Фестиваль плюсовой поэзии в Вологде

14 ноября 2009 г. в Вологде в рамках Фестиваля плюсовой поэзии состоялся семинар прозы.
Руководитель семинара - член правления Вологодского Филиала Союза российских писателей  в Вологде Сергей Донец...
 
В семинаре принимали участие авторы из Ярославля, Рыбинска, Вологды, Тотьмы, Череповца.
Обсуждение носило дружеский характер

Авторы и произведения, присланные и обсуждавшиеся на семинаре:

1. Андрей Котов, Тотьма
Для меня он сразу стал безусловным лидером с его рассказом «Старики».
Во- первых, это художественный текст. В нем  радуются жизни живые колоритные образы: дед Панкрат, дед Степан. Девочка Юлька. У рассказа меткий фольклорный язык. Поставлена на обозрение извечная фольклорная проблема: противостояние города и деревни. Запада и Востока. Перед глазами встает умирающая Есенинская, Рубцовская Русь…Повествование насыщено узнаваемой русской смекалкой. Уместный, дозированный юмор.. Весь рассказ, точно по Щекиной, точно обозначив тему умирания русского села, классически сконструирована: завязка  (встреча соседей Поликарпа и Степана), кульминация –признание стариков друг другу о том, что они чуть не породнились. В этом угадываются истоки деревенской жизни. Звучат вкусно слова: «Душа растаяла!» и, наконец, развязка, приход бабки Анфисы как финал немудреной стариковской радости…
«Покровский храм»
Я каждому творению авторов попытался (начерно) дать свое название. Это у меня получило «Слезы счастья». Это песня родному краю. Эссе. Как подробно автор описывает и оценивает архитектурный стиль храма: «тотемское барокко» Правда сказать, что там и до рококо осталось немного. При этом  конструкции храма удивительно теплые и домашние. Кто был в Тотьме, меня поймет.
В этой зарисовке добротный, экономный, литературный русский язык.
«Зайцево»
Этот жанр – зарисовка малой родины. Поэтический язык,  стихи  в прозе, как мысли в шоколаде.
Рвет душу одичавшая яблонька. Тихая грусть разлетается над мертвой деревней.

2. Татьяна Разумова, Рыбинск
Три заметки про уроки педагогического мастерства
В этих вещах наличествует Эзопов язык.  Присутствует, безусловно,  речевая и мысленная недосказанность. Это некий жанр басни с обязательной в конце моралью. Собрание афоризмов за жизнь: «Я за рулем. – За каким рулем? – Рулю коллективом!» Гениально и печально одновременно..
О встрече с учителем
Описан «День Сурка» Живым и узнаваемым языком школы. Даже ненормативная лексика пришлась как нельзя кстати.
Опять встречаются народные символы жизни: «Хороший преподаватель должен уметь дать и должен уметь взять!»
Это, думается, на тему президентской борьбы с коррупцией.
Нам дана реальная история. Про судьбу Анны Борисовны. Гениальная учителка спивается от нелюбви и непонимания. У меня был репетитор по математике, который за полтора месяца преподал мне алгебру и геометрию так, что следующие экзамены  в инженерный вуз я сдал на одни пятерки. При этом мой учитель был вечно пьян и лицом похож на Скарамуша…

Артемисия

«Таис Афинская» - моя прозванка

Если такое сочинять, то надо лучше предшественников. Триеры, головы горгоны Медузы, лучники, мавсолы, флотоводцы – было и перебыло сотни и тысячи раз в руках и ушах пишущей братии…
Сказочный язык… Сказочное ощущение.
Кто-то прислал мне отзыв об этом рассказике с Фрейдовской  оговоркой: «Артемиссия» С двумя «с».

3. Екатерина Пахолкова, Вологда


«Над Рейнландом»

Психоанализ. Психоделический стиль.Ясный и точный язык.
Участники семинара  высказались по-разному. Г. Щекина основную беду увидела в неприсвоении автором  своим героям имен.
Тема нетрадиционной ориентации однополовой любви навязла в зубах. И не интереса, ни трепета особого не вызывает, но при этом заслуживает попытка автора проникнуть внутрь этих любовников и от их имени повествовать.
Г.Щекина также высказала мнение, что это, скорее, не  порнография, а эротика.

4. Надежда Гомзикова, Вологда
Короткая проза
«В состоянии любви»
Эдит Пиаф взяла ручку и между выступлениями сочинила. Сочинила, чтобы исцелиться. Как в том случае, когда говоришь врачу: «Исцелися сам!»
«Игры разума»

По любимому выражению Валерия Архипова – это съемка рапидом. Монолог внутренней тревоги.

«Одиночество»
Это скелет добротного рассказа.

«Цель на сегодня»

Эвтаназия по заказу или любви

«Кошки и женщины»

Быстрый и напористый диалог как игра в пинг-понг. Подача – отбив. Подача – промах! Но больше с попаданием в цель.
Пожалуй, это самый удачный рассказ автора. Легкий. Непридуманный…

«Лица, на фото и в жизни»

Я назвал его – Девушка Узи


5. Елизавета Безнина, Вологда

«Сквознячок»

Отроческие страхи во сне и наяву.  Здесь испуг, и в отличие от страха он не является в теории уголовного права низменным мотивом. Умысел формируется  под воздействием страха. Испуг может являться основанием для освобождения от уголовной ответственности.
Т.П. Сопиной очень понравилось: живо и как наяву. Г. Щекина тихонько стонала, хватаясь за зубы: «Не повторяйте мне больше про этот подъезд!»
Общее впечатление: Качели сознания раскачиваются вверх – вниз. Вверх – страшно. Вниз – скучно!.

6. Аксана Халвицкая, Вологда

Крышемания

Юношеские позывы острых ощущений. Выброс адренолина как вдох перед смертью… Подготовка девушки к взрослой жизни – образу женщины.

«Пробежка»
Продолжение родов женщины. Монолог счастья  ощущения жизни. Но монолог, без заметного оживления диалогами и то, что сегодня именуется «экшн» и «он лайн».

«Серое северное солнце»
Антидепрессант. Альтернатива солнцу родины моей..
Жанр – внутренние монологи..
Участники выразили общее мнение, с которым не согласился руководитель семинара, что это избитая тема. Аргумент С. Донца: «Избитая, но сильно ко времени и к месту. Вологда, по опросу центра Левады, занимает первое место в Росси по числу немотивированных и прочих самоубийств…

«Драконы ничего не боятся»

Детские шалости плюс вкрапления фэнтази, жанра,  который достал до невозможности. Эльфы, друиды, гоблины… Где же наш домовенок, леший, водяной…

«Не воспринимайте меня всерьез»
Монолог фанатки. Поток сознания, отравленного масскультурой, но некоторым участникам понравилось.
«Сказка на ночь»
Эльфомания. Где мы, а где – Скандинавия…
В песне  прозорливо поется: «Не нужен нам берег турецкий,  Чужая страна не нужна…»

«Рецепт счастья»

Мороженное Муси-пуси.

7. Зоя Игнатова

«Китайский болванчик»
Юморной стеб. Авторское сознание как серная кислота.
«Он заломил цену, а я заломила руки!»
«Работать бухгалтером скучно, секретарем- унизительно, учителем – неблагодарно!» Афористично и убедительно!
№Женщины любят подонков!» - Сермяжная правда жизни, ибо само совокупление лишь копирует поведение животных в природе.
Замечательное женское злопыхание относительно мужа,  который объелся груш.

«На сеновал»

Танго – трогать!  - Трогайте, трогайте меня везде! – вскричала Лидия в пылу страсти.
Блестящий юмор, всплески  обескураживающего сарказма.
Кошки – где-то в центре женского сознания. Теория кошкоцентризма! Как дамосекс.
Еще эти женщины говорят «Вау!» При случае и без.
Автор незастенчиво и уверенно трогает за вымя Есенина,  то есть его поэзию, как память национальную, но там давно нет молока, то есть самой поэзии!
По тексту то и дело звучит чечетка диалогов: «Черт! Черт! Черт!»
В разговорах, как русская рулетка,  то и дело зудит блямкающий текст: «Дурак! - Сам дурак!»
Как главный вывод :  кошке внутри женщины снится мартовский кот!!! С подарунком в лапке.
Апофеоз: Гюльчатай, открой колени! Колени в смысле красоты, которая спасут мир.
Как вывод выводов: анекдот, афоризм, стеб, психоанализ, пинг-понг сознания… В заключение – энтропия сущего…
«Котенок»
Триллер-мини. Ужастик как преемственность национального менталитета.
Гильотина по имени «Мяу-мяу!»
Повариха, утопившая слепого котенка в мусорном ведре, уходит из столовки, как когда-то уходил за иерусалимский горизонт, распяв Христа,  Понтий Пилат…

8. Светлана Дурягина
«Красавица и чудовище»
Курортный романец со всеми атрибутами обоюднополого  климакса, когда болит, но не больно.
Написано резво, остроумно, бодрым и внятным языком, но содержание не дотягивает до оглавления. Ибо название – ШекспироГоголь, а содержание - сытинский водевиль.
Чего только стоят 99% импотентов среди культуристов. Звучит как камень в огород Тарзана-Шварцнегера.
Хороша сцена про девушку инвалидку в столовой. Звучит как ода здоровому цинизму российского общества.
Хороши в рассказе портреты, образы. Сочны и образны…
Но вот конец подкачал. Нравственность победила разнузданность курортных нравов и сразу стало невообразимо скучно…

9. Вероника Башкурова, Вологда

«Лабиринт»
Бег в противогазе. Белая горячка – не белые ночи. Писки выхода. Но они очень неубедительны. И как Станиславский говорю:» Не верю! Не страшно!»
«О сапоге, грудничке, голубе и трактире»
В эпиграфе строчки из песни и подписано: И.Ф. Летов. Летова  вообще-то Егором звали.
Кому-то из семинаристов понравилось. Кто-то ничего не понял. Фабула интересная. Андеграунд за границею сюрра.
Заканчивается инфернальная история любви белым голубем в кабаке – этой летающей крысой, посланцем смерти.

10. Регина Соболева, Вологда

«Долг»
Исповедь раненой чайки
Интереснее всего было вербальное резюме автора. Высказав квинтэссенцию изложенного, она победно улыбалась. Но семинаристы не дремали и сказали все, что думают о дневниковом жанре тинейджера (рши).
Мораль всего изложенного: нас убивают и мы убиваем!
Сама вещица – добротный строительный материал для хорошего приюта кукушат, выброшенных временем за резной палисад.
Автора, как зуд, постоянно преследует чувство грязных рук и… души. Одиночество на людях. Все лезут в душу. Никто не понимает. Никто не любит. Духовное переплетается с физиологией. Байронизм. Стенания Лермонтовского  героя. Элементы театра. Авария – дочь мента. Круговая порука вины. Поиски смысла жизни там, где его нет по определению. Комплексы невинной жертвы. Юношеский максимализм на грани шизофрении. Эгоцентризм, возведенный в абсолют.
Удар молнии пробуждает сверхспособности. Горе одного человека делает слабым, другого  - сильным, третьего – прозорливым.
Первая часть – философские изыскания. Вторая – действие, развитие сюжета.  Обе требуют органичного соединения и тогда  повесть заживет привлекательной для читателя жизнью. Тогда выяснится, что и животные и демоны тоже плачут и еще как плачут!
Семь кассет – семь дней сотворения мира наоборот. Со знаком Армагеддона.

11. Андрей Коврайский, Ярославль

Стихи в прозе
О маме тонко и проникновенно. Как и говорят о маме. Но  есть маленькое «но». Если цветов слишком много, то мы рискуем предмет нашего обожания утопить в цветах. Много экспрессии, метафор, гипербол, прилагательных. Но нет самого главного – стержня, который бы удержал на ветру весь этот бутон роз. Есть говорение. Но мало убедительного впечатления от сказанного. Вино и мед, как в той сказке, текут по усам, а в рот не попадают.
Семинаристами отмечена эклектика, мозаика полотна.
У того же Андрея Коврайского есть прекрасный цикл стихов в прозе, прозы в белых стихах :»Сад размышлений», по неизвестной причине автором не заявленный для семинара.

12. Ксения Аксенова, Вологда
«Романтик»
Поток сознания. Такой массив чаще интересует самого автора. Как произведения Церетели.
Необходимо дробить лирические отступления. Когда много приправы – не видно самого блюда.
Маленький Принц. Базар-вокзал. Снова из граммофона звучит заигранная пластинка. Все это как письма в никуда.
«Замечательная игра»
Про футбол. Семинаристам понравилось. Живенько, образно. Как на улице, то есть в самой жизни.

В целом же семинар не оставляет ощущения стояния в очереди ожидания: Когда же подадут то самое блюдо, от вкуса которого начнешь и пальцы проглатывать. Увы, не дождались. Задел есть. Желание есть, но этого еще мало. Нужна, по нашему мнению, тема, нужен полет автора над тем самым «гнездом кукушки» , чтобы оставить свой след  на горизонте….



 


Рецензии