Совесть или страх?

Что такое СОВЕСТЬ? Верующий скажет, что это присутствие Всевышнего в душе. Атеист скажет, что это внутреннее побуждение не совершать дурных поступков, привитое воспитанием и т. д. Ту же функцию (удерживать от совершения дурных поступков) выполняет и СТРАХ перед наказанием, моральным осуждением окружающих. Но, (гипотетически) представим себе, что отменена вся система  наказания за  совершение дурных поступков. Отменены все законы, суды, тюрьмы. Бери в любом магазине, на любом складе всё, что пожелаешь. Нет ни замков, ни охраны. Более того, (предположим опять же гипотетически) стала бы популярна идея, что ничего предосудительного в этом грабеже нет. Что это даже справедливо – все имеют равные права на это добро.
Сначала кое-кто, а затем всё больше и больше людей втягивались бы в процесс грабежа, не опасаясь наказания (ОНО ОТМЕНЕНО!) и общественного мнения (ОНО ГЛАСИЛО БЫ, ЧТО ЭТО СПРАВЕДЛИВО, подавляя внутренний голос!). И, наконец, не устояли бы перед соблазном урвать свою долю почти все, опасаясь, что скоро всё растащат и им ничего не достанется…
Много ли останется СОВЕСТЛИВЫХ, стойких до конца?
Думаю, что ЕДИНИЦЫ. (А те, кто НЕ УСПЕЕТ урвать,
будут говорить, а возможно, даже и думать, что они устояли по своим внутренним убеждениям).
Не поддались бы соблазну грабежа только истинно верующие, опасаясь, что за это их НАКАЖЕТ Всевышний, который всё видит и не простит.
К чему я это всё нагородил? А вот к чему. Так что же такое СОВЕСТЬ, которая, якобы, удерживает от совершения дурных поступков? И существует ли она вообще или это только миф? Ведь из моего примера следует, что от дурных поступков (как атеистов, так и истинно верующих) удерживает только СТРАХ ПЕРЕД НАКАЗАНИЕМ (в первом случае -- это страх перед судом земным, а во втором – перед судом небесным).
    Здесь привёл только пример с грабежом. Если взять в качестве примера дурного поступка убийство, то на него не пойдут очень и очень многие. Но, по-моему, это "из другой оперы". Здесь удерживает не совесть, а тип характера (агрессивность или миролюбие).
    Я взял только два (самых характерных) примера дурных поступков, хотя возможна масса других случаев, где будут удерживать качества, привитые воспитанием, мнение среды, и т.п.
    И всё-таки думаю, что именно СТРАХ, как механизм инстинкта самосохранения, является почти единственной причиной, удерживающей от совершения дурных поступков.
   


Рецензии