Левый алфавитный мозг - текст 3

 Левый мозг: АБСТРАГИРОВАНИЕ-АЛФАВИТ

(100 строк)

Поскольку даже и в "правополушарной" конкретно-иероглифической культуре каждый ее носитель располагает еще и левым полушарием мозга ("ответственным" за устную речь и алфавитное письмо), то А-ряд в лице своего репрезентанта (представителя) может быть подвергнут абстрактному истолкованию. Несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что ИСТОЛКОВАНИЕ - это и есть абстрагирование, поскольку толкований ИНОСКАЗАНИЯ может быть множество (здесь белый свет превращается в радугу).  При этом возникает АНТИНОМИЯ, состоящая из СУЖДЕНИЙ, где один и тот же субъект обладает обратными предикатами. Например, А-ряд "начало — конец — Путь" может быть сведен к репрезентанту Путь (дао), который подвергается абстрагированию, так что возникает антиномия:

1)дао есть ян, 2)дао есть не-ян (инь), или европейский вариант:
1)путь есть пространство, 2)путь есть не-пространство (время).

Здесь конкретный "путь" снят в абстрактных предикатах "пространство" и "время", каждый из которых по отдельности не имеет смысла — один без другого (к этому пришла и современная физика, говорящая о неслиянном и нераздельном "пространстве-времени").

Абстрагирование было сведено Аристотелем и продолжателями его дела к так называемой формальной логике с законами тождества, противоречия и исключенного третьего. Согласно закону тождества "А есть А". Если ему верить, то любое суждение — вещь невозможная; потому что любое суждение, как минимум, утверждает: "А есть не-А (Б)". Уже со времен платонова "Парменида" стало ясно: суждение "А есть А" не имеет смысла, ибо если есть только А, то никакого А в этом случае нет. Платон показал, что "самый маленький логос" (мысль-речь) состоит из двух элементов: "Сочетание (имен с глаголами) становится тотчас же речью — в своем роде первою и самою маленькою из речей. ...Когда кто-либо произносит "человек учится", то не скажешь ли ты, что это — самая маленькая и простая речь" (Платон. Софист//Соч. в 3-х томах. М., 1970. Т.2. С.389,390).

См. также у А.Ф.Лосева: "Если существует только одно и больше ничего нет, то не существует и этого одного" (там же. С.588). Правда, в "Пармениде" Платон рассуждал о Едином, но место Единого может занять любое другое понятие (Гегель с немецкой основательностью показал в "Науке логики", что если есть только "бытие" и больше ничего нет, то бытие = ничто).

На эту сторону дела в свое время обратил внимание русский богослов С.Н.Булгаков: "В предложении заключена сущность и образ бытия, предложение несет в себе его тайну, ибо в нем сокрыт образ троичности. По свидетельству предложения, сущностное отношение противится всякому монизму, философии тождества, которое стремится растворить все три его члена, сведя их к одному: либо к подлежащему, либо к сказуемому, либо к связке. Таким стремлением руководится всякая философская система, поскольку она есть философия тождества: либо подлежащее, либо связку, либо сказуемое объявляет она единственным началом и из него все выводит или к нему все приводит. /.../ Изначальное и исходное единство, отрицающее тройственную природу предложения, таков корень всякой философской системы и ее трагедии" (Булгаков С.Н. Трагедия философии (философия и догмат) //Соч. в двух томах. М.,1999. Т.1. С.318-319). "...История новейшей философии предстает в своем подлинном религиозном естестве, как христианская ересеология, а постольку и как трагедия мысли, не находящей для себя исхода" (там же. С.311). Конечно, "образ троичности" дан не в предложении, а в умозаключении, но это уже другой разговор...

Таким образом (паки и паки), А есть А лишь в качестве субъекта суждения. Субъект без предиката теряет смысл, исчезает. Собственно говоря, суждением (как одной из основных форм абстрагирования) можно назвать лишь простое категорическое суждение S еcть P. Тут можно взять в союзники даже и Аристотеля: "...Из всех видов cказывания /категорий/ Аристотель выбирает в качестве предмета исследования один: cказывание о сущности, имеющее вид "А есть Б" или "Б присуще А". Его не покидала уверенность, что всякое доказывающее знание можно свести к этому виду" (Попович М.В. Очерк развития логических идей в культурно-историческом контексте. Киев, 1979. С.67).

Сегодня принято считать, будто "суждение отличается от предложения тем, что, являясь категорией мышления, оно характеризует идеальную, смысловую сторону предложения... Предложение же, являясь категорией языка и выступая материальной оболочкой суждения, не только фиксирует через суждения знания о действительности, но и выражает отношение говорящего к этой действительности" (Формальная логика. С.47). То есть суждение есть нечто нематериально-смысловое, а предложение есть нечто материально-бессмысленное. Но паки и паки: СУЖДЕНИЕМ называется составная часть АНТИНОМИИ. Антиномия состоит из суждений, где один и тот же субъект снят в обратных предикатах. То, что НЕ принадлежит антиномии, НЕ является суждением. Точно так же слово становится ТЕРМИНОМ только тогда, когда входит в состав суждения. Вне антиномии суждение превращается в предложение.

Посредством абстрактно-алфавитного письма истина выражается через антиномию (как в конкретной иероглифике она выражается через К-матрицу). Назначение антиномии состоит в том, чтобы произвести ОБРАТНЫЕ ПРЕДИКАТЫ, соотнесение которых позволяет получить ПОНЯТИЕ, так что возникает УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ. Репрезентант А-ряда (категория) полагает термины, соотношение которых обнаруживает себя идеализованным в понятии, так что возникает умозаключение:
семя — вершок/корешок — дерево.

Таким образом, если мы имеем дело с суждением, а не с предложением, то его можно дополнить обратным суждением, так что оба вместе будут выражать истину (с большой или с маленькой буквы), например, в христианском богословии: "Христос есть Бог, Христос есть не-Бог (человек)". В физике: "Свет есть волна, свет есть не-волна (частица)''. Или: "Путь есть пространство, путь есть не-пространство (время)". В экономике: "Монета есть орел, монета есть не-орел (решка)". Как видим, речь идет об антиномии "А есть Б, А есть не-Б(В)".

Когда речь идет об антиномии, то ее структура выглядит именно так: "А есть Б, А есть не-Б (В)". Или: субъект А снят в предикате Б, субъект А снят в предикате не-Б (В). Связку "есть" необходимо заменить символом снятия. Учебник логики сообщает, что не могут быть истинными сразу оба суждения: "Петров знает английский язык" и "Петров не знает английский язык" (Формальная логика. С.79). Однако, если исходить из основных форм (структур) абстрактно-алфавитного мышления, то здесь возможны лишь такие суждения (и антиномии): 1)язык (язык вообще, как понятие) есть английский, 2)язык есть не-английский (русский, турецкий и т.д.). Или: 1)человек есть Петров, 2)человек есть не-Петров (Иванов, Сидоров и пр.) 1)Петров знает, 2)Петров не знает (догадывается, чувствует и т.д). 1)интуиция есть знание, 2)интуиция есть не-знание (знак как внешнее выражение знания). Интуиция через соотношение "знание/знак" есть сознание (умозаключение: интуиция — знание/знак = сознание). "Не-знание" — это не отсутствие знания, как "не-стул" ("Это не стул") — это не отсутствие стула, а некий другой предмет (стол, шкаф, крокодил и т.д.). Человек (Петров или Сидоров) обладает сразу идеальным знанием и материальным не-знанием (знаковой системой).

Закон противоречия, как его формулирует формальная логика, властвует над всеми прочими (кроме основных) структурами речи и алфавитного письма, в том числе над предложениями, высказываниям во всем их житейском разнообразии. Здесь в самом деле Петров либо знает английский язык, либо не знает его. Поскольку в данном случае мысль выражена в форме предложений (а не суждений), то антиномия здесь невозможна. К счастью, науку совсем не волнуют такого рода вопросы: знает Петров английский или не знает...

Надобно сказать, что на практике наука просто-напросто игнорирует и закон тождества, и закон противоречия, и закон исключенного третьего (хоть и клянется им в верности). Вот простейший пример — формула S/Т = V. Она описывает движение человека (или предмета), одолевающего некий Путь. Во-первых, современному ученому понятно, что пространство само по себе (или время) не имеет смысла — как некая величина S = S. Пространство есть пространство лишь в соотношении со временем (как левое есть левое лишь в соотношении с правым).

Вместо сноски: "До теории относительности в физике и в философии пространство и время рассматривались как аспекты реального мира, существующие в раздельном виде. Специальная теория отвергла такое их понимание. /.../ Пространство и время образуют единое целое, называемое пространственно-временным многообразием, континуумом или просто пространством-временем. /.../ Если пространство и время рассматривать как абсолютно разделенные между собой сущности, то они не обладают реальностью не только в релятивистской, но и в классической физике..." (Чудинов Э.М. Теория относительности и философия. М., 1974. С.91,93).

Во-вторых, соотношение "пространство/время" — это соотношение предикатов антиномии "путь есть пространство, путь есть не-пространство (время)". С точки зрения закона противоречия, истинным должно быть только одно из этих двух суждений: либо путь есть пространство, либо путь есть не-пространство (или: свет есть либо волна, либо не-волна).

В-третьих, формальная логика, опирающаяся на аристотелевы "законы", никогда не согласится, что путник соединяет пространство и не-пространство (время) в чем-то третьем — в скорости (третьего не дано).

Таким образом, простейшая научная формула "пространство/время = скорость" отменяет сразу все "законы" формальной логики.

Можно спросить в заключение: " Что же такое абстрагирование?" Ответ выглядит так: абстрагирование как таковое, само по себе (А = А) не обладает реальностью. В качестве категории оно обретает смысл в К-матрице, в качестве субъекта обратных суждений — в антиномии, в качестве понятия — в умозаключении: конкретизация-иероглифика через соотношение "истина/истолкование" есть абстрагировние. Или в подражание математическим формулам:

(конкретизация-иефоглифика . истина)/истолкование = абстрагирование. Здесь "истолкование" - в знаменателе...

Или антиномически:
абстрагирование-алфавит есть метод,
абстрагирование-алфавит есть не-метод (система).

Или через другое умозаключение, раскрывающее перспективу абстрагирования (как первое умозаключение указало его ретроспективу):

абстрагирование-алфавит через соотношение "метод/система" есть наука.
(продолжение http://stihi.ru/2010/02/12/2201   )


Рецензии
"Таким образом, если мы имеем дело с суждением, а не с предложением, то его можно дополнить обратным суждением, так что оба вместе будут выражать истину (с большой или с маленькой буквы), например, в христианском богословии: "Христос есть Бог, Христос есть не-Бог (человек)". В физике: "Свет есть волна, свет есть не-волна (частица)''. Или: "Путь есть пространство, путь есть не-пространство (время)". В экономике: "Монета есть орел, монета есть не-орел (решка)". Как видим, речь идет об антиномии "А есть Б, А есть не-Б(В)"."
___
Ваши читатели проникают в пространственно-временное многообразие...

Спасибо!

Татьяна Кожухова   12.02.2010 00:41     Заявить о нарушении
О, как давно я не увидел Ваш комментарий, Таня... Благодарю!

Борис Пинаев   10.02.2018 03:23   Заявить о нарушении
Борис Иванович, здравствуйте!
Конечно, Вы его видите давно "сквозь сейчас", и это ещё точнее раскрывает смысл Ваших суждений.
Со всеми прошедшими праздниками Вас!
Для меня праздничный месяц пролетел быстро в безмолвии п.Плодовое в общении с младшим внуком. Но был и санаторный общажный недельный отдых в Приозерской больнице. Никак не могу привыкнуть к неожидансам - резким сменам фаз целого... Инертный человек)))

С теплом близкой весны!

Татьяна Кожухова   10.02.2018 09:31   Заявить о нарушении
Весна и лето... В детстве чуть ни каждый день писали на снегу: "СКОРО весна!" Ждали... А Вы, значит, в больницу загремели? Перепады погоды?

Борис Пинаев   11.02.2018 01:32   Заявить о нарушении
Ну, неделю можно и понаблюдать за собой и миром...
На самом деле никогда не знаю, что со мной бывает - сознание и в детстве иногда теряла, и аритмия мерцательная всегда неожиданно настигала.
А потом - как во "мнимых болезнях". И сейчас находилась в неврологии, а при выписке сказали - к кардиологу надо))) Дела сердечные - весна. А вот давление как у космонавта всегда.

Всё нормально, Борис Иванович! Только близких напугала, а "сеанс космической связи" длился всего мгновение.

С добрыми пожеланиями,

Татьяна Кожухова   11.02.2018 05:38   Заявить о нарушении
Татьяна, дорогая, не шутите... Тонометр иногда (чаще с возрастом) начинает врать. Так случилось с моими отцом, мамой, женой. Вот моя небольшая полемика с врачом:
http://www.proza.ru/2015/01/14/1133

А вот подтверждение:
Рецензия на «Дискуссия о гипертонии и тонометрах...» (Борис Пинаев)

Борис Иванович, подтверждаю своим примером и опытом - тонометр показывает нормальное давление, а по всем ощущениям хорошо понимаю - давление есть (с чем еще можно перепутать тошноту, разгоняющийся пульс, головную боль при давлении). Мне уж говорят - чувствуешь, что есть, не верь тому, что видишь при измерении и пей свои таблеточки. Сначала я упиралась, не хотела пить "наперед", ждала. Дожидалась того, что лежала пластом и вместо одной обычной таблеточки приходилось пить горсть (Господи, какая маета!), Скорую вызывать. Через полтора года такой мороки усвоила: начинаются "ощущения" - пей таблетку, не жди. Так и делаю.

Ольга Суздальская 19.01.2015 19:34 •

Борис Пинаев   12.02.2018 03:22   Заявить о нарушении
Да, Борис Иванович, хорошо, что Вы записали это...Отец не доверял современным игрушечным тонометрам, пользовался своим "старым, но надёжным". Но дело в том, что и врачи иногда считают, что измерение частое давлений сеет панику. Но мне ещё раньше один из хороших врачей сказал, что "доверять нужно только своим ощущениям, чтобы не быть полигоном для испытаний каждого доктора. А при мерцательной аритмии тонометр никогда не покажет правду - это невозможно."

Очень благодарна за полезную беседу, Борис Иванович!

Татьяна Кожухова   12.02.2018 06:31   Заявить о нарушении