуально-семейная связь на этом основана,
дружба, приверженность к учителям,
страсть к артистам, известным людям,
но высшее проявление этой потребности -
сотворчество, полное доверие и поддержка.

§ 336
О музыке –
сначала – мысль, потом её голос,
о литературе –
сначала содержание, потом форма.
Просто опыт некоторых людей таков,
что даже в малой форме, в одном слове,
в примитиве, как казалось бы,
для многих будет большое содержание.

§ 337
Не ищи на солнце пятна.

§ 338
Публикуя, ты попадаешь в вечность. Каким способом?
Можно предъявить что-то стоящее.
А можно в вечность плюнуть

§ 339
Лучшие читатели всегда - вечность и потомки.

§ 340
Сейчас - понятие растяжимое.

§ 341
Невозможно прожить жизнь,
ни разу не вляпавшись в говно,
но делать это постоянно - совсем ни к чему.

§ 342
Сублимировать что-то в литературу –
это не значит создать хорошую литературу.
Это решение автором своих частных задач.
Они могут быть совершенно непонятны и нафиг не нужны читателю.

§ 343
Дети отличаются от взрослых тем,
что не умеют сознательно
воспринимать и  использовать подтекст.

§ 344
Взрослые люди смотрят не только на текст,
но и на подтекст,
а неглупые взрослые люди
кроме подтекста ни на что больше уже и не смотрят.

§ 345
Пять основополагающих принципов творческой работы –
1. - нельзя бросать,
2. - никого не надо слушать,
3. - ко всем надо прислушиваться,
4. - надо делать так, как будто это последнее
и единственное, что останется после тебя,
5. - бить надо в одну точку.

§ 346
Боящийся в любви – несовершенен.
Боящийся в творчестве – графоман.


Рецензии