Что есть сериальная поэзия?
К.Штокхаузеном и др. перенести на работу с языковым материалом.
МАЛЕНЬКАЯ ИНТРОДУКЦИЯ.
Поскольку местные "стихо-эксперты" и школяры от поэзии споткнулись о камень
преткновения - "Формальный принцип" сериальной поэзии и не нашли ничего интересного в
этом проекте, то автор вынужден яснее выразить задачу этой работы. Что, конечно,
утяжелит текст, отвлечённый на апологетику идеи.
Автор намеревался просто изложить положения своей концепции и снабдить её указаниями к
практическому применению. Это сделало бы её компактной и деловой. Но! Приходится
продираться через заросли непонимания.
Сериальная поэзия не религия и не стремится кого-нибудь обратить или создать очередную
поэтическую секту. Она обращена к творческому, талантливому, одухотворённому
стихотворцу, который знает, что техника таланта не заменит, но удобный инструментарий
для строения внешнего храма (формы) необходим. И он будет благодарен за такой
инструментарий, который облегчает работу и помогает достичь большего совершенства.
У Шенберга и Штокхаузена, впрочем, тоже не всё шло гладко с приятием их идей.
Что касается "экспертов", то их преткновение явилось тестом для их собственной
ограниченности, которую автор, к сожалению, слишком поздно разглядел, лишь только
ознакомившись с их поверхностной и даже частью вредной деятельностью через их сайты.
Например, рациональный анализ стихотворения, с применением логических моделей языка,
может разрушить поэтический настрой анализируемого произведения. Ведь настоящая поэзия
стремится как раз схватить и выразить Тайну Бытия. И для этого поэт нередко
пренебрегает всякими обычными нормами и даже нарочно разрушает их, чтоб прорваться в
невидимые миры. Пример тому Хлебников, который часто вообще говорит на своём
собственном, им изобретённом языке, но по точным, скрытым законам этого языка. Как тот
ребёнок, наевшись макарон, сказал: я намакаронился. Такого слова нет, но малыш
интуитивно уловил языковой принцип и с детской непосредственностью сотворил по нему
новое слово. Так уподобился он Творцу.
Автор заодно хочет предостеречь слишком доверчивых делателей поэзии от таких
вот "экспертов", бесчинствующих здесь на Стихире. Конечно, языковые нормы необходимы, но
искусство и творчество превыше их. Пример тому гениальный джазист Луи Амстронг. Вся его
игра и пение - это сплошная "ошибка". Узкий звук на трубе с постоянными киксами
(срывами) и рычащая антивокальная манера его пения могли бы повергнуть в шок строгих
блюстителей классической нормы.
В чём же критерий? Как можно ошибки, недостаточность любого рода превратить в
достоинства? Ведь и Апостол Духа, Святой Павел подтверждает мысль автора: "сила Моя
(т.е.Бога) совершается в немощи (человека)" (2Кoр 12:9).
А критерием является - духовность! Наличие Духа Святого, который всё может
одухотворить. Потому бесцельно копание во внешнем, свойственное только мертвым фарисеям.
Как можно убедиться на примере еще одного "высоко образованного" "эксперта", который на
Стихире как волк рыскает по поэтическим страницам и беспощадно раздирает их владельцев
своими иудейскими рецензиями. А некоторые стихотворцы, зачарованные его наглостью и
псевдокомпетентностью, валятся перед ним рабски на землю и готовы ползти как кролик в
пасть удава. Недоброжелательная, превозносящаяся критика должна была бы их насторожить и
оттолкнуть от рафинированного мертвеца, по сути антихриста.
Не противоречит ли автор сам себе, когда осуждает внешнее. Ведь его сериальная поэзия
тоже занимается внешней, технической стороной стиходелания?
Абсолютно нет! Техника не заменит таланта и Святого Духа, но для строения внешнего
храма, в котором обитает Бог, она может сгодиться вдумчивому умельцу, ОБЛАДАЮЩЕМУ
ТАЛАНТОМ И ПРИЗЫВАЮЩЕГО СВЯТОЙ ДУХ НА СЕБЯ И СВОЁ ТВОРЧЕСТВО. В этом отличие от просто
внешнего копания. В Библии весь Храм точно измерен. И эти меры (числа) даны от Бога. Тем
более, что СЕРИАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ НАПРАВЛЕНА НА ДОСТИЖЕНИЕ ЕДИНСТВА, по меньшей мере В
ФОНЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ. А Единство всегда хорошо, потому что это
Божественный Принцип. Возьмём к примеру дерево. Всё в нём едино. В нём действует
фрактальный закон, когда в большом заключается малое и - наоборот. Поясним: все части
дерева, хоть и разные, повторяют тот же принцип. Маленькая ветка - это большая ветка,
только в уменьшении. И т.д.
Вот так великий Антон Веберн сочинял свои неповторимые вещи. Хлебников, стремясь к нему,
ЕДИНСТВУ, принёс с Неба своё знаменитое стихотворение Заклятие смехом:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Не случайно Хлебников называет стих заклятием, подчёркивая этим сакральность его
единства в корне "сме".
Итак еще раз коротко: сериальная поэзия это попытка - методы серийной музыки,
сформулированные А.Шенбергом, А.Веберном, К.Штокхаузеном и др. перенести на работу с
языковым материалом.
Какая же цель её?
Все параметры стихосложения привести к контролируемому единству.
Что это за параметры?
Чем выше сознание стихотворца, тем больше у него уровней и соответственно параметров,
участвующих в строении стиха. Предложим некоторые их них: метр (полиметрия); ритм;
фонетика; интонация; настроение (боль, печаль, радость и т.д.); выбор слов, стиля,
смешение стиля (эклектика); краска (светлые, щипящие звуки и т.д.); длина строки; тип
мысли (философская, религиозная, чувственная, анималическая). Можно продолжить, но
дальнейшие структурные, формальные параметры каждый может соответственно своим
склонностям развить сам индивдуально. Важно, что ЕДИНЫЙ СЕРИАЛЬНЫЙ МЕТОД, КАК ГЕНКОД
ОРГАНИЗМА (здесь стиха) ПОЗВОЛЯЕТ ЕДИНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВСЕМИ ПАРАМЕТРАМИ стихотворения и
через это высокую и уравновешенную гомогенность его.
А) Как это могло бы происходить на практике?
Сначала кратко, как работает по этому методу композитор.
В европейской системе всего 12 хроматических нот (у арабов или индийцев значительно
больше). Сначала сочиняется как бы генкод сразу из всех двенадцати нот или из какой-то
их части. Эта изначальная тема называется серия (но понятие "серия" - гораздо больше. Об
этом позже). Она ложится в основу всего будущего произведения.
В поэтическом творчестве это могли бы быть одно слово, какая-то мысль, выраженная
несколькими словами или целое законченное предложение.
Композитор с помощью специальных приёмов размножает свою серию, чтоб получить достаточно
материала (звуковых последований) для построения пьесы. Как?
1) Во-первых используется транспозиция. Поскольку есть 12 хроматических нот, то можно
серию (тему) транспонировать 12 раз. Уже получится 12 строительных камней.
2) Эти полученные траспозиции записать ракоходным образом, с заду наперёд. Теперь у нас
уже 24 строительных камня.
3) Записать оба вида транспозиций в зеркальном виде (поставив их наголову). Теперь у нас
уже 48 камней. На самом деле даже для длинного сочинения так много строительного
материала не нужно.
Б) Как эту технику "перевести" в поэтическое строительство?
Здесь всё зависит от правил игы. Каждый может сам для своей работы изобрести эти
правила. Во всяком случае мы знаем, что одна система может быть описана с помощью
другой. Например, звук - цифрами и т.д.
В начале 20-го столетия появились поэты, которые анализировали составное слова/языка.
Особенно В.Хлебников много и продуктивно занимался этим.
Посмотрим на простом примере, как можно работать с исходным словесным материалом ДЛЯ
НАЧАЛА в параметре фонетики. Как пример возьмём слово ДОРОГ. Допустим, это наша
исходная "серия". Очень легко получить из неё ракоходную форму. Это будет (с конца
слова) ГОРОД. Но двух слов не достаточно как строительный материал. Что могло бы в нашем
случае имитировать музыкальные транспозиции? В русском алфавите 33 буквы. Мы могли бы
слово ДОРОГ сместить по алфавиту на одну - или более - букву и таким образом получить
новые случайные созвучия. Первая транспозиция при смещении на одну букву будет ДПСПЕ.
Ракоход: ЕПСПД. И т.д.
Кто-то скажет, что в этих звуках нет никакого смысла. Здесь можно по разному поступить.
Этим сочетаниям можно предать смысл, добавив в них какие-то гласные. По такому же
принципу, например, написана Библия на арамейском языке (без гласных).
Из ДПСПЕ с помощью дополнительных гласных можно образовать два слова: ИДА ПОСПЕЙ. Или
другие какие-нибудь. Гласные можно вставлять любые. Ракоход даёт: ПЕПСИ ПОДАЙ. При
других наполнениях - ДЕПО ИСПЕЙ и ЭПОСУ ПАДУ. Откуда взялось Э? Путём замены Е на
обратное Э (ракоход от Е).
Из наработанного материала получился маленький стишок:
Город дорог
Ида поспей
Пепси подай
Город дорог
Депо испей
Эпосу паду
Этот "стишок" можно оставить и так, как ассоциативный наговор. Но можно использовать и
для дальнейшей наработки строительного материала (с помощью увеличения звуковой массы
как на дрожжах. Смотри ниже), из которого будет складываться будущее стихотворение.
Эстетический подход в строительстве стиха зависит от вкуса и намерений того, кто этим
формальным методом пользуется.
Еще раз нужно подчеркнуть, что задача не изобрести заумный язык, а достичь (пока В
ПЕРВОЙ стадии сериальной поэзии) фонетического единства. Из наработанных вверху слов
можно сложить и вполне традиционное стихотворение. Главное - это стремление к
фонетической однородности.
Ещё один гениальный пример из стихотворения Хлебникова "А я Из вздохов дань...", где он
это осущестлял, наполняя остов слова из одинаковых согласных другими гласными. И не для
рифмы, а для внутреннего фонетического единства:
...
С КОЗ
Буду писать СКАЗ (скоз - сказ)
...
Где облако мальчик теребит,
А облако - лебедь,
УСТАлый УСТАми. (усталый - устами)
А ВЕТЕР, (ветер - вытер - вечер)
Он ВЫТЕР
...
ВеТер УТИХ. И УТУХ (утих - утух - утех)
ВеЧер УТЕХ
У ТЕХ СМЕЛЫХ берез,
С МИЛОЙ СМОЛОЙ, (смелых - смилой - смолой)
Где ВЕЧер В ОЧАх (веч - воч)
Серебряных слез.
И дереВО ЧАр серебряных слов. (вочах - вочар)
В) Как можно размножать уже наработанный материал (как на "дрожжах")?
Возьмём первую строчку Город дорОг. Из этих двух слов можно "намыть" новые: выщиплением -
РОГ, РОД, РАД, ГАД, ГОРА, ГРОГ или пермутацией (комбинированием) - ОРГИЯ, ОГОРОД,
ДОРОГОЙ, ГОРДЫЙ, ДОРА, ГЕОРГИЙ, ДАРИЙ, РАДИЙ и т.д. Каждый может это сам попробовать.
Читатель видит, что этот метод действительно действует как дрожжи.
У кого-то всё же повторится вопрос: зачем весь этот "мёртвый формализм". В поэзии ведь
важны в первую очередь чувства и вообще содержание?
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Конечно, чувства в поэзии очень важны. Но часто, что многие называют чувствами, являются
на самом деле только чуйствами. С Запада к нам переползло мнение, что о вкусах не
спорят, и что всё в искусстве имеет право на существование. Этот статический подход к
динамическому существу ЧЕЛОВЕК, которое может духовно развиваться, взможно, выгоден
коммерции. Потому что на плебсе и плохом вкусе легко заработать. Но человек осознавший
себя, осознает также, что есть низменные виды искусства и высокие. Трудно себе
представить, чтоб в православном храме во время литургии в алтаре танцевали
полуобнажённые девицы под рок-музыку. Хороший вкус определяется степенью восхождения к
духовному, преданности открытому Христом Божьему Царству и степени отречения от
материалистического мира ради него. Потому хорошему вкусу всегда свойственны аскеза,
воздержание и экономия средств. Буддисты говорят, где мало, там много. Настоящее
искусство ведет всегда к познанию Бога, как псалмы великого поэта и пророка Давида.
Пушкин говорит, зло и прекрасное (искусство) не совместимы. Потому не может быть,
например, поэта-безбожника, потому что безбожие зло. И человек, стремящийся к духовному,
никогда не пойдёт в дискотеку, эту церковь сатаны. А куда он пойдёт? Он пойдёт на
божественную комедию, на божественный спектакль в церковь Христову. Божественная комедия
не в смысле комедийного, насмешливого увеселения, а как это понимал Данте в своей
высокой поэме. Церковная Литургия представляет собой идеал синтеза всех высоких искусств
и интеграции всех человеческих пяти чувств - слуха (внимающего восклицаниям священника,
пению хора), зрения (созерцающего происходящее, иконы, фрески, убранство), осязания
(целованием икон, осенением себя крестом), вкуса (причастием), обоняния (ладана, миро,
восковых свечей). И самое главное, это духовное шестое чувство - вера в невидимого Бога
и духовное ощущение присутствия Его в храме.
Вот стиотворение написанное с помощью поэтических инструментов сериальной поэзии:
СТРОКА СТИХА
Адриан Роум
Строка стиха
из кости тоски
вошла в иссток.
Стары, хитры
стихир тиски,
кроткий росток
Раскатят в скиту
у хаты косой,
скиснув в такси.
Мой друг, мой гроб -
груды мощей,
вещий дурдом.
И туже дыма
грубый грот
грудит жидом.
Другому проще,
еще и морды -
трубы без проб
Хрустя нудят,
нося в горстях
горы яхонт.
Уда домов
удушит дУбы
на шубе губы.
И моды морг
отточит лепту
иссопа поддев.
И вора ров
испакостит пасть
у яда воды.
И ясти сад
у совести дев
изведает ад,
Таская стада
по десять стихир
в испитой тропе.
О, Дево, ты весть
на совести туч
у лака тоски,
Чтоб пОдать беды
в радаре зари
на ровной черте
Участь свечи
и старость речи
в Яви подАть,
Почила в луче
у стаи степей
на теле трав.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №110030606854
Владимир Лагунов 26.05.2020 13:13 Заявить о нарушении