П. Бажов. Великий Полоз. Часть 4
А что было в христианские времена?
Образ змея Вам известен, не буду повторять.
Продолжу о ящерицах. Она в отличие от змея была принята положительно (возрождение, омоложение посредством линьки, страстное стремление к духовному свету); её изображение появляется на фонарях, ладанках.
Подобно пчеле, ящерица может воплощать душу и в таком виде вышмыгнуть изо рта спящих, которые получают свидетельства этого после возвращения пресмыкающегося.
Бред, конечно, полнейший, но так воспринимали душу человека.
То что индоевропейский прообраз Хозяйки Медной горы первоначально сопрягался и с ящерицей и со змеёй, доказывает польская сказка "О королеве, обращённой в змею". (Славянский фольклор, М.. 1987). В этой сказке Хозяйка горы - змея, заколдованная королева. Она уводит приглянувшегося юношу под землю, где процветают богатство и достаток (точно, как в уральских сказах). Год спустя она отпускает своего избранника и награждает по сказочному - даёт кошелёк, в котором никогда не иссякают деньги. В общем, схема та же, что и в Бажовских сказах, только антураж другой.
Заостряю ваше внимание, что:
ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ И ВЕЛИКИЙ ПОЛОЗ ЯВЛЯЮТСЯ НАСЛЕДНИКАМИ ЕДИНОЙ ОБЩЕМИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ,
НАИБОЛЕЕ НАГЛЯДНО ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В КУЛЬТЕ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ И ЕЁ ЗМЕИНЫХ АТРИБУТАХ.
ВЕЛИКИЙ ПОЛОЗ ДОПОЛНЯЕТ ХОЗЯЙКУ В КОСМОТЕЛЛУРИЧЕСКОМ ПЛАНЕ, ВЫРАЖАЯ В НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЙ
ФОРМЕ ЕДИНСТВО ДВУХ ВЕЛИКИХ КОСМИЧЕСКИХ НАЧАЛ - ЖЕНСКОГО И МУЖСКОГО,
как же не вспомнить здесь Китай.
В китайской мифологии то же самое демонстрируют первопредки ФУ-СИ и НЮЙ-ВА - ОДНОВРЕМЕННО ГОРНЫЕ И ЗМЕЕНОГИЕ БОГИ. (мифы древнего Китая. М., 1965).
Согласно древним канонам они всегда изображались в виде человекообразных существ с переплетёнными змеиными хвостами.
Аналогичную связь змеиного (мужского) и людского(женского) начала выражают некоторые тантрические рисунки, на которых мужская творческая энергия в виде фаллоподобной кобры вползает(выползает) во влагалище индуисткой богини.
Средиземноморская эллинистическая традиция вообще отбросила человеческую атрибутику и ограничилась геометрическим символом - кадуцея- где лишь переплетенье змеиных тел.
Наиболее абстрактно эта идея выражена в ЗНАМЕНИТОМ ВОСТОЧНОМ ИЗОБРАЖЕНИИ ИНЬ И ЯНЬ И СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЕЙ ПИКТОГРАММЕ.
Древнеарийское мировоззрение сформировало и другие устойчивые образы змееподобных существ. Прежде всего -
НАГИ - МУДРЫЕ ПОЛУБОЖЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА ВЕДИЙСКОГО И ИНДУИСТСКОГО ПАНТЕОНА, ПОЛУЛЮДИ И
ПОЛУЗМЕИ; ИХ ЗМЕИННОЕ ТУЛОВИЩЕ ОКАНЧИВАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ГОЛОВОЙ. ОНИ ХОЗЯЕВА ПОДЗЕМНОГО
ЦАРСТВА - ПОТАЛЫ, ГДЕ ЖИВУТ В БЛИСТАЮЩИХ ЗОЛОТОМ И АЛМАЗАМИ ДВОРЦАХ И ВЛАДЕЮТ НЕСМЕТНЫМИ
СОКРОВИЩАМИ ЗЕМЛИ ( в дальнейшем мифологема Потала трансформировалась в понятие рая).
Им принадлежит тайна эликсира бессмертия, с помощью которого не только продлевали жизнь, но и сохраняли вечную молодость, могли оживлять мёртвых - русские предания о живой и мёртвой воде. Наги легко принимают человеческий образ и часто вступают в любовную связь со смертными людьми.
Но жизнь нагов не полна одного благополучия. Они находятся в непрерывной и далеко не победоносной войне с воинством птицечеловека ГАРУДЫ, который, как и они был порождён ПЕРВОПРЕДКОМ КАШЬЯПОЙ.
Оба случая являются обобщённой тотемной символикой. Кроме этого, образ Гаруды смыкается со всей вереницей древних птицелюдей, праобраз которых восходит к Гиперборее и её ЛЕТАЮЩЕМУ НАРОДу.
Вот, ничего не знаю об этом. И Ещё, вспомните нагов у Киплинга - очевидно, он слышал о них, изобразил в рассказе, но не ПОНЯЛ СУТЬ - ЗНАЧЕНИЕ ТОТЕМНОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ, либо так зашифровал рассказ, что мы неправильно понимаем его.
Символично, что древнеиндийское слово n ga фонетически созвучно с русским понятием "нагой", голый и совпадает смыслово - змеи всегда голые.
Это объясняется всё тем же - общей лингвистической первоосновой языков.
На санскрите слово "нагой" звучит почти по русски -nagnas. Библейского змея тоже зовут - Нахаш. Корневая основа слова - "нах" с у учётом оглушённой согласной на конце, то есть то же самое.
В свете изложенных мыслей представляет интерес русское былинное предание, публикуемое крайне редко, как и другие и повествующее о змеином архаричном мироздании с выходом на индийский эпос.. Называется "Лука, змея и Настасья". Но, поскольку лучше напечатать это единой статьёй, сегодня делить не буду.
Свидетельство о публикации №110022206429
Чувалова Татьяна 23.02.2010 15:58 Заявить о нарушении