Веер на двоих
ВЕЕР НА ДВОИХ
(Веер, найденный в китайской шкатулке)
Веер, планки которого сложили два автора:
Анна Малютина http://stihi.ru/avtor/spiritstranger и
Глеб Фоминов http://stihi.ru/avtor/folebi
Планки веера соединены таким образом,
что при наложении одной на другую
последние две строки каждого сонета
становятся первыми двумя для следующего.
1. ПЁСТРЫЙ ВЕЕР (Глеб Фоминов)
«I had a dream…Но это был не сон»*,
Тревожный вечер, словно привкус горький,
«И тополя уходят», – плакал Лорка,
Примерив саван – жёлтый балахон.
Домов вершины между редких крон
Вдруг разошлись краями, будто шторки.
Глубокой раны треснувшая корка,
Мерцающие вехи с двух сторон.
Бетонных просек жадные объятья,
На сумрачных развилках в рыжем платье
Играла осень, я к окну приник,
Открыла и закрыла пёстрый веер,
И вновь остался только контур серый,
Холодный ветер погасил огни.
***
тревожный вечер, / «и тополя уходят,» / примерив саван.
домов вершины / вдруг разошлись краями / глубокой раны.
мерцающие вехи / бетонных просек,
на сумрачных развилках / играла осень.
------------------------------------------
* «Из Байрона», А. Вознесенский.
2. ФЛЮГЕР (Анна Малютина)
«И вновь остался только контур серый,
Холодный ветер погасил огни»,
На крыше флюгер дразнит и манит,
Поломанною стрелкой ткнувшись в север.
Уводит мимо… метит мельком двери,
Отмерив чётко считанные дни…
Не полувздох, а выдох, – захлебнись
Горчайшим дымом, в пустоту поверив.
На цинковых пространствах прорастут
Цветы стальные с проволокой медной,
Где в зарослях колючих цепких пут
Так просто сгинуть в никуда бесследно.
Флажок вращается, спеша к обедне,
И стимфалиды с крыльев перья рвут.
***
на крыше флюгер / поломанною стрелкой / уводит мимо.
отмерив чётко / не полувздох, а выдох / горчайшим дымом.
на цинковых пространствах / цветы стальные,
где в зарослях колючих /так просто сгинуть.
3. ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ (Глеб Фоминов)
«Флажок вращается, спеша к обедне,
И стимфалиды с крыльев перья рвут»,
Пустые гнёзда, где же ваш уют?
Я вспоминаю "летний день последний*":
Зеленый полог, а к прорехе бледной
Пришит заплатой был небес лоскут,
Из золотых монеток дно запруд,
Янтарный всполох рыб растаять медлил.
Вольфрамовые нити ближе к ночи,
Сгорая, пели над разрывом строчки,
Как ласковые няни, неспроста.
У колыбели осени холодной
Оплакан август, сомневаться поздно,
Отточен край багрового листа.
***
пустые гнёзда / я вспоминаю летний / зеленый полог.
пришит заплатой / из золотых монеток / янтарный всполох.
вольфрамовые нити, / сгорая, пели,
как ласковые няни, / у колыбели.
------------------------------------------
* из стихотворения «Тень» (http://stihi.ru/2009/09/01/4599).
4. СЕЗОН ОХОТЫ (Анна Малютина)
«Оплакан август, сомневаться поздно,
Отточен край багрового листа»,
Зазубрин острых остывает сталь,
Оставленных на память злой занозой.
Не сосчитаешь в небе птичьих стай,
За облаками так разрежен воздух…
Всё холодней и чище наши слёзы,
Дождя дыханье вторит им под стать.
От плача не спасает корвалол,
Раскрытый зонтик бьётся глупой птицей,
Не вспоминай о цапле… даже спицы
В сезон охоты причиняют боль.
Произнеси "простить", а не "проститься",
И веер распахнётся сам собой.
***
зазубрин острых, / оставленных на память, / не сосчитаешь.
за облаками / всё холодней и чище / дождя дыханье.
от плача не спасает / раскрытый зонтик.
не вспоминай о цапле / в сезон охоты.
5. ДВА СИЛУЭТА (Глеб Фоминов)
«Произнеси "простить", а не "проститься",
И веер распахнётся сам собой»,
Как ветка вяза, выгнувшись дугой,
Скрывая от прохожих наши лица.
Залив трепещет, волны вереницей,
Взлететь пытаясь, вдруг ломают строй,
Роняют пеной перья, и прибой
Изломы трещин выпрямить стремится.
Рисует зябкий ветер в дождь узоры
У парапета, и, должно быть, скоро
Едва заметный контур, проступив,
Два силуэта обозначит только…
Сезон охоты: выстрелит двустволка,
Дуплетом пару облаков убив.
***
как ветка вяза, / скрывая от прохожих / залив, трепещет!
взлететь пытаясь, / роняют пеной перья / изломы трещин.
рисует зябкий ветер / у парапета
едва заметный контур – / два силуэта.
6. ОСЕННИЙ ЭТЮД (Анна Малютина)
«Сезон охоты: выстрелит двустволка,
Дуплетом пару облаков убив».
Развеет ветер о былой любви
Печаль на сердце. – Осень… и надолго.
Осин монисто – яркие рубли…
На нитке нанизь звонких недомолвок
Ненужного наследства… и нам снова
Багряных листьев сок не пригубить.
Бобы давно созрели, покраснев,*
А друг далёко, птицей где-то кружит.
Простуженное небо всё тесней.
И, хрипы в лёгких утром обнаружив,
Закутываюсь в тёплый шарф потуже
И забываюсь до весны во сне.
***
развеет ветер / печаль на сердце… осень, / осин монисто.
на нитке нанизь / ненужного наследства / багряных листьев.
бобы давно созрели, / а друг далёко…
простуженное небо / и хрипы в лёгких.
* Имеется в виду стихотворение Ван Вэя «Красные бобы».
7. ПЕРВЫЙ СНЕГ (Глеб Фоминов)
«Закутываюсь в тёплый шарф потуже
И забываюсь до весны во сне».
Что я увижу, может, первый снег
Стеклянными глазами мёртвой лужи?
Убитой птицы среди белых кружев
Листом опавшим исчезает след,
Пером, побагровевшим в тишине,
Октябрь кружится... Будет дичь на ужин.
Я, обернувшись тенью древней башни,
Иду по кругу между стен бумажных,
По нитям паутины, по мостам
С моей подругой. Разлетаясь в клочья,
(Невыносима тяжесть многоточий)
Порвутся ненадёжные слова.
***
что я увижу / стеклянными глазами / убитой птицы?
листом опавшим, / пером побагровевшим / октябрь кружится.
я, обернувшись тенью, / иду по кругу,
по нитям паутины / с моей подругой.
8. ПЕРЕВЁРТЫШ (Анна Малютина)
«Невыносима тяжесть многоточий,
Порвутся ненадёжные слова»,
Расправит крылья сонная сова,
Взметая пыль молчанья вдоль обочин.
Слепая птица, погружаясь в мрак,
Топорщит перья, прозревая ночью,
И видит, как выходит к тропам волчьим
Не зверь, не леший – первобытный страх.
К земле припав, крадётся по пятам
Собакой гончей… И бросок отточен…
Алеет лист… Доволен, между прочим,
Добычей ловчий… Руку запятнав,
Так просто оправдаться, ставя прочерк, –
Пусть перевёртышем летит пятак.
***
расправит крылья, / взметая пыль молчанья, / слепая птица,
топорщит перья / и видит, как выходит / не зверь, не леший
к земле припав, крадётся / собакой гончей.
алеет лист… доволен / добычей ловчий.
9. ПРИКОСНОВЕНИЕ (Глеб Фоминов)
«Так просто оправдаться, ставя прочерк, –
Пусть перевёртышем летит пятак».
С ладони чёрной бледная Луна
Обратной стороною смотрит молча.
Упал трилистник, спящий лес просрочен,
Мазком по грунту виден тайный знак,
Зачёркнуты не глядя, как пустяк,
Его три жизни в зеркалах пророчеств.
Деревья без движенья. Вечно юны
Лишь пальцы смерти, задевая струны,
Поглаживают спины песне в такт...
Но – против шерсти, и перед рассветом
Всё чётче проступает контур веток,
Их графика – в изломанных чертах...
***
с ладони чёрной / обратной стороною / упал трилистник.
мазком по грунту / зачёркнуты не глядя / его три жизни.
деревья без движенья, / лишь пальцы смерти
поглаживают спины, / но – против шерсти.
10. НОСТАЛЬГИЧЕСКОЕ (Анна Малютина)
«Всё четче проступает контур веток,
Их графика – в изломанных чертах…»
Уже не вспомнишь, где ты прочитал
О ласточке, мелькнувшей чёрной меткой.
Над старым прудом, прячась в тростниках,
Склоняясь, ивы плачут безответно,
Смывают все печали и наветы
В воде холодной на семи ветрах.
Не загадать желанье под мостом –
Трамвай уходит в бесконечность улиц,
Легко лететь по рельсам, как листок,
Лишь в непогоду, в вихревом загуле
Забыв совсем осеннюю сутулость
И распахнув крылатое пальто.
***
уже не вспомнишь / о ласточке, мелькнувшей / над старым прудом
склоняясь, ивы / смывают все печали / в воде холодной
не загадать желанья / трамвай уходит
легко лететь по рельсам / лишь в непогоду
________________________________________________________
Иллюстрация взята с http://123456tg.moifoto.ru/91177/f2120369
Свидетельство о публикации №110021404180
Валера Молотков Овчинников 10.12.2011 17:00 Заявить о нарушении
Как в диалоге двух собеседников-единомышленников, когда один, подхватывая реплику другого, продолжает тему и разговор продолжается.
Вот эти самые подхваченные реплики и явились "планками веера", а стихи - диалогом...
:)
Анна Малютина 13.12.2011 16:12 Заявить о нарушении