Стихи-победители конкурса Мой лучший стих 2009года
1. Чёрный Георг "беглый квадрат" http://www.stihi.ru/2009/10/20/6489
2. Симон Слуцкин "Из жизни Иакова" http://www.stihi.ru/2009/03/07/2155
3. Совсем Старый Патефон "Кот" http://www.stihi.ru/2009/05/22/3987
4. Евгения Костюкова "Биться в Твоё стекло" http://www.stihi.ru/2009/09/27/7059
5. Наталья Чекова "Иван Грозный" http://www.stihi.ru/2009/11/18/5430
6. Митрофаныч "Мирное время" http://www.stihi.ru/2009/12/22/5003
7. Сергей Богомолов "И я смотрел" http://www.stihi.ru/2009/04/08/7387
8. Юлия Мельникова Ромэа "Мельничная нежить" http://www.stihi.ru/2009/03/17/5078
Конкурс «МОЙ ЛУЧШИЙ СТИХ 2009 ГОДА»
Срок проведения конкурса: 16 февраля - 4 марта 2010
Ведущий конкурса – Симон Слуцкин; ЖЮРИ конкурса: L++, Gavs, Ян Бурштейн
на странице Творческой Мастерской «ЕЖИ»: http://stihi.ru/2010/02/16/8071
____________Чёрный Георг_____________
____________"беглый квадрат"__________
это дом, без которого сад не растёт.
это тлен, без которого клён не шумит.
это я, без которого пусто – и всё.
опрокинутый вход в опрокинутый мир.
это влажные всплески растительных дюн.
это неба вращающийся василёк.
это птицы спустились так низко – к дождю,
что летают уже целый час под землёй.
это полога ночи сиятельный труп,
под которым нельзя оставаться людьми.
это акт провисания бронзовых струн,
убивающих звук, но рождающих мир.
это канонизированный мотылёк
и сквозные потоки спасительной лжи.
обитаемый необитаемый тлён.
это свет, без которого можно прожить.
это чёрный малевич, задраивший люк
в небольшой ослепительно-белый квадрат.
это значит, что я подобрал к тебе ключ.
здравствуй, дом без замков.
бог пришёл умирать.
_____________Симон Слуцкин____________
__________Из жизни Иакова. Отрывки._______
.................и служил Иаков за Рахель семь лет...
.................Бытие. Гл. 29 стих 20.
…………когда Иаков увидел Рахель… отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана...
…………Бытие. Гл. 29 стих 10.
1.
Я за Рахель семь долгих лет был пастухом. Стада Лавана преумножал и вёл в те страны, где преломлял несытный хлеб,
и день делил на имена овец, ягнят, собак, верблюдов, и находил Рахель повсюду. Где колокольцами гремя,
отара шла на водопой – я разглядел глаза овечьи - Рахели взгляд, в нём время лечит и возвращается покой.
Где Лея из шатра звала Рахели тёмными глазами - летело первой встречи знамя - как птица -к звёздам в два крыла.
На арамейских* простынях - на глиняных ладонях неба сгущался сумрак. Зло и слепо толкались тени. Простоять
они пытались ночь до крика петушьей трепетной зари и созерцали, как дарил любовь, которая возникла,
когда впервые у ручья поцеловал Рахель и воду я отворил. Любовь - как воздух и как барашек на плечах.
2.
Любовь - барашек на плечах. Увидел я Рахель и камень отворотил, промолвил: - Амен. И новым словом мир зачал.
И пили овцы... И вода по желобам телес бежала, и устранялось жажды жало, и отдалялся день суда
над бренной плотью. Пастухи, сходясь, высматривали солнце. Вода, как слово, долго пьётся, и долог путь за две реки.
Части 3, 4 и 5 сокращены.
6.
- Рахель, среди безгрешных душ - на небесах наш сын Иосиф. Настанет время - душу спросит Господь, и Ангелы придут
за нами, чтоб узрели Свет. Так в нашем мире видят солнце. Так тварь глядит на дно колодца, когда в пустыне бродит смерть.
Так я смотрел в глаза твои, когда поил овец Лавана, и понимал: нисходит манна, Господь спасенье сотворил.
Дорогой солнца жизнь прошёл. Семь лет восток перед собою я созерцал и был любовью отмечен с юности ещё.
Затем Лавану двадцать лет служил, как солнце, что в зените горит и греет мир – обитель существованья на земле.
Приобретя семью и скот, я поднимался - шёл на запад, чтоб обрести покой и запах трав Иордана, чтобы скорбь
нашла прибежище: в пути, не доходя до Вифлеема, я схоронил Рахель. И темень затмила солнце. Не найти
дорогу дальше. Холод. Мрак. И все пути ведут в Египет - в дом рабства. Будет голод, гибель и возвращенье тела в прах.
Но будет Пейсах. Новый род поднимет кости к Аврааму в МахпЕлу* и тогда над камнем могильным солнце вновь взойдёт.
7.
Разбудит солнце новый день. Погонит правнук в поле стадо. Увидит девочку и станет он называть её Рахель.
Она к колодцу подойдёт, чтобы наполнились кувшины водой и словом: Бог - Единый*. Рахель и Яков – дух и плоть.
(ссылка на полный текст в содержании)
_________Совсем Старый Патефон _______
_________________"Кот"________________
Луна всходила, дернув за шнурок,
что закрывал надоблачные ставни,
и погружался тихий хуторок
в темнеющие звездчатые плавни.
Сверчок шуршал средь кипы старых нот,
в углу дремали флейта и гитара,
и лишь неспящий вечерами кот
глядел в блестящий призрак самовара.
Он, разгоняя домовых хвостом,
на книжной полке царствовал вальяжно,
и лапой трогал антикварный том,
который возвышался древним стражем.
И в этом идиллическом краю,
где свет и тьма равны друг перед другом,
мурлыкал кот мелодию свою,
роняя звук меж севером и югом.
____________Евгения Костюкова__________
__________ "Биться в Твоё стекло" _________
Господи, помоги
сирой Твоей букашке.
Сердце послушно ляжет
в люльку святой руки.
Господи, Боже мой,
дальше - одни туманы.
Сонная рань поранит
комнатной пустотой.
Господи, не серчай,
что обращаюсь редко.
Там, за стеной, соседка
мужу готовит чай.
А за другой стеной -
топотом детских ножек
счастье минуты множит.
Да старики кино
смотрят вдвоём, ворча,
на пестроту рекламы.
Ластится жизни пламень
к яблочным душам чад.
Господи, тяжело
всуе спасаться верой
и стрекозой-химерой
биться в Твоё стекло.
____________Наталья Чекова ___________
____________ Иван Грозный___________
1.
Краснопёрый горланит ладно.
Колом клюв - затянул клич -
Лета долгая, мёртвая Рада -
/храма падшего вечный сыч…/
Ну а нам-то с тобой, Отче,
погулять…
Хоть разочек, да дело к ночи -
непроглядь…
Не прости, не помилуй всуе -
ни врага моего, ни брата!
Алой звонницей нарисую,
да хлестну в полынью набата -
самозванцев, /плетей на сотню!/,
крынка горя…стоит – стынет.
Смерть родная по подворотням
всех собак моих, отче, минет..
Свят, свят...
Жгут по окнам сонные наличники.
В ряд ряд,
конницы, рабы, опричники.
А Ванюшка-то сыночек – треклят!…
2.
Одиночества прошу! Толпы старят…
Надкушу нательный крест – запах крови.
Ах, сыночек мой Иван! - не бояре,
не предатели глазами буровят..
Отче, сгину! - посади в Себя дух мой…
Краснопёрые свистят ветры.
Не смотри, что во глазу – сухо.
Отмолил поди ясырь - вето.
Цареград. Всполох-смех.. Девки..
На коленях, на карачках треклятый…
Ах, сыночек мой, Иван, где ты?
Поминальную тяни лету…
Зацелована Москва, да не взята!
Золотые Вы мои душегубы!
переносчики священной заразы…
миром любо, будто кровью помазать
шею брата пояском подпоясать…
/Отче, сгину…Забери сразу…/
3.
Настя!...ноченька... Травинка- осока...
Слёзы ртути заблестят по заре.
Рать на ангелов - бессонных холопов
под копытом,да в твоей ли земле?…
Не царица, не княжна, не прощальная…
польский запах чужестранный не чую...
Настя травушка-осока печальная,
не прощу поводырям, не пущу я
4.
краснопёрых, кирпичных - всуе..
Визгом баб и в собачьей шерсти -
там, на дыбе, сам чёрт бесует!
Да проклятьем мой дух крестит…
У народа затылки - пУсты.
Ворон морщится – чёрт носатый…
Глянь-ка, отче, да он – русский.
И ни кем, гляди! Не распятый…
_______Молчанов Виталий Митрофанович_______
______________Мирное время_________________
В избе тепло. Привычно пахнет бражкой,
И остро – свежеструганной сосной.
Сынок родился, говорят, в рубашке
У Марьюшки под самый выходной.
Когда дома к земле давила стужа,
И к тёплой печке жались баюны,
Раздался крик, стряхнув лепнину кружев
Со стёкол в отражённый свет луны.
Как бисером расшитая дорожка –
Небесный самотканый рушничок,
Чтоб по нему прошли босые ножки,
Не обморозясь, в облачный чертог.
«Родимчик», – рот прошамкал повитухи:
«В рай полетела детская душа».
При тусклой лампе свёкор шил подпруги,
Дырявя кожу остриём ножа.
Не чахнуть внуку в царской каталажке
Не гнить в окопах Первой мировой…
У Марьюшки родился сын в рубашке
И умер в ночь под самый выходной.
Где от полозьев чёрные полоски
Морщинами легли на ровный снег,
Метель морозно-ветряной двухвосткой
С плеча хлестала уходящий век.
_____________Сергей Богомолов___________
______________И я смотрел_______________
мне первый год. кроватка у окна.
через стекло на маленькое тело
смотрела жизнь, внимательно смотрела,
и я смотрел через глазёнки на
её лицо, верней - на многоликость
всего того, что есть и будет в нём,
до самых звёзд раздвинулся проём,
из самых близких сделалась калитка,
и я ступил, верней - меня ввела
четвёрка лиц из жизни застекольной,
на мягкий ворс (мне было и спокойно
и хорошо), там яблоня цвела,
и в то же время яблоки висели
на тех же ветках, цвета посреди,
меня вели, вдоль нашего пути
кричали чайки, пели коростели,
и я вполне язык их понимал
и даже отвечал, как мне казалось,
затем я понял, как из всех сигналов
опознавать своей звезды сигнал,
и вот она коснулась (иль коснётся)
моих ресниц, и этим же лучом
доверит мне, меня уверит в том,
что имя есть, и это имя - Солнце,
и будем вместе вековать свой век,
и век наш будет быстрым и сердечным
на разговор, как вероятность встречи,
и одиночество, как духа оберег.
_____________Юлия Мельникова Ромэа______________
________________Мельничная нежить_______________
"Мели, мельница, мели,
Мели, мельница, мели,
И Питтак молол когда-то,
Митилены Царь Великий… "
_____"Vox molae"
"Пишу письмо, гляжу в окно,
А там я вижу толокно..."
Стих моей мамы
"И они огромны, как мысли гениев..." -
_________________Б. Пастернак, Мельницы
*
"Как туча, летучие мыши
Нагонят грачиную рябь
На реки, на стрелы камышин,
На морок, на топи, на хлябь."
"С колючим ознобом простуды,
Пугая прохожих и крыс,
Вода у широкой запруды
Обвалами падает вниз."
"Здесь - мельница;
Радуга брезжит;
Здесь сумрачный сом-домосед,-
И гул, что баюкает нежить, -
И омут, глубокий как смерть."
"Сны-глыбы, движенья - нерезки,
Саженных ресниц колеса
Всё шорохи, стуки да трески,
Всё скрипы, шаги, голоса... "
*
"... Бывало, горбунья-Шишига,
Сверкая зубов гоноблёй,
Как поп деревенский расстрига,-
Притащит мешок с коноплёй."
"То хлеба, то водки канючит,
То высыплет в воду табак. -
А кот в жерновах замяучит?
Прогнать бы отродье,- Да как?"
"Где стиснула вишня-смуглянка
Ветлы (не блеснула б Луна)
Утопленник аль Омутянка
Придвинется тихо со дна."
"С очами песчаного цвета,
Закружит тебя, обоймёт...
Бежать, оттолкнуть бы...Да где там...
А пальцы прозрачны как мёд."
"А утро на Солнце богато.
Храбры: "Мол, слыхали брехню",
Затеют возню мельничата -
"Кому нынче спать на краю?"
"Но мельник, - что чёрт для монаха -
И тот ведь сточил коготок,
Спознавшись с такою девахой. -
На лопасть порты наволок!"
"Смотри, припозднившийся путник!
Минуй неприветливый Дом...
Помилуй мя, Святый Заступник! -
Лихое творится кругом."
*
"Размолот, по ветру развеян
Волшебный пшеничный завет...
И слова такого - Рассея -
Однажды окажется - нет."
"Двулик и крылат Люцифер твой,
Влачащий державный ярем!
И ты перемолешься жертвой,
Как всё, что становится всем."
*
"Корявая, вросшая в землю,
Корнями сосущая глубь,
Яга, стерегущая мельню,
Распружила снежную крупь."
"А в звёздах, как Мельничный короб
Задела рука седока, -
Средь хлябей небесных и хвороб,
Блесной расплескалась мука."
"И чудится: в вьюжеве, в вое,
В Рождественском хрусте снегов
Скрипит колесо золотое,
В леса отгоняя волков."
"Но тел воронёные тени
Кидаются в окон гробы.
На мельнице слышится пенье
И смех, и слова ворожбы..."
"И Дом тот, и мир этот - в Ад бы -
С душой керосиновых ламп...
Всё полно предчувствием жатвы..."
__________________________________КОММЕНТАРИИ ЧЛЕНОВ ЖЮРИ_________________________
L++ - http://stihi.ru/avtor/login185
____________________________«беглый квадрат» (Трудно Быть Богом)______________________
музыкально - это как болеро Ровеля.
так же как там варьируется и варьируетя одна тема
так и здесь варьируется и варьируется один прием
так же как там пиеса начинается несколько отстранено, почти равнодушно
так и здесь пиеса начинается с почти абстракций: дом, сад, клён, тлен
так же как там напряжение поддерживается противоречиями между разливами вариаций мелодии и жестким ритмом, так из здесь стихотворение держится на противопоставлении, сопоставлении и - слиянии! - двух крайностей, двух полюсов, двух пределов - жизни и смерти.
поначалу это противопоставление подчеркивается почти зримо:клён - тлен, василёк неба-подземье, ласточки-черви, труп-мир, рождающий-убивающий
но при этом прорастает сопоставление: без тлена перегноя не будет роскоши клёна, ласточкам в стихотворении ничего не стоит попронзать, не только тучи, но и почву, а порочное сияние ночного города убивает в человеке человеческое: сияние - убивает, а со смертью звука - рождается мир("Да будет свет!"- сказал Он. и свет стал... стал, когда затих - умер - звук)
а "канонизированный мотылёк" искусства, этот "обитаемый необитаемый тлён" - это клён или тлен? смерть или жизнь?
("По поводу "Тлёна" - вспомните рассказ Борхеса "Тлён, Укбар, Орбис Терциус", где речь идёт о вымышленном мире (том самом Тлёне), который постепенно становится реальным, прорастая в него из вторичных источников (из многотомной энциклопедии Тлёна), которые становятся по сути первичными, и от которых мир начинает непосредственно зависеть, и в конце концов подменяют его собою."
Чёрный Георг Предел Невозможного 26.11.2009 01:29 )
и наконец, как в Болеро, финальные аккорды - это не только обрушение, но и рождение, так и здесь финал под стать мощи Болеро -
находка, поэтическое открытие Георга, что Чёрный квадрат - это задраенный люк, за которым - ослепительно белое!
бог пришёл умирать.
то есть смерти - нет.
*
чего не хватило в стихе лично мне: маленького человечка среди этих всеселенских игр богов.
НЕ равного им. секундно-живущего мотылька, мыслящего тростника.
*
***************
*
____________________________«Из жизни Иакова» (Симон Слуцкин)___________________________
эпическое полотно и - Рахель, Рахель, Рахель.
Потому что небу нужна вера, а сердцу - только любовь
интересен опыт успешного формата А4.
Если бы это записать классическим форматом, то получилась бы длинная поэма, а так - читабельная почти прозаическая миниатюра.
и какая психоделика! особенно во второй главке.
**************
*
______________________«Кот» (Совсем Старый Патефон)__________________________
к вечностям обычно подходят с почтительностями и смирениями.
но...
но каждый из нас обладает вечной душой, то есть вечность, в конце концов - наша родственница, строгая тётушка, скажем.
но.. хоть и маменька любит больше, но и наказывает чаще, а тётушке можно, бывает, рассказать то, что матери - не решишься...
вот это стихотворение - о домашней вечности, об уютной бесконечности, что она - не где-то в абстракциях толстых книг, а.... конкретностях толстого кота.
*
из недочетов мне нашлось только вот это:
"Сверчок шуршал средь кипы старых нот,
в углу дремали флейта и гитара,
и лишь не спящий вечерами кот
глядел в блестящий призрак самовара.
Он... "
он это кто? сверчок? кот? самовар? читаем дальше:
"Он, разгоняя домовых хвостом,
на книжной полке царствовал вальяжно"
хвост? у самовара? но ведь у нас - "призрачный самовар"? а если это кот, то как хвостом можно гонять домовых с полки по всей комнате? а призрачным хвостом - запросто. Да и на книжной полке место именно какому-нить сувенирному самовару, а не пустому месту, где может разлечься толстый кот.
читаем дальше:
"и лапой трогал антикварный том,"- так всё-таки кот...
вот, давать повод к этим гаданиям - оно лишнее....
*
***********************
*
___________________«Биться в Твоё стекло» (Евгения Костюкова)___________________
"...7. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
9. Молитесь же так: Отче наш..."
Евангелие от Матфея
Всё стихотворение можно уложить в эти три стиха древней книги. "..ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду":
тихое счастье состоявшегося: муж, которого можно - и ведь приходится!- поить чаем; дети, особенно когда они маленькие, когда их можно на руки взять, когда они молочком ещё пахнут; и... "и они жили долго и умерли в один день"
Как хочется верить, что пламень жизни будит ластиться уютным костром, что яблоневый цвет не обернётся яблоком раздора, яблоком познания - изгнанием из всех раев...
и как трудно верить, что всё-таки стрекоза разобьет стекло и... сирая букашка ляжет... в люльку Его руки.
*
стихотворение вроде бы сделано по лекалам XIX века: ни тебе модных размеров, ни модных слов, ни модных рифм. Но при этом оно остается очень современным - после всех этих революций-дефолтов-кризисов так хочется именно сейчас, именно в России так хочется - тишины...
Так, наверное в Голландии после кошмара ее войн с Испанией именно мечтой о тишине, как красками, писались картины "малых фламандцев"...
да и техника звукописи ясно показывает в каком веке писано стихо:
"Сонная рань поранит..."
Марина, Царствие тебе Небесное! Со всеми твоими грехами - упокойся, хоть Там - покоя тебе, покоя...
Владимир Гавс: http://stihi.ru/avtor/b64
___________________Наталья Чекова – Иван Грозный._______________________
Хорошая звукопись. Интересная образность. Ритмика каждой из 4-х частей подчёркнуто соответствует эмоционально-смысловому содержанию этой части. Дискретность текста – в данном случае – не разрушает целостность картины, а придаёт ей дополнительный объём.
____________________ Чёрный Георг Реинкарнация "беглый квадрат"__________________
Стихотворение, которое меня эмоционально абсолютно не затрагивает, но пройти мимо него было бы, наверное, неправильным – текст очень техничный, продуманный и качественно воплощённый. Первые четыре строфы – цепочка строк-метафор, каждую из которых – при желании – можно развернуть в ещё одну дополнительную строфу. Как минимум)). Т.е. текст представляет собой этакую сжатую до предела пружину, которая в финале (последние 5 строк) мгновенно распрямляется. Выстреливает идеей о смерти-жизни-как-едином-целом. Две стороны одной медали. И всё дело только в том, на какую из её сторон мы смотрим в данный момент.
Свидетельство о публикации №110030503846