Король королевы, или show must go on!!!
Впервые об этой группе я узнал из письма двоюродного брата Андрюхи (Царство ему Небесное!) ко мне в армию. Он только приобрёл «пласт» (как тогда, в первой половине 70-х, говорили те, кто занимался дисками) группы «Queen» 1975-го года «Sheer Heart Attack». И, естественно, похвалился мне. Но музыку-то в конверт не запихнёшь! Так что до самого дембеля я находился в неведении, что это за группа и как она поёт.
И только вернувшись, я смог её услышать, причём, это уже был другой альбом, ибо тот Андрюха, переписав, сменял. Это был (или бы-ла?) «A Night At The Opera», а в ней … В ней была одна из вещей, которая и по сей день вызывает во мне трепет и какое-то внеземное наслаждение. Надеюсь, не во мне одном.
Вы, наверное, поняли, ч т о я имею в виду? Это была гениальней-шая «Богемская рапсодия», которую сочинил О Н – великий и неповторимый Фредди Меркьюри.
Эта почти шестиминутная то ли мини-опера, то ли мини-кантата, то ли мини-рапсодия перевернула мои понятия о рок музыке (хотя я уже знал о существовании и слышал не один альбом не менее легендарной (даже тогда!) группы «Emerson, Lake & Palmer»). Она вывернула меня всего наизнанку, отжала всё ненужное и наносное и сделала меня - человеком!
После этого я старался не пропускать ни одного альбома этой, без всяких сомнений, супергруппы.
Но уже в конце 80-х моя коллекция записей на бобинах устарела и морально, и физически. Вся страна переключилась на кассетники. Но при всех их достоинствах, недостатков у них было больше.
И поэтому, когда подвернулась возможность купить хороший про-игрыватель, я её тут же реализовал. А фирма «Мелодия», как будто специально подгадав к этому событию, выпустила лицензию «Greatest Hits» квинов.
Всё остальное осталось за пределами страны, на большее её не хва-тило.
А ещё через год ОН ушёл, ушёл, чтобы не вернуться. Телом. Ибо душа его, воплощённая в этом чудо-голосе, осталась в записях, видео-клипах и съёмках живых концертов.
И ещё ОН успел записать с неподражаемой Монсеррат Кабалье гимн грядущим Олимпийским играм – «Barcelona».
И ещё через год после смерти, страшной смерти от СПИДа, вышла посвящённая ЕМУ книжка Рика Ская.
И ещё через год она вышла на русском языке. И тогда все тёмные (или белые) пятна ЕГО жизни проявились, как на фотографии. Конечно, многое (очень личное) осталось за страницами этой небольшой (208 страниц) книжки, но всё-таки, благодаря ей, мы узнали, что на самом деле ОН – Фаррух Балсара, происходил из семьи иранцев, но родился не в Иране, а на экзотическом Занзибаре. В школу пошёл в не менее экзотическом Бомбее, где семья жила до того, как перебраться на Занзибар, и вернулась, когда ему исполнилось пять лет.
Вера, которую исповедовали его родители, тоже была необычной – они были парсы (зороастрийцы, или огнепоклонники).
В школе он брал уроки игры на пианино. Сначала потому, что так хотела мама, а после ему самому это понравилось.
Когда ему исполнилось 14, семья переехала в Британию. И спустя пять (всего пять!) лет его накрыло многообразие рок музыки. А так как многие из рок-музыкантов закончили художественные школы и колледжи, то юный Фредерик (так он изменил своё имя на британский лад) поступил в колледж Илинг (к слову говоря, в котором учился создатель группы «Who» Пит Тауншенд).
Именно в колледже он получил прозвище, которое теперь знает весь мир – Ртуть (Mercury). Там он пытался изо всех сил подражать своему тогдашнему кумиру – Джимми Хендриксу – и двигаться, как он, напевая его песни. Вскоре он уже пел в группах «Рекадж» и «Соур Милк Си», которые, если и помнят, то именно потому, что в них пел ОН.
Когда из созданной студентом-физиком Брайаном Мэем трио «Смайл» («Улыбка») ушёл студент факультета искусств Тим Стаффелл, оставив создателя и бывшего студента-стоматолога Роджера Тейлора вдвоём, то он пригласил на своё место Фредди. И тот согласился.
С 1970 года (когда пришёл Фредди) по 1971 год у них сменилось 6(!) Басистов, пока не появился Джон Дикон. Кроме того, они сменили название на то, которое тоже сейчас знает весь мир – «Королева» (Queen).
Нужно ли говорить, что его придумал Фредди?
В 1972 году студия «Ди Лейн Лиа» предложила им опробовать новое её оборудование, а в качестве гонорара забрать эти записи. Все эти записи были отвергнуты. Ни одна фирма не хотела выпускать такую музыку. (В середине 90-ых, уже после смерти Фредди, эти записи через Интернет-магазин приобретёт русский школьник за сущие копейки)
Мир был не готов к появлению сенсации.
Но это длилось недолго.
Уже с 1973 года «Королева» медленно, но уверенно шла прямо к коронации. И большая заслуга в этой её «короля» - Фредди Меркьюри.
Это всё творилось в мире, а у нас – был Советский Союз, где подобного рода музыка не приветствовалась, а то – и запрещалась. Конечно, кое-какие попытки приручить то же имели место быть: создано множество ВИА (Вокально-Инструментальный Ансамбль) под патронажем известных композиторов советской эстрады.
Что это было? Тихий ужас! То есть, играли-то они громко, просто музыку, исполняемую западными рок-группами впятером, вчетвером (как и «Королева»), а то и втроём, у наших исполнял минимум десяток человек. Причём, как выяснилось недавно из интервью с Александром Барыкиным, кроме десятка на сцене, ещё человека три-четыре находи-лись (и, естественно, играли и пели) за кулисами.
Нет, конечно, я не отметаю всё огульно, были и вещи, не утратив-шие своего значения (и наслаждения!) до сих пор. Но Запад манил, как яблоко – Еву, а в роли змия выступал полузаглушенный «Голос Америки».
Поэтому, если сама музыка (в виде дисков) к нам проникала, то сведения об её исполнителях, практически – нет. Изредка, какими-то гомеопатическими дозами, печатали что либо «Ровесник» и «Новое время», причём (что удивляло) не всегда ругая.
«Королева» тоже удостоилась статьи в «Ровеснике», насколько я помню, чуть ли не на полную страницу. К сожалению, из памяти вылетело, кто именно осчастливил нас, но, кажется, это был Артемий Троицкий.
Но всё равно, большинство сведений о «Королеве» и её «короле» взято мной из книги Рика Ская «Фредди Меркьюри».
«Королева» мужала (ну и каламбурчик получился!), их уже не могли затмить и вытеснить новые стили и направления: диско и хэви-метал.
Подданные Её величества отдали честь и тому, и другому; «Another One Bites The Dust» и «Under Pressure» в стиле диско (вторая вещь была написана с помощью Дэвида Боуи), «We Are The Champions» и «We Will Rock You» в стиле хэви-метал.
Многие рок-группы привлекались для озвучивания кинофильмов. «Королева» не стала исключением; от всей души они порезвились над сочинением (и исполнением) саундтрека к фильму «Флэш Гордон». Фильм-комикс много выиграл от их озвучки. А в свою очередь они занесли в свою творческую копилку вещичку под названием «Флэш»; этакое мини-попурри по темам фильма.
Кроме выпуска альбомов группа ещё разъезжала по миру с живыми концертами, где громадные аудитории подпевали им многотысячным хором.
И как только у них хватало на всё времени? Неизвестно! Но ко всем вышеперечисленным вещам можно добавить, что у членов группы выходили ещё и сольные альбомы. Из-за чего тут же рождались слухи о скором (или уже состоявшемся) распаде группы.
Фредди тоже выпустил в 1985 году альбом «Mr. Bad Guy». И тут же пришлось оправдываться, что это не означает распад группы, просто есть вещи, которые «Королева» не может исполнить, а спеть их хочется.
Альбомы выходили регулярно, и в каждом была какая-то изюминка для публики, например загадочная и футуристическая (определение из книги Р. Ская) «Radio Ga Ga» из альбома «The Works», нежная рок-баллада «A Kind Of Magic» из одноименного альбома, которую потом включают в саундтрек культового фильма «Горец».
И хотя Фредди на концертах выглядел истинным королём своей «Королевы», в альбомах он предпочитал не выпячивать свои песни; все вкладывались примерно поровну.
В 1986 году происходит удивительное событие; «Королева» играет за «железным занавесом»: в соцлагере: в Будапеште.
Годом позже Фредди даёт вторую жизнь старой песне «The Great Pretender» и попадает с ней на четвёртое место в хит-параде. Кроме того, он осуществляет предложение великой оперной певицы Монсеррат Кабалье спеть с ней дуэтом: сочиняет и исполняет песню «Барселона», которая становится официальным гимном Олимпийских игр – 92.
На следующий год уже выходит целый альбом этого необычного дуэта, названный без всяких претензий – «Барселона».
В Советском же Союзе идёт объявленная перестройка. И в 1990 году (девять лет спустя после выхода) в лицензионном варианте выходит альбом «The Greats Hits», правда, где-то потерявший «Under Pressure». Но и это сенсация. Значит, группа всё-таки признана. По телевизору начинают мелькать клипы группы.
Это вообще отдельная «песня». Такое впечатление, что возродились великие гении прошлого и воплотили настоящее, так всё в них выверено и подогнано. Опять же Р. Скай пишет в своей книге, как тщательно и трепетно подходил Фредди к этому виду современного музыкального искусства.
Но… Но неожиданно появляются заметки, в которых говорится, что дни «короля» сочтены. Не хочется верить. Да как же это так? Такой мощный (во многих клипах он мелькает либо в майке, либо вообще обнажённый по пояс) человек и умирает? Не хочется верить.
Но приходится. 25 ноября 1991 года «король» покидает и «Королеву», и бренную землю.
Мир застывает. Как сейчас помню, ту заметку в «Комсомолке», которая скупо сообщила об этом своим читателям. И мне. По коже полз озноб, а в ушах крутилась почему-то ОНА – «Богемская рапсодия»! И её неземные звуки порождали какой-то катарсис; мне было больно от е г о ухода и, в то же время, я наслаждался тем, что был человек, сумевший сочинить т а к о е.
В отличие от «Леди Гамильтон» было и «после», было и «потом». Появились CD: сначала простые, потом MP3. Звуки «Королевы» и её «короля» остались сохранены. Чуть позже появились новые диски; DVD, на которых уже были собраны и клипы, и концерты.
И вновь король взмахивал алой мантией, и вновь фавн сидел на холме из человеческих тел, и вновь красотка с большим бюстом пылесосила квартиру, и вновь Великий Притворщик спускался по лестнице, окружённый тысячами копий.
17 лет… 17 лет пролетело. Подросло поколение, которое уже не знало е г о живым. Но…
КОРОЛЬ УМЕР! ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!!!
2008 г.
Свидетельство о публикации №110020103024