И не к лицу... Приглашение к дискуссии

Который раз убеждаюсь, что максимальная и минимальная оценка за одно и то же стихотворение - не редкость, а правило. И разговор хочу начать вот с этого текста, по которому оценки судей разделились поровну, то есть можно говорить не о личных вкусах, а о двух разных способах восприятия у людей, которые сами - безусловно, поэты.

9-й автор

Перебираю прошлые трофеи,
Воспоминаний сладостную ложь:

Плыву губами к впадинке у шеи,
Чтоб ощутить твою глухую дрожь.

Касаюсь мочки уха. Замираю.
Ловя на грани слуха тихий стон.
Я всю тебя по нотам проиграю
И погружу потом в счастливый сон.

В глаза твои закрытые всмотреться.
Закрыть губами приоткрытый рот.
Спуститься ниже, где грохочет сердце,
И дальше, где пульсирует живот.

Вернуться, упиваясь сладкой пыткой.
Дрожь век прикосновеньем погасить.
Дыхания волшебного напитка
Из губ твоих ещё глоток отпить.

И вновь потечь губами и руками
По всем изгибам плавною рекой,
Пока не воспаришь над облаками.

Ты как граната с вырванной чекой.

Не выдержу! Ворвусь! И ты взорвёшься!
Гримаса страсти исказит лицо.
Навстречу вся поддашься, распахнёшься
И заключишь в горящее кольцо.

Откинешься потом опустошённо,
Замрёшь, не выпуская из себя…

О прошлом вспоминаю отрешённо,
По морю одиночества гребя.


Рецензии
Попробую объяснить свою позицию относительно этого стихотворения. Техника исполнения - очень и очень средняя. Скажем так: из всех изобразительных средств, при всей их огромной палитре, автор выбрал серый цвет. Это было бы оправдано классическими канонами, будь законченный рисунок шедеврален. Этого не случилось. Поэтому я говорю "рифмы бедные", а не "рифмы классические". Далее. "Сладостная ложь" - штамп. "Глухая дрожь" - за гранью моего понимания. Дрожь не может быть звонкой, простите. Да и глухой тоже. Неудачно выбран эпитет. "Гребя" - в концовке, в квинтэссенции, можно сказать, произведения, в точке, где обычно ждёшь некоего откровения. Это не огрех, это плевок. Читателю в лицо. Это непростительная небрежность, вроде той, когда "и так сойдёт".
Теперь по художественному впечатлению. Бог с ними, с трофеями. У каждого свой "скелет в шкафу". Ну, коли угодно автору некогда пережитые эротические переживания листать на досуге, камуфляжным пледом прикрывшись, его дело* С третьей строки явно прослеживается заявка на эротическое произведение. До "Пока не воспаришь над облаками". После появляется граната (вот он - трофей, собственной персоной!))))). И всё. Эротика потерялась. Пошли военные действия))) Образно это так: граната (представляете себе гранату), с обезображенным гримасой лицом (?). Не знаю, как у кого, у меня слово граната вызывает в воображении исключительно образ гранаты же. Ладно, пусть граната. Пусть без чеки. Пусть взрывается всё и все. Но! Эротика по природе своей лишена агрессии. Там, где появляется агрессия, начинается порнография. Слава богу, автор оказался далёк от этого. Иначе бы разговора и не было вообще. Я даже могу согласиться, что это такая особая эротика. В стиле "милитари"))) Если бы так, то в начале не стоило "плыть губами", "течь руками" и т.д. Единственно верный вывод: это банальное описание полового акта. Именно: банальное. Как говорится: "По всем деревням эдак-то" (с). Таким образом, текст не представляет собой никакой художественной ценности, на мой взгляд. Красоты здесь нет ни на йоту. Искусственный цветок. Самый дешёвый. Из пластика. Со скверно обработанными краями.

Нора Никанорова   08.02.2010 23:06     Заявить о нарушении
"Там,где кончается поэзия, начинается графомания"(с)
А давайте ещё в какой-нибудь стих поиграем?

Гомер Хиосский   09.02.2010 00:02   Заявить о нарушении
Вот я этот предлагаю

11-й автор

Я болею тобой

Отзываются в снах все слова, до единого слова.
.. я болею тобой, безошибочно и наугад.
А внутри у меня что-то рвётся и мечется, словно
все рентгены наврали, там только сплошной миокард.

И куда-то спешит, и летит центробежное время,
все законы сломав, и не выправить, как ни крути.
.. я болею тобой. Ты по-прежнему любишь варенье,
так же веришь в удачу, и веришь, что с ней по пути.

Проходящее время мазнёт сединой, ссыплет в кассу
зазвеневшие гульдены слов недокуренных снов.
Я болею тобой. И лечение было напрасным.
И лечение - было - неверным в основе основ.
Мне лично он кажется недооцененным, хотя сильного расхождения в оценках там не было. Много про что говорили в плане оценки, но скажу о своём личном восприятии. Для меня важнее почти всего остального в стихе интонация и дыхание. Без этого при людых формальных достоинствах стиха нет. И, собственно для внутреннего деления на стихи (пусть и с огрехами) и нестихи, которые людыми исправлениями не оживить именно это важнее всего. И вот по этому критерию, мне 11-й представляется сильнее мнгих, опередивших его по баллам.

Надя Яга   09.02.2010 12:23   Заявить о нарушении
Прекрасный повод для (безуспешной) попытки оправдания, что поставил высший балл стиху с банальными рифмами, который так справедливо раскритиковала Нора, и не самый высокий этому, который понравился тебе, Надя. Четыре и четыре с минусом, насколько помню. Если судить мерками собственного весьма медлительного былого развития, оно напомнило мне мои стихи, написанные в возрасте 17-25, не позднее, лет. разумеется, можно писать гениальное и в 12, но тут два обыкновенных случая, автора и мой почти цитируемый - писал сам именно так. Мы имеем печальные и неглупые размышления о безответной или несбывшейся (в обыкновенном смысле слова, конечно) любви. «Варенье» - легкая печальная ирония, занижает пафос первых двух строк, штурмуемую было высоту. Остроумно и рассудочно как-то. А ТОТ стих – банальный, но выдох. Слабая рифма «наугад – миокард» вполне нормальна, но не более. Начало третьей строфы вообще пародийно по звучанию, прочтите себе вслух, изящная и наполненная метафорами или ещё чем там мысль превращается в нонсенс чисто грамматический. Две последние строки хороши.

Борис Рубежов Четвёртая Страница   09.02.2010 12:46   Заявить о нарушении
Кстати, тут может и объяснение этой самой разницы в подходах. Я как раз в 9-м не чувствую того самого "выдоха" в твоей терминологии и интонации в моей, которое бы заставило меня на нём остановиться просто как читателя. И, пожалуй, некая интонационная пресность оставляла меня равнодушной к некоторым авторам, которых ты ценишь, и которые мастерством безусловно владеют и всеми прочими мыслимыми достоинствами обладают.

Надя Яга   09.02.2010 13:01   Заявить о нарушении
А мне этот стих тоже нравится интонацией и наполненностью авторской индивидуальностью. Есть в нём недочёты(Борис правильно указал на неудачные строки в последнем катрене, ещё и фоника не ах), но он "живой". По поводу рифмы "науГАД – миоКАрД", извините, Борис, не соглашусь. Чем плоха рифма по ударному слогу и двум согласным?
А вот в №9 основной посыл прост, стало тесно в штанах у Л.Г. и он мысленно вспомнил тело и что и как с этим телом он бы сделал. Т.е. идёт простое перечисление картинок возникающих в мозгу Л.Г. - а я вот так, а оно(тело) вот так, а потом мы ещё раз...А где поэзия?

Гомер Хиосский   09.02.2010 13:18   Заявить о нарушении
Злюсь на Нору Никанорову за хирургию, но это злость пациента на врача, хотя стих не мой.
Режут по живому, а ничего не поделаешь – такая работа.
К сожалению, Никанорова кругом права!
Кроме глухой дрожи. Нагуглил «глухая дрожь». Призываю, настоятельно призываю, почти в каждой своей прозе, прошу, призываю всех: гуглить, гуглить, и ещё раз гуглить всё и вся! Никто меня даже не читает! Глас вопиющего…
Вот вам итоги:

«Стремит мою ладью глухая дрожь морей» М. Волошин

«И вот в этот-то час, как глухая дрожь,
Проплывает во мгле тоска,
И тогда просыпается Белая Вошь,
Повелительница зэка». А. Галич

«Я – степь, которой чужды сохи;
Мне в этой гордой суматохе
Чужда и ложь;
Пред атмосферой прячу спесь я,
И служит мне для равновесья
Глухая дрожь.

На мне не быть земному игу:
Тайфуны грозные в квадригу
Мне гром запряг,
И рокот бурь моих несу я,
Гебридский с Персией связуя
Архипелаг».
Виктор Гюго «Океан» в переводе М. Тарловского

Хотя сам я тоже не понимаю, что такое глухая дрожь!
Теперь главное для меня из того, о чём никем здесь не сказано.

Мне не по душе стихи, где очень подробно в мельчайших деталях описывается любой процесс, любое действо.
Друзья, не надо мелочиться - жизнь коротка.
Пишите о главном!

Уменяимянету Этоправопоэта   09.02.2010 15:06   Заявить о нарушении
А вообще-то стих неплохой. После обеда иначе видится.

Уменяимянету Этоправопоэта   09.02.2010 16:48   Заявить о нарушении
Это смотря что съесть, дорогой тёзка.
Под седло барашка самое то.
С пивом, опять же...

Борис Рубежов Четвёртая Страница   09.02.2010 18:12   Заявить о нарушении
Здесь тот случай, когда ты прав.
Но почему поэзия для сытых и поэзия для голодных - это одна поэзия?
Их даже не две!

Уменяимянету Этоправопоэта   09.02.2010 18:29   Заявить о нарушении
Теперь я понял: хороший стих всегда хороший.
А не очень хороший воспринимается по разному до обеда и после обеда при прочих равных чувствах.

Уменяимянету Этоправопоэта   10.02.2010 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.