Перечитывая Монтеня 2005. 6
Кому: Тамара
Дата: 02 Июл 2005 06:15:44
Тема: ММ
Вот и первый день Июля минул...
"Вспомните человека, который на вопрос, зачем он тратит
столько усилий,постигая искусство, недоступное большинству
людей, ответил:
С меня довольно очень немногих, с меня довольно и одного, с меня
довольно если даже не будет и ни одного." Он говорил сущую правду.
Вы и хотя бы ещё один из ваших друзей - это уже целый театр для
вас обоих, и даже вы один - театр для самого себя. ... желание
извлечь славу из своей праздности и своего затворничества - это
суетное тщеславие. Нужно поступать так, как поступают дикие
звери, заметаюшие следы у входа в свою берлогу...
Вам не следует больше стремиться к тому, чтобы о вас говорил
весь мир: достаточно и того, чтобы вы сами могли говорить
с собой о себе. Удалитесь в себя, но позаботьтесь сначала
о том, чтобы сделать это подобающим образом; было бы безумием
довериться себе, если вы не умеете собой управлять."
Мишель Монтень, "Опыты", глава "Об уединении".
Эх, Монтень, ты Монтень! Конечно доверять себе, собой
не управляя,-полное безумие, а уж доверять кому-либо –
безумие втройне. Перелистываю Монтеня и думаю:
-Вот это , вот это, и вот это, и опять это...
Это я думаю, что хорошо бы мне вам вот это прочесть
и это, и ещё вот это.... а вы чтобы слушали и кивали
согласно головой или наоборот начинали бы говорить
что-то своё.
Ведь вы это -О!- как умеете.
Вот и был бы театр для двоих.
Эх, хорошо!
А.
От кого: Тамара
Кому: Алла Гозун
Дата: 02 Июл 2005 16:40:43
Тема: Всё хорошо.
А всё-таки хорошо, что жизнь быстротечна!
Так дорог каждый даже самый пустой момент!
Перечитываю ваше "монтеньевское" письмо.
"С меня довольно очень немногих, с меня довольно и одного, с
меня довольно, если даже не будет и ни одного."- Сущая правда!
"Вы и хотя бы ещё один из ваших друзей - это уже целый театр
для вас обоих, и даже вы один - театр для самого себя. ... желание
извлечь славу из своей праздности и своего затворничества - это
суетное тщеславие. Нужно поступать так, как поступают дикие звери,
заметаюшие следы у входа в свою берлогу... Вам не следует больше
стремиться к тому, чтобы о вас говорил весь мир: достаточно и того,
чтобы вы сами могли говорить с собой о себе."
Как я со всем этим согласна!
Мы не замечаем, но в молодости, когда нам кажется, что это
мы открываем всё на свете, встреча с Монтенем, для меня - с
Руссо и т.д., оказывается формирующей душу навсегда.
Прочитал - и принял, как своё!
И ещё:
"Удалитесь в себя, но позаботьтесь сначала о том,
чтобы сделать это подобающим образом; было бы
безумием довериться себе, если вы не умееите
собой управлять".
А вот это - мне недоступно. Почему - безумие?
И с собственным управлением у меня не ладится.
А театр для двоих у нас уже есть.
А ещё - удивительные вещи происходят.
На днях я писала Вам, что буду ждать, что приплывёт ко мне
из неизвестного будущего - так вот, написала мне из Москвы
молодая женщина - художница и философ, и так азартно
заинтересовалась мной, и так активно начала переписку,
что, повидимому, мы с ней тоже подружимся.
Жара крепчает. Зреют ягоды - варю варенье и компоты.
Но душа живёт,- значит, всё хорошо.
Помню, читая Монтеня, я думала, что если я так
согласна с ним, то чем же он более велик, чем Я?
О, молодость!
Т.
From: Тамара
To: Алла Гозун
Date: Mon, 4 Jul 2005 00:20:46 +0700
Subject: Не всё хорошо.
Вот, милая Алла!
Придётся мне опять ложиться на операционный стол.
А уж как не хочется. В четвёртый раз.
Весь живот в шрамах, сверху донизу, вдоль, поперёк и
наискось. Уж извините, что всё о животном.
"Сегодня животные штучки, завтра животные штучки"
Кому же мне ещё и пожаловаться?
Моя "Красавица и комсомолка" - не знаю что за
человек. Заинтересована она модным сейчас поветрием -
разузнавать о своих "корнях" и родословных.
Имеет в родстве моих однофамильцев, вот и вышла
на меня. "Красавица" послала мне свою курсовую по
философии о страхе и его социальных функциях и
поехала в Крым лечить своего сына от туберкулёза.
Не знаю, как в Америке, а у нас нет здоровы людей.
Вчера поздно вечером был роскошный ливень,по нашей
улице текли реки, машины плыли в фонтанах брызг,
а гром гремел ежесекундно прямо над головой.
Я невесела сегодня.
Попросила Петю скачать мне Монтеня, дома только
маленькая книжечка, вот, распечатаю и возьму с собой
в больничку. Буду читать и воображать, что бы Вы
сказали по тому или иному поводу.
До свиданья.
Совсем грустная
Т.
From: Тамара
To: Алла Гозун
Дата: 05 Июл 2005 02:02:32
Тема: "В волненьи бурных дум своих"
Смятенная Вы Душа!
Оттого и аритмия у Вас - она от печали, от тоски.
А надо Вам - борьбы, бури. А покоя не надо.
Скакать на коне, управляться на яхте с парусом,
лететь на дельтаплане, побеждать на олимпиадах!
Бросайте читать Монтеня, он Вас усмиряет, а это
Вам не нужно. Вольтера попробуйте.
...Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой...
T.
От кого: Алла Гозун
Кому: Тамара
Дата: 05Июл 2005 06:13:42
Тема:Всё о том же.
А что же ММ говорит по этому поводу?
"Мы пожили достаточно для других, проживем же для
себя хоть остаток жизни....
Отделаемся от стеснительных уз,связывающих
нас с внешним миром и отдаляющих нас от самих себя...
Можно ещё любить и то, и другое, но не связывая себя
до конца с чем-либо кроме самого себя...
Пусть всё будет близко нам попрежнему, но пусть
оно не сплетается и не срастается с нами до такой
степени прочно, что нельзя отделить его, не ободрав
у нас кожу и не вырвав заодно ещё кусок мяса.
Самая великая вешь на свете - владеть собой...."
Ах, Мишель, Мишель! - Хорошо бы, да не получается и
не получится. Никогда не получится, ибо всё это ирреально,
как и яхты с дельтопланами.
Обнимаю,
А.
От кого: Алла Гозун
Кому: Тамара
Дата: 05Июл 2005 10:13:42
Тема:Всё о том же.
Ах, я такая-сякая! И зачем я вам то письмишко написала?
Отправила и ведь плакала сидела, не знала почему, а теперь знаю:
это всегда так - сначала не знаешь, а потом знаешь, но уже поздно.
Я даже стишок попробовала написать, да ничего не выходит.
Всё пустое. А посмотрите-ка, что я у ММ вычитала.
Не об этом ли Вы мне как-то писали?
"Я не принадлежу числу тех, кто считает, что раз в стихотворении
безупречен размер, то значит и всё оно безупречно; по-моему, если
поэт где-либо вместо краткого слога поставит долгий, беда невелика,
лишь бы стихотворение звучало приятно, лишь бы оно обладало глубоким
смыслом и содержанием - и я скажу, что перед нами хороший поэт, хоть
и плохой стихотворец.Удалите, говорил Гораций, из его стихотворения
чередование долгих и кратких слогов, удалите из него размеры оно
не станет от этого хуже, даже отдельные части его будут прекрасны.
Tempora certa modosque, et quod pirus ordine verbum est,
Posterius facias, preaponens ultima primis,
Invenias etiam disecti memra poetae.
Перепутай долгие и краткие слоги, разрушь ритм, измени порядок слов,
поставь первое слово на место последнего и последнее на место первого,
ты обнаружишь остаток даже растерзанного поэта. "
Когда-то я изучала латынь. Давно это было. Я не знаю латыни
досконально,но могу читать и наслаждаться звуком, а звучит
она божественно.
Было бы великолепно, если бы вам достали ММ из серии
Литературные Памятники. Вот где было бы Вам раздолье!
Что же до меня,то я не перестаю Вам удивляться и желаю
Вам удачного наркоза.
О себе писать нечего, разве что рука моя продолжает куролесить,
уж и не знаю, что придумывать дальше - запеленала её, как младенца,
и прижимаю к груди, а там сердце - тук да тук-ту-тук, тук-ту-тук,
сбивается, значитца, с ритма. Ох-ох, я куда пойду?
A я Вас обнимаю и остаюсь с Вами,
А.
Кстати, я ведь и анестeзиологом некогда служила
и в качестве реаниматолога подвизалась, в смысле,
я совмещала эти две специальности, работала в ургентные
дни - давала срочные наркозы "и всё такое прочее".
Основная работа была в реанимационном блоке инфарктного
отделения. Работала сутками: сутки в реанимации - двое суток
дома, так вот и «просуточнила» пять лет, а до этого пять лет
на Скорой.- Где я только не работала, и чем я только не занималась,
потому, когда я говорю, что я прошла "огонь, воды и медные трубы" -
верьте мне, ибо истину глаголю. Тяжела была эта мономашья шапка.
До сих пор виски ломит. Иногда бывали та-а-акие ситуации, после
которых сидишь без сил и думаешь:
Ну всё! Больше мне ничего не страшно. - Я всё могу! Такие были дела.
За что только сейчас рука болит? Уж и не знаю, ибо чиста я, матушка,
чиста, как слеза младенческая, даже в помыслах своих чиста. -
Такой вот Колобок-Колобок-Я-Тебя-Съем.
- Ой, да што это с тобой, Патрикеевна? Никак зубки разболелись?
Так смотреть надоть - я ить колобок-то не простой, а из нержавейки.
Благодарю за внимание.
Оставайтесь с нами, мы дадим вам и конфет, и чаю с сухарями.
A.
Безуспешно пыталась дозвониться до вашего городка, но мне все
время отвечали, чтобы я проверила номер телефона. Я проверяла
и опять набирала, но мне опять отвечали, что у попа была собака
и что он её любили так до бесконечности. Номер же я набирала
тот самый, по которому уже звонила не один раз.
Так в чем же дело?
АА
От кого: Тамара
Кому: Алла Гозун
Дата: 05 Июл 2005 17:56:30
Тема: Что-то творится...
Сейчас была у хирурга...
Всё, всё - простите, что всё о земном!
Я теперь всегда могу заглянуть в Монтеня и читаю как
будто ещё и Вашим зрением. Думаю, вот здесь, наверно,
Алла похохотала немножко, а здесь - побольше.
Вы сейчас какой том читаете? Будем читать параллельно.
Я сейчас поперелистывала Ваши ранние стихи 2-3 годов,
и увидела их иначе, уже зная Вас. Вы изменились, и я
ответственно заявляю, что Вы на пороге совершенно
других стихов, расцвет ещё впереди!
И я изменилась за этот год.
А ваш стих - "Незнакомец" - напомнил одного
незнакомца, который долго был только в памяти,
но я его увидела ещё раз...
Я всё хотела выборку сделать, но не получается,
потому что одно хорошо этим, а другое - другим.
Жалко отвергать. Всё равно, что котят выбраковывать.
Вы не рассердились, что я Ваши стихи котятами назвала?
Я опять прочитала "Киммерийскую элегию", и в тысячный раз
убедилась, что мы, читатели, наполняем амфоры своим вином.
Поэт напоминает мне концертмейстера, который на рояле берёт
гармонию а читатель это - певец, исполняющий арпеджио.
Вот ведь какая поэтическая доля - не знать, кто и каким
голосом распоёт твой аккорд.
Молчи, читатель, если ты не в голосе!
Скрывайся и таи, если не можешь сам
адекватно высказаться.
Слу-ушай, читатель! Тебе сказано...
Я ухожу, чтобы не мешать бродить по комнате,
не оказаться на пути незрячего зрения, и не спугнуть
выламывающегося слова.
И колокольчик держу в кулаке, чтобы не звякнул
невпопад.
T.
Тише воды, ниже травы
Дорогой друг!
Кажется, что вот уже целую вечность пытаюсь я с остатками
своего отряда пробиться через эти смертоносные болота,
которым нет ни конца и ни края. Вы как-то, уже не помню
в связи с чем, говорили мне, что надо быть тише воды
и ниже травы. Увы! - Тише этой воды не станешь, ниже
этой травы – топь, а вокруг лешии да кикиморы корчат рожи.
Если удастся их обмануть, то может и свидимся.
- Обязательно свидимся!
Ухнет в чаще сова -
Забормочет вода.
Забормочет вода -
Колыхнется трава.
Стань хоть тише воды,
Стань хоть ниже травы -
Не уйти от беды,
Не сносить головы.
- Стану тише воды,
Стану ниже травы,
Замету все следы
Да уйду от беды.
Я уйду от беды,
От стоячей воды -
По зеленой траве,
По траве-мураве.
10/07/2005
Незнакомец
Вы шли с другой, меня не замечая,
Стремительный, веселый Незнакомец;
Вы столько обаянья излучали,
Что вас нельзя мне было не запомнить.
Я никогда вас больше не встречала,
Но с той поры храню в душе ваш образ,
И встретила - наврядли бы узнала:
Вас в памяти моей не тронул возраст.
А голоса я вашего не знаю...
1996
фарфоровый колокольчик
Т.Б.
Сегодня ночью, после долгого молчания,
Возвещая начало купального сезона в реке времени,
Опять зазвенел фарфоровый колокольчик.
Звук его был приятен моему слуху.
Я выскользнула из своего тела и полетела к реке.
Стрелки моих часов были неподвижны:
- Времени не было.
Я вошла в реку. - Она была той же самой.
Где-то далеко - на высокой башне -
Трижды прокричал петух.
Сегодня ночью, 22/04/2005,
Где-то далеко - на высокой башне -
Трижды прокричал петух.
Утро...
Одиннадцатого августа - в Коктебеле - в двенадцать часов
пополудни - скончался поэт Максимилиан Волошин.
Первое, что я почувствовала, прочтя эти строки, было,
после естественного удара смерти - удовлетворённость:
в полдень: в свой час.
Марина Цветаева, "Живое о живом",1932
киммерийская элегия
Ах, я не знаю, как всё это было,
Как наступила минута прощанья,
Как навсегда, навсегда уходила
Жизнь в те пределы, где только молчанье...
И никогда, никогда уже больше
Не повторятся ни радость, ни мука,
И ничего больше сердце не гложет,
И по земле киммерийского друга
Уж не ходить каменистой тропою
Берегом моря - к высокому дому,
Где собирались весёлой толпою,
Где поклонялись искусству святому,
Где и не знали, что будет прощанье
С каждой минутой, что жизнь уходила
За горизонты, где только молчанье...
Но я не знаю, как всё это было.
1996(2003)
Свидетельство о публикации №110022306171
вас обоих, и даже вы один - театр для самого себя..(с))
Такие сокровища вся эта переписка, столько в них жизни, мудрости, света!
Мира Григорьева 01.12.2017 21:25 Заявить о нарушении