Одно стихотворение Овидия Сновиденье
У древнего римского поэта Публия Овидия Назона ( 43г. до н. эра – около 18 г. новой эры ) таким стихотворением я считаю стихотворение «Сновидение». Это стихотворение было написано им в ссылке, на которую его осудили за создание им «Поэмы о Любви».
Сейчас эту поэму изучают даже в школах западно-европейских стран, а тогда эта поэма была воспринята как вызов нравственным законам и морали, иными словами, как порнографическое произведение. Бедный Овидий так любивший свой родной город – Рим больше никогда не увидит его. Но самым страшным в этом наказании было расставание с любимой женой, которая отказалась ехать с Овидием к варварам, именно так римляне называли народы присоединенных к империи провинций. И именно в ссылке было написапно это стихотворение, в котором поэт донес и боль разлуки, и расставание с любимым человеком, и его фактическую измену, которая явилась ему во сне… Благодаря этому стиху, мы можем погрузиться во внутренний мир Овидия и увидеть все его чувства, все его духовные и физические переживания… Создается ощущение, что он рядом с нами, и что мы вместе с ним переживаем его боль… Такую вещь мог написать только великий Мастер, каковым и был Публий Овидий Назон…
СНОВИДЕНЬЕ
( в переводе Якова Эммануиловича Голосовкера )
Ночь нависала, и сон мне смежил усталые веки.
Темные образы грез мой возмутили покой.
Видел я склоны холма, заросшие рощей дубовой
На солнцепеке, и птиц множество в гуще ветвей.
Вдаль от подножья в лучах уходили луга, зеленея.
Неторопливо журча, влагой поил их ручей,
Сам я под сенью дерев от палящего зноя укрылся:
Но и под сенью листвы зной нестерпимо томил.
Вдруг удивились глаза: меж цветов, корма выбирая,
Белая, белая вся медленно телка брела,
Белая, снега белей, упавшего ранней порошей
В пору, пока не успел снег обернуться водой,
Белая, как молоко парное, с шипящей пеной,
Только выцеженное — свежий овечий удой.
Был ее спутником бык, счастливый супруг
Оба на всходы травы грузно телами легли.
Мирно покоился бык; пережевывал жвачку лениво:
Корм поглощенный ему кормом вторично служил.
Дрема томила быка, расслабляя могучие мышцы,
И рогоносную он голову наземь склонил.
Тут на беду принесли по воздуху крылья ворону.
На зеленеющий дерн села каркунья болтать.
В белую телку она троекратно впивается клювом,
В самую грудь — и кругом белые клочья дождем.
Телка сомнений полна. Помедлив, быка покидает,
Но на груди у нее черная метка пятно.
Пастбище видит вдали и быков травоядное стадо.
Вкусные травы быки жадно щипали, жуя.
К ним устремилась она, замешалась в могучее племя,
Требуя в дар от земли более сочной травы.
Так разгадай же мое наважденье ночное, гадатель:
Что мне виденье сулит, если правдиво оно?
Кончил я речь. И сказал толкователь ночных сновидений,
Темный рассказ мой в уме взвесив зерно за зерном
«Зной, от которого ты под сенью лесной укрывался,
Но не укрылся вполне, — жар твоей жгучей Любви
Телка — подруга твоя. Белый цвет чистоте ее сроден.
Бык же — напарник-супруг, тот рогоносец — то ты.
Грудь, что ворона во сне проклевала, недоброе значит;
Старая сводня ввела в сладкий соблазн госпожу.
Если быка своего, помедлив, покинула телка:
Впредь холодна и пуста будет постель у тебя.
Кровоподтек на груди, как отметина черная срама,
Знак, что измена в любви на душу ляжет пятном»,
Смолк толкователь... Вся кровь от сердца отхлынула. Холод.
Дрожь. Потемнело в глазах. Ночь пред глазами стоит.
Свидетельство о публикации №110020103705