Диплом 4 постан соврем драматургии
4.1. «Женщины способны на всё! Мужчины – на всё остальное…» Н. Птушкиной
Кто такой Распятов? Известный режиссёр когда-то в молодости снявший знаменитый фильм, потом, поставивший множество великолепных спектаклей, а сейчас, находящийся в ужасной финансовой зависимости. Талантливые люди в нашей стране лишены возможности проявлять свои таланты, воплощать в жизнь свои идеи, творить, созидать. Этот спектакль ставил Мартынов именно про себя. Сам же и играл себя. Просто - художнику: идея, холст, краски, кисти, талант – и шедевр – готов! А постановка спектакля требует огромных финансовых затрат: декорации, костюмы, реквизит, оплата труда всем создателям и всем участникам. А ещё прокат спектакля в стране, где интерес к театральному искусству с каждым днём всё снижается и снижается, где зачастую даже самые маститые актёры вынуждены смотреть на пустые кресла в зрительном зале. Простым людям - не до искусства, они перестали его воспринимать за суетой. А халтурщики – гребут деньги лопатами, тиражируя грязный ширпотреб на телевидении, отучая людей от истинного искусства… И это разрывало душу Распятова. Но случаются в нашей жизни и чудеса…
Через весь зал в длинном пальто с букетом цветов идёт статный мужчина под руку с очаровательной женщиной. Они о чём-то говорят, смеются. Они не просто возбуждены. Распятов сегодня – на вершине славы!
У него случилось – счастье! Нашлась женщина, которая дала денег на постановку. Давнишняя мечта, пусть даже всего одна из многих, но осуществилась! Зал – ликовал! Наконец-то зрители увидели настоящее искусство, по которому давно истосковались, которое стали забывать. И вот: как будто ангел спустился с небес и совершил чудо.
Они поднимаются на сцену, входят в комнату и сваливаются на диван… Секундное затемнение. Сонный Распятов, как младенец, тянет на себя одеяло и будит женщину, спящую рядом. Это Олимпиада – его спонсор. Та, что дала денег на вчерашнюю постановку. Он зовёт жену: «Полина!» Олимпиада же, склонившись над ним, гипнотизирует: «Липа, Липуша, Липочка…»
Распятов в недоумении. Олимпиада же начинает благодарить его за безумно счастливую ночь, за доставленное удовольствие. Но, Распятов не помнит, ни того, как вернулся домой, ни тем более этой ночи…
И Олимпиада начинает рассказывать, и главное – показывать, как всё было. Она в дорогом эротическом белье, в чулках с подвязками… Распятов вступает в игру, пытается сготовить ей завтрак и подать его в постель. Но он настолько несведущ в этом деле, что и яйца, и овсянка – испорчены, а в квартире нет больше ничего съедобного, и остаётся только жевать чёрствый хлеб, запивая водой.
Когда-то В. Заболотная, посмотрев этот спектакль, не поняла его оформления. Попытка уйти от быта, сделать спектакль о Театре, о Таланте, о Людях искусства – была не воспринята ею. Она не увидела на сцене комнаты… Мартыновское оформление действительно уводило от быта были на сцене: и фонари, и мраморный лев, и белый рояль… Не захотел режиссёр зацикливаться на кухне, ибо кухня для творческих людей – это самое неважное, они живут совсем другим. Спектакль был о глобальном. И Распятов в нём был не конкретным режиссёром, а Творцом вообще. Речь шла не о конкретном спектакле, а о состоянии дел во всём театральном искусстве страны о её творческих людях.
Олимпиада рассказывает о том, как 31 год назад она влюбилась в него, и делает ему коммерческое предложение. Она просит его всего на 1 год жениться на ней и платит ему за это миллион долларов!
Ей осточертело любить его, и она знает единственный способ разлюбить – это выйти за него замуж. «Никакая любовь ещё не выжила в браке»
И вдруг Распятов заинтересовывается тем, что же у них было этой ночью? Ему интересно: каков он? И Олимпиада валит его на пол и показывает: как он целовал, как рычал, как просил стать навечно его…
Входит Полина, а они катаются в объятиях по полу, Распятов, разыгравшись, кричит: «Я люблю вас!» И они тормозят о ноги Полины…
«Ничего не было!» Эта фраза будет звучать много раз на протяжении всего спектакля…
Полине нужна соковыжималка. В её жизни был только театр. Дочь росла у бабушки. И только появление внучки пробудило в ней материнские чувства. Ей захотелось иметь свой дом, уют, семью, любовь близких, всё то, что абсолютно не интересовало её до этого. Ей захотелось семейных ужинов под розовым абажуром.
Липа предлагает ей сто тысяч долларов отступного, всё ещё дефилируя в неглиже… Михаил не выдерживает: «Мною здесь торгуют и оптом и в розницу!» Но женщины уже обсуждают: что же можно приобрести на эти сто тысяч. Полина великодушно предупреждает Липу, что та не в его вкусе, уж больно вульгарна, но Липа дарит точно такое же бельё и Полине. Михаил уговаривает Олимпиаду уйти, но появляется Полина в новом белье, и мы видим её эротический танец…
Лилия Шилова – ведущая актриса русского театра перешла в украинский, чтобы работать с Мартыновым. Танец с кинжалом, это как отдельный вставной номер. Контраст между той скромной Полиной, которую мы видим в начале, и той великолепной актрисой, какой она бывает на сцене.
Михаил чувствует абсурдность спектакля, разыгрывающегося в его доме. Он оказывается в гареме, где наложницы соревнуются между собой, чтобы выяснить: с кем останется сегодня их мужчина. Он выталкивает своих дам за дверь на лестничную площадку. И от верной гибели от холода их спасает Натуся. Новая звезда, дебютировавшая во вчерашнем спектакле. Она звонит в квартиру, и Михаил представляет её, как свою любимую женщину. «Она пришла! Вот она!»
Действие 2.
Все те же, но дамы одеты в шикарные платья. Михаил счастлив, он привык жить без любви, и вдруг – Натуся. Они созданы друг для друга. Она способна заменить ему весь мир! И даже театр! Ни за какие деньги он не отдаст её. «Разве мыслимо предать чистоту, невинность, слабость? Разбить это святое доверие? Сломать юную жизнь?»
Они пьют за их счастье, бокал грохается об пол, и Полина изрекает свой философский вывод: «Жёны – меняются, привычки – остаются!»
Он тянет Натусю за руку, чтобы уйти с ней навсегда. Но Натуся пришла не для того, чтобы увести его, а для того, чтобы попрощаться…
«Миленькая моя, глупенькая, чем я тебя обидел?» Он обнимает её и ладонью утирает ей слёзы. Но, Натуся поняла сегодня, что любит другого, совсем на чуточку больше, чем его.
«А ребёнок?!!», - вопрошает Распятов, но Натуся заверяет его, что тот, второй, тоже любит её ребёнка, она вообще не знает: чей он? Родится, тогда будет видно…
Липа и Натусе даёт тысячу долларов, чтобы уходила поскорее.
Полина говорит, что мечтала унизить Распятова и бросить в самую трудную минуту! И Михаил кричит в отчаянии: "Берите меня, Олимпиада! Я ваш. Женщина, с которой я прожил 20 лет, продаёт меня за сто тысяч долларов. Берите меня и дайте мне театр!"
Но тут возвращается Натуся, Михаил снова жив, он кричит: "Я спасён!" Но она вернулась лишь для того, чтобы взглянуть: как ему там, без неё? Липа даёт ей ещё две тысячи. И просит Распятова подписать контракт. И тут Распятов-Мартынов читает свой монолог: "Я создам свой театр. Театр, который будет только радовать и развлекать..."
Сколько раз он был «Главным», не будучи свободным в своих действиях. Он знал: что надо ставить, как надо это ставить, но никогда не получал возможности реализовать все свои задумки до конца. Всегда не хватало средств, мастерства актёров, профессионализма технических служб, мешала цензура и мнение высокопоставленных «советчиков»… Может быть только этот спектакль с приглашёнными актрисами хоть как-то приблизился к его мечте о спектакле для людей и про людей без купюр.
Полина же решает покинуть этот театр навсегда! Но только Распятов пытается поставить подпись на контракте, как блестит молния, гремит гром. Гроза в декабре! И снова гром и в третий раз молния!
Полина тянет Михаила: "Бежим отсюда! Это сатана!" Крестит Липу, и снова гром.
И снова на пороге Натуся. Полина просит взять её святую воду в шкафу и обрызгать Липу, но жидкость оказывается средством от тараканов. А Натусе и надо-то от них всего доллар. Получив его, она убегает счастливая.
Михаил потихоньку прозревает и просит прощения у Полины, но Липа манит её тихим семейным счастьем. Михаил кричит ей, что она не выживет без театра. Он умоляет её не уходить. Умоляет, стоя на коленях. И Полина читает свой монолог о какой-то бабёнке, которая становится для актрисы важнее всех людей на свете. И Липа сдаётся. Она могла выкупить мужчину у двух женщин, но у театра? Нет... Она рассказывает свою историю любви. Она шла к Распятову, пройдя все круги ада и рая, но целью её жизни всегда оставался он!
Но Натуся снова на пороге. Её выгнал управляющий банком. Натуся снова любит Распятова. И Распятов кричит: "Полина, я погибаю! Спаси меня!" Спектакль заканчивается круговертью. Две женщины бегут за мужчиной, который сбегает от них, как от чумы... Сбегает к третьей, у которой просит заступничества и которая сама бежит от него...
На лице первого Распятова, появившегося из задней двери зрительного зала – счастье, восторг, блаженство, благодарность судьбе и женщине. Он - на верху Олимпа, на вершине славы!
На лице второго Распятова, проснувшегося на диване с Липой – удивление, недоумение.
Распятов - режиссёр! Он привык много показывать, потому, что вся жизнь режиссёра - постоянный показ. Он привык всё и всем показывать. Что в нём особеного? Бешеный темперамент, он заводной, несдержанный, влюбчивый... Он готов играть с Липой, потому, что привык играть! И он катается по полу в объятьях полунагой женщины.
Что на лице третьего Распятова, затормозившего о ноги Полины? Стыд, растерянность, он пытается оправдаться. "Ничего не было!"
И, наконец: что на лице пятого Распятова, когда он видит Натусю? Трепет, нежность, благодарность Богу. Да, мы видим, что он любит Натусю, восхищается, дышит ею! Он боготворит её и сам тянется с нею к Богу!
Все возможные эмоции пробежали в нём за этот вечер. И отразились на его лице. Всего за один вечер он понял: что такое предательство, как обманчива бывает любовь, как важен для него театр, и главное: к кому он побежит в трудную минуту?..
Что такое артист? Это, когда все 24 часа - ты артист. А исполнители? Это те, кто делает то, что скажут. Воплотители идей режиссёра на 95% и 5% добавляют - своего.
Что обязан делать актёр? Придумывать героя. Вот, например, у Мейерхольда Хлестаков был лысым! Потому, что бабы лысых любят.
Чем хуже актёр, тем меньше ждёшь от него. Хоть бы самое необходимое на 10% выполнил.
Что от актёра нужно при работе над ролью? Хлестать фантазией! А они – хлещут водку. Что им должно быть присуще? Обжигаться на неудачах! А они обжигаются горячими блинчиками в буфете. А неудач даже не замечают, ведь зарплата идёт им - независимо от их работы. Для них счастье, когда в театре аренда, и работать вообще не нужно. А зарплата – идёт!
4.2. «Девичник» Лоры Каннингем.
19 сентября 2006 года в фестивале "Крымский ковчег" впервые принял участие Крымско-татарский академический музыкальный театр. Зрителям была представлена премьера спектакля "Девичник" по пьесе Лоры Каннингем.
Премьера прошла с неистовым успехом – двойным аншлагом: все театральные стулья были выставлены в проходы, чтобы разместить хотя бы часть желающих. Впервые этот театр - участник многих фестивалей мира - затронул самую болезненную тему современности. Тему одиночества.
Пока она еще не очень близка крымско-татарскому народу, так как традиции мусульманского воспитания и культуры, в которых формировалась эта нация, еще очень сильны, но, ассимилируясь в нашем обществе, люди очень скоро столкнутся с проблемой, захватившей сейчас все высокоразвитые государства. Проблемой свободных, не на что не способных мужчин, и свободных, никому не нужных женщин.
Известно, что чем цивилизованнее становится страна, тем свободнее в ней чувствует себя женщина. Казалось бы: это хорошо(!), но свободным становится и мужчина. Свободным от любых обязанностей. Любовь на одну ночь... Это очень знакомо и итальянцам, и французам, и американцам... Короткие отношения, ни к чему не обязывающие чувства.
Когда-то сама Лора Каннингем, будучи одинокой, воспитывала чужих детей. Для нее эта одинокость была особенно знакома. И поэтому пьеса эта кричит: «Ищите своё счастье! А, обретя, берегите его изо всех своих сил! Учитесь быть терпимыми друг к другу!»
Все женщины в этой пьесе незамужние, все они впустую растратили свою молодость, ничего не достигли в жизни и все не очень-то надеются найти своё счастье. Их детские мечты никогда не осуществятся, - ибо им уже под сорок... Они не умеют выживать в этом мире: пробиваться и защищаться. Все, кроме Марты, ничего не скопили за всю свою жизнь. Но и Марте её деньги - не приносят счастья. Так, что же делать?
Сложнее всего в этой ситуации было режиссёру, который делал спектакль с теми, кто не знаком на практике с этим явлением. Легко предупреждать, когда беда уже случилась. А опережать время, делать так, чтобы этого никогда не случилось впредь - намного сложнее. Нужно было создать образ каждой героини: во-первых: таким, чтобы в одной из них каждая зрительница обязательно увидела себя, а каждый зритель - свою любимую; а во-вторых: нужно было сделать их такими прекрасными, беззащитными, нежными и несчастными одновременно, чтобы каждому мужчине захотелось покрепче прижать к груди своё счастье, стать сильным, ощутив неимоверную хрупкость женской души, даже у тех, кто изо всех сил стараются выглядеть самодостаточными и независимыми.
Хороший спектакль не может оставлять зрителей равнодушными. Он всегда должен побуждать к действию.
Идеальной целью режиссёра было бы добиться того, чтобы мужчинам всегда хватало мужества любить свою женщину до последней минуты своей жизни; каждому зрителю захотелось сберечь свой домашний очаг, свою семью, любить, растить и воспитывать своих детей… Разрушить семейное счастье намного проще, чем возвратить назад светлые чувства, крепкие отношения, утраченную любовь. Он старался добиться, чтобы мужьям после спектакля захотелось стать на колени перед своими жёнами – самыми родными и близкими существами в мире. А одиноким женщинам захотелось - искать и не сдаваться в плен отчаянию, так как жизнь - полна сюрпризов!
А ещё спектакль должен был быть смешным, так как, поучать прямо в лоб, как делает это Марта, - глупо и безрезультатно. Только смеясь над своими ошибками, можно избавиться от них. И потому спектакль сияет улыбками и актрис, и зрителей. Спектакль разрывается аплодисментами, так как, принять разом: всю боль, всю тоску, всё отчаяние героинь - просто невозможно, должна быть передышка... И потому: тоска - перемежается смехом, измена - юмором, бессилие - надеждой.
Спектакль начинается с выхода актрис. Под музыку Карла Орфа из сценической кантаты «Кармина Бурана», написанной по мотивам гимнов монахов, леди в чёрных вечерних платьях идут, как по подиуму, навстречу зрителям, по ходу, снимая с себя какую-то деталь костюма: накидку, пелерину, шарф, боа или шаль... Они с экспрессивным взмахом бросают их на сцену, как бросает свой плащ тореадор.
Этого нет в пьесе, это находка двух соавторов режиссёра-постановщика Бориса Мартынова и балетмейстера Татьяны Брысиной. Таким образом они готовят крымско-татарских зрителей к восприятию совершенно новой для них темы драматургии посредством женской откровенности, раскрытия амых сокровенных женских тайн.
Всего лишь миг на сцене затемнение и всё изменяется. Этот яркий подиум становится уютной квартирой, в которой Джесси ждёт своих подруг. У актрисы Д. Ахтемовой героиня – леди-вамп, представительница литературной богемы с великосветскими манерами и одновременно затворница, которая способна прожить всю жизнь без мужчины.
Первой приходит Нина – «девушка необъятных размеров», но это она ещё и голодает целый месяц... Какой же она была раньше? Но, ответить на этот вопрос зрители не успевают, ибо тут же на них обрушиваются потоки женских откровений. Нина рассказывает о своем соседе - джей-буддисте, которому было видение, и после пяти лет воздержания он захотел таки женщину! Но заниматься сексом им пришлось по соседству с представителем санэпидстанции, который травил тараканов в его квартире... Какими только забавными ситуациями не полна их нелепая жизнь? Ничему не стоит удивляться.
Актриса Фатьма Асанова играет чрезвычайно самоуверенную женщину, она не ждёт мужчины больше пяти минут. Она изо всех сил изображает эту самоуверенность и сама верит своей игре, не заглядывая себе в душу, так как там совсем другое: там неимоверная тоска и страх перед будущим. А по ночам ей снятся замечательные сны, в которых к ней стоит очередь…
Конечно же, они считают, что собрались сегодня, чтобы помочь Клер, которая: одинока, бедна и беременна, но... Не так всё просто.
Этот день был выбран не зря, у бой-френда Марты - день рождения и все надеются, что Марта уйдет в девять, и сегодня не будет третьей мировой войны.
Второй приходит Лисбет. Стройная и худенькая, как девочка. Ей показалось, что она только что, в трамвае видела Стива. Ей хотелось, чтобы это был он. Она помнит его плащ, в карманах которого были дырки, и можно было притронуться к... Это было когда-то, он покинул её после самой волшебной ночи. Наверно, стал наркоманом, но она до сих пор помнит то далёкое счастье. Помнит и надеется возвратить своего художника, ведь за все эти годы она так и не встретила никого другого. Когда-то она не сходила с обложек журнала «Вог», а сейчас лишь копеечные рекламные ролики.
Лисбет в исполнении Лейлы Омеровой - настоящий ангел с промокшими крыльями. Это самый сложный образ. Она живёт несбыточной надеждой. Она ждёт и верит, что всё ещё будет! Что свершится чудо, которого никогда не может быть… Она больна лебединой любовью. И самый страшный грех для мужчины – бросать тех, кто способен любить вечно одного единственного мужчину.
На вопрос автора о том, кто справился с ролью лучше всех(?), Мартынов отметил именно Лейлу, сказав: «О такой актрисе мог бы мечтать Станиславский, когда они с Крегом делали Офелию».
Третьей приходит Марта, которая скупила чуть ли не все вещи в детских магазинах в округе. Это та Марта, у которой всё разложено по полочкам, на всё есть ответы, для всех припасены замечания и поучения. Она собирается замуж за Дональда, и у неё будет настоящая свадьба! У единственной из всех их.
Марта А. Темиркаяевой - железная леди, талмуд с правилами жизни, несчастная праведница, на которую Дональд не обращает внимания целыми неделями. Она хочет, чтобы было всё правильно, стало лучше, но делает это жестоко, не по-людски. У неё красивая цель: сделать всех счастливыми, но идёт она к ней, не считаясь с чужими чувствами. И образ этот кричит: "Не делайте больно тем, кого вы любите!"
Четвертой приходит Сьюзен (актриса Лейла Усеинова). Она не нашла ничего другого, как купить в подарок Клер маленькие пластмассовые овощи на корейском базаре. "Вложилась в 3-95", - как говорит Марта. Сьюзен - актриса, но работает сейчас официанткой в "Саду Нептуна".
И вот, наконец, Клер (актриса А. Муждабаева), ради какой всё это происходит. Она приехала на велосипеде, потому, что так быстрее, чем пешком. Подруги узнают, что отец ребёнка сейчас где-то в Греции, реставрирует Акрополь и даже не догадывается о ребёнке.
И снова Марта со своими уточнениями: "У нее заработок меньше счёта за телефон". "Чтобы завести ребёнка нужно 4 года. Нужна страховка и собственный дом..." Но, для Клер это - не главное, ей надо, чтобы было что вспомнить. И у неё теперь – есть что вспомнить!..
Дональд звонит из ресторана, он ждёт Марту, но здесь так интересно, такие исповеди, и главное, что все и всё делают неправильно! Здесь есть, кого воспитывать. И Марта остаётся.
Клер рассматривает подарки. Марта собирает детскую колыбель, оказавшись внутри, она понимает, что в ловушке, но она неотступна, она ходит по сцене, катает эту колыбель и спорит, доказывает, наставляет. Потом начинается чтение детских книжек - ужасные кровавые сказки для малышей. И женщины понимают: почему дети так ненавидят взрослых?
Джесси наливает "Каберне" в бокалы, все захвачены разговором так, что передают очередной бокал дальше, по кругу, и когда он оказывается у Сьюзен, она выпивает его, и так все шесть бокалов. Зал смеётся, а хмельная Сьюзен читает монолог Медеи. Это снова режиссёр. В пьесе Сьюзен лишь говорит о роли Офелии или Медеи, которую могла бы играть сейчас на сцене, а режиссёр выводит её к зрителям с этим монологом: пылким, неудержимым, страстным. Монологом-обращением ко всем мужчинам. После него в зале стоит тишина, а потом звучат возгласы "Браво!" Кричат мужчины, которые уже в чём-то изменились, чему-то научились, что-то поняли и приняли для себя... Дай Бог... Но Сьюзен – безутешна, ведь Боб променял её на какую-то чернявку! Вот волос, который она нашла в своей постели. Он - длинный-длинный. Она хранит его, завернув в салфетку... Но, практичная Марта мгновенно сжигает волос, предлагая рассказать Бобу пару медицинских страшилок. У неё есть своя панацея на все случаи жизни, она готова простить мужчине – всё!
Чем заменить человека? Канарейкой? Собакой? Марта рассказывает о паре, которая обедала в ресторане с плюшевым мишкой, вместо ребёнка. Они взяли ему порционное...
А Джесси вспоминает родителей, которые могли часами лежать рядом с ней в тишине, у горящего камина, и им не было скучно. Они были счастливы вместе. Джесси мечтала прожить так всю жизнь, но не нашла того, с кем было бы так же спокойно и счастливо.
Всем им всегда холодно на этой земле, потому, что не бывает счастья без любимого человека.
Вечное одиночество. Оно ждёт их всех, лишь Клер сделала верный выбор, заменив это одиночество - материнством.
Женщины прикасаются к её животу и замирают, обретая спокойствие. Это самая нежная сцена в спектакле. Клер среди них, как нежный солнечный лучик, она олицетворяет женское счастья и материнскую любовь. Клер рассказывает о тепле, согревающем её изнутри. Она уже любит свою, ещё не родившуюся доченьку, и эта любовь согревает всех их и всех зрителей. А когда Клер говорит, что самое святое у нас – дети, - зал плачет вместе с актрисами.
Но Марта, как всегда, всё разрушает, ей жалко их всех, так как, они - напрасно тратят жизнь! Она говорит правду о каждой. Ту правду, в которой они боятся сознаться самим себе. Нина мечтала быть микробиологом, а стрижёт чужие ногти; талантливая актриса Сьюзен - подаёт пицу в ресторане; отличница Джесси - пишет никому не нужные стихи... Марта разоблачает и обвиняет, и Клер не выдерживает, она уходит.
Все клянут Марту. Здесь, кажется, будет драка! Но, Клер – возвращается, у неё украли велосипед. Марта предлагает купить ей новый, но Клер не нужно от неё и ниппеля!
Все говорят Марте, как они её ненавидят... И вдруг зрители слышат исповедь самой Марты, у которой Дональд - всего лишь компаньон для того, чтобы сходить в любимый рыбный ресторан. Он не пригоден ни как мужчина; ничего из себя не представляет, как человек и расплачивается за всё всегда - она сама. И все понимают, что этой железной Марте - хуже всех. Так как они - ещё ждут, ещё ищут, ещё на что-то надеются, а она уже смирилась: и с этим миром, и с этой печальной жизнью, и с никчемным человеком, который будет с нею всегда. Как репей, как пиявка…
И они бросаются к Марте с объятиями, они сочувствуют ей, они ещё не разучились понимать чужое горе и умеют прощать. Они горько-горько плачут и мирятся.
А заканчивается спектакль не менее обнадёживающим негласным призывом: «Никогда не поздно бросить вызов судьбе!» Снова на одно мгновенье гаснет свет, и зрители видят, как к девушкам в чёрных вечерних платьях выходят - кавалеры. Они танцуют танго. Это снова режиссёрская находка: исполнение их заветных мечтаний. То, как должно быть, так как, женщины эти - заслуживают любви. Они обязательно должны быть счастливы. И они будут счастливы!
Весь спектакль - это гимн доброте. Вокруг нас - живые люди и необходимо относиться к ним с любовью, с уважением, с сочувствием. Кого ещё любить, как не своих близких, не своих верных подруг?
Сейчас спектакль идет на национальном языке. В зале полно молодых людей. Хочется, чтобы они, выходя из театра, и дальше не оставались равнодушными, не смели делать то, что может принести боль их близким, так как, жизнь - такая короткая.
Актрисы буквально завораживают зрителей калейдоскопом чувств.
Им пришлось изображать то, какими хотят выглядеть их героини, какими их видят окружающие, и их истинный внутренний мир, который гораздо чище и нежнее, чем кажется зрителям сначала. Нелепые, несуразные клуши, старые девы, строптивицы и измождённые голоданием бывшие красавицы – оказываются на поверку самыми светлыми, ранимыми и несчастными существами, обиженными своими самыми любимыми людьми. Бывает ли горе большим? Потому и старался режиссёр сделать женские образы такими, что не возможно было бы без состраданья видеть эти глаза, которые вспыхивают счастьем, когда они вспоминают своих любимых, и гаснут, когда они говорят об их предательстве, чтобы мужчинам захотелось изменить этот мир.
В своём интервью [12] о работе в Крымско-татарском театре Б. Мартынов говорит: «Мечась между «Жаждой экстрима» и «Девичником», я понял, что то, что волнует избранных, – это «не то», а то, что волнует многих, - это намного больше! Меня не оставляет равнодушным проблема массы. Я человек из массы. Я не человек из узкого круга. Плюс ещё вот что: все мои работы – это одна тема - «ЖЕНЩИНА».
На вопрос чем интересен ему Крымско-татарский театр, Мартынов ответил: «Людьми! Они ещё не успели «театрализоваться» в дурном смысле этого слова. Там люди (АРТИСТЫ) – ещё ЖИВЫЕ. Этого не поймёшь, пока не встретишься с ними. Там абсолютно (качественно) иное руководство. Оно понимает, что режиссёр – не работник планового или ещё какого-то «отдела»… Для них режиссёр – это тот человек, которого надо: или принимать со всеми плюсами и минусами, или с ним не сотрудничать. И потом в этом театре понимают, что режиссёра надо всё-таки уважать! Артисты этого театра не любят насилия. Им всё надо показывать: не только жесты и интонации, а и вызывать в них эти чувства, эти слёзы и горькие улыбки, которые бывают у покинутых, но гордых женщин.
Всё значительное – имеет своё продолженье. Автора всегда поражала прозорливость режиссёра, торопящегося предупреждать зрителей о чём-то грозящем, именно накануне печальных событий. Так получилось, что вскоре после премьеры актриса-крымская татарка выходит замуж за актёра-украинца, а разводятся они как раз в тот момент, когда в ней замирает их ребёнок… Дети не хотят рождаться без любви. Это было шоком для всего театра. Сбылись пророчества драматурга. Спектакли, которые разыгрывает перед людьми жизнь, оказываются намного трагичнее театральных. Захочется ли после всего этого женщине вообще кого-либо любить на этом свете?.. Так, казалось бы, легкомысленная комедия превратилась в трагедию эмансипации, стала спектаклем-предостережением о грядущем времени всеобщего безразличия и неумения любить.
Но горе театров в том, что артисты не смотрят спектаклей, в которых не заняты, и тем более не ходят в другие театры. А зрители предпочитают беспроблемный увеселительный театр. И сколько не старайся режиссёр достучаться до человеческих душ, они - не хотят слушать …
4.3 «Евангелие от Ивана» А. Крыма
Когда-то, в советское время говорили о том, что необходимо стереть грань между городом и деревней. Кому-то это представлялось как восьмичасовой рабочий день в кабинете с кондиционером, в белом халате, за письменным столом и с отпуском исключительно в летнее время. Но на самом деле имелось в виду, что селяне не будут обделены ничем, из того, что имеют горожане, в том числе в плане культурного и духовного развития.
Да, когда-то театры привозили в село свои спектакли; а зачастую селяне целыми автобусами выезжали в город: на выставки, на концерты, в цирки и в театры. Всё когда-то было…
Теперь всё гораздо сложнее. Людям дали свободу: кому-то - работать, кому-то - веселиться…
Но даже сейчас, среди этого, всё более прагматичного, коммерческого мира, встречаются театры, не пошедшие на поводу у зрителей, не показывающие увеселительную порнушку, а ставящие настоящие спектакли о насущном, о проблемах современных простых людей, об истинных тружениках.
Как здорово, что живут на свете неравнодушные люди, которые не могут молчать, когда кому-то становится плохо. Люди, которым дорога честь, у которых есть достоинство, есть мужество: сказать людям правду.
Анатолий Крым – председатель Союза писателей Украины - тоже не смог промолчать, видя: что творится в стране? Он написал пьесу «Евангелие от Ивана» о судьбе простого украинского фермера. Пьесу правдивую, откровенную, хотя и комедийную, доходящую порой до гротеска. Когда смеёшься сквозь слёзы, смеёшься от бессилия совладать с царящим беспределом…
И не меньшее счастье, что есть в стране режиссёры, способные вдохновить театры: администрацию и актёров на такие некоммерческие, но самые необходимые сейчас постановки. Ведь театр – это нечто большее, намного большее, чем просто развлечение…
Анатолий Крым написал пьесу, а Борис Мартынов поставил по ней спектакль в Крымском Украинском театре. Спектакль-комедию, спектакль-плач.
Каких только напастей не было у Ивана? И бюрократы; и вымогатели-взяточники; и инвесторы, мечтающие вывезти весь украинский чернозём в Германию, или выращивать виноградники там, где не растёт виноград; и засуха; и завистники, пытающиеся уничтожить, напакостить фермеру исподтишка; и кровопийцы-банкиры, дерущие огромные проценты с кредитов и отбирающие у должников всё до последней нитки за несвоевременную уплату… Здесь собраны, сконцентрированы все беды, которые обрушиваются на людей, пытающихся выращивать хлеб...
Скажи дураку: «Дурак!»
В первом действии на заднике сцены – руки, дарящие людям землю, плодородную пашню.
На протяжении всего спектакля ветеринар Пётр Григорьевич (артист Николай Бондаревский) пытается рассказать старый анекдот о евреях, пришедших к Богу с жалобами, когда тот разделил между народами землю: «Кому-то досталась нефть, кому-то леса, кому-то чернозёмы, кому-то реки, а нам, Господи, ты не дал ничего… Одни камни…» Но не дают Петру Григорьевичу дорассказать. События в спектакле сменяются молниеносно, постоянно что-то случается, постоянно кто-то врывается в дом к Ивану, все чего-то хотят, чего-то требуют от него... И вот, наконец-то, наступает момент, когда все внимательно слушают, и Пётр Григорьевич заканчивает свой анекдот: «…на что Бог ответил им: «Погодите, я ведь ещё начальников не делил!»
Все смеются. Но громче всех смеётся глава местной администрации (артист Валерий Лукьянов). Смеётся, пока не начинает понимать, что смеётся над собой… И все – смеются - над ним… Над человеком, взявшимся руководить, но не способным это делать…
Лицо его искажается в мине презренья к людям. Все замирают в страхе, а Иван (артист Валерий Тюленев) говорит этому «главе»: «Вам нужно, чтобы мы хорошо работали, потому, что вы живёте за наш счёт!»
Автор недвусмысленно говорит о причинах того: почему же не выходит у селян заработать на своём нелёгком труде? Уж больно много желающих поживиться за их счёт. А те, кто обязан помогать селянам, не способны пошевелить ради них даже пальцем! Они просто наслаждаются жизнью: вкусно едят, сладко пьют, получают за это немалую зарплату… И изредка навещают тех, за счёт кого живут, чтобы дать им свои никому не нужные, а чаще - вредные ЦУ и приказы…
Недаром ведь в спектакле звучит еврейский анекдот. Все знают, что в Израиле, даже на их голых камнях с помощью капельного орошения выращиваются урожаи, большие, чем на наших самых плодородных чернозёмах…
Подходить к делу с умом, помогать организовывать производство, вкладывать государственные деньги туда, куда это необходимо, вот и всё, что нужно от руководителя. Но все они, как выясняется, ничего не имеют за душой, не знают: что делать(?) и помощи от них – никакой, одна суета… И законы все – не на стороне производителей, а служат тем, кто вправе вымогать у селян мзду за всё, что угодно. Даже за плохую экологию в стране…
На заднике во втором действии – выгоревшее от засухи поле и руки крестьянина, измождённые тяжким трудом, но не дождавшиеся урожая… Все средства ушли на взятки, проценты за кредиты, судебные издержки, в уплату неисполненных контрактов по отправке земли в Германию…
И вдруг Иван спрашивает у Петра Григорьевича: «А почему ты недорассказал этот анекдот до конца? Почему не сказал о том, что Бог посмотрел на людей и спросил: «А что это за народ такой стоит в сторонке и всё время молчит?» И ему ответили: «А это украинцы, из страны глухонемых. У них те, кто внизу – немые, а те, кто вверху – глухие».
Покорный, терпеливый народ, молчащий столетиями… Изредка взрывающийся, выплёскивающий своё негодование, разрушающий всё до основания, и снова погружающийся в суету выживания, выкарабкивания из нищеты, в монотонный безразличный изнурительный сон наяву, когда строится всё заново, но по старому плану... Народ, знающий: что(?), где(?) и почему(?) у него в стране плохо, но ничего не делающий, чтобы стало лучше.
Но, самую жирную точку в спектакле ставит Василина (актриса Нелли Жук) – бухгалтер Ивана, которая возвращается во время конфискации и показывает место, куда сама подсказала спрятать золотые украшения жены Ивана. На вопрос хозяина: «Зачем ты это сделала?», - она отвечает, что сожрала бы себя, не выдав… А Пётр Григорьевич добавляет: «Знаете, почему на Украине до сих пор герба нет? Потому, что украинская жаба туда не помещается!»
Пока люди не избавятся от этого вечного желания – отнять(!), и забрать(!) пусть даже не себе, пусть даже не раздать бедным, а просто отнять, у тех, кто имеет больше, чем ты; от желания уничтожить, созданное другими, - ничего в этой стране не получится…
Очень жаль, что сельские труженики всё реже появляются в театрах.
Что происходит на Украине в культурном плане? Театры осуществляют постановки, но средств на гастроли, на вывоз спектаклей в сёла, - у них нет; горожане - далеки от проблем села и не ходят на такие спектакли; а селяне не имеют возможности выбираться в театры – замкнутый круг…
Так как же разрушить эту вечную грань между городом и деревней?
Однажды, после премьеры «Нелегалки», также поставленной в Крымском Украинском, я спросила у А. Крыма: «Как вы, сидя напротив президентского дворца, не боитесь писать правду?» (Здание Союза писателей стоит почти напротив резиденции президента на Банковой). На что Анатолий Исаакович ответил, что его выбирал не президент, а люди. И служит он – простым людям…
Служить людям – это уметь говорить им правду…
Литература, средства массовой информации, но в ещё большей степени театр – являются посредниками между классами. Именно театр, затрагивающий самые потаённые уголки человеческой души, способен научить людей понимать друг друга; способен заинтересовать, привлечь внимание к проблеме; способен объединить людей, направить их усилия на общее дело.
Для чего нужны горожанам спектакли о селе? Чтобы узнать о проблемах селян и научиться понимать их причины. Чтобы слова: «Хлеб – всему голова», - не были просто строчкой из песни, которую можно забыть, вычеркнуть из жизни, как ненужную, ведь хлеб не заменишь ни чем. А ещё, чтобы не относиться к селу потребительски, не диктовать селянам свои цены на их продукцию, а помогать: совместно находить правильные решения, изобретать и производить нужную селянам технику, разрабатывать новые технологии.
Село – было вечным донором города, но пришла пора вернуть накопившиеся за десятилетия долги. Новые идеи, новые инвестиции должны поступать не из других государств, а от своих местных горожан, готовых и способных по-настоящему понять и помочь селянам. Только все вместе: селяне и горожане - смогут возродить погибающее сельское хозяйство, пока оно не погибло до конца...
Для чего нужен сейчас театр сельским труженикам? Вероятно, для того, чтобы почувствовать, что правда – на их стороне; что есть люди, которые их поддерживают. А может быть и для того, чтобы каждому главе администрации и каждой завистнице Василине селянин мог сказать при случае: «Сходите в театр, там есть спектакль про вас!» Чтобы было, что ответить тем, кто приходит отнимать, кто приходит руководить, не понимая: что же нужно делать, чтобы люди жили по-человечески; чтобы земля – родила; и хлеб – не стоил дороже золота? А ещё для того, чтобы обрести надежду. Потому, что спектакль заканчивается тем, что возвращается домой с заработков жена Ивана и все понимают, что это – не конец. И снова будет посевная, снова румяная корочка на каравае будет пленять всех: и селян, и горожан своим самым сладким, самым желанным ароматом…
Свидетельство о публикации №110021608766