Крылья со звездой памяти летчика К. В. Калашникова
Сквозь гарь и дым передовой
Лицо светлело у пехоты
При виде крыльев со звездой..."
Летчики- штурмовики! Это они и в дождь, и в туман,и в снег, и в любую погоду наносили с высоты удары по врагам, расчищая от немецких танков путь нашим пехотинцам. Это они испепеляли своими "илами" фашистские "тигры" и "пантеры", сбрасывая на них бомбы,и оставляя на земле громадный костер из техники врага. Это их самолеты, сверкая крыльями с красными звездами, несли черную смерть врагу.
Каллистрат Викторович Калашников- один из таких летчиков- штурмовиков.
Как дань уважения, дань героизму и признания боевых заслуг ему даже посвящено стихотворение "Штурмовики", написанное В. Апрелковым и опубликованное 9 мая 1990 г в газете "Пограничник Забайкалья".
"ШТУРМОВИКИ"
Посвящается В.К.Калашникову
Ни доппаек,ни блеск награды
Не компенсируют тот миг,
Когда из поднебесья надо
На танки бросить штурмовик.
Войти в пике и выйти прежде,
Чем хватит смерти пятерня
По бронированной "одежде"
Когтями встречного огня.
И если повезет - обратно
Опять уйти за облака,
Оставив на земле громадный
Костер из техники врага.
А если все пойдет иначе,
И с крыльев пламя не сорвать,
Моли последнюю удачу -
Успеть врага с собою взять...
...Механик не услышит взрыва,
И, все же, веря в чудеса,
Он не устанет терпеливо
Смотреть в пустые небеса.
Ведь возвращались же! И сколько!
Пусть даже "Ил" как решето...
Пуста нетронутая койка,
Вопрос в глазах вошедших : "Кто?..."
Штурмовики! Четыре года
Сквозь гарь и дым передовой
Лицо светлело у пехоты
При виде крыльев со звездой.
Нас вслед она благословила
И твердо знала наперед,
Что "тигр", испепеленный "Илом",
Уже окоп не подомнет.
Сколько мужества и смелости нужно иметь, чтобы не только летать, но еще и летать под огнем истребителей врага, рискуя быть сбитым.
За весь период войны самолет Каллистрата Викторовича был подбит фашистами только один раз - в начале Берлинской разведывательной операции в тылу врага, когда наши заняли плацдарм на реке Одр.
Тогда летчик сумел приземлиться более- менее благополучно на своей территории, но получил легкую контузию. И это было его единственное ранение за всю войну. А ведущий- грузин Валико Самалаидзе, работавший тогда в паре с ним, был сбит и погиб смертью героя.
ШКОЛА ЛЕТЧИКОВ.
Поступив в ноябре 1940 г в Иркутское авиационно- техническое училище, Калашников досрочно закончил его в июле 1941 года в звании сержанта, и выпустился механиком.
Сначала обслуживал истребитель И-16.
В 1942 году, когда в связи с началом войны были большие потери, встал вопрос об ускоренной подготовке летного состава , была открыта школа летчиков в Бугуруслане.
Каллистрат Викторович был в числе 10 механиков, которых отправили в эту школу из Забайкалья.
В мае этого же года он поступил, а в декабре уже закончил школу летчиков.
После окончания школы Калашников К.В. работал в ней летчиком- инструктором и в перид до 1944 года подготовил 10 летчиков.
А когда в феврале 1944 года было дано указание Министерства Обороны летчикам- инструкторам пройти практику на фронте, он был направлен на Украину в 765 штурмовой авиационный полк.
ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ ВЫЛЕТ.
Первый бовой вылет летчика -штурмовика Калашникова К.В. состоялся в июне 1944 года на 1-м Белорусском фронте, и с этим полком он прошел от Бреста до Берлина.
Последний свой вылет летчик совершил на г.Берлин в составе 765 Варшавского Ордена Суворова штурмового авиационного полка.
Всего им было произведено 30 боевых вылетов , из которых 2 вылета- при освобождении Белоруссии, а остальные 28- при освобождении Польши и разгроме Германии.
САМОЛЕТ "ИЛ- 2".
По словам самого Каллистрата Викторовича, самолет "ИЛ-2", на котором он летал, был бронирован и немцы его называли "летающий танк", а наша пехота называла ласково"горбатик".Во время войны в Советском Союзе было выпущено свыше 36 тысяч таких самолетов.
Самолет был предназначен для взаимодействия с наземными войсками, поддерживал танки, уничтожал огневые точки противника.
Там, где появлялся "Ил-2" и расчищал путь пехоте, там войска шли в наступление.
Самолет "Ил-2" был хорошо вооружен : 2 пушки калибра 23 мм, 2 пулемета - 7,62 мм. У стрелка был крупнокалиберный пулемет- 12,7 мм и 8 реактивных снарядов- 8 маленьких"Катюш"-62 см(или 4 "Катюши" -82-84 см и 400 кг бомб для танков и бомбы весом 25 кг для реактивной техники.
Бомбили колонны автомашин, транспорт, железнодорожные станции, а эродромы противника, а пехоту - киллограммовыми бомбами, которые загружались по 200 штук. Для немцев это была "Черная смерть".
Кроме того, летчик Калашников, будучи еще инструктором, летал и на учебном самолете УТ-2, а также на ПО-2, или так называемом "кукурузнике"(его еще называли У-2). Нам нем летали, в основном, женщины-летчики, которых немцы называли "ночными ведьмами").
"...Наш штурмовой полк в составе 16-1 воздушной армии прошел боевой путь вдоль автотрассы "Минск- Варшава- Берлин".
Много вылетов было сделано в районе Варшавы на реке "Висла", где мы заняли два плацдарма - Сандамирский и Пулавский и за это полк получил название "Варшавский"
Во время последней берлинской операции наши войска поддерживали линию фронта при прорыве. за это штурмовой авиационный полк был награжден Орденом Суворова", - вспоминает летчик- штурмовик К.В.Калашников.
НАГРАДЫ.
После 10 боевых вылетов он был награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени. и ему было присвоено звание лейтенанта.А после совершения 30 вылетов, когда закончилась война, летчик получил еще одну награду - Орден Красного Знамени.
Еще одним Орденом Отечественной войны Калашников был награжден как участник Великой Отечественнйо войны.
Всего у Каллистрата Викторовича 15 медалей. Среди них медали "За победу над Германией, "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", Серебряная звезда "Общественное признание, вышедшая к 60- летию Победы Юбилейные медали к Дню Победы, армейские медали к Дню Советской Армии.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.
Каллистрат Викторович Калашников- коренной Забайкалец, родился в с.Никольск, Республика Бурятия. Ему присвоено звание - почетный гражданин г.Читы. Он член КПСС с февраля 1944 года.
По образованию учитель, Калашников в своем педучилище был бессменным художником газеты.Работал учителем начальных классов в Красном Чикое с 1939 г по 1940 годы.
С 15 января 1946 г он был уже преподавателем и работал в училище до 1953 г в г.Петровск- Забайкальске.
В 1953 г попал в г.Читу, где окончил трехгодичную партийную школу при Читинском обкоме КПСС, а после ее окончания работал в Читинском горкоме партии сначала заместителем, а затем и заведующим отделом пропаганды и агитации.
С 1962 г по 1980 г - зав.отделом Политического просвещения Читинского обкома КПСС.
С 1979 г Калашников был избран зам.председателя Читинской городской секции ветеранов войны.
С 1980 г находится на пенсии. С 1982 г по настоящее время - председатель Читинской секции ветеранов войны.
А о событиях военных лет напоминает сувенирный самолетик "Ил-2"с красной звездой на крыльях на высокой подставке, который стоит на столе у летчика дома. И , конечно же, память...
Свидетельство о публикации №110021604290