Нудотень про литературу

   
         Нудотень про литературу или как в глазу поэтовом помещается поэт.




     Я, конечно, не живу в самом старом и славном fantasy-мире, собственном мозгу, как подобает критику, литературоведу и прочим имеющим право голоса в вопросе определения поэзии. Поэтому на абсолютность истины или её новизну не претендую. Но как практикующий поэт выработал собственные взгляды на предмет сущности поэзии. Потребность их высказать имею, вот высказываю.
     Как  мне подсказывает опыт общения с народом, он  придерживается традиционных взглядов на искусство и поэзию в частности. Хорошо - это простой, хрестоматийный ритм, реалистичное изображение происходящего, звонкие чётко слышимые рифмы. Впрочем, можно и закидоны. В почёте Маяковский (у которого на мой взгляд есть гениальный Левый марш, ещё пара десятков проникновенных строчек, остальное качественный рэпак) и другие технари. На искусство переносятся критерии спорта - кто быстрее напишет, у кого больше рифм, тот и метр. Я не говорю что у всех такой примитивный взгляд на искусство. Но мне кажется общая тенденция такова. Ставить во краю угла профессионализм, виртуозность в воспроизведении той или иной рифмоплётской техники, так или иначе понимаемое мастерство.
     Чем это плохо? Есть такое выражение в математическом сленге: «Убери лес. Деревьев не видно». Используя всю мощь арсенала поэтических средств, не всегда удаётся адекватно отобразить на бумаге душевный позыв. В общем, написать то, что действительно душа требует. Собьёшься на литературную схему - и всё, на крючке,  заранее известно, что в твоих стихах будет: и тебе, и читателю. Стихи теряют в индивидуальности,
      Можно выслышать и противоположную сторону. Мне в пору моего поэтического младенчества один неплохой поэт говорил, что мои стихи отличаются один от другого, как предложения «Я пошёл в магазин» и «Пошёл в магазин я». Я тогда не нашёлся что ответить. Не хочу сказать что я писал тогда сильно.  Ну вообще-то эти предложения очень разные, даже чисто с прозаической точки зрения: первое спокойное, во втором чувствуется напряжённость, усталость, быканутость даже (в зависимости от контекста).
     Я ещё раз хочу сказать, что я не критик, за современным литературным процессом не слежу, не исследую его. И ничего о нём толком сказать не могу. Просто такое понимание, «технарское», ходит в народе. Поэтому я высказал к нему, этому мнению, своё отношение.
      Теперь, без всякой полемики, что такое, на мой взгляд, поэзия.
      В стихотворении важно единство: и ритмическое, и смысловое, и психологическое (какая-то индивидуальность стиха, психологически оправданный переход от одной строчки к другой), и образное, стилевое. При достижении гармонии в каком-нибудь одном компоненте, она почти всегда теряется в другом. Новаторский ритм, вылизанные рифмы могут как и создать поэзию, так и угробить её. Нет абсолютного идеального стихотворения. Оно всегда случайность, неожиданное совпадение вчувствования читателя с тем, которое предполагал автор. Да конечно виртуозно выполненное, искрящее рифмами и образами, убеждающее ритмом стихотворение выглядит монументально, однозначно гениально. Но далеко не факт что оно таким и является. Пример-тот же Маяковский, у которого раз на раз не приходилось.
     Насчёт образов, метафор, я сам много грешил этим  одно время. И от этих стихов не отказываюсь, в них что-то есть. Всё-таки метафоры -  это всегда волеизъявления, приказ миру, а волевое начало для меня очень важно в моих стихах. Но вообще многие такие стихи вызывают образ смерча, который кружит всё подряд особо не заморачиваясь зачем. Вполне можно одним точным словом дать позвоночник стиху, создать его.
    Мою мысль по поводу стихов можно сформулировать и так. Стихи это не актуальность, нечто обладающее абсолютной, независимой от времени и читателя, ценностью, это потенция,  нечто что читателю необходимо понять и прочувствовать. Как мне нравится говорить, это как иероглифы египетские, которые писались исключительно для своих. В общем, это не способ меряться письками.
    Так же я считаю что каждому времени должна соответствовать своя поэзия. Если раньше люди жили полноценной насыщенной жизнью, изобилующей если не приключениями, то опасностями, сейчас жизнь размеренная и тупая, сплошной тет а тет то с компьютером, то с телевизором, в общем, жизнь символичная, отдалённая от реальных вещей, без настоящей борьбы, постоянная погоня за миражами: ходить в более прорекламированной одежде, жить в более престижном районе, трахать женщин более соответствующих общепринятым стандартам красоты. Поэтому если раньше поэзия была созерцательная, пассивная, помогающая людям отдохнуть от дел, то сейчас поэзия ДОЛЖНА быть активной, пропогандирующей нормальные идеалы, чтобы стащить людей с их кроватей, диванов и т.д.
    Ладно про это слишком много написать. Потом как-нибудь напишу. 
       


Рецензии
... да не согласен я ни с Энгелсом, ни с Каутским...
:)))))
а с Вами в чём-то - да...
с уважением
ЕЛ

Физика Наобум   16.02.2010 08:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →