Уголь

- Ну все, парни,- Варенцов бросил окурок в урну, вставая со скамьи,- до одиннадцати пинаем балду, только из цеха не отлучаться никуда. В магазин там, поссать-посрать - все через меня или Митрича. И без десяти одиннадцать - чтобы все на месте, как штык. Уголь придет, шестнадцать "коробок".

Докурив, бригада разошлась по своим нехитрым делам - кто сыграть партию-другую в нарды в бытовке, гордо именуемой "Комнатой отдыха дежурной смены грузчиков", кто, отпросившись у Варенцова, отправился в магазин за сигаретами или газировкой "Шмаковка", а я, Серега Еремеев и еще двое, пока незнакомых мне, грузчиков остались сидеть возле бытовки, наслаждаясь первым, по-настоящему весенним апрельским солнцем.

До прибытия состава с углем, "моего первого поезда" (по случаю чего, как обьяснили мои новые товарищи, мне предстояло в ближайшие дни "проставиться") оставалось почти два часа. В магазин мне было не нужно, нарды и домино я терпеть не могу - а вот поваляться часок на топчане было бы, пожалуй, неплохо. Посидев минут десять и выкурив еще одну сигарету, я встал и пошел в "комнату отдыха"...

Час пролетел незаметно. В бытовку вошел Варенцов.
-Ну все, братва, уголек пришел. Лопаты в зубы - и вперед. Бригада, выстроившись по двое (такова была негласная цеховая традиция - "на работу, как на праздник"), двинулась в сторону разгрузочной, весело напевая "Гимн ТЭТЭЦЭшников" - переделку популярного в 70х годах прошлого века шлягера:

                Качается вагон, молчат колеса глухо,
                так хочется сойти - конца ж работе нет...
                С тобою, жизнь моя, нам суждена разлука -
                на тот шагаем свет, на тот всем цехом свет...      


-Значит, так, Виктор Семеныч,- строго сказал Варенцов,- напарником у тебя будет пока Палыч, он грузчик опытный, присмотрит, подскажет, что и как. Ты стажер, так что "на скорость" не гони пока, главное - осторожность, осторожность и еще раз осторожность, как говорил товарищ Ленин. Хотя, конечно, и поспевать тоже старайся. Работа тяжелая, бабло мы тут не за так получаем. Но - головы все же не теряй, не увлекайся. Инструктаж ты прошел, я тебе, вроде, тоже, обьяснил все.

Мы с Павлом Павлычем подошли к четвертому от тепловоза вагону. На темно-коричневой, припорошенной пылью и местами облупившейся краске с трудом угадывались две надписи: "Собственник - АО "Северо-Зарайский железнодорожный узел" и "Построен - июль 2005 г".

-Смотри, Витя,- Палыч протянул мне одну из двух огромных совковых лопат, которые держал в руках,- ты работаешь у этого края, я - здесь. Главное - не спеши сильно. Пока ты стажер - за выработку с тебя никто не спросит. Сегодня, по крайней мере. Прошлый месяц мы нормально отработали, все живы-здоровы. А в феврале вот Серегина присыпало, слава богу, откопать успели. А ведь не новичок, семь лет отпахал. Так что, помни: выработка там, норма - это для тебя сегодня не главное, а все же быстрота и ловкость прежде всего. Такой вот парадокс, понимаешь... Главное - не спи, ногами знай перебирай. Волка ноги кормят - ну, а нам, грузчикам, они еще и жизнь спасают.

Мы поднялись по ржавым, грубо приваренным к торцевым стенкам вагона скобам из "рифленки" внутрь, каждый со своей стороны. Вагоны с углем или, в просторечии, "коробки", введенные в эксплуатацию несколько лет назад, были, что называется, явным торжеством научной мысли. От своих, почти повсеместно уже ушедших в прошлое, предшественников, этих безобразных ящиков на колесах, разгружавшихся через люки в днище, наши нынешние "коробки" отличались, при меньшей вместимости, большей пропускной способностью, благодаря новой технологии разгрузки. Внешне они представляли собой увеличенные копии вагонеток, в каких шахтеры перевозят уголь по подземным узкоколейкам, то есть, имели в поперечном сечении примерную форму полукруга. Изнутри, сантиметрах в десяти от верхнего среза продольных стенок (собственно, нижнего среза и не было - стенки и закругленное днище составляли одно целое), было приварено по одному длинному куску рельса, по всей длине вагона. Вагон имел устройство, которое все называли просто - "маятник". С его помощью "коробка" в нужное время начинала ритмично раскачиваться вокруг продольной оси, с грохотом и скрежетом опрокидываясь влево-вправо над неподвижными колесными тележками. В этом и заключался новый, очень эффективный метод разгрузки угля, для этого и были нужны новые вагоны. Такая технология куда рентабельней прежней - во-первых, уголь высыпается достаточно далеко от железнодорожного полотна и его не нужно теперь счищать со шпал и рельсов, во-вторых, не требуется чистка вагонов при помощи продувки (опять же - экономия на дорогостоящей и малоэффективной пневматике, как обьясняли на инструктаже). Все, что нужно теперь - это выносливость, ловкость и, пожалуй, храбрость грузчиков, по двое человек в каждом вагоне.

Вначале, пока вагон полон, он раскачивается лишь слегка, и грузчики в это время, считай, "пинают балду", по выражению Варенцова - так, посматривай себе, чтобы, если попадется слежавшаяся угольная глыба, она вывалилась куда надо и не осталась в "коробке"; если нужно, разбей ее лопатой или просто подтолкни вниз, коли небольшая. Но вот, после того как вывалится примерно треть содержимого, для грузчика начинается настоящая работа. Амплитуда раскачивания постепенно увеличивается, доходя, по мере разгрузки, где-то градусов до 100-115. Теперь грузчику нужно, вроде белки в колесе, постоянно перебегать от одной боковой стенки к другой и, по мере приближения к опускающемуся срезу стенки, успевать толкать лопатой задержавшийся уголь, после чего, резко развернувшись, бежать к другой и делать то же самое. Раскачиваются "коробки" быстро, один раз "влево-вправо" в полминуты, и тут главное - не зазеваться, вовремя упереться ногой в рельс возле среза стенки, чтобы не вылететь из вагона - иначе тут же завалит углем. Опытные, со стажем, грузчики, "асы", достигали со временем "высшего пилотажа" - не тратили секунды на то, чтобы развернуться лицом к очередной стенке, а так и бегали - "лицом к одной, спиной к другой". Это не очень приветствует начальство, хотя официально нарушением ТБ* не считается. Правда, при таком способе трудно очень попасть ногой на рельс, не видя его, и многие при этом вылетают из "коробки", чтобы тут же попасть под угольную лавину и, возможно, разбить себе голову. Касок грузчики не носят, то есть - надевают, конечно, в начале смены, а у вагонов бросают, несмотря на наказания...

Конечно, работенка та еще - мало кому под силу. И не живут долго грузчики - если дотянул до полтинника и не засыпало, не расшибся насмерть, считай себя долгожителем. Тогда окочуришься, скорее всего, через год-другой, от сердечного приступа либо силикоза - от угольной пыли легкие никакой респиратор не спасает, да и не носит его никто, так же как и каски. Задохнешься в нем в "коробке", взад-вперед летая...

Зато грузчики ТТЦ* на Северо-Зарайской ГРЭС - народ самый богатый, денежный. Коттеджи у всех такие, что иной "новый русский" позавидует, машины чуть не кждый год меняют, да еще машины какие... Выше, чем у ТЭТЭЦЭшников, зарплата на ГРЭС только у итээровцев.

...Долго я раздумывал, прежде чем написать заявление о приеме в топливно-транспортный, но с работой в нашем городишке - как и везде нынче, да и деньги, что ни говори, нужны. Два года без постоянной работы, постоянные скандалы дома из-за беспросветной нищеты свое дело сделали...

-Ну как, не раздумал? Не побоишься? Справишься? - спросил меня Мещеряков, инженер по ТБ, окончив инструктаж и дав мне расписаться в трех или четырех журналах учета инструктажей.
-Страшно, конечно,- ответил я тогда,- вроде и технология, говорите, новая, а эта беготня - чисто белка в колесе...
-А что ж ты думал, это тебе не при совдепии, вкалывать нынче нужно, хочешь жить - умей вертеться, у нас это, как видишь, в самом буквальном смысле. Дети-то есть?
-Дочке шестой год.
-Ну вот, жену, ребенка надо содержать, нет? Надо. Опять же - скоро школа, там, поди, и в институт захочет, а как же... Вот и бегаем, вертимся. "Белки в колесе"... Это, Витя, еще не белки. Вот зимой, когда уголек-то мерзлый приходит, бывает что вместо лопаты киркой махать приодится, а то и с отбойным молоточком по "коробке" летаешь - вот тогда попробуй-ка, и там и там успей. Тогда, правда, частоту раскачки уменьшаем вдвое, так нас за это тоже дрючат (неофициально, понятно) - разгрузка тогда охуенно задерживается. И беготня эта туда-сюда - она ведь, не только и, в сущности, НЕ СТОЛЬКО для того,чтобы оставшийся уголек выталкивать. Тут, понимаешь, какое дело,- он приблизил ко мне лицо и заговорил полушепотом,- эти конструктора хреновы не рассчитали малость, мощности у "маятников" маловато. Вот грузчики-то, бегая, "маятникам" вроде как помогают, типа, усилителями мощности для них служат. Опять же рельсы в "коробке" - это уже наша, "местная", рацуха: во-первых, они как тормоза для грузчика используются (мы без них каждый день по пол-смены хоронили бы, как минимум),во-вторых, они как грузы дополнительные, для усиления раскачки. В общем, ты, парень, не паникуй. Втянешься - все пойдет как надо. Ты, главное, не робей. И, желательно, дома тренируйся - просто бегай взад-вперед по вечерам, после смены, шагов десять туда- десять обратно. А вообще - ты когда-нибудь мотогонки по стене отвесной видел? - вдруг спросил он, доставая сигареты.
-Видел, по ящику.- ответил я.
-Ну, а это что-то типа того. Чем быстрее бежишь - тем крепче в "коробке" держишься. Центробежка - она в нашем деле очень помогает. Короче - опасно, кто спорит. Но игра свеч стоит. Да вот, в январе, аккурат после Нового года - да, троих, правда, похоронили. один - молодой совсем, жениться собирался... Невеста, стерва, сказала - в ТТЦ не пойдешь - хрен тебе, а не свадьба. Вот и женился... ну, в общем, срок испытательный у нас два месяца, попробуешь, не потянешь - уволишься. Но, думаю - сможешь. Удачи.

..."Быстро бегут по стреле мужики - храбрые крановщики"- напевал я мысленно песенку группы "Манго-Манго", балансируя ногами - вагон еще был полон и бегать от стенки к стенке пока не было нужно. Скоро "коробка" освободится от трети груза - и тогда начнется. Начнется "по-настоящему".

Начнется первый рабочий день. На новом рабочем месте...

Я не знал еще, что Серегу Еремеева, который, как и я, сегодня впервые заступил на смену - напарником бригадира Варенцова - через неделю завалит углем, что через три месяца, возвращаясь с работы домой, умрет от сердечного приступа Пал Палыч (двенадцать лет в ТТЦ - не шутка, что говорить); не знал, что через полгода окажусь в "угольной могиле" и я. Меня успеют откопать, но я уволюсь на следующий же день к чертовой матери...

Все это было еще впереди.

*ТТЦ - топливно-транспортный цех.
*ТБ - техника безопасности.               

 27.02.10 г.   


Рецензии
... в студенчестве разок пришлось зимой мёрзлый песок-ракушечник...
:)

Рон Вихоревский   01.02.2018 09:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.