Медной горы Хозяйка. Часть 6
Эта же лексическая основа см. Часть 5. представлена и в других языках индоевропейской группы.
Санскрит, слово mara -"смерть", а также убивающий, уничтожающий восходит к общеиндоевропейской основе mr входящей в наименование священной вселенской горы МЕРУ.
В мундо-дравийской мифологии, то есть у коренного населения Индостана, ещё до вторжения индоарийцев существовал культ кровавой и смертоносной богини - МАРАИ, которой приносились человеческие жертвы, в основном дети. Культ дожил до 20 века.
Славянская Морена играла исключительную роль в языческом мировознании, его ритуалах и праздниках.
Смерть отдельного человека, частное дело.
ГОРАЗДО ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ СМЕРТНОЕ НАЧАЛО В ПРИРОДЕ: СМЕРТЬ СВЕТА, СОЛНЦА, ДНЯ И НАСТУПЛЕНИЕ НОЧИ; СМЕРТЬ ЖИВОТВОРНЫХ ВРЕМЁН ГОДА - ВЕСНЫ, ЛЕТА, ОСЕНИ. МОРЕНА И ВЫСТУПАЛА В РОЛИ НЕОТВРАТИМОЙ СУДЬБЫ, ВОПЛОЩЕНИЕ СМЕРТИ, НО САМА ИЗБЕЖАТЬ СМЕРТИ НЕ МОГЛА.
Её смерть можно было ускорить с помощью огня и света и в конечном счёте погубить.
ЛЮДИ ВСЕГДА УЧАСТВОВАЛИ В ЭТОЙ КОСМИЧЕСКОЙ БИТВЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ, СВЕТА И ТЬМЫ, ДОБРА И ЗЛА.
Древние праздники и обряды - подтверждение этому.
Например, сохранившийся праздник ИВАНА КУПАЛЫ, когда делалось соломенное чучело, нарекалось - МОРЕНА и сжигалось в священных купальских кострах.
В ряде областей Морена заменялась деревом Марины, вокруг которого совершались купальские обряды. При переиначивании имён злокозненная сущность не утрачивалась, о чём свидетельствует былина о Добрыне Никитиче и злой девке Маринке.
С Мореною-смертью, Морёною - Мороком связаны и светлые праздники встречи весны. Их сжигают.Но здесь есть ещё один смертоносный образ облик Морены - зима, мороз. Древнерусская форма слова "мороз" - "мразъ", от него понятие "мразь", "мерзости" и природно-погодные характеристики "изморозь", "моросить".
СЖИГАНИЕ МОРЕНЫ ПРОИСХОДИЛО НА МАСЛЕНИЦУ.
ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ ЭТОГО ПРАЗДНИКА НЕ ТОЛЬКО В ОГНЕННОМ ДЕЙСТВИИ, НО И ПОЕДАНИИ БЛИНОВ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИХ СОЛНЦЕ, И ТЕМ САМЫМ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИОБЩАЕТ СЕБЯ К КОСМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ, ИЛИ РАСТВОРЯЕТ ЕЁ В СЕБЕ.
Ещё обряд описанный этнографами.
В урочную ночь люди, вооружённые всякой утварью гонялись по огородам за невидимым призраком и выкрикивали проклятия в адрес Морены. Обряд этот связан с поминовением умерших родственников на
РАДУНИЦКОЙ НЕДЕЛЕ, КОТОРАЯ НАЧИНАЕТСЯ С ВОСКРЕСНОГО ДНЯ, КОТОРОЕ НАЗЫВАЮТ КРАСНОЙ ГОРКОЙ.
Вот и новое название - КРАСНАЯ ГОРКА.
Откуда оно? Из далёкой прародины.
ЭТО РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫЙ СИМВОЛ ПРЕКРАСНОЙ ГОРЫ МЕРУ - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ТОРЖЕСТВА ЖИЗНИ НАД СМЕРТЬЮ И ВЕЧНОГО КРУГОВОРОТА ВОСКРЕСАНИЯ И УМИРАНИЯ.
Исконно русские слова "мор"(смерть), по корню совпадают с латинским mors - mortis, c греческим "морос", что значило смерть ( и кроме этого часть, жребий, судьбу). По вокализации близко русское - мороз.
В буддийской мифологии популярен - МАРА,
БОЖЕСТВО ПРИВОДЯЩЕЕ К СМЕРТИ.
У него огромная древнейшая история. Но после рождения Будды злокозненный демон превратился в искусителя царевича Гаутамы, которого безуспешно пытался погубить.
В тибетском языке есть слово -marana, значит смерть и идентично Моране(Морене).
Это существуют слова из общего языкового источника- ПРАЯЗЫКА, вспомните ВАВИЛОНСКУЮ БАШНЮ.
Та же корневая основа у римского бога Меркурия, по кёльтски зовушийся Миррдин и перешедшего в слово Мерлин. Ему сопутствует древнекельтская богиня Моригана, все они имеют основу MR и восходят к названию горы Меру.
И ещё один аспект этого корня - MR. Это слово пирамида от египтян, выход на гору Меру и смысловое русское слово - МИР.
MR- ТАИНСТВЕННОЕ СОЗВУЧИЕ. В египетских иероглифах к ней добавляется РА и получается ПАМИР, ТАК ГОРА МЕРУ ПОЛУЧИЛА СВОЁ ВОПЛОЩЕНИЕ В ТЫСЯЧАХ МОДЕЛЕЙ В СТАРОМ И НОВОМ СВЕТЕ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ЗНАЧИТ И ПИРАМИДА.
Есть и другое лексическое слово, связанное с этим корнем - МОРЕ!!! Это фольклёр о МОРЕ-ОКИЯНЕ, СКАЗКЕ О МАРЬЕ МОРЕВНЕ.
Кто она? Воительница и воевода, победительница Кощея Бессмертного;он висит у неё в чулане, прикованый на двенадцати цепях.
В сказках Афанасьева сказано:".. лежит в поле рать-сила побитая, кто побил его? Отозвался живой человек:"Всё это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна".
Отсюда проводятся аналогии между Марьей Моревной и былинной Маринкой, неверной супружницей Добрыни Никитича. Это одни лица, разделённые тысячелетиями; и если первая из матриархата, то вторая уже действует в ином строе патриархата и поэтому она не в силах победить Добрыню.
В Печёрских былинах за ней закреплена кликуха - Маринка Люта Гроза. Известна мало из-за выражений, использовавшихся в ней. Записана была Киршею Даниловым в 18 веке. Светлая память литераторам! Была она молодая, красивая, коварная, наделённая чарами, способностью превратить жертву во что угодно. За обиду Добрыню и 9 его друзей обратила в гнедых (вариант - поганых) или туров.
"... Маринка была волшебниця (так!),
А брала она с собой книгу волшебную
А брала она с собой да складной ножичек,
А спускалась она скоро да с крута крыльця,
У Добрыни-то ~читала девети (так!)следов,
И как~ всякой след ножом она перечертила -
Обернула она Добрыню туром поганым..."
Но на её пути встречается магическая заступница Добрыни, его крёстная мать Анна Ивановна. Она владеет белой магией и обращает своё искусство против злых чар:
"А и молода Анна Ивановна
выпила чару зелена вина,
а Маринку она по щеке ударила,
сшибла с резвых ног,
а и топочет по её белым грудям..."
Садисты, да и только. Но это два образа магии и сокральности, часть древнего мировоззрения всех без исключения народов на истории их развития.
Свидетельство о публикации №110021006153
Виктор Синютин 18.02.2010 13:11 Заявить о нарушении
С наилучшими пожеланиями.
Чувалова Татьяна 19.02.2010 06:46 Заявить о нарушении