Гордые евнухи
Другого, конечно и не будет - сайт не декларирует ни эстетических, ни политических, ни моральных направлений своих авторов. И в этом смысле он - беспристрастен. В этом и его сила, и его слабость.
Сила - в выборе для чтения автора - из многих и многих людей, здесь присутствующих, но "тянущих" общий воз в разные стороны.
Индивидуалистов надо - пожалуйста! Коллективистов? Найдете, только определитесь, какого фасона коллективист вам нужен. Каннибалов? Даже такое чудо найдется. (Как и матерщинники, и порно, эрото, и прочие стихослагатели).
К сожалению для этого разнообразия - мы живем в стране. В стране - с большим трудом выкарабкивающейся из двадцатилетнего гибельного системного поражения. Геополитического.
А в наших страницах - нет непосредственного отражения этого факта. А если попадаются такие странички (низкий поклон этим авторам!), то - как исключения. Редкие исключения.
И тут, конечно, слабость нашего сайта. (Кто-то скажет: "Это - продолжение его достоинств" - и будет прав.)
Хочу рассказать об одном случае, происшедшем со мной - вне сайта. Мы ведь, пишущие, не только тут, в интернете встречаемся. Вот такая встреча была и у нас на юге Кузбасса, в Новокузнецке - в ноябре прошлого года.
Мы, трое литераторов из Междуреченска были приглашены на вечер литераторами-любителями из Новокузнецка. Города - рядом - 66 километров по железной дороге. Почему не поехать.
Все бы ничего - почитали мы свои стихи, и лит. студия Новокузнецкой городской библиотеки имени Гоголя - тоже познакомила нас со своим творчеством.
Но во время чтения я был поражен странной реакцией на мои стихи: пока читалось что-то на общеморальные темы - все было в порядке. А как только я начинал читать строки посвященные чему-то более конкретному, стал рассказывать о большой работе прокопьевского поэта Николая Подсевалова, о его борьбе с городскими чиновниками...
(А он выпустил у себя в шахтерском городе Прокопьевске книжку стихов о жизни города, о городских трущобниках и бездомных, сопроводив ее фотографиями городских трущоб, проваливающейся почвы на месте шахтовых выработок и прочими иллюстрациями).
Так вот, как только я заговорил об этой книжке, да еще начал читать стихи о наших междуреченских бедах, да еще стихи о нашей российской внутренней политике - лица наших собеседников начали принимать все более "каменное" выражение. (Хоть слово каменный и не имеет степеней сравнения, пусть будет так, как я написал.)
-В чем дело?
Отвечают: "Мы - литераторы, мы - вне политики, а вы - хотите заставить нас вмешаться."
Трудно было заканчивать эту встречу. Представьте себе скопище - человек двадцать. И все они - каменно, убежденно - вне политики.
Думаю: "В Древней греции граждан городов делили на две неравные части: "политиков" и "идиотов". "Политики" - это те, кто мог отвечать за себя и других, люди зрелые, имеющие имущество и способные выбирать органы управления городом. "Идиоты" - соответственно, люди, не могущие отвечать ни за себя, ни за других - люди неполноценные, иногда умственно отсталые. В тогдашних городах вне политики были только такие люди.
И вдруг - в центре современного города Новокузнецка, более того - в его культурном центре, центральной его библиотеке... собрались "идиоты"! Причем идиоты принципиальные, воинствующие. Идиоты, у которых сама мысль о политике вызывает каменное выражение на лице! Идиоты благовоспитанные, которые думают, что удаление от политики - залог их литературной невинности.
Человек - существо социальное. Политика - средство "управления городом, полисом" - этот древний термин давно уже перерос свое прошлое значение и означает в том числе и управление социумом, общностью социальных существ - людей. А искусство и литература - самый тонкий, самый высокотехнологичный инструмент именно этого управления! То есть, художественное слово не может быть вне политики.
Над неполитиками издевался еще Маяковский: "Стихотворение "Выхожу один я на дорогу" - это просто агитация за то, чтобы девушки гуляли с поэтами... Одному, видите ли, скучно".
А если задуматься над этой сентенцией без полемизма и ерничанья?
Возьмем другой стих: "Я вас любил. Любовь еще, быть может..." ... А ведь это - просто манифест отказа от животной борьбы за самку, так, чтобы восторжествовали именно человеческие отношения. И это пушкинское любовное стихотворение - не политическое?! Не смешите меня.
Они, наши собеседники напоминали мне сплоченное, дисциплинированное, гордое своей чистотой собрание скопцов. Евнухов в литературном гареме.
В Междуреченск мы возвращались в подавленном настроении.
Свидетельство о публикации №110012803953
В целом вы безусловно правы, даже не верится, что все хором ратовали за "искусство ради искусства". Как правило, за это ратуют со всевозможными оговорками. А тут, пишите, единым строем за искусство вне политики... Странно... Не встречал такого. Может вы недопоняли друг друга? Кстати, вот вам ещё одна причина нелюбви моей ко всевозможным сборищам. Может там одни неосимволисты собрались...) И ещё - каждый по отдельности вам наверняка вам бы изложил совсем другие жизненные позиции. Эффект толпы. Толпа, она социальный организм, живущий по своим законам. Потом мне неведом их лидер, или лидеры. Что они из себя представляют? За что ратуют? На сколько всё там зависит от них? Я не знаю вообще принципов существования этой организации. У меня, сейчас, одни вопросы... От ответов на них, зависит мой вывод - отчего все вдруг дружно окаменели при слове политика. Там, кстати, ФСБ по соседству. Вы имели с этими товарищами дело? Если нет, то и не дай бог. У них все средства хороши... Какая там была возрастная категория? Молодежь не пугана, и не так зашорена. Я не думаю, что она бы выступила всем скопом против. Это, между прочим, тоже политика - быть против политики. Одни вопросы...
Я на вашей стороне. Кто то сказал - если ты не будешь заниматься политикой, то политика займётся тобой... Где то так. Опишите мне их, и я отвечу, если уже не ответил, более компетентно. У меня нет привычки судить сразу, без контекста...
Надеюсь я вас не разочаровал...?
Игорь Писареков 15.04.2010 15:20 Заявить о нарушении
С нашей междуреченской группой ("Полифон") познакомились. И пригласили на встречу. Нас трое приехало: Леня Костылев, Олежка Филиппов, и я.
Возрастной состав хозяев встречи - от семнадцати до семидесяти лет. Почему они так к политике - для меня тоже загадка. Такое ощущение, что вот описывать, как сосульки тают - с дорогой душой, а, как над ветеранами издеваются - это, знаете ли - некомфортно.
Я думаю, это все материально регулируется: если ты бунтарь, какой спонсор даст тебе денег на публикации? Вот и живут - уютно, но беззубо.
Зато - денег предприниматели на книжки - без отказу дают. Так что ФСБ, я предполагаю - ни при чем.
Валерий Берсенев 16.04.2010 11:07 Заявить о нарушении
Думаю, что вряд ли им коммерсы денег на книжки дают за беззубость.
Какой им с этого прок? А нет прока, нет и денег... Просто так уютнее, спокойнее, да и старшие товарищи, по старой памяти, не поощряют этого.
Да бог с ними...если умеют, то пусть хоть капель воспевают, и то польза...
С уважением
Игорь Писареков 16.04.2010 12:11 Заявить о нарушении