Моя новая книга о блатных и уличных песнях
Отличия, впрочем, есть, и существенные.
"Русский шансон" был точным повторением первого издания.
Новая книга содержит значительно меньше песенных тестов, зато комментарии ко многим из них расширены и, главное, уточнены, исправлены неточности, добавлены новые факты и новые варианты песен, в том числе народные песни, послужившие основой для блатных.
Жаль, что издатель пожертвовал предисловием.
Чтобы было ясно, по каким принципам строился сборник, я публикую здесь предисловие из первых изданий книги.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ
БЛАТНАЯ ХОРОВОДНАЯ
Я не люблю длинных предисловий. Песни, которые собраны в моём сборнике - частица русской души. Независимо от того, нравится это кому-то или нет. Не случайно у нас существует ироническое определение песни, которая популярна среди всех слоёв населения - «русская народная блатная хороводная». «Блатная» - это обязательно. «Блатной» - значит, свой, близкий по духу, посвящённый. И в то же время - рубаха-парень, сорви-голова, отчаянный, противостоящий гнетущей силе государства. Не прикоснувшись душой к настоящей блатной, арестантской, уличной песне, бесполезно стараться понять нынешнюю Россию.
Лучше всего об этом, конечно, сказал Андрей Донатович Синявский в своём очерке «Отечество. Блатная песня»:
«Блатная песня. Национальная, на вздыбленной российской равнине ставшая блатной. То есть потерявшей, кажется, все координаты: чести, совести, семьи, религии... Но глубже других современных песен помнит она о себе, что она - русская. Как тот пьяный. Всё утратив, порвав последние связи, она продолжает оставаться «своей», «подлинной», «народной», «всеобщей». Когда от общества нечего ждать, остаётся песня, на которую всё ещё надеешься. И кто-то ещё поёт, выражая «душу народа» на воровском жаргоне, словно спрашивает, угрожая: русский ты или не русский?!».
Впрочем, пересказывать замечательный очерк Абрама Терца - дело неблагодарное. Советую вам самим прочесть эту замечательную работу (разумеется, если до сих пор вы этого не сделали). Я же коротко расскажу о той книге, которая лежит перед вами.
В последние годы немало появилось всевозможных сборников блатных, уличных, дворовых песен. Моя книга в значительной мере отличается от них. И не только тем, что к некоторым песням даны ноты или аккорды. Главное - в осмыслении материала.
Вы встретите в этом сборнике не случайные редакции известных и малоизвестных песен уголовного и арестантского мира, а тщательно выверенные тексты с вариантами куплетов, строк, слов. Ведь блатной фольклор, как и любой другой, существует благодаря десяткам, сотням, тысячам исполнителей, которые часто вносят в песни нечто свое, редактируют их целиком или частично. И необыкновенно интересное и полезное занятие - проследить и проанализировать, что служит причиной таких изменений и как они отражаются на самой песне.
Если изменения касаются песни целиком, тогда рядом с «каноническим» текстом приводится новый, оригинальный вариант. Для некоторых песен мне пришлось выделить отдельные главы: например, для «Мурки» или для «Гоп со смыком». Дело в том, что в этих случаях речь идет чуть ли не о десятке самостоятельных версий, с каждой из которых связана своя, отдельная история.
Кстати, об истории. Этот сборник от всех остальных отличается еще и тем, что к каждой песне дается предисловие-комментарий: когда примерно или точно она возникла, кто ее предполагаемый или достоверно известный автор, какова ее история, каковы реалии, которые она отражает, и т.д. Здесь же, в этом предисловии, приводятся целиком или в отрывках тексты народных песен, послужившие первоосновой для последующих «блатных» переделок («Вот тронулся поезд», «Горит свеча печальным светом» и т.д.).
Иногда такие комментарии занимают несколько строк, порою - несколько страниц. Таким образом читатель знакомится не только с текстом песни, но и с ее жизнью.
Разумеется, далеко не весь собранный мною материал вошел в эту книжку - как песенный текстовой, так и комментарии. Например, со временем я хотел бы написать целую «Повесть о Мурке» - удивительной уголовной песне, ставшей народной. Объем и цели настоящей книги не позволяют этого сделать.
В книге приведены не только «чисто блатные» песни, но и некоторые старые - царской каторги («Александровский централ», «Солнце всходит и заходит», «В воскресенье мать-старушка» и т.д.), а также «босяцкие» 20-х - 30-х годов.
Отдельно выделены песни Соловецких лагерей и Беломорканала.
Специальная глава посвящена «одесским» и псевдоодесским песням. Без знакомства с этим материалом порою очень трудно понять и по-настоящему оценить классический «блат».
Мне хотелось бы выразить огромную благодарность десяткам людей, помогавшим мне в поисках и отборе песенного и исторического материала. Это - и Олег Александрович Губенко, и создатель замечательного сайта в Интернете, посвященного классическим блатным песням, - Игорь Ефимов, и Владимир Ефимов, аккорды которого к отдельным произведениям песенного «блата» приведены в этом сборнике.
Земной поклон также Эдуарду Успенскому и Элеоноре Филиной - создателям и ведущим удивительной народной передачи «В нашу гавань заходили корабли», материалами которой я пользовался при создании этого сборника.
Некоторые очерки об известных уголовно-арестантских песнях можно прочесть здесь, на моей странице:
о песне "С одесского кичмана" - http://stihi.ru/2007/05/21-1215
о песне "На Дерибасовской открылася пивная" - http://stihi.ru/2004/01/06-126
о песне "Постой, паровоз"! - http://stihi.ru/2007/10/27/2114
о песне "Челюскинская Мурка" - http://stihi.ru/2009/08/06/1963
о песне "Босяцкие кирпичики" - http://stihi.ru/2004/01/06-282
Здесь же, в разделе "Отечество. Блатная песня" есть и ряд очерков о других песенных произведениях блатного фольклора.
Кстати, и названные выше очерки будут в ближайшее время значительно обновлены: появилось много новой информации и открытий.
Свидетельство о публикации №110021208537
В пятидесятых годах, мы, пацанами с удовольствием распевали блатные-матерные песни...До сих пор с ностальгией вспоминаю то чудесное советское время. Удачи!
Александр Николаевич Тютин 13.05.2021 01:44 Заявить о нарушении