Молчание - самая звучная из молитв
За угнетающей тишиной Моря, тишина Бога... чувство, когда пока человек в муке возносит свой голос, Бог остается со сложенными руками, в молчании. (Молчание - Shusaku Endo)
Из беседы с Раманой Махарши (индийским мудрецом)
Шри Рамана Махарши (30 декабря 1879 — 14 апреля 1950) — широко известный индийский Мудрец. Настоящим его именем было Венкатараман Айяр, но последователи называли его Махарши (южноиндийское произношение слова «Махариши»), что значит «Великий Мудрец», а имя Рамана является сокращением от Венкатараман.
Хотя Шри Рамана с готовностью давал устные наставления каждому желающему их получить, но нередко говорил, что его БЕЗМОЛВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ БОЛЕЕ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ И БОЛЕЕ МОЩНЫЕ. ЭТИ БЕЗМОЛВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ СОСТОЯЛИ ИЗ ДУХОВНОЙ СИЛЫ, которую, казалось, излучала его фигура, силы настолько могущественной, что он считал ее наиболее прямым и важным аспектом своего учения. Вместо устных инструкций о правилах контроля ума он без напряжения испускал безмолвную Силу, автоматически успокаивающую умы всех, кто был поблизости. Люди, настроенные на эту Силу, сообщают, что переживали ее как состояние внутреннего мира и благополучия, а у некоторых наиболее продвинутых почитателей она даже ускоряла прямое переживание Атмана.
Этот метод наставления имеет в Индии давнюю традицию, его наиболее знаменитым представителем был Дакшинамурти, проявление Шивы, который силой своего безмолвия привел к переживанию Атмана четырех выдающихся учеников. Шри Рамана часто с большим одобрением отзывался о Дакшинамурти.
Поток испускаемой Гуру силы может быть воспринят каждым, чье внимание сфокусировано на Атмане или на форме Гуру, причем результат не зависит от расстояния.
Это внимание часто называют сат-сангом, что буквально означает - связь с Бытием. Шри Рамана от всего сердца поощрял эту практику и часто говорил, что она является наиболее эффективным путем осуществления прямого опыта Атмана. Традиционно сат-санг включает пребывание-ученика в физическом присутствии реализовавшего Атман, но Шри Рамана давал ему значительно более широкое определение. Махарши говорил, что важнейшим элементом сат-санга является мысленное соединение с Гуру, а потому сат-санг происходит не только в его присутствии, но и в любом месте и в любое время, когда бы мы ни думали о нем. Цитируемые ниже пять санскритских стихов говорят о силе сат-санга.
Связь с мирскими вещами устраняется сат-сангом. После этого разрушаются привязанности ума. Удалившие их погибнут в ТОМ, которое неподвижно. Таким образом, они достигают Освобождения при жизни (дживан мукти). Цените их общество.
«Почему Бхагаван не выходит к народу и не проповедует ему Истину?»
Махарши: «Откуда вы знаете, что я этого не делаю? Разве проповедь заключается в том, чтобы взобраться на трибуну и взывать к толпе вокруг? Проповедь, есть просто СООБЩЕНИЕ ЗНАНИЯ, А ПО-НАСТОЯЩЕМУ ОНО МОЖЕТ БЫТЬ ПЕРЕДАНО ТОЛЬКО В ТИШИНЕ. Что вы думаете о человеке, который в течение часа слушает поучение и уходит не затронутый им настолько, чтобы изменить свою жизнь? Сравните его с другим, сидящим в святом Присутствии и уходящим через некоторое время с полностью изменившимся взглядом на жизнь. Что лучше: громко проповедовать без всякого толку или безмолвно сидеть, посылая Внутреннюю Силу?
БОЛЕЕ ТОГО, КАК ВОЗНИКАЕТ РЕЧЬ? СУЩЕСТВУЕТ АБСТРАКТНОЕ ЗНАНИЕ, ИЗ КОТОРОГО ПОДНИМАЕТСЯ ЭГО, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ИСТОЧНИКОМ МЫСЛИ, А МЫСЛЬ ВЫЗЫВАЕТ ИЗРЕЧЕННОЕ СЛОВО. ПОЭТОМУ СЛОВО - ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ПРАВНУК НАЧАЛЬНОГО ИСТОЧНИКА. НО ЕСЛИ СЛОВО МОЖЕТ ПРОИЗВОДИТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ, СТОЛЬ ЦЕНИМОЕ ВАМИ, ТО НАСКОЛЬКО БОЛЕЕ МОЩНОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОПОВЕДЬ ПОСРЕДСТВОМ МОЛЧАНИЯ.
« Откуда берется у Молчания такая мощь?»
Махарши : «Реализовавший Себя человек распространяет волны духовного влияния, которые тянут к нему многих людей. Тем не менее он, возможно, сидит в пещере и сохраняет полную тишину. Можно прослушать лекции об истине и уйти, с трудом уловив кое-что по этому вопросу, но контакт с Мудрецом, пусть и молчащим, даст гораздо больше понимания предмета. При необходимости он использует других людей как инструменты.
ГУРУ - ЭТО ДАРИТЕЛЬ ТИШИНЫ, который открывает свет Самопознания, сияющий как лежащая в основании всего Реальность. СЛОВА СОВЕРШЕННО БЕСПОМОЩНЫ, ЕСЛИ ГЛАЗА ГУРУ ВСТРЕЧАЮТСЯ С ГЛАЗАМИ УЧЕНИКА.
« Дает ли Бхагаван дикшу (посвящение)?»
Махарши: «МАУНА (МОЛЧАНИЕ) ЕСТЬ НАИЛУЧШАЯ И НАИБОЛЕЕ СИЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩАЯ ДИКША, которую практиковал еще Шри Дак-шинамурти. Посвящение прикосновением, взглядом и т.п. - все это более низкого порядка. ЛИШЬ ПОСВЯЩЕНИЕ МОЛЧАНИЕМ МЕНЯЕТ СЕРДЦА У ВСЕХ.
ДАКШИНАМУРТИ МОЛЧАЛ, КОГДА УЧЕНИКИ ПРИБЛИЖАЛИСЬ К НЕМУ. ЭТО ВЫСОЧАЙШАЯ ФОРМА ПОСВЯЩЕНИЯ, включающая все-остальные дикши, в которых должно устанавливаться отношение субъект-объект. Сначала возникает субъект, а затем - объект, ибо при их отсутствии как один может, смотреть на другого или касаться его? Мауна дикша является самой совершенной: охватывая взгляд, прикосновение и руководство, она всесторонне очищает человека и устанавливает его в Реальности.
Если разыскивать личность, то ее нигде не найти. Таков Гуру. Таков Дакшинамурти. Что он делал? При появлении учеников он сидел в молчании. В ответ на их вопросы Дакшинамурти сохранял БЕЗМОЛВИЕ, И В ТИШИНЕ УЧИТЕЛЯ СОМНЕНИЯ ИСКАТЕЛЕЙ РАССЕИВАЛИСЬ, а это означало, что они утрачивали свои отдельные индивидуальности. Такова джняна, а не все то многословие, которое с ней обычно связывают.
Молчание - наиболее мощная форма работы, и хотя шастры обширны и выразительны, они тем не менее уступают в своем влиянии. Гуру спокоен - и Мир господствует во всем. Его Молчание более обширно и более выразительно, чем все шастры, вместе взятые. Ваши вопросы вызываются чувством, что после долгого пребывания здесь, многое услышав, предприняв значительные усилия, вы ничего не обрели. Внутренняя работа не очевидна. НА САМОМ ЖЕ ДЕЛЕ ГУРУ ВСЕГДА ВНУТРИ ВАС.
«Может ли Молчание Гуру действительно вызвать продвинутые состояния духовного сознавания?»
Махарши: «Имеется старинное предание, наглядно показывающее мощь Молчания святого. Таттварайя сложил бхарани, особое поэтическое произведение на тамили, в честь своего Гуру Сварупананды и созвал группу ученых пандитов, чтобы они прослушали и оценили его сочинение. Пандиты возразили, что бхарани традиционно сочиняются только в честь великих героев, способных сокрушить в битве тысячу слонов, и нет повода посвящать такое произведение аскету. Тогда автор предложил: Пойдем к моему Гуру и узнаем, кто прав?. После того как все заняли свои места возле Гуру, автор рассказал ему о цели визита. Гуру сидел в Молчании, и все остальные тоже пребывали в мауне. Промелькнул целый день, прошла ночь, еще несколько дней и ночей, но все продолжали сидеть безмолвно, ни одна мысль не возникла у кого-либо из них, никто не думал и не спрашивал, зачем они пришли сюда. Через три или четыре дня такого состояния Гуру немного отпустил свой ум, и все собравшиеся немедленно возвратились к мыслительной деятельности. Потом они объявили: Сокрушение тысячи слонов - ничто по сравнению с этой способностью Гуру одолеть сразу все стадо мечущихся в течке слонов наших эго. Поэтому, безусловно, он заслуживает бхарани в свою честь!
« Как действует эта безмолвная сила?»
Махарши : "Речь - это только средство передачи мыслей одного человека другому, и она используется лишь после их возникновения. Сначала поднимается «я» -мысль, а за ней - остальные мысли, и поэтому корнем всех разговоров является эта «я»-мысль. КОГДА ЧЕЛОВЕК УСПОКОИЛ МЫСЛИ, ОН ПОНИМАЕТ ДРУГОГО ПОСРЕДСТВОМ ВСЕОБЩЕГО ЯЗЫКА МОЛЧАНИЯ.
МОЛЧАНИЕ - ЭТО ПОСТОЯННАЯ РЕЧЬ, НЕИССЯКАЕМЫЙ ПОТОК СООБЩЕНИЯ, КОТОРЫЙ ПРЕРЫВАЕТСЯ СЛОВЕСНОЙ РЕЧЬЮ, ИБО СЛОВА БЛОКИРУЮТ ЭТОТ БЕЗМОЛВНЫЙ ЯЗЫК. НАПРИМЕР, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ТЕЧЕТ ПО ПРОВОДАМ И, ВСТРЕЧАЯ СОПРОТИВЛЕНИЕ, ЛИБО СВЕТИТСЯ КАК ЛАМПОЧКА, ЛИБО ВРАЩАЕТСЯ КАК ВЕНТИЛЯТОР. В САМОМ ЖЕ ПРОВОДЕ ОНО ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ. ПОДОБНЫМ ОБРАЗОМ И МОЛЧАНИЕ - БЕСПРЕРЫВНОЙ ПОТОК «РЕЧИ», БЛОКИРУЕМЫЙ СЛОВАМИ.
ТО, ЧТО ЧЕЛОВЕК БЕЗУСПЕШНО УЗНАЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАЗГОВОРОВ, ДЛЯЩИХСЯ ГОДАМИ, ОН МОЖЕТ МГНОВЕННО ПОЗНАТЬ В МОЛЧАНИИ ИЛИ ПЕРЕД ЛИЦОМ МОЛЧАНИЯ.
Дакшинамурти и четыре его ученика служат этому хорошим примером. МОЛЧАНИЕ - ВЫСОЧАЙШИЙ И НАИБОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫЙ ЯЗЫК.
« Бхагаван говорит: «В преданного - влияние джняни незаметно проникает Молчанием». Бхагаван также говорит: «Контакт с великими душами (махатмы) - единственное эффективное средство осуществления человеком истинного бытия».
Махарши : «Да. В чём противоречие? Джнянины и великие души, махатмы, разве вы находите различие между ними?
Такой контакт очень полезен. Они действуют посредством Молчания, так как разговор уменьшает их силу. СЛОВЕСНАЯ РЕЧЬ ВСЕГДА МЕНЕЕ МОГУЩЕСТВЕННА, ЧЕМ МОЛЧАНИЕ, ПОСКОЛЬКУ САМЫМ ЛУЧШИМ ЯВЛЯЕТСЯ ВНУТРЕННИЙ КОНТАКТ.
«Полезно ли такое общение даже после смерти физического тела джняни, или оно сохраняет силу только пока, он во плоти»
Махарши: «Гуру - не телесная форма, поэтому контакт останется даже после исчезновения его физического, тела. После ухода своего Гуру человек может пойти к другому, но все Гуру едины и никто из них не является видимой вами формой. Во всех случаях мысленный контакт - наилучший.
« Состоит ли действие Милости Гуру в том, что его ум влияет на ум ученика, или это не так?»
Махарши: «Высочайшая форма Милости - Мауна. Она также и самая главная упадеша (наставление или посвящение).
«ВИВЕКАНАНДА СКАЗАЛ, ЧТО МОЛЧАНИЕ -САМАЯ ЗВУЧНАЯ ИЗ МОЛИТВ.»
Махарши: «Это справедливо для безмолвия искателя, но Тишина Гуру ? действительно самая звучная упадеша, а также наилучший вид Милости. Все остальные дикши (посвящения) происходят из мауны и потому вторичны. Мауна - первичная форма. Если Гуру в мауне, то ум искателя очищается сам.
« Молчание Шри Бхагавана представляет собой мощную силу, которая творит некоторый покой ума в нас?»
Махарши: «Молчание - это бесконечная речь. Звучащая речь блокирует иную речь - Молчания. В молчании человек имеет сокровенный контакт с окружением. Мауна Дакшинамурти удалила сомнения у четверых мудрецов. Мауна вьякхья пракатита таттвам означает, что ИСТИНА ТОЛКУЕТСЯ МОЛЧАНИЕМ. Говорят, что Молчание - это разъяснение. Молчание такое очень мощное.
Голос и органы речи необходимы, и они предшествуют звуковой речи, но ДРУГАЯ РЕЧЬ ЛЕЖИТ ДАЖЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ МЫСЛИ. КОРОТКО, ЭТО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ РЕЧЬ, ИЛИ НЕВЫСКАЗАННЫЕ СЛОВА (пара вак).
« Пользу от этого Молчания может получить каждый?»
Махарши: «МОЛЧАНИЕ - ЭТО ИСТИННАЯ И СОВЕРШЕННАЯ УПАДЕША. ОНО ПОДХОДИТ ТОЛЬКО ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫХ ИСКАТЕЛЕЙ. ОСТАЛЬНЫЕ НЕ СПОСОБНЫ ЦЕЛИКОМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО ВЛИЯНИЕ, И ПОЭТОМУ ИМ ДЛЯ РАЗЪЯСНЕНИЯ ИСТИНЫ ТРЕБУЮТСЯ СЛОВА. НО ИСТИНА ЛЕЖИТ ПО ТУ СТОРОНУ СЛОВ И НЕ ДОПУСКАЕТ ТОЛКОВАНИЯ. ВСЕ, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, ЭТО ПОКАЗАТЬ ЕЕ.
« Говорят, что для духовного продвижения достаточно одного взгляда махатмы, а поклонение формам и паломничества не столь действенны. Я пробыл здесь уже три месяца, но не знаю, какую пользу получил от взгляда Гуру?»
Махарши: «Этот взгляд очищает, но очищение увидеть невозможно. Каменный уголь долго возгорается, древесный - быстрее, а порох вспыхивает мгновенно. Так же и уровни развития человека влияют на его очищение при контакте с махатма-ми. Огонь мудрости сжигает все действия, а достигается она общением с Мудрецами (сат-санг) или, вернее, с атмосферой их Сознания.
Упадеша – наставления Учителя.
Дикша - в тантризме обряд инициации ученика.
Свидетельство о публикации №110022505905
Истина в каждом Слове!!! Текст - ключ, открывающий двери для вхождения в сердце покоя, благодати и текучести молчания!!!
С ЛЮБОВЬЮ,
Татьяна.
Татьяна Туртанова 25.02.2010 22:00 Заявить о нарушении
Серебряный Дождь 7 26.02.2010 00:20 Заявить о нарушении
Приблизимся к бессмертному Творенью, -
Невиданным венцом преображенья
Сольёмся с миром Вечной Красоты!!!
Спасётся один - рядом спасутся тысячи!!!
С ЛЮБОВЬЮ,
Татьяна.
Татьяна Туртанова 26.02.2010 23:09 Заявить о нарушении