Аленький цветочек - рассказ

И кто такое выдумал — называть друг друга не по именам, а по кличкам? В шестом «Б» никто об этом выдумщике не слышал, но все друг друга называли по кличкам. И кого только не было в классе! Сплошной зоопарк! Волков — по кличке Волк, Зайцев — Заяц, Соколов — Сокол, Белкина — Белка, Хомченко — Хомяк, Журавлёва — Жура, остальные клички были нейтральные: Бронникова — Броня, Шумейко — Шума, Бубликов — Буба, и так далее. Может быть, это не из вредности, а потому, что в классе было десять Ленок, семь Саш, три Поли и три Вовки, четыре Игоря и четыре Генки, две Ирки. Фамилии у всех были разные, потому клички не повторялись. Коротко и ясно. А в начале учебного года появилась Настя Полякова. Вот к ней кличка никак не прилипала. Зовут ребята Поля или Полька, Настя не реагирует, а три Польки сразу откликаются. Да и пацаны Настю как-то сразу зауважали. На физкультуре Полякова не только девчонок в кроссе опередила, но и все мальчишечьи рекорды побила. А потом ещё выяснилось, что она и в футбол умеет играть, а по настольному теннису у неё — третий взрослый разряд.

Прозвенел звонок на переменку. Ученики шестого «Б» наперегонки помчались в столовую. В классе осталась одна Настя. Она с Ольгой Карповой сегодня дежурит по классу. Карпуша убежала с одноклассниками и обещала купить для неё в буфете пару пирожков. Настя вздохнула, взяла веник и пошла к последней парте. Опять этот Сашка Соколов лузгал семечки на географии! Шелухи вокруг парты — вагон! А за беспорядок в кабинете, конечно же, влетит дежурным. Следующий урок — геометрия, а ведёт математику классный руководитель 6-Б Лидия Алексеевна. Настя отодвинула парту и начала выметать скорлупу. Девочка справилась быстро. Придвинула парту на место, потом пошла вдоль парт, выравнивая ряды.

В класс с дикими воплями ворвались мальчишки. Сашка Храмцов схватил веник, Генка Стольников — швабру. Под крики и хохот шестиклассников началась схватка на воображаемых мечах. Обломки веника разлетались в разные стороны. Настя пыталась угомонить мальчишек, да где там… Секунданты не давали остановить поединок. Сашка, сообразив, что от его оружия скоро не останется ничего, пошёл в атаку. Генка под натиском противника попятился к окну, выпад вперёд, отскок назад и …

Услышав звон разбитого стекла, все замерли на мгновение, и через секунду мальчишек из кабинета как ветром сдуло. Настя остатками веника сгребла осколки на совок и выбросила стекляшки в ведро.

Прозвенел звонок. Ребята расселись по местам. В класс вошла Лидия Алексеевна. Урок начался, как обычно. К доске вышли трое: один — доказывать теорему, выученную на прошлом уроке, и двое — решать у доски домашние задачки. Пока тройка «ходила по мукам» у доски, Лидия Алексеевна заполняла журнал. Дверь распахнулась, какой-то мальчишка заглянул в класс и тут же захлопнул дверь. Осколок, торчавший в окне, зашатался и вывалился из рамы. Дзынь! Лидия Алексеевна вздрогнула. В классе воцарилась напряжённая тишина. Учительница посмотрела на окно и встала из-за стола.
— Та-а-ак! — протянула она. — Допрыгались! Молодцы! Вас на минуту оставить нельзя!
Лидия Алексеевна разозлилась не на шутку. Учебный год только начался, заводские шефы сделали прекрасный ремонт, и вот… пожалуйста!
Лидия Алексеевна наклонила голову и, глядя поверх очков, спросила:
— Кто разбил окно?
Девчонки в недоумении зашушукались, а мальчишки, свидетели происшествия дружно повернули головы в сторону Насти — донесёт или нет? Учительница не могла этого не заметить и тоже перевела взгляд на девочку. А та смотрела на классного руководителя. Её щёки горели огнём.
— Полякова, встань! Ты разбила окно?
Настя встала. Мальчишки метали взгляды то на учительницу, то на Настю. Девочка смотрела на учительницу и молчала.

Родители учили дочку всегда быть честной. Но однажды Настя солгала. Однажды. Перейдя в новую школу, Настя уже не была круглой отличницей, по некоторым предметам в дневнике появились четвёрки. И вдруг — первая в жизни двойка! Сказать об этом родителям было страшно. В тот день мама, как всегда, спросила: «Какие оценки сегодня?» Настя что-то промямлила в ответ, и её щёки окрасились пунцовой краской. Мама отложила домашние дела, подошла к дочке:
— А ну-ка, посмотри на меня? Двойку получила? И не лги, я всё по глазам вижу, у тебя же в глазах всё написано!

«Я всё по глазам вижу, у тебя в глазах всё написано!» Эту фразу Настя запомнила навсегда. Помнила и сейчас. Она, широко раскрыв глаза, смотрела на Лидию Алексеевну: «Прочтите же всё в моих глазах! Не я разбила окно, не я! Но я не могу сказать, кто это сделал. Я не могу предать одноклассника! Я — не предатель!»
Учительница подошла к парте Насти. Девочка даже обрадовалась: сейчас она всё прочтёт в моих глазах!
— Да ты краснее варёного рака, Полякова! Ясно! Чтоб завтра же твои родители были в школе! Давай сюда дневник, я напишу им приглашение!

Настя, будто оглушённая громом, просидела в оцепенении весь урок. Щёки по-прежнему пылали. Будто во сне, она услышала звонок, как робот, мыла полы в опустевшем после уроков классе.

Уборка закончилась, Оля Карпова ушла. А Настя сидела за своей партой и не решалась идти домой. Как показать дневник родителям? Поверят ли ей папа и мама, если красным по белому было написано: «Уважаемые родители Насти! Ваша дочь разбила окно в классе!!! Прошу вас немедленно явиться в школу!!!»

Вдруг в кабинет влетела гурьба мальчишек. Они окружили парту Насти. Все галдели, одобряя её поступок, и не заметили, как в открытую дверь вошла Лидия Алексеевна.
— Ты — молодец, Полякова! Не выдала меня. Спасибо! — сказал Генка и пожал Насте руку.
— Стольников! Так это ты окно разбил, паршивец? Давай дневник!
— Лидия Алексеевна, так я уже портфель домой отнёс! — обрадовался Генка.
— Ну, только попробуй мне завтра без отца явиться! Я сама к вам в гости приду. Полякова, дай твой дневник, — обратилась учительница к девочке. Лидия Алексеевна перечеркнула прежнюю запись и добавила: «Замечание написано по ошибке. Классный руководитель. Подпись».

На следующий день Генка привел в школу отца и вместе с ним застеклил окно. После происшествия прошло пару месяцев. Настя снова дежурила по классу. На большой переменке к ней подошли мальчишки. Генка Стольников держал кулёк пирожков с повидлом:
— Угощайся, Аленький Цветочек!
С тех пор Настю все мальчишки класса называли только так, а девчонки недоумевали, как такая длинная кличка к Поляковой прилипла? А ведь прилипла же!


Рецензии
Очень понравился Ваш рассказ, Валентина!
Реалистичный. Так оно в жизни и бывает.
Не всегда получается сказать правду.
С теплом,

Татьяна Январская   13.02.2010 18:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Танюша! А каково ребёнку делать такой трудный выбор...

Валентина Черняева   15.02.2010 06:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.