Часть 3. Археологические исследования Бийсу
Проанализируем имеющиеся материалы по археологическим исследованиям на территории Нукратского пути. Начнем с Богородского района Кировской области, где начинают свое течение реки в бассейн Чепцы и нижней Вятки.
Раскопки, проведенные на территории района, свидетельствуют о том, что древние племена поселились здесь уже шесть тысяч лет назад. Расселялись они по берегам более крупных рек Лобани, Вои, Косы, которые являлись источниками питания, пресной воды, транспортными путями. По берегам Лобани и Вои обнаружены древние стоянки и поселения, которые датируются 5-2 тысячелетиями до нашей эры. К ним относятся поселения "Лобань-I", "Лобань - II ", "Лобань - III ", "Малое озеро". Стоянки "Кычаны - I, "Кычаны - IV", "Кычаны - V", "Хорошевская - II ", "Шабашинская", "Степинцы - I", "Степинцы - II ".
Обнаружены поселения и более позднего периода, относящиеся уже к нашей эре, IV-XVII векам: «Хорошевское» "Строгановское", к этому же периоду относятся Храмцовское селище и Ошланское городище (селище - неукрепленное поселение открытого типа, городище - поселение, обнесённое валом, рвом, частоколом и другими укреплениями). В поселениях "Лобань - I", "Малое озеро" при раскопках обнаружено несколько культурных слоев, относящихся к разным эпохам.
Ошланское городище расположено неподалеку от села Ошлань у реки Мармыг. Городище ограждено с двух сторон валами и датировано археологами XII-XIII веками нашей эры. Среди находок преобладают кремниевые орудия: резцы, скребки для выделки шкур животных, проколки для сшивания шкур, наконечники стрел для охоты, а также орудия-инструменты, с помощью которых обрабатывался камень: отбойники и ретушеры. Учитывая то, что месторождений кремния в Богородском районе нет, напрашивается вывод о связи древних племен богородской земли с другими племенами и о том, что люди каменного века активно передвигались водными путями, привозя издалека материал для изготовления орудий труда и оружия. Как Мухинское, так и Ошланское городища археологи не относят к чудским поселениям.
В поселениях эпохи бронзы (11 тысячелетие до н. э.), к которым относится и поселение "Лобань - I", обнаружены керамические сосуды — горшки, чаши, верхняя часть которых украшена разными зигзагообразными линиями, сеткой, ямками и другим орнаментом. Кроме того, найдены обломки тиглей для выплавки металла с вкраплениями бронзы, шлаки и кусочки бронзы, бронзовые орудия. Бронза - это сплав меди, а медных руды в данном районе не обнаружено.Возможно, факт присутствия в находках средневековых городищ тиглей изменит наш взгляд на историю происхождения обработки металлов в Кирсе?
Очень загадочной выглядит находка рядом с сохранившимся человеческим черепом двух круглых янтарных украшения, непонятно каким образом попавших с балтийских берегов в богородские леса. В поселениях, относящихся к средневековью, найдены уже железные вещи, а также небольшое количество кремниевых изделий, керамика.
Много находок было сделано в районе чепецких городищ. В девятнадцатом веке в тридцати восьми верстах от Глазова, на правом берегу Чепцы, крестьянином Лекомцевым при распахивании поля найден серебряный кувшин в 5 фунтов весом, наполненный арабскими монетами. Часть монет была отослана для определения в Казанский университет, давшего заключение, что монеты чеканены во времена владычества арабов на востоке в гг. Самарканд и Багдад, при калифах из рода Оммайядов и Аббасидов в 90, 91, 152 и 211 гг. до нашей эры. В кувшине оказалось 18 золотых и 1500 серебряных монет. Монеты большею частью превосходно сохранились.
Из Глазовских чудских могильников известен Чем-шай, расположенный на вершине холма между Игна-каром и Сабанчи-каром. В той же местности отмечено довольно много вятских кладбищ (шаймы), некторые из которых чудские.
Исследователи девятнадцатого века сообщают, что близ деревни Лапотной Нолинского уезда, между оврагом и берегом речки Курчумки, имеется насыпь, которую местные жители называют городищем.
Выше Нолинска по течению Вятки в бассейне реки Пижма археологи обнаружили ряд древнейших городищ и пришли к заключению, что пижемские древности имеют сравнительно с чепецкими более позднее происхождение: бронзовые подвески почти не успели окислиться, некоторые серебрянные вещи стали вырабатываться несколько иначе, среди пижемских древностей найдено мало болгарских бус и чудских подвесок. Проведенные исследования показали тождественность культур древнего населения Пижмы и Касимова и их тесную взаимосвязь. Касимов же располагается на полпути между Пижмой и Киевом. Сказанное позволяет предположить, что река Пижма использовалась как транспортная магистраль из Бийсу на Киевскую Русь, причем возникла уже после булгарского нукратского пути.
В девятнадцатом веке было известно также следующее место: за селом Егорьевским на правом берегу многосаженная Большая Рудная или Чудская гора. Последнее название объяснялось найденными чудскими медными вещами. С горы были видны верховья Камы, Георгиевское, Бисерово и десяток мелких поселений. А близ деревни Подгорной Бисеровской волости находился интересный „Чудской камень", имевший довольно правильную форму и до двух саженей вышины. В воскресенье, Иванов день, Петров день, и в другие народные праздники старики носили на чудской камень различные яства.
Болгарскими городищами в Вятской губернии считались елабужское и граханское (последнее — Казанской губернии, но стоит на устье реки Вятка). Елабужское городище находится близ города Елабуга и расположено в устье речки Тойма.
В Пьяноборском городище, в нижнем течении Камы, обнаружены предметы вооружения - накольчужники. Все другие предметы, обнаруженные здесь, можно назвать чудскими, но накольчужники неместного происхождения, схожие с европейскими. Такие же накольчужники были найдены по Вычегде около Яранска, в местности, с которой низовья Камы и Вятки не могли иметь непосредственного сообщения. Из чего исследователи сделали вывод, что подобные предметы получались где-то на верховьях Камы - отсюда шли через Сысолу и Вычегду на Двину, а через Каму до Волги. Распространение одинаковых предметов в разные стороны предполагает существование на верховьях Камы промышленного и торгового центра, принявшего на себя издавна роль посредника между камско-двинскими народностями и восточными торговцами.
УШКУЙНИКИ
Начало: [http://proza.ru/2010/02/12/74] Продолжение: [http://proza.ru/2010/02/28/268]
Свидетельство о публикации №110022706381