Старость

Об этом написано множество книг, это одна из популярнейших тем в мировой культуре. Её человек боится всю свою жизнь, однако она неизбежна. Человеческая природа особенна, так как в нас заложен особый ген старения, и мы неизбежно приходим к этому унизительному состоянию немощности.
Многие живые организмы, в частности, кальмары, практически не старятся, их организмы продолжают функционировать на прежнем уровне вплоть до самой смерти. Некоторые растения умирают в расцвете своих сил: зацветает цветок и оно гибнет. В природе все не происходит случайно, поэтому в старости должен быть свой определенный смысл.
И человек нашел этот смысл-это наставничество и любомудрие. Великий Тейлор не смог решить эту загадку: почему в жесточайших законах человеческого стада, стариков, которые потеряли свои производительно-хозяйственные функции, не убивали, а почитали и преклонялись перед ними. Ответ, пожалуй, кроется в следующим: Человек приходит к выводу ,что это ждет каждого и что сие есть неизбежность. Уже тогда принцип Канта-Сенеки имел свое право на существование. С другой стороны, старость в мировой культуре стала синонимом мудрости.
Вспомним средневековые гравюры о четырех возрастах человека, где, как правило, изображался беззаботный юноша, играющий на арфе, и суровый старик с книгой как символ знаний и опыта.  Достаточно вспомнить конфуцианскую культуру Китая, с её фанатичным почитанием старших, а  также даосизское отношениек к мудрости: по-преданию, великий Лао-Цзы родился стариком. Тут же не могу не вспомнить замечательную историю Фитцжеральда о Бенджамине Батоне, обстоятельства рождения которого, роднят его с вышеупомянутым философом. Но автор подводит нас к гениальной мысли о беспомощности человека в его младенчестве и старости, даже, несмотря на разнице в сознательности.
Тем не менее, мы приходим к некоему противоречию. Головной мозг это такой же орган, который стареет наряду с остальными и  функции его также ухудшаются, как и у других. Если мы обратимся к статистике, то увидим, что идеи большинства великих открытий приходила к ученым в молодом возрасте. Вопрос в другом - возможность реализовать их появлялась куда как позже, могло не хватать опыта, денег, нужных связей, авторитета. Аристотель расценивал антагонизм старого и нового следующим образом, у первого опыт - у второго сердце.
Исследователь творчества Пушкина Ираклий Андронников находил глубокий смысл в ранней гибели поэта, а Александр Сергеевич считал логичной смерть Моцарта в расцвете сил. Неужели оба этих человека могли просто-напросто «исписаться»?
 Человечество всегда пыталось найти в старости свой особый смысл, который смог бы облегчить этот тяжкий груз, но, увы, это пока только поиски.


Рецензии