Часть 1. Кайский край

На фотографии - вид из траншеи на Кашиной Горе. Врага ждали со стороны непроходимых лесов. Каких-то сто лет назад Кама протекала у подножия Горы, но постепенно отодвинула свое русло.  На противоположном берегу Камы виднеется озеро.

   
Лет двадцать назад без помощи трактора было не обойтись. Сейчас асфальт. Машина летит, зная, что такого насилия, как предшественницам, ей не грозит. Удивительно, что дорога, проложенная здесь Строгановыми в шестнадцатом веке и соединившая Москву с Сибирью, оказалась в таком плачевном состоянии и ведет в никуда, в исправительно-трудовые лагеря, где и обрывает свой путь.
Приторможу. Прислушаюсь. Каждый раз в этом месте что-то беспокоит. За бортом  едва заметно несет спокойные воды красавица Вятка. Спряталась. Показалась снова. Хороша! Но это не Вятка. Неспокойная Кама пошла отсчитывать свои километры в другую сторону. Загадка природы. Две великие реки разбегаются из одного места для того, чтобы встретиться, но уже через тысячи километров. Все населенные пункты вокруг совсем недавно поголовно были режимными или невыездными. Одно из названий этих земель - Вятлаг - приказом НКВД в 1938 году здесь был учреждён «Вятский исправительно-трудовой лагерь". Но тогда ли он был основан? Настораживает тот факт, что на рельсах, ведущих в лагеря  выбиты другие даты, которые уводят в девятнадцатый век, а страшные вагоны с металлическими решетками, курсирующие здесь, называют "столыпинскими". Один из лагерей имеет очень романтичное название "Три вислянки". Железная дорога в лагеря именуется гайно-кайская. Вплоть до 1965 года на картах между Кирсом и Рудничным, в районе поселка Светлополянск, на железнодорожной ветке указывалась станция Кай, которая находилась, как ни странно, от одноименного поселка Кай примерно в шестидесяти километрах. А рядом с бывшей станцией Кай и сегодня на карте можно разглядеть населенный пункт под названием "Кашина Гора". Точно такая же "Кашина Гора", правда не обозначенная на картах, но оставшаяся в памяти людской, находится в шестидесяти километрах ниже по Каме в поселке Кай и представляет собой кладбище-крепость с оборонительными рвами. Получается, что на один Верхнекамский район имелось два Кая и две Кашины Горы?
   Город Кирс, согласно официальным данным, построен в 1729 году купцом Вяземским одновременно с железоделательным заводом.  Однако имеются сведения, согласно которым в 1629 году царь Иоанн IV Васильевич в целях эффективного функционирования Верхнекамского волока направил туда городовым воеводой Алексея Тимофеевича Борзецова. До этого Борзецов был управляющим города Можайск и данный перевод расценивался, как повышение по службе. Меха,поступавшие с Верхнекамского волока и кузнечное дело, которым славился тот район, представляли стратегический интерес Москвы. Но ведь верхнекамский волок проходит насквозь через город Кирс и принято считать, что Кирс - это самое старое поселение в округе. Выходит, официальные сведения о происхождении города Кирс недостоверны?   
    Неподалеку от Кирса, на берегу Камы, в устье речки Волосница, являющейся продолжением верхнекамского волка, стоит деревушка с одноименным названием речки - Волосница. Официальные сведения об этой деревушке очень скупы. Согласно ним здесь в 1881 году была построена Георгиевская деревянная церковь из кондовой сосны. По состоянию на 2005 год в селе Волосница и соседней дереве Кашина Гора в совокупности проживает девять человек. Девять человек. Интересно, кто-нибудь в этой стране русские летописи читает? Согласно русским летописям в 1483 году царь всея Руси Иван женил своего сына Ивана у Стефана, у Волоского воеводы, дочь которого звали Олена, а в 1484 году у них родился сын Дмитрий, будущий царь всея Руси. Еще одному волоскому воеводе Петру, как указывает в шестнадцатом веке в своих челобитных Иван Пересветов, принадлежат следующие слова: "Такое царство великое, и сильное, и славное, и всем богатое царство Московское, но есть ли в том царстве Правда?... Коли Правды нет, то и всего нет."   
    1965 год, согласно официальным данным, стал годом основания поселка Светлополянск. Сухие энциклопедические источники сообщают, что своим происхождением Светлополянск обязан соседству с Дымным болото, на котором ведутся торфоразработки. Интересно, какие ассоциации возникают у бывших партизан со словосочетанием "Дымное болото?". Странно выглядит это болото со спутника - абсолютно правильные геометрические формы. Залезаю в поисковик и обнаруживаю, что Дымное болото - среда обитания многих исчезающих видов животных. Бобры, лисицы, и все меховое богатство Кировской области до сих пор еще присутствуют здесь. В 1997 году на Дымном болоте наблюдали группу северных оленей, которые до Вятлага имели здесь оседлую форму. Красная книга информирует также, что Дымное болото является эксклюзивной средой обитания других вымирающих видов животных  - колонка и прудовой ночницы. Первые питаются змеями, а вторые комарами. Разве могло быть столь ценное для людей соседство случайным?
  Поселок Рудничный. Официальные источники отсчитывают его происхождение примерно с 1915 года, со времени разработки рудничных месторождений. Еще в детстве я считал, что здесь добывает железную руду. Почему? Дело в том, что близлежайший город Кирс базируется на двух основных крупных предприятиях - железоделательный и кабельный заводы. Но дед рассказал мне, что в рудниках добывают исключительно фосфориты, которые используют для удобрений, добавив, что состояние дел на рудниках плачевное. Примечательно, что первым орудием труда на рудниках было кайло. Интересно было бы узнать о происхождении этого слова.
  Поселок Лойно, успевший побывать районным центром. Здесь родился мой отец. Берег Камы близ Лойно является памятником федерального значения из-за обнажения верхне-юрских пород (всего-то!). А еще это поселение известно тем, что в годы Гражданской войны здесь находился штаб Колчака. 
  Весь этот обширный край старожилы называют кайским. Говорят также, что здесь находится полюс холода. Село Кай в тридцатые годы двадцатого столетия являлся его районным центром. Но сегодня это только в памяти. В атласах и справочниках этот район уже давно  именуется Верхнекамским. 
      Село Кай Кировской области. Сегодня это богом забытое место . Ни церкви, ни мечети. Едва насчитал заселенными 50 дворов. Село вымирает. Сколько ему еще отведено? Уже заросли  остатки ушедших в никуда деревенек вдоль дороги, в которых совсем недавно жизнь била ключом. Заросло травой и Пестриково.  Мои  корни были здесь, в Пестриково, в пяти километрах от Кая. Возле Пестриково дорога заасфальтирована, но еще лет пятнадцать назад асфальта не было, и  автобус сюда пробраться не мог.  Чтобы добраться сюда, приходилось много километров преодолевать пешком, отмахиваясь от  несметного полчища беспощадных слепней и москитов, или, если очень повезет, на катере. Как же жили люди в такой изоляции от общества? И не просто жили, а построили огромный город. Ведь поселок Кай в девятнадцатом веке именовался городом Кайгород с численностью населения, превышающей десять тысяч человек. Откуда в голодном крае, где даже яблоня и вишня не вызревает, объедается черемуха на деревьях, такая численность населения? Почему сейчас население стремительно вымирает и оставляет эти места?
  Славянская энциклопедия семнадцатого века рассказывает о Кайгороде, как о крупном населенном пункте, находящемся на пересечении важнейших торговых путей в Сибирь и Архангельск. Не просто о населенном пункте, а о городе, в котором находилась таможня. Разве можно сегодня такое представить? Старая энциклопедия сохранила также сведения, о которых молчит современная русская историческая наука: из Кайгорода начинался поход Ермака, дружины которого составляли кайгородцы.
  Герб Кая. На всех камских поселениях на гербе нашла свое место Кама, несущая людям жизнь. И только кайская и сарапульская геральдика не вняли этому принципу, забыв про свою красавицу-реку. Почему? 
  Центральная улица поселка. Слева пустырь. Здесь стоял клуб. Пахло асфальтом. Раньше пахло по-другому. Раньше пахло деревянными мостками  и крапивой вдоль дороги. Справа пустырь. Про хозяина дома, который здесь стоял, в поселке ходила легенда, что умер от нищеты и голода, а когда дом снесли,  обнаружили астрономической ценности средневековый клад. Откуда в  захолустной деревушке средневековые сокровища?
Идем дальше. Справа прабабушкин дом. В нем - действующий музей Феликса Дзержинского. Дзержинский был в ссылке в этом поселении и останавливался на постой в доме моих далеких предков. А огромного и страшного кирпичного недостроя рядом не было. Деревенские подсказали, что здесь планировали построить ярмарку, но вот уж лет семь как заморозили. Чем тут собирались торговать? Почему раньше не функционировала ярмарка? Двухэтажная кирпичная школа - гордость деда! Построена руками студентов истфака пединститута. В ту пору дед  работал директором школы. Будучи преподавателем, знатоком и любителем истории,  часами обсуждал со студентами тему раскопок древнейших захоронений вблизи Кая. Медведь. Не нужны ни компасы, ни приборы, с лесом - одно целое. Местные жители все из этого теста. Они любят  кислый напиток, именуемый в народе "бражкой" (сейчас бы бабушкиной бражки) и боготворят своих женщин.  Дед был большим сказочником, из-за того обилия сказок, которые он рассказывал, я предполагал, что сочинял он их сам.
   Справа пустой дом. Участок совсем зарос. Посчитаю статуэтки: "Одна, две, три, четыре, пять, шесть, семь - все на месте." Хозяин вырезал деревянные фигурки супруги и расставил по всему участку. В духе местных языческих обычаев.
 Впереди Дом Строгановых - самое древнее строение в поселке. Если бы не дед, не знал и никогда не догадался,  что здание имеет столь древнее и знатное происхождение, похоже, что местные этого не знают. Вот так. Приезжают туристы. Посещают дом-музей Дзержинского. А строение, зарастающее бурьяном, воздвигнутое ранее семнадцатого века, незаслуженно остается без внимания.
  Впереди Кашина гора, кладбище, все изрытое траншеями. Согласно официальным данным это место называется несколько иначе. Это археологический памятник федерального значения двенадцатого века "Марьин кокошник". В то время как энциклопедические сведения связывают образование Кайгорода лишь с 1558 годом, когда Строгановы проложили сюда сухопутную дорогу.
 Траншеи вырыты так, будто оборонявшиеся на горе ждали нападения со стороны реки. Но ведь там тысячи километров непроходимых необжитых лесов!  Впрочем, почему непроходимых?  На противоположном берегу невидимая рука разбросала сложную цепочку озер, переполненных щукой, плотвой, бобрами и утками. Озера поражали полным отсутствием связи с цивилизацией.
  Кама-матушка. Над головой кружились чибисы и ласточки, облепившие обрывистые глинистые берега. Разморило и хотелось спать. Организм медленно перестраивался к местным белым ночам. Кай, край клюквы и морошки, неужели так и уйдешь в никуда, не рассказав свои тайны, оставив о себе память лишь в мифических персонажах северных сказок о Кае и Герде и о кайском лешем - виселе? С грустью вспомнил две старые местные прибаутки: "Кай-всему свету край!" и "Кто в Каю не бывал, тот горя не видал!".


                УШКУЙНИКИ 

         Продолжение: [http://www.proza.ru/2010/03/08/841]


Рецензии
Спасибо вам за ваш рассказ, я знаю о Вятке только по бабушкиным и ее сестры рассказам вятский народ уникальный, могучий. На Вятке как рассказывала бабушкина сестра и крепостного права не было жили общинно, была демократия о которой сейчас мы и представления не имеем, народ жил очень хорошо потому что трудолюбивый был. У каждой семьи был свой кусок леса и за ним ухаживали, было свое поле, на праздники приезжала родня семьи были большими 12-13 детей, а то и боле поэтому на праздники собиралось народу человек по 300 и места всем хватало, жили на праздники по неделе еды всем вдоволь было. Народ на Вятке был предприимчивый еще с 16 века торговали и с Европой и с арабскими странами, до раскулачивания бабушкин дядька даже с Филиппинами торговал)))

Анна Филатова 80   20.04.2013 23:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.